Умер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от ракаУмер актер Геннадий НазаровКирилл Туриченко станет отцомВалерия Ланская вышла замуж за кинокомпозитораВанесса Кирби стала мамойУмер лидер группы Green Grey Андрей ЯценкоУмер гитарист классического состава Kiss Эйс ФрейлиHollywood Undead отказались от концертов в РоссииУмерла актриса Дайан КитонОксана Самойлова подала на развод с ДжиганомУмер Ефрем АмирамовУмер исполнитель русского шансона Алексей СтёпинMacan уходит в армию

Артдокфест-2021: 7 лучших фильмов фестиваля

постер к фильму

Побитый, но не сломленный: вопреки переносам и запретам фестиваль документального кино «Артдокфест» всё-таки прошёл в Москве с 2 по 9 апреля 2021 года. Изначально смотр планировался осенью прошлого года, однако пандемия внесла свои коррективы в планы президента фестиваля, документалиста Виталия Манского. В итоге решено было перенести событие на апрель 2021-го из Риги в Москву и Санкт-Петербург. Но злоключения одного из самых смелых и свободных фестивалей в России только начинались: не успел закончиться показ фильма открытия, как Питер объявил, что тщательно распланированный и подготовленный семидневный праздник кино в их городе отменяется насовсем. Против Роскомнадзора, как говорится, не попрёшь.

В Москве дела обстояли чуть лучше – фестиваль всё же позволили откатать от и до, хотя не обошлось без неприятных инцидентов. Члены националистических организаций жаловались сначала на короткометражку «Родимое пятно», а затем и на полный метр «Дорога домой» — обе картины рассказывали о жителях Крыма, активистам не понравились упоминания в фильмах слов «аннексия» и «оккупация».

Две документальных ленты и вовсе пришлось снять с показа. Ими стали «Тихий голос» про сбежавшего из Чечни бойца ММА нетрадиционной ориентации и «Граница», повествующая о конфликте между той же Чечнёй и Ингушетией. А в последний день Виталий Манский подвёргся нападению одного из активистов прямо во время общения с журналистами. Никто, слава богу, не пострадал.

Тем не менее при всей политизированности контекста, в котором проводился фестиваль, его главным предметом обсуждения остаются всё же фильмы. Мы отобрали для вас семь прекрасных документальных работ, заслуживающих внимания.

«Расторгуев»

Режиссёр – Евгения Останина

Открылся «Артдокфест» фильмом-портретом выдающегося российского документалиста, жизнь которого оборвалась в 2018 году в ЦАР. Александр Расторгуев был человеком вселенского масштаба, умевшим добираться до самой сути и не боявшимся правды во всех её формах. Кинематографическая материя его работ указывала на бесспорный талант Расторгуева документировать жизнь какой она есть – без прикрас, со всеми её радостями и невзгодами, кристально чисто и беспристрастно. Многим он не нравился как человек (уж очень прямой, и упёртый он был) но мало кто мог устоять перед его фильмами.

Режиссёром документальной работы об Александре Расторгуеве стала его вдова – постановщица Евгения Останина, для которой, вне сомнений, создание этого фильма стало своего рода сеансом терапии. Она достаточно близко знала Расторгуева, чтобы не превратить документалку о нём в скорбную ленту, состоящую из сухих интервью современников. «Расторгуев» движется в двух направлениях: в первом мы в реальном времени наблюдаем за инсценировкой-расследованием убийства актёрами «Гоголь-Центра» в провинциальном городке, а во второй параллельно узнаём про жизнь и карьеру Расторгуева через его фильмы, его разговоры, его деятельность.

Оба направления сняты в лучших традициях самого Расторгуева: камера растворяется в происходящем, вылавливает незначительные на первый взгляд детали, остаётся до самого конца беспристрастной. Рассказывается о таких его работах, как «Гора», «Дикий, дикий пляж», «Срок», показаны сцены из фильма о фильме «Как я провёл этим летом» Попогребского и кастинга «Сталинграда» Бондарчука. Но двумя центральными эпизодами фильма, в полной мере раскрывающие взгляды ростовского документалиста на творчество и искусство, становятся жаркий спор Расторгуева с главным редактором «Сеанса» о фильме Германа «Трудно быть Богом» и его страстная беседа с создателями фильма «Киев/Москва».

Именно через эти, полные жизни, кадры ощущается вся невосполнимая утрата для отечественного кинематографа: Александр Расторгуев и при жизни сделал много, но вы только вдумайтесь, чего бы он мог достичь, если бы всё ещё был с нами. С осознанием этого становится совсем грустно.


«Дикий, дикий пляж. Жар нежных»

Режиссёр – Александр Расторгуев

По одной славной традиции Виталий Манский ежегодно показывает на своём фестивале полную режиссёрскую версию «Дикого, дикого пляжа» длиною в пять часов. Раньше это был просто эксклюзив «Артдокфеста» (все гуляющие по сети версии – укороченные), но теперь превратилось в дань памяти Расторгуева, близкого друга и соратника Манского.

Пятичасовой «Расторгуев кат» — это самый близкий вариант экранизации «Божественной комедии», до которой смогло дорасти человечество. Очень живописная экскурсия по всем кругам ада, не покидая Туапсе. Несколько сюжетов пересекаются и образуют эпическую фреску, на которой изображён среднестатистический бюджетный русский турист, который берёт от своего отпуска всё. Кино остаётся волнующим по сей день, некоторые его эпизоды шокируют (как, например, с верблюдом), некоторые смешат, некоторые пугают. Расторгуев снимает людей так, что мы обязательно в них разглядим знакомых или, если готовы это признать, отыщем в них самих себя. Незабываемый кинематографический опыт.


«Котлован»

Режиссёр – Андрей Грязев

Ещё один по-настоящему драйвовый фильм — это документальная картина «Котлован» Андрея Грязева — работа в духе поздних фильмов Годара или Олега Мавроматти. Она полностью создана на пост-продакшене и собрана из роликов на ютубе. Обрывки новостных передач из первой части переходят в обращения граждан к президенту с разными просьбами: от починки фонаря (где блестящий молодой человек с экрана лапидарно объясняет, что один фонарь светит, а другой нет, и почему это является непорядком) до самых насущных проблем ЖКХ и прямых призывов уйти. Несмотря на «лоскутную» структуру повествования, в картине обнаруживается внутренняя событийная драматургия, которая для каждого зрителя конструируется в процессе просмотра.

Фильм демократически уравнивает все высказывания граждан, вплоть до самых невероятных (в одном из эпизодов группа людей из Томска посылает Путину письменное обращение, привязав его к воздушным шарикам цвета триколора), горизонтально располагая их по соседству, что ни в коем случае не обесценивает нужды гласа народа. Наоборот, это как нельзя лучше представляет художественный срез уникального и многогранного устройства коллективной русской души — широкой, непостижимой и парадоксальной... В ней так же, как и в «Котловане», страх встречается с абсурдом, а глубокие и важные темы, как проблема домашнего насилия, необходимость защиты природы, сменяемость и произвол власти, граничат с безумием, панком, исконно русским андерграундом. Финал картины лишний раз показывает, насколько художественной может быть сама реальность: якутский шаман-экзорцист Саша удаляется пешком в сторону Москвы с телегой в руках в компании пса, а люди за кадром радостно и искренне желают ему счастливого пути.


«Горбачёв. Рай»

Режиссёр – Виталий Манский

Несмотря на то, что «Горбачёв» шёл во время «Артдокфеста» каждый день, попасть на него было чрезвычайно трудно. У вашего автора квест с проходом в зал завершился тем, что меня лично Виталий Манский, режиссёр фильма и президент фестиваля, за руку провёл на раскупленный за несколько дней до премьеры показ. После такого смотреть кино было вдвойне приятно.

Хотя и без увертюр «Горбачёв. Рай» смотрится гладко и увлекательно. Кино представляет собой портрет-наблюдение за первым президентом СССР (в отличие от вышедшего двумя годами ранее дока Вернера Херцога «Встреча с Горбачёвым», где были только их беседы). Манский чаще слушает своего собеседника, а ещё больше – молчаливо наблюдает за ним в быту, как Горбачёв трапезничает, читает стихи, что-то упоительно напевает себе под нос. Разговор завязывается от начала политической карьеры бывшего лидера страны до судьбоносного решения распустить республики, даровав им независимость.

У Херцога Горбачёв предстал стареющим лидером великой державы, тут он, скорее, стареющий романтик и гуманист, в конце концов, куда ближе к понятию «обычный человек».


«Гаражане»

Режиссёр – Наталья Ефимкина

«Гаражане» — документальный фильм из конкурсной программы «Артдокфеста», исследующий закоулки русской души на Крайнем Севере. В качестве метафоры ее вместилища — гараж. В России — «намного больше, чем здание для парковки машины».

Украинский режиссёр с берлинским образованием (и финансированием) Наталья Ефимкина потрясающе организует пространство фильма. Сами гаражи она снимает статичной камерой с широким разрешением. Высококачественное цифровое изображение позволяет разглядеть мельчайшие детали и «растворяет» камеру. Эффект соприсутствия создаётся ещё и потому, что в фильме нет «говорящих голов», но зато есть живая речь (включая обсценную лексику), ненамеренные реакции и мимикрия жизни под художественное кино. Всё это складывается в уверенный постдок на локальном материале, наподобие недавнего фильма «Едоки картофеля» Дины Бариновой — участницы питерского фестиваля «Послание к человеку» 2019 года, где камера фиксирует жизнь, а жизнь формирует поэтику.


«Гунда»

Режиссёр – Виктор Косаковский

Одной из главных премьер конкурсной программы «Артдокфеста» 2021 стал показанный в прошлом году на Берлинского кинофестивале фильм «Гунда» документального режиссера Виктора Косаковского (автора «Акварели»). Это кино совместного производства Норвегии и США с исполнительным продюсером Хоакином Фениксом (он, как и автор, веганит и является ярым защитником прав наших меньших братьев).

Это чёрно-белое полотно и едва ли не первый фильм, решившийся на столь радикальную смену оптики: в качестве субъектов киноповествования здесь не люди, а животные. В центре внимания режиссера — свинское существование (Гунды и ее поросят), а также быт ее беззаботных соседей по ферме — кур и коров. В новой картине Косаковского нет ни человеческого голоса, ни саундтрека. Зато всё показываемое на экране запросто может считываться и как бесцельное, но кинематографическое наблюдение за животными, и как философская притча об эгоистическом сосуществовании человека с другими созданиями на одной планете, и как модель базовых семейных отношений, возможных не только в социуме, но и в природе, о которой мы часто забываем.


«Нерка. Рыба красная»

Режиссёры – Владислав Гришин и Дмитрий Шпиленок

Камчатка становится местом действия документального фильма, затрагивающего рыбную ловлю и жизнь в географической изоляции. Российскую картину «Нерка. Рыба красная», представленную во внеконкурсной программе «Артдокфеста», можно смело сказать одним из самых красивым документальным фильмом фестиваля. Работа Владислава Гришина и Дмитрия Шпиленка рассказывает о диком лососе юга Камчатки – озерновской нерке, создающей местный рай для рыболовов и всех животных и птиц. Большие бурые мишки ежедневно выходят за добычей, порой устраивая показательные поединки друг с другом прямо посередине неглубокого притока.

Однако полюбоваться живописной идиллией дикого мира – не единственная цель документалистов, они выносят на обсуждения важный экологический вопрос. Казалось бы, запасы нерки неограниченны – как источник пищи и дохода, она занимает главенствующую позицию в регионе. Но из-за человеческой жадности и безответственного отношения к природе, даже самые огромные запасы могут оказаться на грани исчезновения.

Вадим Богданов, InterMedia

β 16+