Итоги юбилейного кинофестиваля «Победили вместе» подведут на пресс-конференции в ТАССЕгор Крид получил травму в ДубаеУмер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцом

Рецензия на документальный фильм «Побег»: Анимируя суровую реальность беженца

кадр из фильма

Оценка: 8 из 10

Премьера документального фильма «Побег» состоялась на кинофестивале «Сандэнс» 29 января 2021 года. Режиссёр: Йонас Поэр Расмуссен. Роли озвучивали: Николай Костер-Вальдау и Риз Ахмед.

Фильм стал обладателем гран-при кинофестиваля «Сандэнс» в категории мирового документального кино.

Одной из самых громких премьер нынешнего «Сандэнса» стала анимационная документальная работа «Побег», отобранная в прошлом году не случившимся Каннским кинофестивалем, а сейчас готовящаяся для американского релиза стараниями Риза Ахмеда и Николая Костера-Вальдау (оба продюсируют и озвучивают). На сегодняшний момент уже существует бессчетное множество документалок про беженцев, однако уж точно ни одна из них не сравнится с работой датчанина Йонаса Поэра Расмуссена, которую он мариновал несколько лет.

С момента выхода его предыдущего фильма (в 2015-м) действительно прошло немало времени, за которое режиссёр тщательно и осторожно прорабатывал идею «Побега». В первую очередь фильм Расмуссена, конечно же, выделяется формой. Прекрасная взрослая анимация сразу же открывает новые просторы для творчества. Фильм представляет собой интервью давнего друга режиссёра, афганского беженца, который бежал из своей страны во время памятного российскому гражданину конфликта – через Москву в Данию, без паспорта и денег, в постоянной опасности, что его в любой момент будет поймать и депортировать.

С помощью анимации Расмуссен не просто изменил внешность своего рассказчика, но и удачно визуализировал его рассказ в захватывающий и предельно эмоциональный триллер о стремлении к свободе и побеге от насилия. По воздействию и подходу напоминающий отличную американскую документалку «Башня» про массовую стрельбу в 1966 году, «Побег» является детализированным и очень личным портретом одного отчаявшегося человека. А ещё это фильм-терапия, который в практически исповедальной манере открывает зрителю душу главного героя, в котором отражаются страхи и надежды сразу всех беженцев мира.

Важный момент в истории главного героя заключается в том, что он нетрадиционной ориентации. Но, естественно, из Афганистана, страны глубоко патриархального строя и сурового блюстителя консервативных семейных ценностей, он решил бежать не поэтому. Война была и будет главной причиной для человека отправиться на поиски мира, в каком бы далёком и неизвестном месте он не находился. Будучи предельно личным рассказом главного героя, «Побег», конечно же, затрагивает те противоречия, застигнувшие рассказчика ещё мальчиком, когда все смотрели боевики с Ван-Дамом, чтобы насладиться драками, а он – его мускулистым, грациозным телом без рубашки.

Российскому зрителю картина должна быть особо интересна по целому ряду причин – как минимум из-за того, как в ней показана перестроечная Москва с пустыми прилавками, длинной очередью в первый Макдональдс на Тверской и очень даже точно воссозданной советской архитектурой. Большую часть своего рассказа герой как раз проводит в Москве, которая, что неудивительно, показана максимально враждебной и ядовитой – как полагается при субъективной точки зрения, знакомой зрителю по фильмам братьев Дарденн или недавней «Айки» Сергея Дворцевого.

Герой вместе со своей семьёй, чудом выбравшейся по поддельным паспортам из Афганистана, живёт в крошечной хрущёвке, где любой шум на лестничной площадке заставляет всех их вздрагивать – вдруг милиция устроила рейд. Милицейский беспредел особо ярко показан на контрасте, когда в соседнем переулке от только что открывшегося Макдональдса стражи порядка учиняют расправы, рэкет и избиения нелегалов практически на глазах той самой очереди безвольно собравшихся москвичей в надежде вкусить заветный биг мак.

«Побег» одинаково успешно работает и как продукт артистической свободы, и как исчерпывающее публицистическое высказывание на тему опыта беженцев во всём мире. Уже сейчас можно сказать, что картина Йонаса Поэра Расмуссена станет одним из главных документальных фильмов 2021 года.

Вадим Богданов, InterMedia

β 16+