Рецензия на фильм «Человек из Подольска»: Разгоняем тоску бытия
Оценка: 9 из 10
Фильм «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова выходит в российский прокат 26 ноября 2020 года. Режиссёр: Семён Серзин. В ролях: Вадик Королёв, Виктория Исакова, Владимир Майзингер, Михаил Касапов, Илья Борисов и другие.
Если спросить человека, который прожил всю свою жизнь в маленьком провинциальном городе об истории своего края, мало кто сможет с точностью ответить даже на базовые вопросы о населении, этимологии и дате принятия населённым пунктом своего статуса. Да и зачем им вся эта информация? Ведь в планах на жизнь обязательным пунктом числиться «свалить» в большой город, в резиновую Москву, за границу или туда, где нас нет, но непременно лучше. А ты попробуй сделать себе хорошо там, где ты есть!
Экранизация пьесы «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова, прокатившаяся с успехом по театральным подмосткам, а теперь реализованная благодаря чёткому и неординарному видению режиссёра Семёна Серзина в виде зрелого и впечатляющего дебютного фильма, заставляет задуматься. Задуматься о множестве вещей – не только о вопросах, кто ты и откуда.
Ни для кого не секрет, что в нашей стране любого человека могут взять и доставить в отделение полиции. На каком основании? Угадай сам. У тебя могут быть подозрительные глаза, или поздним вечером ты просто оказался не в то время не в том месте. Вот и с нашим героем Николаем Фроловым (Вадик Королёв, фронтмен группы «OQJAV») приключилось примерно та же ситуация. Самый обычный и ничем не выделяющийся из толпы парень едет из Москвы в родной Подольск. Прямо на вокзале он узнаёт, что девушка его бросила – бросила и его, и Подольск: теперь она будет жить в Москве, где нашла себе жильё, а может, и ещё кого. Ну, бросила так бросила. Невелика потеря.
Колю приводят в отделение, забирают паспорт, говорят, что скоро вызовут. Вскоре вызывают – всё как обещано. За столом его ждёт первый полицейский – Михалыч (фактурный Владимир Майзингер); не выдержав, наш герой нарушает тишину: «А всё-таки, за что меня задержали?». На что получает одновременно комичный и пугающий ответ – «сейчас мы и выясним». Тут начинается настоящий кафкианский кошмар – абсурдный процесс над Колей с целью докопаться до истины, не кто он по паспорту, а что за человек такой.
Допрос вскоре приобретает неожиданный оборот: полицейские – к опытному Михалычу вскоре подключается молодой Палыч (Михаил Касапов) и обворожительная Марина (Виктория Исакова) – интеллигентно и грамотно общаются с задержанным о его работе, хобби и взглядах на жизнь. Что он знает о родном Подольске? Ничего? Как же так! Ведь без прошлого нет будущего! Где учился, где работает, кого любил и любил ли по-настоящему? Для всех инстанций мы лишь карточка в системе с перечнем ФИО, прописки и базовых сведений, однако, как доступно разъясняет Михалыч, паспорт ничего не расскажет о вашей личности.
Кино хочет показать нам, что норма – это когда полицейские могут подкинуть наркотики в целях поднятия собственных показателей и вмазать пару раз дубинкой без особой на то причины. А отклонение от нормы – когда они знают толк в музыке и литературе, приятные и образованные люди, способные провести с человеком беседу в воспитательных целях. «Человек из Подольска» ярко иллюстрирует те знакомые всем нам реалии, в которых получение образования только по той причине, что нужно было «куда-то поступать, что-то оканчивать, ну, чтобы корочка была», это норма, а любовь к своей профессии – это уже вопиющее от неё отклонение. Сколько в нашей стране таких историков без интересных историй? Сколько уставших, пустых или опустевших? «Что стало с твоей мечтой?», — краем глаза мы замечаем на стене подъезда в кассетном флэшбеке Коли, что на подсознательном уровне отправляет мысли внимательного и вдумчивого зрителя в полёт экзистенционального толка.
Можно во всём винить свою страну, власть, менталитет («В России никому ничего не нужно»), но смысл какой? Живём же не во время войны или голода – у нас есть родные и близкие, мы уже счастливее многих. А вообще, счастье понятие относительное, и каждый видит то, что хочет видеть. Кто-то будет радоваться и своему провинциальному Подольску, Мытищам или Химкам, а кому-то могут запросто приесться и Париж с его Елисейскими полями, и Прага с Карловым мостом, и даже Амстердам с кварталом красных фонарей. Картина Серзина во многом о том, что необходимо научиться видеть счастье вокруг – пока едешь на работу в электричке, пока гуляешь по знакомым наизусть улицам с любимым человеком, другими словами, в повседневности. Именно в ней и проходит наша жизнь, которая, как известно, состоит из мелочей, радоваться которым многие из нас забывают или попросту не умеют.
Семён Серзин – сам театральный режиссёр (а ещё актёр фильмов Кирилла Серебренникова – он был в «Лете» и появится в «Петровых в гриппе»), отчего работать с пьесами он всегда умел превосходно. Однако зритель теперь пришёл насладиться не только первоклассным текстом с глубокими идеями и потрясающими прописанными диалогами, первоклассно разыгранными небольшим количеством талантливых актёров, а кинематографическим произведением. И у Серзина перевод театрального материала на язык кино удался практически безупречно.
Оператор Даниил Фомичёв, снимавший «Витьку Чеснока», выдал сочную картинку и настолько плавные движения камеры, что «Человека из Подольска» не только приятно слушать, но и разглядывать в нём каждую композицию и каждый план. Награждённый на «Кинотавре» саундтрек – ещё одно преимущество над театральной постановкой: с его помощью режиссёр филигранно переключает комедийный тон фильма на тревожный. Да и сам Серзин добавил множество интереснейших синефильских приёмов-отсылок: в одной сцене очевидно влияние Ханеке и его «Забавных игр», в другой Бунюэля в целом и «Ангела-истребителя» в частности, а в третьей проскакивают фирменный кубриковский гротеск и знаменитый линчевский сюрреализм.
А ещё Серзин не упустил возможности разбавить повествование визуальным символизмом. В его версии герои периодически меняют дислокацию внутри полицейского участка и в какой-то момент оказываются в бассейне. Коля окунается, чтобы не просто освежиться, но и переродиться, переосмыслить всё (образ, тянущийся ещё с крещения Руси) – авось на мир другими глазами посмотришь. И пусть Россия для грустных, пусть нас так учили испокон веков – терпеть и не ждать чуда. Но что если чудо всё-таки есть и всегда было с нами – оно где-то внутри, и чтобы его обнаружить многого не требуется? Что если достаточно всего лишь достать свою гитару, создать группу с крутым названием «Liquid Mother» и просто играть, без стадионов, но для души… Она же есть в тебе? Она ещё жива?
Вадим Богданов, InterMedia
Роберт Де Ниро и Бен Стиллер снова снимутся в «Знакомстве с родителями»
Четвертый фильм комедийной кинофраншизы «Знакомство с родителями» запущен в производство кинокомпанией Universal Pictures. Как сообщает Deadline, проект находится на самой ранней стадии разработки, сценарий напишет Джон Гамбург, который был соавтором трех первых частей и сопродюсером последней. Сюжет держится в тайне, режиссер пока не назначен, но ожидается, что к своим ролям вернутся Бен Стиллер, Роберт Де Ниро, Блайт Даннер и Тери Поло, с которыми ведутся переговоры. Джейн Розенталь и Де Ниро также возвращаются, чтобы продюсировать фильм через Tribeca Productions, вместе с Джеем Роучем, который был режиссером первых двух фильмов и продюсировал все три.
«ИнтерМедиа» напоминает, что фильм «Знакомство с родителями» рассказывал о встрече медбрата Грега Факера (Стиллер) с семьей его невесты Пэм (Поло) - грозным тестем, бывшим сотрудником ЦРУ, Джеком Бернсом (Де Ниро) и его очаровательной женой Диной (Даннер). Комедия была тепло принята критиками и собрала более 330 миллионов долларов по всему миру, став седьмым самым кассовым фильмом в мире в 2000 году и даже получив номинацию на «Оскар» за лучшую песню.
Затем последовали сиквелы «Знакомство с Факерами» (2004), где родителей Грега сыграли Дастин Хоффман и Барбра Стрейзанд, и «Знакомство с Факерами-2» (2010), рассказывающий как бабушки и дедушки приезжают в Нью-Йорк, чтобы пообщаться с детьми и внуками. Обе части также имели кассовый успех, достигнув общей суммы франшизы в более чем 1,13 миллиарда долларов, хотя третий фильм скорее разочаровал фанатов и критиков и «удостоился» трех номинаций на «Золотую малину» (Джессика Альба получила антипремию за худшую женскую роль второго плана).
Итальянский фильм «Горная невеста», снятый российским оператором Михаилом Кричманом, выйдет в прокат в апреле
Трейлер фильма «Горная невеста» (Vermiglio) был представлен 10 декабря 2024 года. Главные роли в картине итальянского режиссера и сценаристки Мауры Дельперо исполнили Томмазо Раньо, Роберта Ровелли, Мартина Скринци, Джузеппе Де Доменико, Карлотта Гамба, Оритетта Нотари и другие. Снял картину российский оператор Михаил Кричман, работавший с Андреем Звягинцевым («Возвращение», «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь» и др.), Алексеем Федорченко («Овсянки») и другими российскими режиссерами, а также Ливом Ульманом («Фрёкен Юлия») и Джошуа Оппенхаймером («Конец света»).
Действие фильма происходит в 1944 году в небольшой отдаленной деревушке-коммуне в итальянских Альпах, где оказывается скрывающийся от армии молодой сицилийский солдат-дезертир (Раньо). Он находит приют у большой семьи местного учителя и влюбляется в его старшую дочку Лучию (Скринци), что приводит к неожиданному повороту в их судьбах.
Премьера «Горной невесты» состоялась в сентябре на Венецианском кинофестивале, где фильм получил четыре награды, в том числе специальный приз жюри, приз за лучший актерский дебют Мартины Скринци и звание лучшего итальянского фильма. Картина также выдвинута от Италии на «Оскар».
В американский прокат «Горная невеста» выйдет 25 декабря, в российский его выпустит 17 апреля 2025 года кинокомпания «Экспонента»).
«Крик тишины» и «Без срока давности» покажет «Мосфильм. Золотая коллекция» к юбилею Бориса Щербакова
Марафон в честь народного артиста России Бориса Щербакова пройдет на телеканале «Мосфильм. Золотая коллекция» 11 декабря 2024 года. В этот день актер отметит свое 75-летие. Показы начнутся в 19.55 с картины «Крик тишины». Детектив поставлен по произведению Исая Калашникова. Борис Щербаков исполнил в фильме роль егеря Семёна Шмелева.
В 21.30 зрители смогут посмотреть «…По прозвищу «Зверь» о столкновении участника афганской войны с преступной группировкой. Щербаков сыграл антагониста главного героя — советского коммерсанта Алика, сотрудничающего с бандитами.
Завершит марафон в 23.10 лента «Без срока давности» о поиске архива гестапо и поимке агентов западной разведки. Там Борис Щербаков исполнил главную роль — майора госбезопасности Алексея Столярова.