Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

26.10.2020
25.10.2020
24.10.2020
23.10.2020

Движение вверх саблей. Рецензия на фильм «На острие» (ММКФ-2020)

14.10.20 11:35 Раздел: Кино и сериалы Рубрика: Рецензии и обзоры16+
Движение вверх саблей. Рецензия на фильм «На острие» (ММКФ-2020)

Оценка: 8 из 10

Премьера спортивной драмы «На острие» состоялась на 42-м ММКФ, в российский прокат картина выходит 26 ноября 2020 года. Режиссер: Эдуард Бордуков. В ролях: Светлана Ходченкова, Стася Милославская, Сергей Пускепалис.

Александра Покровская – одна из лучших саблисток России и мира. Она знаменита, богата и счастлива. Чтобы войти в историю, ей остается сделать последний шаг – взять олимпийское золото. Грядущая олимпиада, скорее всего, станет последней в ее карьере. Но внезапно на ее пути оказывается девятнадцатилетняя Кира Егорова – девушка из провинции, покорившая Москву своей удивительной скоростью. Кира побеждает на всех соревнованиях и не сходит с обложек глянцевых журналов. Между девушками начинается отчаянная схватка за место в сборной и олимпийское золото.

«На острие» стал фильмом закрытия Московского кинофестиваля. Тем не менее, кино это получилось совсем не фестивальное, а самое что ни на есть зрительское. Это очередная спортивная драма, что так любят снимать в России в последнее время, отличающаяся от большинства тем, что получилась хорошо. Больше всего она напоминает «Движение вверх» – фильм, который был широко любим зрителями ровно до тех пор, пока один известный блогер не снял на него разгромный обзор, после чего аудитория резко решила относиться к нему так же отрицательно.

«На острие» получилась динамичной, напряженной и эмоциональной – какой и должна быть спортивная драма. Самое главное, что сам спорт там удалось показать достаточно зрелищно, чтобы за ним было интересно смотреть – таким же удалось показать баскетбол в «Движении вверх» (и не удалось показать футбол в «Стрельцове»).

При этом фильм получился достаточно глубоким для своего жанра – по крайней мере, он сумел показать ряд возможных весьма логичных конфликтов, возникающих как между поколениями, так и внутри команды. Александра Покровская (Светлана Ходченкова) для спортивной карьеры уже старовата и выходит из своего пика формы. Но отпустить все и уйти из спорта ей довольно сложно. Особенно когда ее место пытается занять какая-то выскочка (Стася Милославская), у которой есть отменная скорость реакции, но совсем нет опыта. Зависть, сумасшедшая одержимость, страх поражения, стремление всеми силами вытравить молодую соперницу из команды и самой стать лучше, торг за свое место, депрессия, вызванная неизбежностью собственного ухода – Ходченкова порой выдает совершенно фантастические эмоции. Получается эдакий «Бульвар Сансет» Уайлдера, но только от спорта. В результате искрящие отношения между двумя саблистками здесь держат в напряжении ничуть не меньшем, чем их непосредственные спортивные выступления.

Этот мир спорта труден, местами – опасен, а помнят здесь только победителей, а не долгие упорные тренировки или боль и отчаяние проигравших. Хотя все эти идеи фильм доносит до зрителя, в то же время он несет и другую мысль, что олимпийская команда – это в первую очередь команда, об этом никак нельзя забывать. Стоит только раз Покровской повести себя грязно к молодой сопернице – и отношения в команде начинают рушиться. «Нет у нас никакой команды», – почти сразу заявляет на следующий же день другая спортсменка в исполнении актрисы Софии Эрнст. Пока не будет восстановлена справедливость, пока не будут налажены отношения и преодолены все конфликты – не будет никакого олимпийского золота. При этом в контексте фильма это вовсе не выглядит какой-то кармической справедливостью или божественным вмешательством – просто сохранение командного духа является основной для достижения победы.

Вот и получается в итоге яркая картина с отличным актерским составом, да еще и рассказывающая про не самый популярный вид спорта. Вряд ли широкая аудитория знает много фильмов про фехтование на саблях. Под конец накал страстей, увы, стихает из-за появляющихся патриотических штампов в виде зрителей, обязательно смотрящих по телевизору именно фехтование и кричащих «Россия!» и стремления авторов к хэппи-энду. Впрочем, последнее – это, видимо, обязательный элемент для фильма, рассчитанного на столь же широкую аудиторию, что и «Движение вверх». С другой стороны, кассовый хит из «На острие» мог бы получиться, несмотря на все недостатки. Будет очень печально, если коронавирус к моменту его выхода все еще будет негативно влиять на киноиндустрию.

Павел Соломатин, InterMedia

Фото: постер к фильму