Умер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от ракаУмер актер Геннадий НазаровКирилл Туриченко станет отцомВалерия Ланская вышла замуж за кинокомпозитораВанесса Кирби стала мамойУмер лидер группы Green Grey Андрей ЯценкоУмер гитарист классического состава Kiss Эйс ФрейлиHollywood Undead отказались от концертов в РоссииУмерла актриса Дайан КитонОксана Самойлова подала на развод с ДжиганомУмер Ефрем АмирамовУмер исполнитель русского шансона Алексей СтёпинMacan уходит в армию

Движение вверх саблей. Рецензия на фильм «На острие» (ММКФ-2020)

постер к фильму

Оценка: 8 из 10

Премьера спортивной драмы «На острие» состоялась на 42-м ММКФ, в российский прокат картина выходит 26 ноября 2020 года. Режиссер: Эдуард Бордуков. В ролях: Светлана Ходченкова, Стася Милославская, Сергей Пускепалис.

Александра Покровская – одна из лучших саблисток России и мира. Она знаменита, богата и счастлива. Чтобы войти в историю, ей остается сделать последний шаг – взять олимпийское золото. Грядущая олимпиада, скорее всего, станет последней в ее карьере. Но внезапно на ее пути оказывается девятнадцатилетняя Кира Егорова – девушка из провинции, покорившая Москву своей удивительной скоростью. Кира побеждает на всех соревнованиях и не сходит с обложек глянцевых журналов. Между девушками начинается отчаянная схватка за место в сборной и олимпийское золото.

«На острие» стал фильмом закрытия Московского кинофестиваля. Тем не менее, кино это получилось совсем не фестивальное, а самое что ни на есть зрительское. Это очередная спортивная драма, что так любят снимать в России в последнее время, отличающаяся от большинства тем, что получилась хорошо. Больше всего она напоминает «Движение вверх» – фильм, который был широко любим зрителями ровно до тех пор, пока один известный блогер не снял на него разгромный обзор, после чего аудитория резко решила относиться к нему так же отрицательно.

«На острие» получилась динамичной, напряженной и эмоциональной – какой и должна быть спортивная драма. Самое главное, что сам спорт там удалось показать достаточно зрелищно, чтобы за ним было интересно смотреть – таким же удалось показать баскетбол в «Движении вверх» (и не удалось показать футбол в «Стрельцове»).

При этом фильм получился достаточно глубоким для своего жанра – по крайней мере, он сумел показать ряд возможных весьма логичных конфликтов, возникающих как между поколениями, так и внутри команды. Александра Покровская (Светлана Ходченкова) для спортивной карьеры уже старовата и выходит из своего пика формы. Но отпустить все и уйти из спорта ей довольно сложно. Особенно когда ее место пытается занять какая-то выскочка (Стася Милославская), у которой есть отменная скорость реакции, но совсем нет опыта. Зависть, сумасшедшая одержимость, страх поражения, стремление всеми силами вытравить молодую соперницу из команды и самой стать лучше, торг за свое место, депрессия, вызванная неизбежностью собственного ухода – Ходченкова порой выдает совершенно фантастические эмоции. Получается эдакий «Бульвар Сансет» Уайлдера, но только от спорта. В результате искрящие отношения между двумя саблистками здесь держат в напряжении ничуть не меньшем, чем их непосредственные спортивные выступления.

Этот мир спорта труден, местами – опасен, а помнят здесь только победителей, а не долгие упорные тренировки или боль и отчаяние проигравших. Хотя все эти идеи фильм доносит до зрителя, в то же время он несет и другую мысль, что олимпийская команда – это в первую очередь команда, об этом никак нельзя забывать. Стоит только раз Покровской повести себя грязно к молодой сопернице – и отношения в команде начинают рушиться. «Нет у нас никакой команды», – почти сразу заявляет на следующий же день другая спортсменка в исполнении актрисы Софии Эрнст. Пока не будет восстановлена справедливость, пока не будут налажены отношения и преодолены все конфликты – не будет никакого олимпийского золота. При этом в контексте фильма это вовсе не выглядит какой-то кармической справедливостью или божественным вмешательством – просто сохранение командного духа является основной для достижения победы.

Вот и получается в итоге яркая картина с отличным актерским составом, да еще и рассказывающая про не самый популярный вид спорта. Вряд ли широкая аудитория знает много фильмов про фехтование на саблях. Под конец накал страстей, увы, стихает из-за появляющихся патриотических штампов в виде зрителей, обязательно смотрящих по телевизору именно фехтование и кричащих «Россия!» и стремления авторов к хэппи-энду. Впрочем, последнее – это, видимо, обязательный элемент для фильма, рассчитанного на столь же широкую аудиторию, что и «Движение вверх». С другой стороны, кассовый хит из «На острие» мог бы получиться, несмотря на все недостатки. Будет очень печально, если коронавирус к моменту его выхода все еще будет негативно влиять на киноиндустрию.

Павел Соломатин, InterMedia

β 16+