Заказчикам и организаторам онлайн-концертов: юридические аспекты

В связи с временным запретом на проведение массовых мероприятий, к которым относятся в т.ч. концерты, значительное число организаторов мероприятий обратили свой взор на онлайн-формат. Проведение онлайн-концертов весной 2020 года стало массовым, а их записи активно размещаются на интернет-платформах.
Если организатор онлайн-концерта делает запись для последующего многократного просмотра пользователями, он становится создателем аудиовизуального произведения (далее – АВП), а значит - возникает необходимость соблюдения авторских и смежных прав.
Видеозапись онлайн-концерта с точки зрения законодательства об интеллектуальной собственности может рассматриваться как сложный объект (ст.1240 ГК РФ). Лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (организатор онлайн-концерта) приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
Таким образом, организатор онлайн-концерта при создании видеозаписи концерта и дальнейшем использовании видеозаписи обязан надлежащим образом оформить права на использование объектов авторского и смежных прав, входящих в АВП, в целях последующего правомерного использования АВП с включением записи онлайн-концерта:
1. Необходимо одним из двух способов получить права на исполнение, созданное Артистом-исполнителем музыкальных произведений при проведении онлайн-концерта, для включения в АВП:
- заключить с Артистом-исполнителем музыкальных произведений договор об отчуждении исключительного права на созданное Артистом-исполнителем при участии в онлайн-концерте (его записи) исполнение;
- заключить лицензионный договор на использование исполнения в составе сложного объекта – видеозаписи (программы) онлайн-концерта.
2. Для размещения в сети Интернет АВП, включающего исполнение, рекомендуется получить как минимум право на использование исполнения следующими способами:
- запись исполнения (фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение);
- доведение исполнения в составе АВП до всеобщего сведения в сети Интернет;
- воспроизведение записи исполнения;
- распространение записи исполнения в составе АВП, в том числе для целей последующего доведения до всеобщего сведения на необходимых видах материальных носителей, любым тиражом.
3. Если договор, заключаемый с Артистом-исполнителем, является по сути договором о создании аудиовизуального произведения, предполагается согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированного в аудиовизуальном произведении, должно быть при этом прямо выражено в договоре.
4. По умолчанию лицензионный договор, предусматривающий использование исполнения в составе АВП, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия исключительного права на исполнение, если лицензионным договором не предусмотрено иное (ст.ст.1317 - 1318 ГК РФ). В случае, если Артист-исполнитель предоставляет право на использование исполнения в составе АВП на иной конкретный срок (например, на 5 лет), фактически это условие препятствует использованию АВП с включенным исполнением на более длительный срок. Это необходимо учитывать при согласовании условий с Артистом-исполнителем.
5. Организатор онлайн-концерта в целях аккумулирования аудитории при онлайн-трансляции концерта вправе ограничить публичные выступления Артиста-исполнителя на определенный срок до и после проведения онлайн-концерта, включив в договор с Артистом-исполнителем условие с гарантиями последнего не осуществлять публичные выступления, например, на других онлайн-платформах, отличных от платформы организатора онлайн-концерта, а также на концертных площадках в офлайне в течение согласованного сторонами срока.
6. Организатор онлайн-концерта в составе АВП помимо исполнения/ фонограммы исполнения использует также музыкальные произведения (с текстом и без). В связи с этим необходимо заключить договор на использование музыкальных произведений в составе АВП как сложного объекта. Музыкальное произведение с текстом или без текста (объект авторского права) представляет собой самостоятельный результат интеллектуальной деятельности, исключительные права на который могут принадлежать разным лицам. Организатору онлайн-концерта необходимо получить разрешение (лицензию) на включение музыкальных произведений в состав АВП (с правом осуществить синхронизацию музыкальных произведений с аудиовизуальным рядом АВП), а также право (неисключительную лицензию) на использование музыкальных произведений следующими способами:
- переработка музыкальных произведений в целях включения в состав АВП любым способом, в том числе, осуществление любыми способами редактирования и переработки звукового ряда, аранжировки, микширование всех записанных звуковых компонентов, перемонтаж, наложение другого графического и музыкального оформления и т.п.
- использование музыкальных произведений с любыми другими музыкальными, литературными, драматическими и иными произведениями в составе АВП по выбору Организатора онлайн-концерта или третьих лиц по заказу Организатора онлайн-концерта;
- публичное исполнение музыкальных произведений в живом исполнении исполнителями и иными лицами, задействованными в онлайн-концерте;
- осуществление звуковой записи исполнения музыкальных произведений или их фрагментов совместно с другими звуками и изображениями в целях дальнейшего использования созданной фонограммы в составе АВП;
- доведение музыкальных произведений в составе АВП до всеобщего сведения посредством любых телекоммуникационных и иных сетей, в том числе сети Интернет;
- воспроизведение и распространение музыкальных произведений в составе АВП для целей последующего доведения до всеобщего сведения на необходимых видах материальных носителей, любым тиражом.
Получить права на использование музыкальных произведений в составе АВП можно у правообладателя или у организации по коллективному управлению правами (далее – ОКУП), например, Российского авторского общества или Первого музыкального издательства. При этом необходимо проверить наличие у ОКУПа прав на предоставление лицензии в объеме, необходимом Организатору онлайн-концерта (например, на использование произведения способом переработки).
7. Если в состав АВП входит фонограмма, не созданная специально при записи исполнения Артистом-исполнителем музыкальных произведений, Организатору онлайн-концерта также необходимо получить права на ее использование.
8. При размещении АВП с записью онлайн-концерта на интернет-платформе необходимо проверить наличие Пользовательного соглашения на сайте.
9. Рекомендуется разместить на интернет-платформе, а также непосредственно в АВП с записью онлайн-концерта предупреждение для зрителей о запрете осуществлять копирование (воспроизведение), переработку, распространение, отображение во фрейме, публикацию, скачивание, передачу, продажу АВП без предварительного разрешения правообладателя.
Дополнительная информация: tp@legal-expert.info, + 7 (965) 194-8786 (Петровская Татьяна), www.facebook.com/legalexpert.info
Обзор: «Вопрос ребром – «Каспийский Груз». Секс или драка

2023, «Вопрос ребром»
Оценка: 7 из 10.
Это был далеко не самый искромётный выпуск «Вопроса ребром», но поклонников «Каспийского Груза» он явно порадует, а кого-то, может быть, и заставит заинтересоваться их творчеством. Дуэт Брутто и Веса некоторое время назад объявил о распаде, но потом без специальных объявлений вернулся. За это пришлось держать ответ перед гостями шоу. Рэперы объяснили, что решили записать трек в честь 10-летия «Каспийского Груза», потом записали ещё два и поняли, что надо делать, пока пишется. По мнению Брутто, Веса и примкнувшего к ним Басты, обещание о распаде – это не то обещание, которое следует обязательно выполнять: «А вам лучше бы было, если бы они так и работали по отдельности?». Кстати, Баста должен был участвовать в записи композиции «Доедешь - пиши», но этого не случилось из-за «проблем с логистикой»: «Они передали трек через концертного директора Гуфа, вы понимаете? Конечно, ничего ни до кого не дошло».
Шутки про разницу в росте между субтильным Весом и гигантом Брутто подхватил Баста, сообщивший, что у них с соведущим Джараховым примерно такое же соотношение. Одну из гостей интересовало, сколько раз за долгие годы знакомства Брутто побивал Веса, и выяснилось, что драка случилась лишь однажды, причём это Весъ «втащил» коллеге, который его в два раза больше. Подробности этого знаменательного инцидента оказались довольно скучными: на долгих гастролях, в нервной обстановке, глядя всё время на одну и ту же рожу… В общем, Весъ не сдержался, а Брутто хватило гуманизма ему не отвечать.
«Каспийский Груз» опроверг мнение, что у них самые мрачные песни в русском рэпе, предложив тем, кто там считает, послушать «Кровосток». Артисты также вспомнили свои самые удачные панчи, а также поделились названиями треков, на которые делалась большая ставка, но они «не зашли». Весъ и Брутто не смогли ничего сказать про кризис среднего возраста, зато обсудили с Бастой, как правильно заниматься в зале при больных коленях, и так этим увлеклись, что Джарахов провозгласил: «В эфире программа «Жить здорово»! Группу также спросили, что лучше делать под их песни – драться или заниматься сексом. Задавший этот животрепещущий вопрос в итоге оказался единственным, кто проголосовал против «Каспийского Груза», но подавляющее большинство гостей определили, что платить за ужин по традиции должен Баста.
Алексей Мажаев, InterMedia
Рома Зверь: «Бессовестные люди — страшная вещь»

О ДЕВЯНОСТЫХ
— Для меня это время молодости, и я уже не смогу объективно о нем говорить. Молодость — первый и главный аргумент. Было очень тяжелое время — хотя время вообще не бывает легким. Говорить, что тогда было тяжело, а сейчас легко, тогда нельзя было купить колбасу, а сейчас можно, — это не разговор. А время было гораздо интереснее, если говорить о богатстве разных культурных и подпольных тем, разговоров, музыки. Все, что было запрещено, хлынуло, и произошла культурно-сексуальная революция. А сейчас я такого не вижу. Даже если взять шоу-бизнес, невозможно представить то, что было тогда, на Первом канале сейчас. Все открылось, открылись границы, начался обмен — ну и обман, соответственно. Прекрасно помню, как родители что‑то покупали, чтобы перепродать, — народ остался наедине с собой, начался дикий хаос. Но тогда были варианты нашего развития, развития общества. Мы могли о том поговорить и об этом и двинуться в какую‑то сторону. Проблема в том, что тогда все были заняты своим делом: мол, я буду завод приватизировать, а я буду ваучеры продавать. И никто особо не задумывался, как мы будем жить дальше.
ОБ ИДЕОЛОГИИ
— Никто не подумал о том, что будет завтра, что мы расскажем детям. Куда мы идем вместе, зачем. Потом начали искать идеологию, какой‑то наш путь. А мне кажется, путь прост: нужно уважать людей, работать. Мы не можем принять точку зрения соседа, мы ксенофобы: нам страшно, потому что это другой человек и мы считаем его за врага. Сейчас нам уже тяжело о чем‑то думать, потому что времена вообще страшные: сколько людей уехало, как раскололся народ. А он продолжает раскалываться, и ненависть продолжает множиться, чего ни в коем случае делать нельзя. И при этом нельзя забывать, что все хотят жить. Тут и судить нельзя, и ненависть так нельзя размножать.
О СОКРАЩЕНИИ ДИСТАНЦИИ МЕЖДУ МУЗЫКАНТОМ И СЛУШАТЕЛЕМ
— Я думаю, тут больше плюсов, чем минусов. Я занимаюсь музыкой, и творцу, художнику, который создает что‑то новое, очень важно быть услышанным. И чем больше людей любит твои песни, картины, кино, тем больше у тебя возможность разделить радость. Мне повезло — у меня много разных слушателей, людей образованных и не очень, умных и нет. И все это, как мне кажется, гораздо полезнее, чем если бы меня слушало какое‑то ограниченное количество. Интереснее встречать разных слушателей, с разным мнением и представлением о твоем творчестве.
О СЕБЕ И ЛИРИЧЕСКОМ ГЕРОЕ
— Люди в целом никогда не знают артиста, и я здесь совсем не исключение. Я это и раньше прекрасно понимал. А бегать и рассказывать: «Смотрите, я вот такой» — это как‑то глупо. И возможность прожить много жизней в рамках работы артиста, не один сценарий выбрать, а несколько и параллельно — это же здорово.
О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ФИЛЬМЕ
— Работа будет идти где‑то еще, хотя уже снято очень много материала. Это будет документальный фильм, который снимается большими блоками, когда происходит что‑то интересное. Недавно мы неделю снимали то, как группа записывалась в студии «Добролет» в Санкт-Петербурге. Сейчас поедем по местами молодости — в фильме есть много интересных линий, и общение с поклонниками в том числе. Фильм снимает Женя Григорьев, прекрасный документалист, который недавно начал снимать еще и игровое кино. [Лента выйдет] в начале 2024-го или в середине — сейчас такие сроки сдачи.
О СВОИХ ПЕСНЯХ
— Не все, но многие, конечно, про девушек. Многие песни даже с историей. В моем случае песни пишутся двумя способами: на основе каких‑либо переживаний либо это песни-фантазии про то, как ты себе представляешь ту или иную ситуацию. «Я с тобой» — это фантазия, «Все, что касается», «До скорой встречи» тоже. «Тебе», «Районы-кварталы» — не фантазия. Но и некоторые новые песни тоже основаны на историях из моих отношений. Что‑то совсем не поменялось.
Я обычно свои песни не переслушиваю — зачем? Когда задают вопрос: «Какой у вас любимый альбом?» — я отвечаю: «Тот, который пишется». Вот только тогда я слушаю песни. Потом альбом выходит, и все, он уже не совсем мой.
КАКИЕ ЛЮДИ ВЫЗЫВАЮТ ОТТОРЖЕНИЕ
— Которые врут, грубы, неуважительно относятся к другим людям. Мне не нравятся люди, которые могут говорить про тебя разное. Лицемерие — давайте так это назовем. Люди без принципов. Бессовестные люди — страшная вещь. Ты даже еще можешь во что‑то верить, но, если у тебя нет совести, это всё.
(Карина Бычкова, «Афиша Daily», 26.05.2023)
«Крематорий» зазвучал на разных языках

Группа «Крематорий» выпустила новый сборник «The Big One». В него вошли известные песни коллектива, исполненные приглашёнными вокалистами на разных языках - испанском, немецком, французском, итальянском, английском и даже китайском. В трек-лист, в частности, вошли композиции «Little Girl», «Sexy Cat», «Strawberry with Ice», «The Wind of Rubbish», «Ugly Elsa», «America» и др.
- Мы обещали, что вырвем столбы и отменим границы. Мы сделали, - прокомментировала группа в соцсетях.
Средства на подготовку альбома «Крематорий» собрал с помощью краудфандинг-кампании на сайте Planeta.ru. У группы в работе ещё несколько проектов: классический балет Армена Григоряна «Грёзы скотного двора» по мотивам повести Джорджа Оруэлла, новая пластинка «Сладкий Элвис» и сборник избранных песен за 40 лет.