Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

14.07.2020
13.07.2020

Евгений Сафронов на RTVI: «Законодательство об авторском праве требует пересмотра на мировом уровне»

12.03.20 14:01 Раздел: Музыка Рубрика: Хроника16+
Евгений Сафронов на RTVI: «Законодательство об авторском праве требует пересмотра на мировом уровне»

Выпуск передачи «Сквозной эфир», посвященный авторскому праву в музыкальной индустрии, вышел на телеканале RTVI 10 марта 2020 года.

Отправной точкой обсуждения обозначенной проблемы стала недавняя новость о том, что музыканты и программисты Дэмиен Рил и Ноа Рубин сгенерировали почти все возможные мелодии в пределах одной октавы (около 68 миллиардов) и выложили их в общий доступ, отказавшись от авторских прав и разрешив всем свободное использование этих произведений. Как пояснил ведущий «Сквозного эфира» Гарри Княгницкий, подобным способом разработчики попытались прекратить практику судебных разбирательств по делам о плагиате.

Первой гостьей передачи стала композитор и педагог Алина Петрова. Она отметила, что новости не стоит придавать особого значения, поскольку «музыка – это не только набор гармоний и нот, которые могут совпадать или не совпадать, но и звук, саунд-дизайн – те индивидуальные элементы, которые невозможно подвести под какую-то унификацию».

Руководитель агентства по управлению музыкальными правами SoundBroker Илья Тюпаев рассмотрел проблему с точки зрения музыкального издателя. Прецедент с программистами он назвал «некоей технической идеей», которая важна не сама по себе, а в случае ее реализации в виде пользовательского сервиса. Тогда и возникнут вопросы – не только пользовательские, но и юридические:

- По российским законам, автором должен быть человек, здесь же авторство принадлежит «набору субстанций».

Джазовый музыкант и продюсер Олег Фриш отнёс новость о достижении американских программистов к разряду «занимательной информации, в которую юристы даже не станут вникать на полном серьёзе»:

- Они элементарно не поймут, против кого выставлять иск – против компьютера или ньюсмейкеров?

Кроме того, по мнению музыканта, компьютер едва ли способен тягаться с человеком в создании «душевных и живых» мелодий.

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов выделил в обсуждаемой проблеме несколько важных моментов.

- Начнем с того, что наука пока не может понять суть влияния музыки на человека, - заметил Евгений Сафронов. – Сейчас ясно одно: музыку создают миллиарды людей, ее сочиняют и играют в каждом баре и ресторане, в кафе и на кухне. Однако действительно интересной для аудитории становится музыка, созданная очень и очень немногими творцами – буквально единицами. Чего говорить о каких-то мифических искусственных интеллектах, если почти всё, что создано за тысячелетия живыми людьми, никого не интересует?

Если же говорить о формальных совпадениях, то они совершенно неизбежны. Все возможные мелодии за последнее тысячелетие уже не просто прозвучали - они зафиксированы в партитурах и записях. Один из курьёзных, но показательных примеров последнего времени: в концерте для флейты Моцарта есть конструкция, полностью совпадающая с основной мелодией песни «Плот» Юрия Лозы. Сколь угодно называйте это троллингом, но она там действительно есть.

Возвращаясь к проекту американских программистов, могу сказать, что ребята серьёзно рискуют - ведь всё, что они выложили в свободный доступ, уже звучало ранее, оно защищено авторским правом. На них может быть подан миллион реальных исков от правообладателей. По нашему опыту, суды встанут на сторону авторов-людей, а не цифр. Шутки шутками, но может дойти и до уголовных дел.

Далее гости передачи обсудили источники заработков современных артистов. Олег Фриш заметил, что основным источником существования для большинства музыкантов в США сейчас являются живые выступления за гонорары. Что касается музыки в интернете и на физических носителях, то авторские отчисления выплачиваются крайне скрупулезно и прозрачно, но это сравнительно небольшие суммы.

Евгений Сафронов прояснил ситуацию применительно к реалиям российского рынка:

- С индустриальной точки зрения музыка существует в двух видах: как произведение, созданное автором, которое может быть исполнено; и как запись - фонограмма, права на которую имеют ещё и исполнитель, и производитель. С исполнениями сейчас в России налажена достаточно серьезная система сборов, авторские права охраняются на мировом уровне, авторы получают отчисления всегда. Но замечу в скобках, что законодательство об авторском праве, как отмечают практически все эксперты, требует очень серьезного пересмотра - причем не на национальном уровне, а на мировом.

То, что говорил сейчас Олег Фриш, касается американской индустрии звукозаписи, а если быть более точным – англо-саксонской, совокупно составляющей примерно 70-80% мировой легальной индустрии. Но и эта система несовершенна - на музыке сейчас зарабатываются сотни млрд долларов, а до авторов и исполнителей этой музыки доходит не более 1-1,5 млрд. Музыкальные записи - наряду с видео и другим контентом - один из основных источников дохода крупнейших мировых корпораций, а вот авторы и артисты получают лишь доли процентов от этой суммы.

Запись передачи доступна на официальном сайте телеканала RTVI.

Денис Ступников, InterMedia

Фото: кадры из программы
Loading...