Евгений Сафронов на RTVI: «Законодательство об авторском праве требует пересмотра на мировом уровне»
Выпуск передачи «Сквозной эфир», посвященный авторскому праву в музыкальной индустрии, вышел на телеканале RTVI 10 марта 2020 года.
Отправной точкой обсуждения обозначенной проблемы стала недавняя новость о том, что музыканты и программисты Дэмиен Рил и Ноа Рубин сгенерировали почти все возможные мелодии в пределах одной октавы (около 68 миллиардов) и выложили их в общий доступ, отказавшись от авторских прав и разрешив всем свободное использование этих произведений. Как пояснил ведущий «Сквозного эфира» Гарри Княгницкий, подобным способом разработчики попытались прекратить практику судебных разбирательств по делам о плагиате.
Первой гостьей передачи стала композитор и педагог Алина Петрова. Она отметила, что новости не стоит придавать особого значения, поскольку «музыка – это не только набор гармоний и нот, которые могут совпадать или не совпадать, но и звук, саунд-дизайн – те индивидуальные элементы, которые невозможно подвести под какую-то унификацию».
Руководитель агентства по управлению музыкальными правами SoundBroker Илья Тюпаев рассмотрел проблему с точки зрения музыкального издателя. Прецедент с программистами он назвал «некоей технической идеей», которая важна не сама по себе, а в случае ее реализации в виде пользовательского сервиса. Тогда и возникнут вопросы – не только пользовательские, но и юридические:
- По российским законам, автором должен быть человек, здесь же авторство принадлежит «набору субстанций».
Джазовый музыкант и продюсер Олег Фриш отнёс новость о достижении американских программистов к разряду «занимательной информации, в которую юристы даже не станут вникать на полном серьёзе»:
- Они элементарно не поймут, против кого выставлять иск – против компьютера или ньюсмейкеров?
Кроме того, по мнению музыканта, компьютер едва ли способен тягаться с человеком в создании «душевных и живых» мелодий.
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов выделил в обсуждаемой проблеме несколько важных моментов.
- Начнем с того, что наука пока не может понять суть влияния музыки на человека, - заметил Евгений Сафронов. – Сейчас ясно одно: музыку создают миллиарды людей, ее сочиняют и играют в каждом баре и ресторане, в кафе и на кухне. Однако действительно интересной для аудитории становится музыка, созданная очень и очень немногими творцами – буквально единицами. Чего говорить о каких-то мифических искусственных интеллектах, если почти всё, что создано за тысячелетия живыми людьми, никого не интересует?
Если же говорить о формальных совпадениях, то они совершенно неизбежны. Все возможные мелодии за последнее тысячелетие уже не просто прозвучали - они зафиксированы в партитурах и записях. Один из курьёзных, но показательных примеров последнего времени: в концерте для флейты Моцарта есть конструкция, полностью совпадающая с основной мелодией песни «Плот» Юрия Лозы. Сколь угодно называйте это троллингом, но она там действительно есть.
Возвращаясь к проекту американских программистов, могу сказать, что ребята серьёзно рискуют - ведь всё, что они выложили в свободный доступ, уже звучало ранее, оно защищено авторским правом. На них может быть подан миллион реальных исков от правообладателей. По нашему опыту, суды встанут на сторону авторов-людей, а не цифр. Шутки шутками, но может дойти и до уголовных дел.
Далее гости передачи обсудили источники заработков современных артистов. Олег Фриш заметил, что основным источником существования для большинства музыкантов в США сейчас являются живые выступления за гонорары. Что касается музыки в интернете и на физических носителях, то авторские отчисления выплачиваются крайне скрупулезно и прозрачно, но это сравнительно небольшие суммы.
Евгений Сафронов прояснил ситуацию применительно к реалиям российского рынка:
- С индустриальной точки зрения музыка существует в двух видах: как произведение, созданное автором, которое может быть исполнено; и как запись - фонограмма, права на которую имеют ещё и исполнитель, и производитель. С исполнениями сейчас в России налажена достаточно серьезная система сборов, авторские права охраняются на мировом уровне, авторы получают отчисления всегда. Но замечу в скобках, что законодательство об авторском праве, как отмечают практически все эксперты, требует очень серьезного пересмотра - причем не на национальном уровне, а на мировом.
То, что говорил сейчас Олег Фриш, касается американской индустрии звукозаписи, а если быть более точным – англо-саксонской, совокупно составляющей примерно 70-80% мировой легальной индустрии. Но и эта система несовершенна - на музыке сейчас зарабатываются сотни млрд долларов, а до авторов и исполнителей этой музыки доходит не более 1-1,5 млрд. Музыкальные записи - наряду с видео и другим контентом - один из основных источников дохода крупнейших мировых корпораций, а вот авторы и артисты получают лишь доли процентов от этой суммы.
Запись передачи доступна на официальном сайте телеканала RTVI.
Денис Ступников, InterMedia
Элджей и Anikv дадут перенесенный концерт в июне
Элджей и Anikv дадут совместный концерт на сцене Atmosphere Moscow 28 июня 2024 года. По словам организаторов, музыканты встретятся на одной сцене, чтобы подарить зрителям лайвы самых любимых треков.
- Будет уникальная для Atmosphere программа, - обещает анонс концерта.
Изначально совместный концерт Элджея и Anikv планировался на 26 апреля, но был перенесен на лето. Все ранее приобретенные билеты будут действительны на новую дату:
Ранее Элджей представил новый сингл «AI». В новой песне музыкант рассказывает о своей жизни - встрече с родителями, с кассиром в магазине, которому помогла его музыка в тяжелые времена, открытии бара в Москве и зала в Дубае.
Барбра Стрейзанд записала песню для сериала «Татуировщик из Освенцима»
Премьера новой песни Барбры Стрейзанд «Love Will Survive» состоялась 25 апреля 2024 года на всех цифровых платформах и на YouTube в формате лирик-видео. Композиция стала первой музыкальной новинкой певицы с 2018 года и войдет в саундтрек мини-сериала «Татуировщик из Освенцима» (The Tattooist of Auschwitz). Лирическую балладу написали Ханс Циммер, Кара Тальве и Уолтер Афанасьев на стихи Чарли Миднайта.
- Из-за роста антисемитизма сегодня во всем мире, я хотела спеть «Love Will Survive» в контексте этого сериала, чтобы вспомнить шесть миллионов душ, которые были потеряны менее чем 80 лет назад, - говорит Стрейзанд. - А также сказать, что даже в самые мрачные времена сила любви может восторжествовать и выстоять.
Основное действие сериала происходит в 1942 году, когда еврейский юноша Лали Эйзенберг попадает в Освенцим и становится помощником лагерного татуировщика: человека, который набивал идентификационные номера заключенных на их руках. В лагере Лали встречает девушку Гиту, и, влюбившись, они пытаются помочь друг другу выжить в нечеловеческих условиях
Сценарий основан на реальной историей переживших Холокост евреев Лали и Гиты Соколовых. Главных героев в юности сыграли Джона Хауэр-Кинг и Анна Прухняк, Лали в старости – Харви Кейтель, а также в сериале снялись Мелани Лински, Йонас Най, Мили Эшет, Авиталь Львова, Фредерик фон Люттишау и др. Режиссером стала Тали Шалом-Эзер.
Премьерный показ стартует на видеосервисе Peacock 2 мая.
Антон Беляев переделал «Прекрасное далеко» для саундтрека фильма «Сто лет тому вперед»
Премьера саундтрека приключенческого фильма «Сто лет тому вперед», созданного по мотивам произведений Кира Булычева, состоялась 26 апреля 2024 года. Релиз альбома, включающего в себя 28 треков, состоялся на лейбле «Первое музыкальное».
Композитором фильма выступил Игорь Вдовин («Вторжение», «Актрисы», «Псих» и др.). Специально для картины российский музыкант Антон Беляев и группа Therr Maitz вместе с Оркестром современной музыки Open sound Orchestra и хором HOR создали новую аранжировку композиции Евгения Крылатова на стихи Юрия Энтина «Прекрасное далеко». Исполнила знаменитую песню победительница 11-го сезона шоу «Голос» Виктория Соломахина, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе проекта.
- Внутри ткани нашего фильма киномузыка работает больше на подсознательном уровне, - говорит режиссер Александр Андрющенко. - Зритель ее скорее чувствует, нежели слышит. Так мы ее задумывали. И я рад, что с выходом официального саундтрека у нас будет возможность услышать эту музыку как отдельное произведение. Расслышать ее во всех деталях. Это результат большого и подробного труда очень талантливых людей. С большим количеством оригинальных музыкальных тем, но и не без трогательных цитат и поколенческого «диалога» с великим советским композитором Евгением Крылатовым.
По словам Антона Беляева, основной задачей в работе музыкой стала бережность в отношении к материалу.
- Его нельзя было оставить в точности таким, какой он был раньше, потому что в этом нет смысла, - считает музыкант. - Но нужно было привнести туда что-то, что сохраняет настроение композиции, не делая прослушивание дискомфортным. Это очень субъективная история: у одного человека новая версия может вызвать противоречия, у другого — нет. Золотую середину найти сложно. Надеюсь, что мы нащупали ту атмосферу, которая понравится зрителям.
В создании саундтрека «Сто лет тому вперед» также принял участие известный саундпродюсер Роман Бестселлер, а в одной из сцен фильма прозвучал «привет» композитору Александру Зацепину: музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты». Автором рэпа, который можно услышать уже в другом эпизоде картины, стал сын Александра Андрющенко. Режиссер хотел, чтобы это был аутентичный подростковый и искренний текст, в который поверит каждый.
Ранеесообщалось, что фантастический фильм Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед» заработал 309,2 миллиона рублей в минувший уикенд. Экранизация повести Кира Булычева стала лидером российского кинопроката с большим отрывом.