Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2019
04.12.2019

Рецензия на фильм Мартина Скорсезе «Ирландец»: Гангстерская элегия эпического размаха

01.12.19 20:25 Раздел: Кино Рубрика: Рецензии и обзоры16+
Рецензия на фильм Мартина Скорсезе «Ирландец»: Гангстерская элегия эпического размаха

Оценка: 9 из 10

Криминальный биографический фильм «Ирландец» вышел наNetflix 27 ноября 2019 года. Режиссёр: Мартин Скорсезе. В ролях: Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Джо Пеши, Рэй Романо, Бобби Каннавале, Анна Пэкуин, Стивен Грэм, Джесси Племонс, Харви Кейтель и другие.

Скромнейшей души человек этот Мартин Скорсезе. В своём документальном телевизионном проекте «История американского кино», вышедшем в 1995 году, выдающийся режиссёр рассказывает об основных вехах развития американского кино, людях, сформировавших его, а также о самых важных течениях и жанровых направлениях за всю историю его существования. В какой-то момент речь заходит о гангстерском кино, перечисляются имена Уильяма Веллмена, Говарда Хоукса, Рауля Уолша и других – всех, кроме самого Мартина Скорсезе, внёсшего, пожалуй, наиболее значимый вклад в гангстерское кино и определившего его именно таким, каким мы все его знаем.

Начиная с 1973 года, когда на экраны ворвались «Злые улицы», Скорсезе постепенно стал плотно ассоциироваться с крёстным отцом мафиозного кино, чему не помешали даже впечатляющие работы в том же направлении от Копполы и Леоне. И вот спустя почти 50 лет Мартин выпускает «Ирландца» ― свой финальный гангстерский эпик, подводящий трогательный и основательный итог всего жанра. В фильме рассказывается история ирландца Фрэнка Ширана, ветерана Второй мировой, который из водителя грузовика превратился в инфорсера мафии (инфорсер – член банды, занимающийся принуждением к выполнению её требований или приведением в исполнение её приговоров).

Фильм охватывает несколько десятилетий: от первого знакомства Ирландца в исполнении Роберта Де Ниро со своим будущим боссом и другом Расселом Буфалино (Джо Пеши) до дней своей глубокой старости, оставившей Ширана наедине с собственной совестью и сожалениями о содеянном. «Ирландец» первой же сценой отсылает к «Славным парням», фундаментальной скорсезовской классике, долгим планом устраивая зрителю экскурсию по дому престарелых на манер прохода Рэя Лиотты по клубу «Копакабана». Но не ждите на этот раз от Скорсезе чего-то залихватского в духе «Славных парней» и «Казино»: «Ирландец» ― это скорее исповедь раскаявшегося гангстера, размеренная и исполненная трагизмом. Пронзительная элегия о гангстерском кино продолжительностью в три с половиной часа.

И пусть вас не пугает такой огромный хронометраж, Скорсезе доказал «Отступниками», «Молчанием», «Авиатором» и в особенности документальной работой о Джордже Харрисоне, что ни один другой современный режиссёр не умеет работать с длинными фильмами так, как это делает Мартин Скорсезе. «Ирландец» заслуживает каждой своей минуты: после просмотра фильм вам может показаться длинным, но, оглядываясь назад, вы не захотите терять ни единой сцены. Это кино как целый океан: оно кажется необъятным, отчего захватывает дух, ты входишь в него постепенно, но как только окунаешься с головой, происходит удивительное единение с темпом, тоном и легкостью повествования Скорсезе. В первой сцене мы видим значительно постаревшего Де Ниро, чей персонаж начинает рассказывать свою историю. Кому он рассказывает, мы не видим, поскольку это не важно вовсе. Это могут быть полицейские, детективы, сотрудники социального учреждения, священник или даже сам Бог: для Скорсезе существует только один слушатель, и это – зритель, для которого с каждым новым признанием Фрэнка Ширана и продвижением сюжета просмотр «Ирландца» приобретает поистине сакральный смысл и в каком-то роде приводит к катарсическому эффекту.

Повествовательный тон меняется сразу же, как на экране появляется ещё один главный персонаж данной истории – Джимми Хоффа, миллионер, глава профсоюза дальнобойщиков и личность национального масштаба в 60-е, бесследно пропавший со всех радаров в 1975 году. Много ходило слухов и предположений, что за его исчезновением стоял как раз Фрэнк Ширан, его ближайший друг и верный партнёр на протяжении многих лет. Ширан вообще подозревался в инициировании целого ряда значимых политических турбулентностей, включая убийство Кеннеди и попытку переворота на Кубе. Предположения превратились в факты, когда вышла сенсационная книга Чарльза Брандта «Я слышал, ты красишь дома», которую Стивен Зеллиан («Список Шиндлера», «Пробуждение») превратил в сценарий «Ирландца».

Само выражение «красить дома» на языке мафии обозначает «убивать по найму». Именно с этой фразы начинается телефонный разговор Хоффы с Шираном – с этого же начинается и одна из самых искренних историй дружбы, разворачивающихся на экранах за последнее время, наравне с дружбой Рика Далтона и Клиффа Бута у Тарантино. Скорсезе собрал фантастический каст: на втором плане затесались Бобби Каннавале, Рэй Романо, Стивен Грэм и некогда главная муза режиссёра, Харви Кейтель. Однако трио мастодонтов Де Ниро-Пеши-Пачино – это нокаут, который наносит кинематографу 2019 года «бешенный бык» Мартин Скорсезе.

Все трое в «Ирландце» блистают в своих лучших ролях за десятилетия. Де Ниро, выступающий рассказчиком истории, прекрасно изображает персонажа, которого с трудом заметишь в повседневной жизни, но когда это случится, будет уже слишком поздно. На примере Фрэнка Ширана мы наблюдаем за тем, как человеческая душа постепенно надламывается и обрастает копотью от продолжающего пополняться списка грязных дел. Это история о медленном соскабливании всего человеческого, что может быть у индивида. То, кем он становится в третьем акте, является, пожалуй, ярчайшей иллюстрацией, какова на самом деле цена преступной жизни.

Джо Пеши уже давно завязал с кино. Но после долгих уговоров своего давнего друга Мартина Скорсезе, он всё-таки решил сделать исключение и вернуться. Пеши запомнился ролями эксцентричных, сумасшедших гангстеров, кипящих от злости и грешащими неконтролируемыми всплесками насилия. Таким он был в «Славных парнях», за такую роль он получил «Оскар», снявшись в «Казино». Здесь же перед нами совершенно другой Джо Пеши: его Рассел – тихий, спокойный босс мафии, излучающий мудрость вселенной и даже какую-то неестественную для человека такого статуса душевную теплоту. Неудивительно, что Ширан ради него готов размозжить пару-тройку черепов. И Пеши, и Де Ниро в «Ирландце» играют на полутонах, вкладывая больше не в экспрессию, благодаря которой некогда прославились, а в жесты, мимику, интонацию, игру глазами и полушёпот.

Аль Пачино – их полная противоположность. Он в фильме – сгусток нескончаемой энергии, его персонаж своей харизмой и экспрессивностью, кажется, вот-вот затмит самого Кеннеди. Джимми Хоффа способен уговорить кого угодно на что угодно, ибо красноречия ему не занимать. Он – твой лучший друг, если угостишь его мороженым, и худший враг, если опоздаешь или придёшь к нему на важную встречу в шортах. Через отношения Хоффы и Ширана «Ирландец» исчерпывающе раскрывает тему настоящей мужской дружбы, что в свою очередь заставляет лишний раз задуматься, а мог ли действительно Ширан предать своего лучшего друга? Было ли это его моральным самоубийством? Финальный кадр с открытой дверью намекает на единственно верный ответ.

Нельзя придумать индикатор изменения мужчины точнее, чем глаза женщины. Пегги (Анна Пэкуин), дочка Ширана от одного из двух браков, за весь фильм не произносит почти что ни одного слова. Почему так? Ответ кроится в её совместных сценах с отцом. Мы видим, как в детстве он на её глазах избивает продавца магазина, осмелившегося за проступок ударить девочку по руке. В другой сцене дочка наблюдает за тем, как папа пакует пистолет для своей «деловой поездки». Благодаря этим маленьким, но важным эпизодам Пегги не нужны слова, чтобы стать моральным центром всего фильма. Её глазами мы смотрим на Фрэнка, и этот взгляд – самое невыносимое наказание, от которого даже столь неуловимый гангстер, как Ирландец, не может избежать.

Бесспорно, для такого ретрофила, как Мартин Скорсезе, описать его новый фильм фразой «так уже никто не снимает» ― высшая из похвал. Кино действительно насквозь пропитано духом «того времени». Восхитительные декорации, костюмы, подбор музыки позволяют нам на секунду ощутить, каково это было жить во времена, когда шедевры кинематографа выходили чаще, чем вручались «Оскары». Изысканный монтаж от единственной в своём роде Тельмы Скунмейкер заслуживает мирового признания, актёрские работы ненавязчиво напоминают, почему даже на закате карьеры Пачино, Де Ниро и Пеши остаются величайшими артистами нашего времени. «Ирландец» ― это роскошное, полное лирики и глубоких переживаний, литературное произведение Мартина Скорсезе, финальным аккордом превращающееся в пронзительную эпитафию на могильной плите гангстерского кино.

Вадим Богданов,InterMedia

Фото: постер к фильму
Loading...