Дэвид Гетта продал свои песни за 100 млн долларовОрганизаторы «Дикой мяты» открыли сбор денег для спасения фестиваляСергей Пенкин перенес юбилейное шоу на август (Видео)Сергей Собянин ограничил максимальное количество зрителей на концертахСовет Фонда кино обновил составПесня Майкла Джексона впервые превысила 1 миллиард просмотров на YouTubeЦена «Мертвой головы» Дэвида Боуи выросла больше, чем в 4000 раз«Нашествие» вновь перенесли на следующий годСкончалась Либуше Шафранкова из «Трёх орешков для Золушки»Хибле Герзмаве присуждена Государственная премияДюжина российских актеров, готовых выйти на мировой уровеньРоскомнадзор проверит премию «Муз-ТВ» на гей-пропагандуЮрия Хованского задержали по подозрению в призывах к терроризмуОт Лободы ушла продюсер после скандала с КиркоровымМэрил Стрип станет тёщей Марка РонсонаКирилл Андреев стал дедушкойПавел Табаков тайно стал отцомЛюдмила Чурсина и Владимир Гостюхин награждены орденамиTekashi69 возвращается в Москву с концертомЛиам Пейн расстался со своей невестой Майей Генри

Большой фестиваль мультфильмов: «Как дети. Почему нужно на время отложить камеру и начать снимать мультики»

Постер фестиваля

«Большой фестиваль мультфильмов» прошел с 25 октября по 4 ноября 2019 года в Москве.

У среднестатистического российского зрителя, какого возраста бы он ни был и каким бы родом деятельности ни занимался, все ещё очень живы бинарные оппозиции касательно того, что считать «интеллектуальным» направлением в кинематографе. Возвышенный и зачастую пугающий «жанр» артхауса (к слову, оксюморичное выражение) противопоставляется «низкому» и примитивному взгляду «китча». И даже в нем анимация предстаёт как направление маргинальное. Вплоть до начала 1990-х даже в среде профессионалов мультфильмы считали «детской» разновидностью кинематографа, подразумевая под этим определением основную целевую аудиторию. Так, максимальный статус, которым нарисованные картинки в движении располагают до сих пор – это сугубо техническое ремесло, поверхностное развлечение невзрослой аудитории. О том же, чтобы причислять анимацию к виду самостоятельного визуального искусства, не может идти и речи.

Между тем, именно современная анимация представляет собой наиболее свободную площадку для реализации новаторских идей и, в частности, осуществляет развитие в русле постмодернистской парадигмы, успешно перемалывая все стили и до предела размывая грани между высокой и низкой культурой. В современных анимационных произведениях содержатся разветвленные цепочки цитирований, пласты смыслов, зачастую весьма неоднозначные. И дело тут не только в софистической интеллектуальной игре. Современная мультипликация предоставляет ни на что не похожее «удовольствие от текста» посредством разрушения старой парадигмы и рождения нового мифа. Примерами таких работ могут служить картины Юрия Норштейна или Хаяо Миядзаки, а с недавних пор – гонконгского режиссера Юньфаня, совершенно невыносимая, но именно поэтому гениальная работа которого «Вишневый переулок, 7» получила приз за сценарий в рамках прошедшего Венецианского фестиваля.

Большой фестиваль мультфильмов текущего года свидетельствует о широком присутствии в современном анимационном искусстве не только новаторства как художественной политики, но и непосредственно инноваций: при поддержке Французского института в Москве на Технофабрике прошёл фестиваль французских фильмов виртуальной реальности; была организована специальная секция, посвящённая гендерной тематике «Только для женщин!», где фигурировали такие примечательные работы, как «Клитор» Лори Малепар-Траверси и «Любовь между мечтой и реальностью» Хисон Цой. Отдельный показ был посвящён потрясающей картине французских художниц Забу Брейтман и Элеа Гоббе-Мевлек «Ласточки Кабула», которая была представлена в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля 2019 года. Не обошли стороной и классиков. В рамках фестиваля прошла «Ночь Миядзаки», где показали три главных картины мультипликатора, а также состоялась лекция Юрия Норштейна «Цвет и свет в анимации».

Современная анимация – искусство синтетическое. Здесь сплетаются воедино живопись и графика, фотографии и музыка, документальное и художественное кино, театр и кинетическое искусство, поп-арт и энвайронмент, голография и лазерная инсталляция, компьютерная графика и видеоигры. Открытая система гетерогенной образности, свойственная анимации (куклы, фотографии, рисованные персонажи, бумажные/пластилиновые фигуры) уничтожает все жесткие рамки и структурные ограничения. В кадре могут сосуществовать объекты, совершенно разной природы, что вызывает эффект всякий раз уникального визуального пространства, которое само по себе есть лоскутное одеяло иерархически неупорядоченных, децентрированных элементов, поддающиеся лишь поэтическому/мифологическому осмыслению.

Следствием такого релятивизма в отношении художественной формы является отход от абсолютных истин и недоверие к легитимизирующей силе метанарративов, отказ от поисков первопричин и восприятие действительности как текстуализированной реальности, дискретной и фрагментарной. Деконструкция, цитация и ироническое пародирование выступают здесь приемами создания дискурса, что растворяет границы индивидуального текста, делая его фрагментом единой интертекстуальности. В искусстве анимации широко представлен принцип иронии с целью игры с тяжеловесными темами. Ироничная биполярность мира, опирающаяся на гиперреальный симулякр, обуславливает общую абсурдность анимационной среды, где жестокость травестийна и курьёзна. В рамках фестиваля этот принцип был воплощён в чешской картине «Кровавые сказочки» Терезы Ковандовой.

Программа «Премьеры. Избранное» показала последние русские анимационные картины. Здесь центральными темами стали обожаемые русскими творцами сюжеты о семье (работы «Дочь», «Узы», «Здравствуйте родные») и вечности. Так, например, одной из самых заметных для прессы стала новая работа Константина Бронзита «Он не может жить без космоса». При всем скепсисе, касающемся означенного тематического поля, стоит отметить, что иронично-абстрактная форма изложения, выбранная режиссёром (и в целом характерная для анимации), позволяет новаторски работать даже с такими обычно отяжелёнными патетикой сюжетами.

Справедливо отметить, что было бы не лишним российским авторам на время отложить камеры и взять вместо этого в руки краски, карандаши и прочие подручные средства. Ведь анимация не только предоставляет большую свободу в отношении материала и формальных экспериментов, но и объективно в меньшей степени подвержена цензуре, так как обладает ярко выраженной степенью условности. В этом смысле анимация является деятельным продолжением концепции постмодерна и авангарда XX века, в частности, в качестве напрашивающегося примера можно привести дадаистов, которые в своих творческих изысканиях также апеллировали к «детскому», «непосредственному» мировосприятию, выбрав в качестве самоназвания термин, имитирующий младенческий лепет.

В традиционной программе фестиваля «Ночь победителей» на протяжении 6 часов были показаны зарубежные лауреаты международных конкурсов. Второй по счёту картиной стала сюрреалистическая история датского режиссера Тью Сангарда «Животные», снятая в духе «Ангела-истребителя» Луиса Бунюэля. В ней рассказывается о том, как люди, оказавшись в замкнутом пространстве вагона поезда метрополитена, в течение небольшого временного периода отказываются от этических ценностей и фактически деградируют до первобытного состояния.

Французский режиссёр Бруно Колле представил в программе картину, наполненную рукотворными образами и фантасмагорической, шизоидной в хорошем смысле этого слова эстетикой, рассказывающую о человеке, больном Альцгеймером.

Другая анимация – «Томас в лощине диких Волков» Чинтис Лундгрен – вариант остроумного, гротескного осмысления gender studies. В нем вполне себе не одинокий волк под давлением внешней среды капиталистического рынка труда по воле случая переходит к весьма нетривиальной профессии жиголо, а его беременная жена тем временем посещает храм феминизма, заводит ручного раба, попутно осваивая тонкости садомазохистского наслаждения.

Размышления о природе времени в духе концепции длительности Анри Бергсона и работы Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» представлены чешской картиной «Прятки» (реж. Барбора Галиржова). Она представляет собой поэтическое высказывание о пространственной метафоре времени, буквализирующейся на фоне детской игры, где за несколько мгновений маленький мальчик с целью победить становится стариком, в результате чего его существование превращается в номадическое перемещение в череде замысловатых лабиринтов памяти.

Все вышеизложенное лишний раз доказывает тезис о том, что мультики - это будущее кинематографа. Не в смысле футурологических деклараций, а в том отношении, в каком современная анимация есть будущее уже сейчас, на самом острие настоящего. Именно поэтому мультики следует активно смотреть всем (и в первую очередь взрослым), а «Большой фестиваль мультфильмов» - одно из важнейших кинособытий осени.

Анна Стрельчук, InterMedia

Новости партнеров

Сегодня: Стивену Фрирзу - 80

Shutterstock/Fotodom

20 июня 2021 года, воскресенье

ХХХ церемония награждения лауреатов театральной премии «Хрустальная Турандот» состоится в музее-усадьбе «Архангельское».

Группа «Воскресение» даст концерт в «Главклубе» в честь 20-летия альбома «Все сначала».

26 лет актрисе Джеральдин Вишванатан.

35 лет актрисе Полине Сыркиной.

37 лет режиссёру и сценаристу Роману Каримову.

42 года певице Юте.

48 лет актрисе и певице Светлане Бень.

48 лет вокалисту и гитаристу группы Deftones Чино Морено.

50 лет председателю комитета по культуре Госдумы РФ Елене Ямпольской.

53 года кинорежиссёру Роберту Родригесу.

54 года актрисе Николь Кидман.

58 лет актрисе Ольге Прокофьева.

59 лет клавишнику группы Hippoband Евгению Олешеву.

61 год басисту группы Duran Duran Джону Тейлору.

72 года певцу Лайонелу Ричи.

80 лет кинорежиссёру Стивену Фрирзу (на фото).

Стивен Артур Фрирз родился 20 июня 1941 года в Лестере. Британский кинорежиссёр. Номинировался на «Оскар», «Золотой глобус», «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Обладатель премий «Эмми» (2019), «Гойя» (2006), «Сезар» (1990), «Серебряный медведь» (1999). Автор фильмов «Опасные связи», «Герой», «Королева», «Филомена» и др.

84 года биологу и телеведущему Николаю Дроздову.


21 июня

Сергей Полунин представит балет «Распутин» в Crocus City Hall.

28 лет певице и телеведущей Анне Шульгиной.

30 лет актрисе Татьяне Бабенковой.

30 лет актёру Сергею Соцердотскому.

36 лет певице Лане Дель Рей.

39 лет наследнику британского престола принцу Уильяму.

40 лет вокалисту группы Killers Брэндону Флауэрсу.

42 года актёру Крису Прэтту.

48 лет актрисе Джульетт Льюис.

48 лет актёру Кириллу Сафонову.

54 года продюсеру Евгению Фридлянду.

56 лет режиссёру Лане Вачовски.

71 год барабанщику группы Aerosmith Джоуи Крамеру.

20 лет назад умер блюзмен Джон Ли Хукер (1917-2001).

59 лет назад родился лидер группы «Кино» Виктор Цой (1962-1990).

80 лет назад родился актёр Валерий Золотухин (1941-2013).


22 июня

38 лет театральному режиссёру Марфе Горвиц.

49 лет актёру Кириллу Гребенщикову.

51 год шоумену Отару Кушанашвили.

55 лет актрисе Эмманюэль Сенье.

56 лет режиссёру Уве Боллу.

58 лет актёру Александру Мохову.

60 лет певцу Джимми Сомервилю.

62 года лидеру группы «ЧайФ» Владимиру Шахрину.

64 года барду Георгию Васильеву.

68 лет певице Синди Лопер.

71 год актрисе Светлане Крючковой.

72 года актрисе Мэрил Стрип.

74 года актрисе Наталье Варлей.

77 лет актёру Клаусу Марии Брандауэру.

115 лет назад родился кинорежиссер Билли Уайлдер (1906-2002).

Фото: Shutterstock/Fotodom
Теги: Стивен Фрирз, события дня
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Татьяна Морозова, Чулпан Хаматова и Евгений Миронов расскажут о начале карьеры в «Однажды…» на НТВ

инстаграм Чулпан Хаматовой

Чулпан Хаматова и Евгений Миронов станут героями нового выпуска программы «Однажды…», которая выйдет на НТВ 20 июня 2021 года. Ведущий «Однажды…» Сергей Майоров расспросит артистов про их истории поступления в театральные вузы, а также про то, как сложилась их дальнейшая карьера, сообщили агентству InterMedia в пресс-службе телеканала. В эфире программы Майоров также расспросит актрису Татьяну Морозову о её семье и начале карьеры, после чего побывает в Лос-Анджелесе, в гостях у вдовы актёра Олега Видова Джоан Борстен.

Когда Татьяна Морозова вместе с мужем, бизнесменом Павлом Титоровым и двумя детьми попала в Словению, то твёрдо решила – жить надо на два дома. В эфире программы «Однажды…» Татьяна расскажет, каково это - жить на две страны, и какие отношения у неё складываются с мужем и детьми, а также поделится историей создания собственного многосерийного реалити-шоу.

В этом году на Московский международный кинофестиваль должна была приехать вдова актёра Олега Видова Джоан Борстен, чтобы представить документальный биографический фильм «История Олега Видова». За день до премьеры из-за ограничений, связанных с пандемией, Джоан запретили пересекать российскую границу. Тогда съёмочная группа программы «Однажды…» отправилась к Джоан в Лос-Анджелес, чтобы дать ей возможность рассказать о муже самой и показать уникальные кадры из её фильма.

Начало эфира в 14.05.

Рецензия на фильм «Совесть»: Он был проще, добрее, ну а мне – повезло

постер к фильму

Оценка: 7 из 10

Премьера российской исторической драмы «Совесть» состоялась в рамках Шанхайского кинофестиваля 15 июня 2021 года. Режиссер: Алексей Козлов. В ролях: Владислав Комаров, Александр Кононец, Василий Щипицын и другие.

Ленинград, 20-е годы прошлого века. Преподаватель права Борис Летуш – честный и принципиальный человек, пытающийся применять на практике постулаты собственного морального кодекса в работе следователя. Противостоя невиданному разгулу преступности в северной столице, он старается не забывать и о том, что самое страшное – пойти на сделку с собственной совестью.

Жизнь, однако, подбрасывает Летушу сложнейшую дилемму. Убивают его брата – адвоката, на которого Борис всегда старался равняться. Поклявшись во что бы то ни стало найти душегуба, дознаватель нападает на след матерого преступника Пантелеева, который может указать на убийцу. Поверив рассказам бандита, Борис Летуш рискует совершить самую большую ошибку в своей жизни.

История беспрецедентного побега Леньки Пантелеева из ленинградских «Крестов» до сих пор мало кого оставляет равнодушным. Уже закрылась в 2017-м сама тюрьма, но события почти столетней давности продолжают обрастать все более невероятными подробностями. В наш век тотальной конспирологии и бесстыдного хайпа все чаще звучат версии о том, что за этим побегом стояла либо таинственная пиар-акция правоохранительных органов, либо инициированная предположительно ими же замысловатая многоходовочка.

На этих домыслах и решил сыграть режиссер Алексей Козлов. На таком благодатном материале он мог бы сделать остросюжетный детектив с элементами альтернативной истории. Но на выходе мы получаем неторопливую экзистенциальную винтажную черно-белую драму, больше напоминающую сюрреалистический кошмар. Интригующие зацепки рассыпаются на глазах, не успев как следует увлечь зрителя, приметы времени растворяются в горячечном сознании Бориса Летуша, почва то и дело уходит у зрителя из-под ног.

Есть ощущение, что именно такого эффекта Козлов и добивался. Его задачей, вероятно, было, оставить каждого из нас наедине со своею совестью, а то испытание может выдержать далеко не каждый. Но даже само понятие совести в фильме то и дело рассыпается в пух и прах. На ум порою даже приходит хрестоматийная новелла Рюноскэ Акутагавы «В чаще», где предлагается масса взаимоисключающих выводов из, казалось бы, однозначной с моральной точки зрения ситуации.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что акцентуация Бориса на жажде справедливости граничит у него с патологией. Одной из ключевых в этом смысле является сцена визита Летуша к психиатру, дающему клиенту довольно специфические советы. Нам явно намекают, что следователь слишком зациклился на чувстве мнимой вины перед братом – примерно, как у Высоцкого: «Он был проще, добрее, ну а мне – повезло». А в том случае вина способна заглушить даже совесть. Причины этого релятивизма зашифрованы в официальном слогане фильма, позаимствованного из Достоевского (чей бюстик стоит у Летуша на столе): «Когда Бога нет, то можно всё».

Как известно, в мире без Бога на место Всевышнего обычно водворяется слепой Рок. Не стоит удивляться, что и «Совесть» в финале превращается в аналог древнегреческой трагедии. Ведь из той каши, которую заварил Борис Летуш, безболезненный выход вряд ли возможен.

Денис Ступников, InterMedia

Новости партнеров

β 16+