Миранда Керр родила четвертого сынаОльга Дибцева стала дважды мамой«Оппенгеймер» собрал урожай наград BAFTAХоакин Феникс и Руни Мара ждут второго ребенкаНикита Кукушкин признан в РФ иноагентомАнна Старшенбаум стала дважды мамойСергей Полунин стал многодетным отцомУмер дирижер Сэйдзи ОдзаваУ короля Великобритании обнаружен ракМайли Сайрус, Тейлор Свифт и Билли Айлиш получили «Грэмми»Милош Бикович не сыграет в «Белом лотосе» из-за позиции МИД УкраиныНикита Кукушкин стал отцом в ГерманииВсе музыканты «Би-2» депортированы в ИзраильЗоя Бербер сообщила о беременностиАлексей Дубровский стал новым главным режиссером Малого театраУмерла первая жена Иосифа Кобзона Вероника КругловаФильм «Снегирь» Бориса Хлебникова получил четыре статуэтки «Золотого орла»Группа «Би-2» задержана в ТаиландеСкончался создатель Boney M Фрэнк ФарианОбъявлены номинанты на «Оскар»

Большой фестиваль мультфильмов: «Как дети. Почему нужно на время отложить камеру и начать снимать мультики»

Постер фестиваля

«Большой фестиваль мультфильмов» прошел с 25 октября по 4 ноября 2019 года в Москве.

У среднестатистического российского зрителя, какого возраста бы он ни был и каким бы родом деятельности ни занимался, все ещё очень живы бинарные оппозиции касательно того, что считать «интеллектуальным» направлением в кинематографе. Возвышенный и зачастую пугающий «жанр» артхауса (к слову, оксюморичное выражение) противопоставляется «низкому» и примитивному взгляду «китча». И даже в нем анимация предстаёт как направление маргинальное. Вплоть до начала 1990-х даже в среде профессионалов мультфильмы считали «детской» разновидностью кинематографа, подразумевая под этим определением основную целевую аудиторию. Так, максимальный статус, которым нарисованные картинки в движении располагают до сих пор – это сугубо техническое ремесло, поверхностное развлечение невзрослой аудитории. О том же, чтобы причислять анимацию к виду самостоятельного визуального искусства, не может идти и речи.

Между тем, именно современная анимация представляет собой наиболее свободную площадку для реализации новаторских идей и, в частности, осуществляет развитие в русле постмодернистской парадигмы, успешно перемалывая все стили и до предела размывая грани между высокой и низкой культурой. В современных анимационных произведениях содержатся разветвленные цепочки цитирований, пласты смыслов, зачастую весьма неоднозначные. И дело тут не только в софистической интеллектуальной игре. Современная мультипликация предоставляет ни на что не похожее «удовольствие от текста» посредством разрушения старой парадигмы и рождения нового мифа. Примерами таких работ могут служить картины Юрия Норштейна или Хаяо Миядзаки, а с недавних пор – гонконгского режиссера Юньфаня, совершенно невыносимая, но именно поэтому гениальная работа которого «Вишневый переулок, 7» получила приз за сценарий в рамках прошедшего Венецианского фестиваля.

Большой фестиваль мультфильмов текущего года свидетельствует о широком присутствии в современном анимационном искусстве не только новаторства как художественной политики, но и непосредственно инноваций: при поддержке Французского института в Москве на Технофабрике прошёл фестиваль французских фильмов виртуальной реальности; была организована специальная секция, посвящённая гендерной тематике «Только для женщин!», где фигурировали такие примечательные работы, как «Клитор» Лори Малепар-Траверси и «Любовь между мечтой и реальностью» Хисон Цой. Отдельный показ был посвящён потрясающей картине французских художниц Забу Брейтман и Элеа Гоббе-Мевлек «Ласточки Кабула», которая была представлена в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля 2019 года. Не обошли стороной и классиков. В рамках фестиваля прошла «Ночь Миядзаки», где показали три главных картины мультипликатора, а также состоялась лекция Юрия Норштейна «Цвет и свет в анимации».

Современная анимация – искусство синтетическое. Здесь сплетаются воедино живопись и графика, фотографии и музыка, документальное и художественное кино, театр и кинетическое искусство, поп-арт и энвайронмент, голография и лазерная инсталляция, компьютерная графика и видеоигры. Открытая система гетерогенной образности, свойственная анимации (куклы, фотографии, рисованные персонажи, бумажные/пластилиновые фигуры) уничтожает все жесткие рамки и структурные ограничения. В кадре могут сосуществовать объекты, совершенно разной природы, что вызывает эффект всякий раз уникального визуального пространства, которое само по себе есть лоскутное одеяло иерархически неупорядоченных, децентрированных элементов, поддающиеся лишь поэтическому/мифологическому осмыслению.

Следствием такого релятивизма в отношении художественной формы является отход от абсолютных истин и недоверие к легитимизирующей силе метанарративов, отказ от поисков первопричин и восприятие действительности как текстуализированной реальности, дискретной и фрагментарной. Деконструкция, цитация и ироническое пародирование выступают здесь приемами создания дискурса, что растворяет границы индивидуального текста, делая его фрагментом единой интертекстуальности. В искусстве анимации широко представлен принцип иронии с целью игры с тяжеловесными темами. Ироничная биполярность мира, опирающаяся на гиперреальный симулякр, обуславливает общую абсурдность анимационной среды, где жестокость травестийна и курьёзна. В рамках фестиваля этот принцип был воплощён в чешской картине «Кровавые сказочки» Терезы Ковандовой.

Программа «Премьеры. Избранное» показала последние русские анимационные картины. Здесь центральными темами стали обожаемые русскими творцами сюжеты о семье (работы «Дочь», «Узы», «Здравствуйте родные») и вечности. Так, например, одной из самых заметных для прессы стала новая работа Константина Бронзита «Он не может жить без космоса». При всем скепсисе, касающемся означенного тематического поля, стоит отметить, что иронично-абстрактная форма изложения, выбранная режиссёром (и в целом характерная для анимации), позволяет новаторски работать даже с такими обычно отяжелёнными патетикой сюжетами.

Справедливо отметить, что было бы не лишним российским авторам на время отложить камеры и взять вместо этого в руки краски, карандаши и прочие подручные средства. Ведь анимация не только предоставляет большую свободу в отношении материала и формальных экспериментов, но и объективно в меньшей степени подвержена цензуре, так как обладает ярко выраженной степенью условности. В этом смысле анимация является деятельным продолжением концепции постмодерна и авангарда XX века, в частности, в качестве напрашивающегося примера можно привести дадаистов, которые в своих творческих изысканиях также апеллировали к «детскому», «непосредственному» мировосприятию, выбрав в качестве самоназвания термин, имитирующий младенческий лепет.

В традиционной программе фестиваля «Ночь победителей» на протяжении 6 часов были показаны зарубежные лауреаты международных конкурсов. Второй по счёту картиной стала сюрреалистическая история датского режиссера Тью Сангарда «Животные», снятая в духе «Ангела-истребителя» Луиса Бунюэля. В ней рассказывается о том, как люди, оказавшись в замкнутом пространстве вагона поезда метрополитена, в течение небольшого временного периода отказываются от этических ценностей и фактически деградируют до первобытного состояния.

Французский режиссёр Бруно Колле представил в программе картину, наполненную рукотворными образами и фантасмагорической, шизоидной в хорошем смысле этого слова эстетикой, рассказывающую о человеке, больном Альцгеймером.

Другая анимация – «Томас в лощине диких Волков» Чинтис Лундгрен – вариант остроумного, гротескного осмысления gender studies. В нем вполне себе не одинокий волк под давлением внешней среды капиталистического рынка труда по воле случая переходит к весьма нетривиальной профессии жиголо, а его беременная жена тем временем посещает храм феминизма, заводит ручного раба, попутно осваивая тонкости садомазохистского наслаждения.

Размышления о природе времени в духе концепции длительности Анри Бергсона и работы Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» представлены чешской картиной «Прятки» (реж. Барбора Галиржова). Она представляет собой поэтическое высказывание о пространственной метафоре времени, буквализирующейся на фоне детской игры, где за несколько мгновений маленький мальчик с целью победить становится стариком, в результате чего его существование превращается в номадическое перемещение в череде замысловатых лабиринтов памяти.

Все вышеизложенное лишний раз доказывает тезис о том, что мультики - это будущее кинематографа. Не в смысле футурологических деклараций, а в том отношении, в каком современная анимация есть будущее уже сейчас, на самом острие настоящего. Именно поэтому мультики следует активно смотреть всем (и в первую очередь взрослым), а «Большой фестиваль мультфильмов» - одно из важнейших кинособытий осени.

Анна Стрельчук, InterMedia

Сегодня 55 лет Михаилу Пореченкову

Илья Золкин

2 марта 2024 года, суббота.

Сергей Пенкин отпразднует «35 лет на сцене!» в «Крокусе».

Burito даст весенний сольник с Ларисой Долиной и группой «ЧайФ».

Татьяна Буланова расскажет о восстановлении после инсульта в «Секрете на миллион».

Фильм «1993» с Евгением Цыгановым и Екатериной Вилковой покажет «Россия».

27 лет певице Бекки Джи.

34 года певцу Моту.

43 года актрисе Брайс Даллас Ховард.

44 года актрисе Ребел Уилсон.

47 лет лидеру группы Coldplay Крису Мартину.

48 лет актёру Даниилу Страхову.

55 лет Михаилу Пореченкову (на фото).
Михаил Евгеньевич Пореченков родился 2 марта 1969 года в Ленинграде. Российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, телеведущий. Народный артист РФ (2019),

56 лет актёру Дэниэлу Крейгу.

61 год актёру Евгению Дятлову.

62 года лидеру группы Bon Jovi Джону Бон Джови.

76 лет актёру Борису Смолкину.

82 года писателю Джону Ирвингу.

5 лет назад умерла композитор Елена Дединская (1957-2019).

25 лет назад умерла певица Дасти Спрингфилд (1939-1999).

75 лет назад родился музыкант Рори Галлахер (1949-1995).

85 лет назад родилась оперная певица Ирина Богачёва (1939-2019).

120 лет назад родился писатель Доктор Сьюз (1904-1991).

200 лет назад родился композитор Бедржих Сметана (1824-1994).


3 марта.

Shaman, Лариса Долина и Николай Басков покажут, «О чем поют 8 марта».

Группа «Кватро» отметит 20-летие в Кремле.

Премьера «Новой Фабрики звезд» состоится на ТНТ.

27 лет певице Камиле Кабелло.

31 год солисту группы «5утра» Никите Белякову.

32 года актёру Александру Горчилину.

42 года актрисе Джессике Бил.

47 лет певцу Дэдди Янки.

47 лет певцу Ронану Китингу.

57 лет актёру Геннадию Назарову.

59 лет актёру Сергею Росту.

63 года певцу Александру Иванову.

66 лет актрисе Миранде Ричардсон.

70 лет композитору Андрею Мисину.

76 лет актёру Рону Куку.

110 лет назад родилась актриса Татьяна Окуневская (1914-2002).

200 лет назад умер скрипач Джованни Виотти (1755-1824).


4 марта.

Сериал «Камера! Мотор!» о создании киностудии на зоне покажет ТНТ.

25 лет модели Бруклину Бекхэму.

34 года актрисе Александре Кузенкиной.

41 год актрисе Дарье Калмыковой.

46 лет актрисе Ольге Картунковой.

52 года директору Театра Сатиры Петру Кравченко.

56 лет гитаристу группы Tequilajazzz Олегу Баранову.

56 лет актрисе и певице Пэтси Кэнсит.

57 лет певцу Павлу Кашину.

59 лет кинорежиссёру Полу У.С. Андерсону.

59 лет поэту-песеннику Александру Шаганову.

60 лет барабанщику группы Slayer Полу Бостафу.

61 год басисту Джейсону Ньюстеду.

65 лет саксофонисту группы «АукцЫон» Николаю Рубанову.

70 лет актрисе Кэтрин О’Хара.

72 года певцу Умберто Тоцци.

85 лет актрисе Ларисе Лужиной.

92 года актёру Георгию Штилю.

5 лет назад умер актёр Люк Перри (1966-2019).

5 лет назад умер участник группы Prodigy Кит Флинт (1969-2019).

10 лет назад умер поэт и бард Марк Фрейдкин (1953-2014).

70 лет назад родился танцор и певец Борис Моисеев (1954-2022).

95 лет назад родился дирижёр Бернард Хайтинк (1929-2021).

Фото: Илья Золкин
Теги: Михаил Пореченков, события дня
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Память» с Джессикой Честейн и Питером Сарсгаардом выйдет в российский прокат в мае

постер к фильму

Локализованный трейлер и новую дату российского проката фильма «Память» представила 1 марта 2024 года кинокомпания Capella Film. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в фильме Мишеля Франко исполнили Джессика Честейн и Питер Сарсгаард. Картина рассказывает про пару, стремящуюся выстроить отношения на фоне психологических травм и проблем с памятью.

- Прошлое не дает покоя Сильвии, - сообщается в синопсисе. - На вечере выпускников она встречает Сола и обвиняет его в преступлении, совершенном против нее много лет назад. Сол страдает прогрессирующей потерей памяти и отказывается признавать вину. Постепенно противостояние двух одиноких сердец перерастает в сильное чувство.

Фильм «Память» был представлен в программе ряда кинофестивалей, включая Венецию (где Сарсгаард получил Кубок Вольпи за свою актерскую работу) и Торонто. В российский прокат картина выйдет 2 мая 2024 года.

Людмила Улицкая и Илья Хржановский признаны иноагентами в РФ

Илья Золкин

Министерство юстиции РФ 1 марта 2024 года объявило об очередном пополнении в реестре иностранных агентов. В частности, в него включены писательница и сценарист Людмила Улицкая и режиссер, сценарист и продюсер Илья Хржановский.

- Л.Е.Улицкая участвовала в качестве респондента на информационных площадках, предоставляемых иностранными агентами и иностранными СМИ, выступала против специальной военной операции на Украине, - сообщается в обосновании на сайте ведомства. - Осуществляла пропаганду ЛГБТ-отношений, принимала участие в создании для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранных агентов. Проживает за пределами Российской Федерации.

- И.А.Хржановский распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, выступал против специальной военной операции на Украине, - говорится в том же документе. - Участвовал в создании для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранных агентов. Проживает за пределами Российской Федерации.

Людмила Улицкая - автор двух десятков литературных произведений, лауреат российских и междунардных премий, по ее книгам и сценариями были сняты фильмы и сериалы «Сестрички Либерти», «Женщина для всех», «Умирать легко», «Казус Кукоцкого», «Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны» и др.

Илья Хржановский – режиссер, сценарист и продюсер, член Европейской киноакадемии, лауреат российских и международных фестивалей. Его мультимедийный проект – многочасовой фильм «Дау» о советском физике Льве Ландау – был представлен за рубежом, но так и не вышел в российский прокат.

«ИнтерМедиа» напоминает, что в феврале Минюст признал иноагентом актера Никиту Кукушкина.

β 16+