Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

24.06.2019
23.06.2019
22.06.2019

На ПМЭФ обсудили экспорт культуры, пиратство, цензуру и креативную экономику

10.06.19 23:53 Разделы: Театр и шоу, Кино, Музыка Рубрика: Хроника
На ПМЭФ обсудили экспорт культуры, пиратство, цензуру и креативную экономику

XXIII Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) прошел в Северной столице с 6 по 8 июня 2019 года. Основные дискуссии по животрепещущим вопросам мировой экономики состоялись в Конгрессно-выставочном центре «Экспофорум».

Форум 2019 года побил рекорды и по посещаемости, и по количеству совершенных сделок. По словам заместителя председателя оргкомитета ПМЭФ Антона Кобякова, в мероприятии приняли участие 19 тыс. человек из 145 стран мира, в том числе главы государств - Владимир Путин (президент Российской Федерации), Си Цзиньпин (председатель Китайской народной республики), Никол Пашинян (премьер-министр Армении), Румен Радев (президент Болгарии), Петер Пеллегрини (премьер-министр Словакии), Игорь Додон (президент Молдавии); а также генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

Деловая программа стимулировала участников форума к обсуждению глобальных проблем самого разного масштаба. Знаковыми оказались такие темы, как «Глобальный порядок. Смена парадигмы?», «Российская экономика в поисках стимула роста» и «Государство и бизнес в социальной сфере: в поисках новых точек роста».

Вопросы культуры как главного фактора роста экономики в современном мире заслужили на ПМЭФ особого внимания. В день открытия форума состоялось обсуждение темы «Экспорт культуры: возможности для представления наследия страны на международной арене», где обсудили возможности расширения влияния российской культуры за рубежом и продвижения международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой. Открывая дискуссию, заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец подчеркнула, что спрос на отечественную культуру на Западе огромен, вопрос лишь в том, способны ли мы его удовлетворить. Причем, котируются за границей не только симфонические и хоровые коллективы, но и российская драматургия.

Владимир Мединский

Министр культуры РФ Владимир Мединский в своем выступлении рассказал, какие направления экспорта сейчас наиболее приоритетны для нашей культуры:

- Конечно, надо продавать то, что продается. Продается бренд, традиция, история. Если мы говорим об исполнительском мастерстве, то здесь мы в топе. Если же говорим о создании массовой культуры и популярной музыке, то наших композиторов не знают совсем, а популярные – в хвосте. Совсем не знают нашего современного кино. В советское время прямые продажи наших фильмов составляли 500 миллионов, а сегодня – максимум 140 миллионов. Приходится использовать метод «ковровой бомбардировки». Например, в рамках проекта «Русские сезоны» мы выбираем одну страну и везем туда по максимуму. Кроме этого, мы поддерживаем Года культуры. Сейчас у нас Год культуры Россия-Турция. В прошлом году был Год культуры Россия-Катар, и из этой страны к нам приезжали в рамках проекта 300 человек. Наши политические разногласия с Великобританией, Германией и Австрией ничуть не мешают экспортировать туда наши музыкальные коллективы.

О перспективности театрального искусства в России участники форума много говорили на круглом столе «Театр: искусство или бизнес». Директор ФГБУК «Государственный Театр Наций» Мария Ревякина заметила, что для многих людей искусства сама постановка вопроса, озвученного в теме этой сессии, кажется кощунственной. Однако обсуждать ее необходимо, потому что перевести театр на самоокупаемость представляется очень сложной задачей. Чтобы постановка была рентабельной, она должна идти регулярно и на протяжении долгого времени. Немаловажную роль в стимулировании материальной успешности театральных постановок играет и государство. Так, Мария Ревякина напомнила, что до революции российский театр был преимущественно антрепризным – и только осуществленная в 1938 году привязка его к конкретным площадкам способствовала в итоге возникновению репертуарных спектаклей, конкурентоспособных на мировой сцене.

Константин Богомолов

О позитивной роли государства в развитии театрального искусства заявил и режиссер Константин Богомолов, признав право властей на контроль за постановками:

- Государство или иной инвестор имеет право на цензуру точно так же, как человек, который получает эти деньги, имеет право больше не иметь дело с глупым инвестором. Дальше уже дело личности инвестора или государства и личности, которая производит продукт. Умный инвестор будет соизмерять свою силу, свое вмешательство. Умный художник будет адекватно реагировать на какие-то замечания и пожелания. Когда цензура связана с идеологией, необходимо некое общественное вмешательство, потому что это влияет на какие-то свободы, основополагающие вещи для общества.

Константин Эрнст

Насущную проблему регулирования интернет-контента, его и борьбу с пиратством специалисты и эксперты обсудили на сессии «Саморегулирование vs. государственный контроль. Как стимулировать потребление легального контента?». Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст обратил внимание на вопиющее положение с правами на аудиовизуальный контент в России:

- В Германии, например [...], все хорошо, там по разным данным от 80 до 90% просмотров легальные. Во Франции ситуация чуть похуже, в Великобритании 50/50. У нас, по разным оценкам, от 10% до 25% просмотров легальные. Около 90% просмотров пиратские. Рынок аудиовизуального контента в нашей стране сегодня - почти природное богатство. Шестая в мире страна по количеству интернет-пользователей, с проникновением интернета в 75% населения. Увы, рынок пока принадлежит пиратам. Надо признать, что мы не можем сейчас переломить негативный тренд у пользователей, системно предпочитающих ворованный контент. Вообще это логично. Нам всем с детства говорили, что искусство принадлежит народу. Когда выясняется, что за какое-то искусство или развлечение надо платить, люди говорят: «Искусство принадлежит народу, зачем платить?» — а мы говорим: «Ребята, если вы не будете платить хоть немного, нам не из чего будет делать». Рассчитывать на сознательность, увы, не приходится.

Исходя из этой плачевной ситуации, член Совета директоров Rambler Group Екатерина Лапшина предложила повысить оперативность блокировок пиратского контента в сети до считанных минут. А глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что в начале осенней сессии 2019 года в Госдуму РФ могут внести новый законопроект, разработанный на основе антипиратского меморандума.

- У нас на следующей неделе - обсуждение инициатив Медиа-коммуникационного союза, поскольку именно Медиа-комммуникационный союз вместе с «Яндексом» и готовил данный законопроект. Мы все развилки обсудим и, уверен, ликвидируем. К сентябрю, как мы планировали, надо внести данный законопроект в Госдуму.

Кроме того, руководитель Роскомнадзора напомнил, что на основании 540 решений Мосгорсуда на сегодняшний день на постоянной основе заблокировано 2,3 тыс. пиратских интернет-ресурсов.

Тимур Максимов

Перспективам продвижения цифрового контента была, в частности, посвящена секция «Креативная экономика:стратегии продвижения высокотехнологичного экспорта». Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Тимур Максимов сообщил, что данными вопросами целенаправленно занимается национальный проект «Международная кооперация и экспорт»:

- Сегодня мы видим, что потенциал у экспорта услуг, в том числе у креативной отрасли, – огромный. В ней нет никаких естественных барьеров как с точки производства, так и с точки зрения потребления. Продукт можно создать без каких-либо существенных материальных затрат, и потреблять его будут практически без ограничения. Потолка по продажам нет… С 1 июня обнулили НДС по услугам и работам для экспортеров. Это действительно очень важная веха. Хочу, однако, сказать, что процесс был длительным. Все ускорилось только после того, как было получено прямое поручение президента. Сейчас решение принято, и я думаю, что эта фронтальная мера будет иметь очень большой эффект.

Генеральный директор Российского экспортного центра Андрей Слепнев обратил внимание на то, что вклад креативных индустрий в российскую экономику составляет около 3%, а в Великобритании - порядка 30%:

- Как утверждают футурологи, через два-три десятилетия мы будем говорить об экономике эмоций, потому что эмоциональная составляющая, то, что отличает человека от машины, во многом определяет отношение к продукту, силу бренда и силу нации. Мы активно сотрудничаем с производителями аудио- и видеоконтента, IT-отраслью, фэшн-индустрией, дизайнерами. Мы видим реальные прорывы. Это действительно уже веяние времени, таланты находят для себя точки приложения, находят, как сделать мировой продукт, который идет на экспорт, и самое главное - получают признание на высококонкурентных зарубежных рынках.

Платформенные решения, особенности их продвижения и государственное участие в их развитии участники ПМЭФ обсудили на бизнес-завтраке Forbes на тему «Национальные платформы: путь к самоизоляции или точки роста?». По мнению президента Ассоциации IPChain Андрея Кричевского, на мировом рынке добьются успеха только те российские платформы, которые не будут копировать зарубежные:

- Работая в сфере интеллектуальной собственности, в частности, с авторскими правами, патентами и товарными знаками, мы видим, что многие отечественные сервисы, платформы и цифровые экосистемы дублируют или копируют западные. Такие решения сразу приобретают ряд ограничений: их ниша – локальный рынок, но не более. О выходе на мировой рынок говорить не приходится. На мой взгляд, неким «взломом» такой закономерности является уникальность особенностей предлагаемых сервисов, создание «фишек» или узкая направленность, специализация. Например, есть Ebay с потребительскими товарами, а у нас есть IPEX – цифровая биржа для работы с интеллектуальной собственностью.

Для участников ПМЭФ была также предусмотрена обширная культурно развлекательная программа, включающая выставки, музейные экскурсии, кинопоказы и концерты. Среди участников - Денис Мацуев, Валерий Гергиев, Земфира, Рената Литвинова, группы «Би-2» и «Ленинград».

Группа "Би-2"

Loading...