Рецензия на фильм «Паразиты» Пона Джун-хо: Фееричная трагикомедия о тесноте социального пространства
Оценка: 9 из 10
Фильм «Паразиты» южнокорейского режиссера Пона Джун-хо показали в рамках основного конкурса 72-го Каннского кинофестиваля. 25 мая 2019 года на церемонии закрытия картина получила «Золотую Пальмовую ветвь». В ролях: Сон Кан-хо, Чан Хе-джин, Чхве У-щик, Пак Со-дам.
В российский прокат фильм выйдет 4 июля.
Корейский кинематограф обладает крайней самобытностью, причём настолько, что иногда грань эстетического он переходит вовсе. Как правило, этот укромный уголок киноиндустриальной империи либо безусловно любят, либо так же безропотно ненавидят, а третьего как будто и не дано. Однако, «Паразитам» Пона Джун-хо удалось кардинальным образом переломить ситуацию. Фильм стал абсолютным фаворитом 72-го Каннского фестиваля, спровоцировав сначала 15-минутные овации, затем - первую «Золотую пальмовую ветвь» в истории южнокорейского кино.
Казалось бы, в фильме нет ничего нового: Пон Джун-хо словно глину в руках мнет уже изрядно потрепанный марксистский дискурс, грезит о прекращении классовой борьбы. Примерно о том же, о чем говорил фильм-победитель Канн 2018 года - «Магазинные воришки» японского автора Хирокадзу Корээда.
Впрочем, все не совсем так. Или даже совсем не так.
Хотя в предварительном обращении режиссёра к публике действительно была обозначена межклассовая рознь в качестве проблематики («Людям из разных слоёв общества нелегко даётся жизнь в одном пространстве», - заявил он), смысловая составляющая картины далеко не заканчивается бунюэлевским концептом «вскрытия» капиталистических пороков через тесноту пространства. Можно даже заподозрить автора в том, что своей речью он хотел сбить зрителя с толку, обмануть его всегда немного ограниченные ожидания.
Само название фильма - «Паразиты» - отсылает к жанру «хоррор» (в крайнем случае, к триллеру). На поверку же зрелище оборачивается чем-то совершенно иным. Правда, чем конкретно, сказать сложно: этот патетичный постмодернистский синкретизм всего и вся, ещё и облеченный в небанальный нарратив, нужно видеть.
«Злая и остроумная изнанка “Магазинных воришек”» - сравнение, которое прочно закрепилось в критике по отношению к нынешнему победителю Каннского конкурса.
Бедная и, как водится, довольно сплочённая корейская семейка в лице родителей Ки-тхэк и Чхун-сук, а также их отпрысков - сентиментального Ки-у и циничной Ки-джон, - обитает в жалком полуподвале, ежедневно силясь «словить» соседский вайфай и коллективно благодаря Господа в случае успеха операции. Из способов заработка у них - сборка коробок для местной пиццерии и многочисленные «планы» по выживанию (то есть аферы).
Звезды складываются так, что герои находят золотую жилу в виде богатой и доверчивой семьи корейских буржуа, на удивление не смыслящих практически ни в чем - ровно так же, как и их нищие подопечные. Это, правда, не мешает последним постепенно и все более уверенно укреплять позиции в богатом доме: репетитор по английскому, арт-терапевт, домработница и водитель. Обеспеченные люди во вселенной Джун-хо до неприличия наивны, любят тратить деньги и непроизвольно (и точно уж не со зла) воротят нос от удушливого и неприятного запаха бедности.
Их жизнь и жилое пространство беспощадно оккупируют эксплуатируемые. Что ж, так тому и быть (может, это и есть справедливость?), но все-таки быть не долго. В конце концов, по точному выражению режиссера, все закончится «жесткой путаницей и стремительным падением».
Картина состоит из потока авантюр, напоминая об эйзенштейновской неизменно востребованной идее фильма как аттракциона. Быстрая смена сцен не даёт устать глазу и мысли, а юмор во всем его многообразии (контаминация трагического и комического, ирония и сарказм на грани, комедия положений) и крайне богатая жанровая составляющая (от кровавого слэшера через абсурдистский треш к социальной драме) удерживает высокую планку спрессованной новизны.
В кадре высмеивается все, что можно (и даже нельзя, но очень хочется): от современного искусства и псевдонаук до Северной Кореи. Вышеупомянутый комизм на материале трагедии удаётся режиссёру блестящим образом. Трагическое выступает тут компонентом общего ироничного спектра - вовсе не из жестокосердия, а из жажды игры с тяжеловесными темами. Игры как новой, единственной и безапелляционной правды алчет и искушенная публика. Так что вопрос о правых и виноватых испаряется за своей вторичностью.
На всякий случай, пусть не будет прав никто. Ведь и правда, вокруг одни сволочи и кретины. Богатые - потому что бесконтрольно потребляют, эксплуатируя других; бедные - потому что не хотят в классическом понимании работать, а хотят быть эксплуатируемыми. Все мы время от времени забываем думать, двигаясь по инерции.
В общем, каждому по потребностям не хочется, а по способностям как-то не получается. Но жить и выживать все-таки нужно. Поэтому приходится паразитировать.
Анна Стрельчук, Канны, InterMedia
«Муфаса: Король Лев» лидирует в мировом прокате и подобрался к российским лидерам
Подведены итоги российского проката 16-19 января – уикенда первой рабочей недели 2025 года. Первые две строчки по-прежнему занимают лидеры новогоднего бокс-офиса – киносказки «Финист. Первый богатырь» (152,5 миллиона рублей, сумма общих сборов достигла почти 2,5 миллиардов) и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» (133,7 миллионов, общая сумма – более 3 миллиардов).
На третьем месте оказался «пиратский» сказочный релиз – фильм Disney «Муфаса: Король Лев», с суммой сборов 111,5 миллионов рублей. «ИнтерМедиа» напоминает, что в новогодние праздники российские кинотеатры объявили мораторий на показ «пиратских» фильмов. «Муфаса: Король Лев» является и лидером мирового проката последней недели (его общая выручка уже составила 382 миллиона долларов), а в американском прокате 16-19 января он занял второе место, неожиданно уступив лидерство дебютанту – комедии для взрослых «Один из этих дней» с Кеке Палмер и SZA в главных ролях.
На четвертой строчке российского бокс-офиса оказалась киноновинка для взрослых – эротический триллер «Плохая девочка» с Николь Кидман и Харрисом Дикинсоном (70 миллионов рублей). На пятое опустился «Домовёнок Кузя» (37 миллионов), а не шестое – «Ёлки 11» (27,8 миллионов). Падение всех бывших лидеров российского проката из топ-5 составило от 49 до 65%.
Марафон фильмов с участием Дмитрия Харатьяна состоится в день рождения актера
Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» 21 января 2025 года проведёт марафон фильмов с участием Дмитрия Харатьяна. В этот день актёру исполнится 65 лет. Телеканал также покажет специальный проект «Мосфильм. Золотой век» о тонкостях работы главной киностудии страны начнётся в 10.35. Из проекта, ведущим которого стал Дмитрий Харатьян, зрители узнают, что представляет собой гараж ретроавтомобилей киностудии — самый большой автомузей страны, как создавались музыкальные кинохиты, сколько экспонатов в Доме костюма и реквизита «Мосфильма» и о многом другом.
Продолжит марафон в 12.40 комедия Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция „Кооперация“» с Дмитрием Харатьяном в главной роли — первый фильм в сотрудничестве актёра и великого комедиографа. Далее, в 14.25, телеканал покажет картину «Розыгрыш» — первую полнометражную ленту Владимира Меньшова, ставшую дебютом Харатьяна в кино. Сразу после, в 16.05, фильм «Охота на лис», в которой Дмитрий Вадимович сыграл подростка, совершившего преступление, но избежавшего тюрьмы.
В 19.40 кинопоказ продолжит картина Светланы Дружининой «Гардемарины, вперёд!» — один из самых знаменитых фильмов в карьере актёра, подаривший ему невероятную популярность. В фильме Дмитрий Вадимович не только сыграл одну из главных ролей, но и исполнил несколько песен, которые моментально стали хитами. Сразу после, в 01.00, продолжение приключений друзей из навигацкой школы — «Виват, гардемарины!». За роль Алёши Корсака в этой ленте Дмитрий Харатьян был выбран актёром года по версии читателей журнала «Советский экран».
И завершит марафон в 03.10 картина Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры 30 лет спустя», в которой Дмитрий Харатьян исполнил две роли — короля Людовика XIV и его брата-близнеца, заточённого в тюрьме.
Тимоти Далтон хочет захватить поместье Даттонов и построить курорт в трейлере «1923»
Трейлер второго сезона исторического драматического сериала «1923» представил 20 января 2025 года видеосервис Paramount+. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в нем исполнили Харрисон Форд, Хелен Миррен, Брэндон Скленар, Джули Шлэпфер, Тимоти Далтон, Джером Флинн, Даррен Манн, Брайан Джерати, Амина Нивес, Мишель Рэндольф, Себастьян Роше, Дженнифер Карпентер и другие.
По сюжету, безжалостный и циничный бизнесмен Дональд Уитфилд (Далтон) решает построить в Монтане элитный отель и сделать курорт. Для этого он намерен захватить земли своих давних соседей и заклятых врагов Даттонов и ради этого способен на всё. В свою очередь пожилая чета Джейкоб (Форд) и Кара (Миррен) готова с оружием в руках отстаивать свое поместье, пока к ним на выручку спешит племянник Спенсер (Скленар).
Премьера второго сезона «1923» состоится на Paramount+ 23 февраля.