Константин Богомолов подал в отставку с поста и. о. ректора Школы-студии МХАТУ Кирилла Туриченко родился сынАнфиса Чехова вышла замужХолли Берри выходит замуж в четвертый разНурлана Сабурова не пускают в РоссиюУмерла диктор и телеведущая Светлана ЖильцоваBad Bunny, Кендрик Ламар и Леди Гага стали победителями «Грэмми»«Август» получил «Золотого орла» за лучший фильмУмерла Кэтрин О'Хара – мама Кевина из фильма «Один дома»Умер телеведущий и режиссер Александр ОлейниковКонстантин Богомолов возглавил Школу-студию МХАТ«Грешники» и «Битва за битвой» лидируют в номинациях на «Оскар»Умер основатель дома моды Valentino Валентино ГараваниЗвезды Большого театра Денис Родькин и Элеонора Севенард поженилисьЭнсел Элгорт стал отцомУмер актер и педагог Игорь ЗолотовицкийРисталище гусляров России, 65 лет полёту Юрия Гагарина и конкурс кокошников: чем удивит выставка-форум «Уникальная Россия» в Гостином дворе«Битва за битвой» и «Переходный возраст» стали триумфаторами «Золотого глобуса»Звезда «Аббатства Даунтон» Мишель Докери стала мамойИтоги-2025 от «ИнтерМедиа»: Shaman, скандал с Ларисой Долиной и ведущий, который ничего не ведет

Рецензия: «Завод». Бейся там, где стоишь *****

Остросюжетная драма «Завод» выйдет в российский прокат 7 февраля 2018 года. Режиссёр: Юрий Быков. В ролях: Денис Шведов, Андрей Смоляков, Владислав Абашин.

Провинциальный завод по производству каркасов для железобетонных плит закрывается из-за нерентабельности. Десятки рабочих остаются без средств к существованию, к тому же долги по зарплате им выплачивать никто не спешит. Во всем виноват местный олигарх Калугин (Андрей Смоляков), сделавший завод разменной монетой в своей очередной махинации. Рабочие грозят ему бунтом, но воротила делает вид, что его такой поворот событий напугать не может.

Для того, чтобы направить стихийное возмущение работяг в какое-то русло требуется вожак. На эту роль идеально подходит нелюдимый молчун по прозвищу Седой (Денис Шведов), чье изуродованное лицо и испещренная страшными шрамами спина выдает в нем ветерана Чеченской войны. Вместе с несколькими коллегами он разрабатывает гениальный в своей простоте план похищения Калугина с целью погашения долгов. Операция проходит успешно: проштрафившегося директора под дулом автоматов привозят на его же предприятие, куда вскоре прибывают с выкупом сотрудники его личного ЧОПа.

Принято считать, что закрывающиеся заводы остались в России где-то далеко в 90-х, но это чудовищная ложь и подмена понятий. Да, в относительно благополучной Москве, вероятно, уже закрыли все, что могли, поэтому «Завод» снимали на одном из немногих уцелевших производств – заводе ЖБИ в районе бульвара Рокоссовского. Но в региональной прессе и по сей день можно прочитать массу новостей о закрытии градообразующих предприятий. Причем такие заметки нередко становятся все более пронзительными. Например, в некоторых храмах проводятся молебны о нормализации положения на конкретных убыточных предприятиях. Кроме как на Бога, видимо, уповать им больше не на кого…

На первый взгляд, «Завод» продолжает линию социально ответственного кино, начатую в предыдущих резонансных работах Быкова «Майор» и «Дурак». Произвол на местах достиг своего апогея, правды нет, каждый сам за себя, кто сильнее, тот и прав, а непокорных пускают в расход без суда и следствия. В чем-то «Завод» даже мрачнее своих предшественников. Если в «Майоре» полиция оказывается беспощадной, но грозной силой с тщательно отстроенным механизмом саморегуляции, то в «Заводе» она предстает избыточным звеном в разборках между цепными псами местных князьков с внезапно вышедшими из-под контроля подданными.

Вместе с тем, взгляды Юрия Быкова на человеческую природу, судя по «Заводу», явно эволюционировали. Раньше его герои и антигерои четко располагались по разные стороны баррикад, а теперь картина противостояния получилась более пестрой и неоднозначной. Режиссер не пытается навязать нам четко структурированной иерархии ценностей, оставляя за каждым право на выбор и убеждения. Один из «спецов» Калугина гибнет с матерным словом на губах, другой истово крестится по поводу и без, но в пространстве фильма они абсолютно равны. Проблема же социальной справедливости и вовсе переносится в плоскость ницшеанской идеи о Сверхчеловеке. Исходя из расклада сил в «Заводе», следовать известному принципу Александра Невского «бейся там, где стоишь» до конца может лишь человек, не обремененный семейными и иными обязательствами, победивший в себе элементарную жалость к тем, кто слабее.

Столь прихотливая конструкция вновь существует у Быкова по закону единства места, действия и времени, но упакована на сей раз в привлекательную для масс оболочку остросюжетного боевика. Не изменяя себе ни на йоту, режиссер создал безупречный продукт на стыке авторского и массового кино без тошнотворных типажей «плохих» и «хороших» парней.

Денис Ступников,InterMedia

β 16+