Рецензия на книгу: Джоэл Макайвер - «Metallica. Justice For All: Вся правда о группе» ***
2019, «Пальмира»
Первоначально биография Metallica увидела свет в 2004 году после семилетней работы автора. Джоэл Макайвер после этого трижды дописывал текст, внося в него новые главы, и перед нами новейшее переиздание.
Лучше всего эту книгу характеризует цитата самого Макайвера: «Вам, наверно, кажется странным, что я потратил две трети книги на восхваление Metallica, а последние две главы - на их критику, но мне хочется, чтобы вы поняли, каково было мне - и тысячам других подлинных фанатов их музыки - когда я услышал эти альбомы (речь идёт о пластинках «Load» и «Reload». - Прим. А.М.) впервые. Я до сих пор не совсем отошёл от шока». Действительно, первые две трети книги автор не скупится на эпитеты по поводу величайшей трэш-метал-группы в истории, а заодно невероятно подробно, детально до занудливости описывает начало их творческого пути. Да и не только их: Metallica в этой книге не просто группа, а символ и воплощение всего трэш-металлического жанра. Готовя эту книгу, Джоэл Макайвер взял более 70 интервью - большей частью с коллегами Metallica по трэш-сцене. И они говорили не только о тех, кому посвящено издание, но и о себе и своих музыкальных вкусах, рассуждали о зарождении жанра, спорили о месте в истории тех или иных музыкантов, порой далеко отходя от заявленной темы книги.
В этой части повествования в цитатах из интервью много откровенно лишней информации. Читая эти экскурсы, испытываешь двойственные чувства. Во-первых, в перечислении трэш-групп 80-х было довольно забавно узнавать названия, которыми на окраинах Москвы тогда были исписаны все заборы; заборы не подвели, процентов 80 имён оказались знакомыми. Во-вторых, очень трудно было избавиться от соблазна сравнить судьбу Макайвера с судьбой российских музыкальных журналистов. Вот человек искренне считает трэш-метал вершиной творческой мысли человечества - и строит свою карьеру на освещении этого жанра. Пишет огромные репортажи с фестивалей, дотошно рецензирует каждый рифф на альбомах Metallica, критикует кумиров за взросление и отход от «трэш-идеалов», тратит семь лет на работу над книгой... Смог бы такой журналист добиться успеха или хотя бы заработать на хлеб в России?
Ответ отрицательный. Возможно, поэтому и книга Джоэла Макайвера воспринимается тяжеловесной и сухой, будто биография Брежнева, выпущенная «Политиздатом» в 1979 году. Участники Metallica показаны безупречными трэш-метал-солдатами; автор неохотно признаётся в том, что в молодости они люто бухали, однако воздерживается от смакования рок-излишеств. Ой, я применил слово «рок». Оно для Макайвера табу - в его системе взглядов нет худшего преступления, чем заиграть рок вместо трэша, недаром в книге несколько раз встречается пренебрежительная фраза «это вообще рок, а не метал». Теперь вы понимаете, каким непростым чтением станет эта книга для людей с более широкими музыкальными вкусами.
Последнюю треть книги странным образом спасает сама Metallica. Расширив стилистику и записав ненавистные Макайверу альбомы «Load» и «Reload», она заставила автора много ворчать и ругаться (что выглядит веселее, чем скрупулезное перечисление побед), а её участники внезапно превратились из ходульных персонажей в живых людей. Притом вовсе не идеальных: реабилитационные клиники, скандалы в коллективе, неоднозначная история судебной войны против файлообменника Napster - всё это заметно освежает повествование, доказывая, что реальная жизнь шире, богаче и интереснее, чем представления о ней упёртого фаната трэш-метал.
Алексей Мажаев, InterMedia
Симфонический концерт группы «Слот» тоже отменен
Концерты группы «Слот» продолжают отменяться. После отмены выступлений коллектива в Калуге (24 марта), Петрозаводске (29 марта), Мурманске (31 марта), Калининграде (26 апреля), Архангельске (12 мая), Ярославле (1 июня) и Иванове (2 июня), стало известно об отмене концерта «Слот» с симфоническим оркестром. Его планировалось провести 25 мая на сцене Crocus City Hall.
Отмены начались после того, как коллектив попал в неофициальный список запрещенных музыкантов. Ранее участники группы заявляли, что их концерты отменяются «по обстоятельствам, находящимся за пределами разумного, возможностей площадок, группы, организатора».
Ранее были отменены три концерта «Слота» в феврале. «ИнтерМедиа» напоминает, что в настоящее время «Слот» работает над альбомом мэшапов с другими группами. Уже увидели свет в виде отдельных синглов коллаборации с «Северным флотом», 7000$ и Нейромонахом Феофаном.
Валерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия
Народный артист России Валерий Леонтьев заявил о прекращении музыкальной карьеры. По словам артиста, он уходит со сцены в связи с возрастом – 19 марта 2024 года ему исполнилось 75 лет.
- Жанр, на который я положил полвека, не терпит дряхлости, - приводит слова Леонтьева «Московский комсомолец». - Я сделал в 2019 году, на свое 70-летие, шоу в Москве в Кремле, в Питере в «Октябрьском» и ушел без выколачивания денег из публики на прощальных турах. Без соплей и слез.
По словам директора певца, никакого прощального тура Валерий Леонтьев планирует.
Не так давно Валерий Леонтьев выступил на частном мероприятии в Дубае. Он провёл на сцене меньше часа, гонорар за концерт составил около 10 млн рублей.
Рецензия на альбом «Live 2000» группы «Король и шут»: Пьяный концерт
2000, 2024 (цифровой релиз) Moon Records.
Оценка: 7 из 10.
Запись этого культового концерта хорошо знакома верным поклонникам «Короля и шута», а теперь благодаря изданию в цифре его могут услышать все желающие. Особенно рекомендуется тем, кто проникся творчеством Горшка и Ко после выхода сериала «Король и Шут». В сериале на удивление здорово сняты концертные сцены, а «живой» звук просто безупречен – ибо для саундтрека «кишовскую» «классику» чуть подчистили. В результате многие не без удивления узнали, что в репертуаре «Короля и шута» было не менее десятка суперхитов на все времена: в лучших песнях группы совмещались мелодика, драйв, харизма, да ещё и сыграно всё было отменно.
Но для полноты картины стоит теперь услышать «Live 2000». Концерт состоялся 25 марта 2000 года в Киеве в ДК КИИГА, причём «Король и шут» играл второе отделение – а первое было отдано акустическому выступлению Егора Летова (его на диске нет). Среди фанатов запись носит название «пьяный концерт» - и это ещё мягко сказано. Качество записи – ну просто бедовое, что заметно усугубляется состоянием музыкантов. При этом у группы в репертуаре уже есть большинство их главных песен – «Ели мясо мужики», «Охотник», «Кукла колдуна», «Дурак и молния», «Прыгну со скалы» и др. Но сыграны они в, скажем так, весьма непривычных версиях. Хорошо, что мы давно выучили слова этих композиций, а то бы не разобрали половину в той звуковой каше, которую воспроизводили артисты на сцене.
Есть в этом нечто подлинное: парни рубятся «по чесноку», и Горшок требует от зрителей кидать в него не пустые, а полные банки с пивом. Запись звучит примерно как на кассете после пятого переписывания, и только партии скрипки Маши Нефёдовой довольно точно воспроизводят альбомные версии: остальные музыканты, чувствуется, в основном импровизируют. На этом фоне выделяется первый куплет «Куклы колдуна», спетый и сыгранный вполне чисто – правда, потом к Горшку присоединяются товарищи, изображающие пьяный хор. А песня «Прыгну со скалы» полностью лишилась своей трагической составляющей: в припевах все подпевают так старательно и так нестройно, что сложно удержаться от смеха, несмотря на серьёзность темы.
Тем не менее запись просто сочится молодецкой энергией, и после прослушивания никто не сможет сказать, что «Король и шут» слишком хитовые и попсовые, чтобы считаться панк-роком. В 2000 году это было вовсе не очевидно.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»