Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

20.03.2019
19.03.2019
18.03.2019

Рецензия на книгу: Джоэл Макайвер - «Metallica. Justice For All: Вся правда о группе» ***

23.01.19 02:40 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия на книгу: Джоэл Макайвер - «Metallica. Justice For All: Вся правда о группе» ***

2019, «Пальмира»

Первоначально биография Metallica увидела свет в 2004 году после семилетней работы автора. Джоэл Макайвер после этого трижды дописывал текст, внося в него новые главы, и перед нами новейшее переиздание.

Лучше всего эту книгу характеризует цитата самого Макайвера: «Вам, наверно, кажется странным, что я потратил две трети книги на восхваление Metallica, а последние две главы - на их критику, но мне хочется, чтобы вы поняли, каково было мне - и тысячам других подлинных фанатов их музыки - когда я услышал эти альбомы (речь идёт о пластинках «Load» и «Reload». - Прим. А.М.) впервые. Я до сих пор не совсем отошёл от шока». Действительно, первые две трети книги автор не скупится на эпитеты по поводу величайшей трэш-метал-группы в истории, а заодно невероятно подробно, детально до занудливости описывает начало их творческого пути. Да и не только их: Metallica в этой книге не просто группа, а символ и воплощение всего трэш-металлического жанра. Готовя эту книгу, Джоэл Макайвер взял более 70 интервью - большей частью с коллегами Metallica по трэш-сцене. И они говорили не только о тех, кому посвящено издание, но и о себе и своих музыкальных вкусах, рассуждали о зарождении жанра, спорили о месте в истории тех или иных музыкантов, порой далеко отходя от заявленной темы книги.

В этой части повествования в цитатах из интервью много откровенно лишней информации. Читая эти экскурсы, испытываешь двойственные чувства. Во-первых, в перечислении трэш-групп 80-х было довольно забавно узнавать названия, которыми на окраинах Москвы тогда были исписаны все заборы; заборы не подвели, процентов 80 имён оказались знакомыми. Во-вторых, очень трудно было избавиться от соблазна сравнить судьбу Макайвера с судьбой российских музыкальных журналистов. Вот человек искренне считает трэш-метал вершиной творческой мысли человечества - и строит свою карьеру на освещении этого жанра. Пишет огромные репортажи с фестивалей, дотошно рецензирует каждый рифф на альбомах Metallica, критикует кумиров за взросление и отход от «трэш-идеалов», тратит семь лет на работу над книгой... Смог бы такой журналист добиться успеха или хотя бы заработать на хлеб в России?

Ответ отрицательный. Возможно, поэтому и книга Джоэла Макайвера воспринимается тяжеловесной и сухой, будто биография Брежнева, выпущенная «Политиздатом» в 1979 году. Участники Metallica показаны безупречными трэш-метал-солдатами; автор неохотно признаётся в том, что в молодости они люто бухали, однако воздерживается от смакования рок-излишеств. Ой, я применил слово «рок». Оно для Макайвера табу - в его системе взглядов нет худшего преступления, чем заиграть рок вместо трэша, недаром в книге несколько раз встречается пренебрежительная фраза «это вообще рок, а не метал». Теперь вы понимаете, каким непростым чтением станет эта книга для людей с более широкими музыкальными вкусами.

Последнюю треть книги странным образом спасает сама Metallica. Расширив стилистику и записав ненавистные Макайверу альбомы «Load» и «Reload», она заставила автора много ворчать и ругаться (что выглядит веселее, чем скрупулезное перечисление побед), а её участники внезапно превратились из ходульных персонажей в живых людей. Притом вовсе не идеальных: реабилитационные клиники, скандалы в коллективе, неоднозначная история судебной войны против файлообменника Napster - всё это заметно освежает повествование, доказывая, что реальная жизнь шире, богаче и интереснее, чем представления о ней упёртого фаната трэш-метал.

Алексей Мажаев, InterMedia