Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

23.01.2019
22.01.2019

Рецензия: Дмитрий Карасюк - «Агата Кристи». Чёрные сказки белой зимы» ***

04.01.19 05:26 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры
Рецензия: Дмитрий Карасюк - «Агата Кристи». Чёрные сказки белой зимы» ***

2018, издательство «АСТ»

Представляя издание, Дмитрий Карасюк признался, что книга стоила ему «гораздо больше нервов и попортила гораздо больше крови, чем все предыдущие книги, вместе взятые». Это было не слишком неожиданное заявление. Представьте себе историю, главные герои которой живы и относительно здоровы, но много лет не общаются друг с другом, будучи при этом родными братьями. Даже продолжительный период их совместного творчества изобиловал конфликтами, потерями и «американскими горками» триумфов и провалов - описывая это, сложно не впасть в излишнюю эмоциональность. Что уж говорить о годах после распада «Агаты Кристи», когда братья Самойловы чаще встречались в судах, чем на сцене. Группу все помнят, но автор биографии должен не только чётко изложить события, но и не встать на позицию одного из братьев, то есть по мере возможностей представить мнения Вадима и Глеба в равной степени.

Задача невероятно сложная, что подтверждает цитата автора, с которой начинается этот текст. Тем не менее Карасюк с ней справился. Но какой ценой!

Приступая к знакомству с книгой, будучи неплохо знакомым с историей «Агаты Кристи», я для себя отметил, что в биографии группы меня больше всего интересуют три момента: альбом «Опиум» и связанный с ним бешеный взлёт популярности, с которым братья Самойловы справились, скажем так, с большим трудом; смерть клавишника Александра Козлова, отвечавшего в группе за модное поп-звучание; и, конечно, окончательный разлад между лидерами команды. Забегая вперёд, скажу, что описания этих ключевых событий могут разочаровать бесстрастностью изложения. Здесь хотелось бы увидеть что-то более эмоциональное, может быть, даже какие-то примеры нелинейного повествования с флэшбеками и прочими «спецэффектами». Но по ходу дальнейшего чтения ты понимаешь, что автор не мог поступить иначе - все возможные страсти принесены в жертву богу объективности.

Личное отношение к братьям Самойловым Дмитрий Карасюк не высказывает, зато обрушивает на читателя огромное количество фактов. Детские и юношеские годы будущих участников «Агаты Кристи» описаны очень подробно, как и деятельность прото-группы ВИА РТФ УПИ. Читатель здесь может и заскучать, но автор сохраняет бесстрастную дотошность архивариуса, даже приступая к рассказу о первых годах популярности коллектива. Период «Опиума» не заставил Карасюка как-то поменять интонацию на более яркую - но к этому времени к его манере уже привыкаешь. Тем более что и скрупулёзно излагаемые факты начинают местами пугающе выходить за рамки чисто музыкальных новостей. Про жизнь «Агаты Кристи» в подмосковном пансионате слагали довольно дикие легенды; биография от Карасюка подтвердила далеко не все из них, но описанные реалии кое-где всё равно превзошли читательские ожидания.

Наркотики появляются в книге чуть позже, чем мы предполагали, но они выводят повествование на иную ступень откровенности. По-прежнему не давая никаких прямых оценок, Карасюк чуть отпускает вожжи сдержанности - когда группа идёт вразнос, её летописцу нет смысла сохранять хорошую мину. Смерть Козлова и всё более странное поведение обоих братьев делает финал биографии «Агаты Кристи» по-настоящему захватывающим. При этом Карасюк, подобно канатоходцу, удивительным образом сохраняет баланс: если в первой части он заметно симпатизирует и Вадиму, и Глебу, то к концу оба главных героя предстают довольно неприятными субъектами.

Алексей Мажаев, InterMedia