Борис Тараканов нашел партитуру единственной оперы Павла Чеснокова
Руководитель одного из старейших любительских хоров (РХТУ им. Д.И.Менделеева) и одного из самых необычных (хор Московского метро), создатель крупнейшей сетевой нотно-музыкальной библиотеки Борис Тараканов обнаружил партитуру единственной оперы, пожалуй, самого известного и исполняемого церковного композитора Павла Чеснокова, само предположение о существовании которой считалось чуть ли не мифом. Об этой находке он рассказал в интервью изданию «Музыкальный Клондайк».
- Борис, расскажите, как вам пришла в голову идея разыскать эту оперу, которую даже в консерваториях Москвы и Санкт-Петеребурга считали фейком и до сих пор не верят, что она нашлась?
- Тут скорее надо поставить вопрос по другому – считали фейком или специально, целенаправленно, делали из нее фейк?
- Поясните?
- Да тут мне бы кто пояснил... Давайте подумаем вместе. Некую оперу, точнее обращение к почтенному жанру синтетического музыкального спектакля, приписывают не кому-нибудь, а давно «канонизированной» в музыкальном мире фигуре – Павлу Григорьевичу Чеснокову, «аккредитованному» и «сертифицированному», самому популярному церковному композитору, с подробно изученной биографией, творческим наследием, структурой музыкального стиля... По мнению многих музыковедов, он даже не обладал должными навыками симфонической оркестровки – эти рассуждения некоторых экспертов можно прочитать в интернете. Интересно, что выходили подобные статьи к очередному юбилею Чеснокова – например, к 140-летию, который отмечали в прошлом году. В каждой статье – подробное исследование его духовного и светского хорового письма, стилистики, музыкального символизма... Но о единственной его опере – ни-ни, что вы! В лучшем случае, упоминание – мимолетно и вскользь...
- Но ведь после окончания Синодального училища Павел Чесноков брал частные уроки у Танеева, Ипполитова-Иванова, даже Рахманинова...
- Брал. Благо, была такая возможность. Однако, по его признанию, особый упор у него был именно на хоровую композицию и хоровое письмо.
- А как же обучение в Московской консерватории?
- Давайте не будем забывать, что в консерваторию, которую Чесноков окончил в сорокалетнем возрасте в 1917 году с малой серебряной медалью «по классу свободного сочинения и избранным предметам», он поступал уже будучи известным композитором, автором около пятидесяти исполняемых светских и духовных опусов. Естественно, ему был предоставлен свободный выбор изучаемых дисциплин (те самые «избранные предметы»), среди которых был полуфакультативный курс инструментовки. Сведений об изучении Чесноковым симфонического письма мы не находим, как практически не находим его инструментальных опусов: фортепианные, инструментальные и симфонические наброски – все это удел никогда не издававшихся и вряд ли сохранившихся черновиков студенческих работ. Не писал он и программных сочинений крупной формы, если не считать таковыми традиционные Богослужебные циклы (Литургии, Всенощные, Панихиды и т.д.). Тем не менее, если мы внимательно изучим партитуру обнаруженной оперы, то увидим работу зрелого симфониста. Может быть, увлечение Чеснокова симфонической композицией просто замалчивалось историками его творчества? Но зачем?
Павел Чесноков
- Довольно часто встречается мнение, что опера Чеснокову, в принципе, была чужда.
- Как знать. Лично для меня влияние оперной и салонной музыки на его творчество совершенно очевидно. Кстати, в этом его нередко упрекали. Вот, взгляните – здесь у меня один из таких отзывов, где Чесноков вообще назван «особенно слабым». Альманах «В концертах / Раннее утро». № 38 от 17 февраля 1915: «Его композиции – “Величит душа моя Господа”, “Ангел вопияше” – оказались плохо скомпонованными отрывками из опер. Сильное впечатление на композитора произвел, по-видимому, “Фауст” Гуно. “Ангел вопияше” с solo сопрано является очень знакомым перепевом любовного дуэта из третьего действия Фауста». Автор этой сентенции – известный музыкальный критик того времени Куров Н.Н. прославившийся, в основном, подобными мутными и однобокими рецензиями. Но, как мы видим – такое мнение бытовало.
- Борис, повторю - до недавнего времени в музыкальных сообществах интернета открыто высказывались мнения, что единственной оперы П.Г. Чеснокова, якобы написанной им в 1917 году, в природе не существует, что ее знаменитому церковному композитору тупо приписали, причем уже в советское время. Как так получилось, что реальность, как водится, оказалась интереснее мифа?
- Встречались и более «оптимистичные» высказывания – мол, если опера и существует, то исключительно в одном экземпляре черновика и, скорее сего, вывезенном за рубеж, следы ее потеряны в одной из закрытых частных коллекций. А если он и не вывезен, то пребывает (если вообще пребывает) под таким спудом, что рыть придется очень и очень глубоко – мол, даже Метрострой не справится...
-Расскажите о ваших поисках? Как они проходили?
- Сложно проходили. К сожалению, традиционный подход ничего не дал. Как известно, любой поиск надо начинать с фондов легендарной и всемогущей Российской государственной библиотеки (в девичестве – «Ленинки»). Увы, там ничего не нашли даже в спецхране, не говоря уже о ее богатейшем собрании нотных артефактов в музыкальном фонде. Ничего не нашли и в библиотеках Московской и Петербургской консерваторий. Всё указывало на то, что я действительно охочусь за некой химерой.
Тем не менее, гугл.books выдал, например, книгу «Русская духовная музыка в документах и материалах. Том 9», где есть некое «Заявление о вступлении на машинописном бланке от 27 октября 1924 года», где среди прочих своих опусов Чесноков сам упоминает «Одноактную оперу на сюжет Байрона «Небо и земля»... То есть, сам автор отнюдь не считал эту свою работу неудачным опытом, а указывал ее как одно из достижений! Тогда я решил, что называется, отдаться потоку, и начать принимать любую информацию на эту тему, вплоть до бреда. А там – разберемся….
Титульный лист
- А в чем заключалась нетрадиционность такого подхода?
- Да во всем! Порой приходилось основываться на отрывочных сведениях, слухах, преданиях, домыслах и… рассказах очевидцев, еще заставших живого Чеснокова. Да, во многом это было «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что…».
Для начала я задействовал совсем не музыкальные источники, а обратился к... историкам РХТУ им. Д.И.Менделеева, которому в этом году исполнилось 120 лет и интерес к его истории объективно повышен. Сейчас объясню. Дело в том, что до 1917 г. это было Московское Императорское промышленное училище, с хором воспитанников которого успел немного поработать Павел Чесноков и, по некоторым непроверенным данным, хотел доверить первое, но так и не состоявшееся исполнение своей оперы под два рояля в мае 1917 года именно ему. Исполнение планировалось на Царской лестнице училища (ныне – фойе уникального Зала имени А.Бородина) с солистами Частной оперы Саввы Мамонтова. Партии фортепиано должны были исполнить пианисты А.Зилоти и М.Миллер.
Всё это было интересно до мурашек, но иногда разбивалось и о такое мнение, что свою единственную оперу уничтожил сам автор в годы наступившего террора… Но специалисты по истории РХТУ предположили, что единственный экземпляр этих нот Чесноков прятал в регентском архиве не сохранившегося до наших дней двадцатиодноглавого собора во имя Св. Александра Невского на Миусской площади, где хор воспитанников Императорского училища иногда пел на клиросе под руку Павла Григорьевича в приделе Св. Тихона Воронежского. После закрытия собора в 1925 году регентский архив был полностью передан в Музей музыки при Московской консерватории (Музей имени Н.Г. Рубинштейна), который потом перерос в Музей музыкальной культуры им. М. Глинки, а потом – в Национальный музей музыки. Вот тут следы оперы теряются и... проявляются вновь уже сейчас, через сто один год.
- Почему и откуда могла возникнуть у Чеснокова такая конспирация по поводу тех нот, что их пришлось прятать среди церковных партитур?
- Сложно сказать. Единственная опера потомственного регента была написана перед самой революцией на собственное либретто по мотивам одноименной мистерии Байрона. И сюжетно описывала события, которые произошли... за сутки до Всемирного Потопа. Кто знает, какие ассоциации и у кого это начало вызывать, и чем именно пригрозили Чеснокову, что не состоялось даже первого «закрытого» концертного исполнения под два рояля....
-То есть это была опера на Библейский сюжет?
- Безусловно! Теперь мы знаем об ариях Ноя, его сыновей и даже Архангела Рафаила, исцеляющего Посланника, наказывающего демонов и падших ангелов, а также присматривающего за людьми. А в качестве самостоятельных героев оперы, наряду с Библейскими персонажами, фигурируют хоры смертных и хоры темных духов… Сцена гибели человеческой цивилизации показана с гипертрофированными подробностями – с воплями умирающих о реках, вышедших из берегов… А завершается произведение грандиозной симфонической картиной «Хаос», в фактуру которой внедрены хор и... орган!
- Что-то не похоже на Чеснокова, которого мы знаем, и к композиторскому образу которого давно привыкли.
- То-то и оно… Те редкие специалисты, кто был уверен, что эта опера действительно существовала, а не была приписана Чеснокову историками музыки уже в советский период, относили ее чуть ли не к музыкальному предсказанию грядущего Хаоса революции и зашифрованной Формулы Безысходности!
- Может быть, именно поэтому она так и не была издана и исполнена? Ведь уже близился Октябрь…
- Это ни о чем не говорит – гонения на церковь и Библейские сюжеты начались позже. Когда в партитуре оперы была поставлена точка, Чесноков отнес рукопись своему другу и издателю Петру Юргенсону. Но до нотного набора на печатных досках дело почему-то так и не дошло – по неожиданному решению автора ограничились «репринтом» на фирменной «юргенсоновской» бумаге тиражом в... один экземпляр. На дворе стоял цветущий май, уже маститому композитору, Павлу Чеснокову было сорок лет, а 1917 год неумолимо двигался к своему Октябрю…
Вы только вдумайтесь в текст заключительного Хора злых духов, когда по сюжету уже «разверзлись хляби небесные». Цитирую прямо с авторского либретто:
Духи тьмы! Возликуйте громко!
Духи тьмы! Вот он день, вот он час:
Всё гибнет! Всемирная ломка
И Потоп!! День великий для нас!!!
Вот, перед нами скан авторского рукописного либретто автора. Как видите, слово «Хаосъ» Чесноков собственной рукой начертал своим каллиграфическим почерком сразу после этого хорового финала. Видимо, перечитав еще раз, вновь осмыслил написанное, и начертал внизу: «Хаосъ». Да ещё изобразил под ним некий мистический знак, над которым, я уверен, ещё поломают голову исследователи всяких символических систем.
Либретто. Последняя страница
- Странно, что столь интересный и уникальный материал был не востребован больше ста лет и при таком интересе к жизни и творчеству автора.
- Вот здесь, похоже, и кроется ядро загадки. Единственная опера популярнейшего церковного автора, к нотному наследию которого постоянно повышенное внимание, внезапно оказывается не просто вынесенной за скобки, а сведения о ней вдруг начинают тщательно размываться, замалчиваться и стираться. Не было предпринято никаких попыток пусть не исполнить, но хотя бы изучить этот материал как часть наследия. Ну, хорошо, в советское время не климат был операм на Библейские сюжеты. Но, начиная с 90-х, когда все наследие Чеснокова начали изучать буквально под электронным микроскопом – почему вдруг, при наличии прямых и косвенных упоминаний, обошли вниманием именно этот его единственный опус? Чего такого понаписал там признанный гений, что все исследователи его творчества дружно сделали вид, что никакой оперы никогда не существовало?
- Получается, что мы стоим на пороге открытия Нового Чеснокова?
- Очень похоже на то.
- Его наследие также считается исполненным на сто процентов – в том числе на специальный «Чесноковских» фестивалях, ассамблеях, чтениях... Никто уже не претендует найти что-то новое.
- Есть еще и такой факт, о котором мне в 1993 году поведал мой старенький педагог по чтению хоровых партитур Геннадий Петрович Копченков, семья которого дружила с Чесноковыми, а сам он, будучи маленьким, сидел у него на коленях, и наблюдал, как взрослые (отец, Чесноков, Данилин…) после сытного обеда развлекались у рояля тем, что ставили на пюпитр перевернутые клавиры русских опер, играли их задом наперед и хохотали, как ненормальные. А Данилин один раз и без шуток обмолвился отцу Геннадия Петровича, что давно считает Пашу (Павла Григорьевича)… провидцем. Детская память – она ведь цепкая. Так вот, не прячется ли где-то здесь некое предсказание от главного хитмейкера православной музыки, неожиданно написавшего в год революции «запрещенную» и по сей день оперу на Ветхозаветный сюжет о планетарной катастрофе, и которого современники называли провидцем?
- Но ведь духовные сочинения Чеснокова при проигрывании партитуры на рояле напоминают кафешантанные романсы или оперные сцены в духе раннего Верди – об этом ещё Клавдий Борисович Птица писал в своей книге.
- Это так, но именно на фортепиано. А при исполнении хором они всякий раз вызывают эффект духовного откровения.
- Значит, сейчас со всей ответственностью можно сказать – единственная опера Павла Чеснокова «Небо и Земля» существует!
- Конечно, вот же она. Добрые партнерские отношения с Музеем музыки и его нынешним директором Михаилом Аркадьевичем Брызгаловым (мы вместе состоим в Президиуме ВХО), позволили мне сначала одним глазком взглянуть на содержимое закрытых фондов музея и, пусть и с большим трудом, найти там единственный экземпляр единственной оперы Чеснокова. То есть, для начала убедиться, что она существует – а это уже само по себе было ошеломляющей новостью. Причем, существует не в формате набросков-черновиков, как тоже предполагалось, а в виде полноценного комплекта – либретто, клавир, партитура...
- Борис, а это не может быть некой… мистификацией?
- Я сразу хотел бы подчеркнуть – подлинность этих нот официально подтверждена Национальным музеем музыки, и, конечно же, не вызывает сомнений. Они являются частью его Фонда оригиналов. Так что речи о подделке и мистификации тут быть не может.
- Музей предоставил вам ксерокопию?
- Ни в коем случае! Никакого светового и теплового воздействия на столетнюю бумагу и чернила! Только сканирование специальным фотосканером с удаленным объективом – без контакта с бумагой и при неагрессивном освещении. Фактически это профессиональные фотографии каждой страницы с высоким разрешением. Музей предоставил мне этот трудоемкий скан по безвозмездному договору с весьма оправданными условиями и ограничениями. Например, мировая премьера, должна состояться в 2020 году в рамках проекта «Опера в метро», обязательно предоставление записи, а публикация нот в свободном доступе на сайте нотного архива возможна исключительно после первого исполнения.
Так что пока я выложил в архиве только либретто, которое принадлежит руке Павла Чеснокова. Оно действительно завершается словом «Хаосъ» и перевернутым точечным треугольником, который венчается в самом низу перевернутым знаком вопроса с точкой посередине... Объяснений этому символу у меня пока нет.
Лев Лещенко, Денис Майданов и Зара выберут победителей «Дороги на Ялту»
VI Международный музыкальный фестиваль «Дорога на Ялту» пройдет 28 апреля и 1 мая 2024 года в Государственном Кремлёвском дворце. С главной сцены России прозвучат песни о Великой Отечественной войне на родных языках зарубежных вокалистов-конкурсантов из 15 стран.
Фестиваль «Дорога на Ялту» проводится на конкурсной основе. В этом году оргкомитет получил 210 заявок от вокалистов из 55 стран. В отборочном онлайн-туре жюри определило 15 зарубежных участников, которые приглашены в Москву, – их конкурсная судьба решится по итогу концертов в Кремлёвском дворце. В финал, который пройдет в два этапа, вышли представители Германии, Греции, Египта, Индонезии, Италии, Кипра, Китая, Конго, Мадагаскара, Монголии, Португалии, Сербии, Словении, Турции и Франции.
Сольные выступления вокалистов, где они исполнят советские песни о войне на своих родных языках, пройдут в первый конкурсный день – 28 апреля – в Малом зале ГКД. А 1 мая в финальном гала-концерте в Большом зале ГКД зарубежные исполнители выступят в дуэтах со звёздами российской сцены Зарой, Ярославом Сумишевским, Екатериной Гусевой, Дмитрием Дюжевым, Алексеем Маклаковым, Полиной Агуреевой, Алексеем Петрухиным, Ютой, Анной Большовой, Александрой Воробьевой, Василием Герелло и др.
Лауреатов «Дороги на Ялту» определит жюри, в состав которого вошли Денис Майданов, Кай Метов, Зара, РФ Александр Ф.Скляр, спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, министр курортов и туризма Республики Крым Вадим Волченко, президент НИЦ Курчатовский институт Михаил Ковальчук, серебряный призер фестиваля «Дорога на Ялту» 2023 года Тино Айс Бреннер. Председателем жюри стал народный артист РСФСР Лев Лещенко.
Онлайн-трансляция «Дороги на Ялту-2024» будет проводиться на сайте doroganayaltu.ru, в соцсетях фестиваля и его партнеров. Премьера эфирной версии гала-концерта, по сложившейся традиции, состоится в канун Дня Победы 8 мая в на телеканале «Культура».
- Сохранить и донести через песни историческую память о Великой Отечественной войне, прославить образ советского и русского солдата-освободителя, напомнить о страшной цене, которую пришлось заплатить нашей стране и нашим людям за избавление от чумы фашизма – такую идею в фестиваль «Дорога на Ялту» заложили его президент Андрей Кондрашов и художественный руководитель Эрнест Мацкявичюс. Проводниками этой идеи стали десятки певцов по всему мире, принявших участие в фестивале, и их число с каждым годом растёт, - говорят организаторы фестиваля.
Впервые фестиваль состоялся в Ялте в 2019 году. С 2022 года «Дорогу на Ялту» принимает Москва. Прямую трансляцию концертов смотрят на городских экранах жители многих регионов России, а к онлайн-эфиру присоединяются зрители десятков стран.
Справки и аккредитация: +7 (903) 286-2258, pr.doroganayaltu@yandex.ru (Марина Павлова, пресс-служба фестиваля).
Музыкальные чарты за 16 неделю: лидируют DVN, Wallem, Jakone и другие
Чарты составлены агентством "ИнтерМедиа" на основании информации, представленной на сайтах соответствующих сервисов или полученной от специалистов компаний. Информация унифицирована, но дается в оригинальном написании без каких-либо изменений. Чарты, рейтинги, хит-парады структурированы по разделам: радио, интернет, мобильная связь, телевидение, физические носители. Такой комплексный подход в работе с чартами, рейтингами и хит-парадами позволяет сформировать наиболее полную картину музыкальных приоритетов различных групп потребителей и пользователей. Будем признательны за пожелания, предложения и конструктивную критику, которые позволят сделать этот информационный продукт более качественным, насыщенным и полезным для всех профессионалов и любителей музыки.
РАДИО
TopHit
Чарты
TOP-10Top Radio Hits Russia Weekly Chart (Apr 5 - Apr11, 2024)
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Alan Walker & Daya | Heart Over Mind |
2 | Dua Lipa | |
3 | R3Hab & Vize & JP Cooper | Jet Plane |
4 | Purple Disco Machine & Asdis | |
5 | Artik & Asti | |
6 | Моя Мишель | Ветер меняет направление |
7 | 5утра & Ваня Дмитриенко | Не представляешь |
8 | Benson Boone | BeautifulThings |
9 | Mackenzie Arromba | Underwater |
10 | Lufthaus & Robbie Williams feat. Sophie Ellis-Bextor | Immortal |
АВТОРАДИО
TOP-10 Cамые ротируемые треки в эфире Авторадио за последние 7 дней.
Список составлен автоматически 15 апреля 2024 (11.00)
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | DmitryFilatov | Мимо меня |
2 | Mary Gu | Обожай |
3 | Руки Вверх | Плачешь в темноте |
4 | Родион Газманов | Гравитация |
5 | Винтаж | Лети за солнцем (Filatov&KarasMix) |
6 | Galantis | Alien |
7 | Filatov & Karas | Чилить |
8 | Dabro | Услышит весь район |
9 | Ваня Дмитриенко | Прятки |
10 | P!nk | Runaway |
ЕвропаПлюс
15 апреля2024 (11.15)
TOP-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Alan Walker &Daya | Heart Over Mind |
2 | Justin Timberlake | Selfish |
3 | Mackenzie Arromba | Underwater |
4 | Adam | Zhurek |
5 | TrainingSeason | |
6 | Ariana Grande | yes, and? |
7 | Last Man Standing | |
8 | Purple Disco Machine & ASDIS | Beat Of Your Heart |
9 | Моя Мишель | Ветер меняет направление |
10 | Disturbed | The Sound Of Silence (CYRIL Remix) |
РАДИО «ШАНСОН»
15 апреля 2024 (11.30)
TOP-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Виктор Королев | Прикосновение |
2 | Михаил Шуфутинский и Mia Boyka | Помада на щеке |
3 | Александр Розенбаум | Матросская лирическая |
4 | Юрий Антонов | Любимая |
5 | Марк Бартон | Львица |
6 | Евгений Кемеровский | Я не хочу тебя терять |
7 | Афина | Воля |
8 | Денис Майданов | Я голосую за жизнь |
9 | Валерий Курас | Самая любимая |
10 | Григорий Лепс | Я чувства кинул на алтарь |
ЯНДЕКС МУЗЫКА
Треки, популярные на Яндекс Музыке прямо сейчас: 15 апреля 2024 (12.00)
Топ-20
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | DVN | Можно я с тобой |
2 | Morgenshtern | Последняя любовь |
3 | Wallem | Харизма |
4 | Татьяна Куртукова | Матушка |
5 | Niletto, Олег Майами, Лёша Свик | Громче города |
6 | Jaxomy, Agatino Romero, Raffaella Carrà | Pedro |
7 | Акулич, Молодой Платон | Подарок |
8 | Ицык Цыпер, Игорь Цыба | Дымок |
9 | Jakone | Дорога дальняя |
10 | Xolidayboy | Пожары |
11 | Anna Asti | Царица |
12 | Daryana | juice |
13 | Аигел | Пыяла |
14 | Три дня дождя, Mona | Прощание |
15 | A.V.G, Macan | Спой |
16 | Veigel | Прощай |
17 | Macan | Брат |
18 | whyspurky, whylovly | Какая? |
19 | 5утра | Давай сбежим (Искорки)prod. by Barabanov |
20 | Адлин, Килджо, 5sta Family | Зачем |
AppleMusic
Официальные чарты Apple Music в России за 15 апреля 2024 (18.30)
ТОП-20
Позицияв чарте | Артист/коллектив | Треки |
1 | Morgenshtern | Последняя любовь |
2 | Ap$ent | Можноястобой (Can I Come With You) |
3 | Wallem | Харизма |
4 | Niletto, Олег Майами, Лёша Свик | Громче города |
5 | Акулич, Молодой Платон | Подарок |
6 | Whyspurkywhylovly | Какая? (Speed Up) |
7 | Anna Asti | Царица |
8 | Татьяна Куртукова | Матушка |
9 | A.V.G, Macan | Спой |
10 | Xolidayboy | Пожары |
11 | Jakone | Дорога дальняя |
12 | Три дня дождя, Mona | Прощание |
13 | Albak52, Kizaru | 52 & Haunted |
14 | Almary | До скорых встреч |
15 | Женя Трофимов, Комната культуры | Поезда |
16 | Ицык Цыпер | Дымок (feat. Игорь Цыба) |
17 | Veigel | Прощай |
18 | Баста | На заре |
19 | Аигел | Пыяла |
20 | Macan | Брат |
Apple Music Москва за 15 апреля 2024 (18.45)
ТОП-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Треки |
1 | Morgenshtern | Последняя любовь |
2 | Ap$ent | Можно я с тобой (Сan I Come With You) |
3 | Wallem | Харизма |
4 | Акулич, Молодой Платон | Подарок |
5 | Albak52, Kizaru | 52 & Haunted |
6 | Whyspurkywhylovly | Какая? (Speed Up) |
7 | Niletto, Олег Майами, Лёша Свик | Громче города |
8 | Татьяна Куртукова | Матушка |
9 | Anna Asti | Царица |
10 | A.V.G, Macan | Спой |
Apple Music С.Петербург за 15 апреля 2024 (19.00)
ТОП-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Треки |
1 | Morgenshtern | Последняя любовь |
2 | Ap$ent | Можно я с тобой (СanIComeWithYou) |
3 | Whyspurkywhylovly | Какая? (Speed Up) |
4 | Albak52, Kizaru | 52 & Haunted |
5 | Акулич, Молодой Платон | Подарок |
6 | Niletto, Олег Майами, Лёша Свик | Громче города |
7 | Wallem | Харизма |
8 | Женя Трофимов, Комната культуры | Поезда |
9 | Anna Asti | Царица |
10 | Xolidayboy | Пожары |
МТС Мюзик
Чарт МТСMusic,15 апреля 2024 (20.00)
Топ-20
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Треки |
1 | Niletto, Олег Майами, Лёша Свик | Громче города |
2 | Ap$ent | Можно я с тобой |
3 | ||
4 | Morgenshtern | Последняя любовь |
5 | ||
6 | Anna Asti | Царица |
7 | ||
8 | Jakone | Дорога дальняя |
9 | Veigel | Прощай |
10 | 5утра | Давай сбежим (Искорки) (prod. by Barabanov) |
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
15 | ||
16 | Xolidayboy | |
17 | ||
18 | ||
19 | До скорых встреч | |
20 | Jaxomy, Agatino Romero, Raffaella Carrà | Pedro |
Звук
15 апреля 2024 (20.30)
ТОП-20
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Niletto, Олег Майами, Лёша Свик | Громче города |
2 | Anna Asti | Царица |
3 | 5утра | Давай сбежим (Искорки) |
4 | Баста, White Gallows | Моя вселенная |
5 | Artik & Asti | Качели |
6 | Баста, Mona, Три дня дождя, Владимир Пресняков | Луч солнца золотого |
7 | Anna Asti | По барам |
8 | ||
9 | Аигел | Пыяла |
10 | Ицык Цыпер, Игорь Цыба | Дымок |
11 | DJ Smash, Nivesta | Позвони |
12 | Татьяна Куртукова | Матушка |
13 | Morgenshtern | Последняя любовь |
14 | Мот | Когда мужчина влюблён |
15 | Мари Краймбрери | Гагарин, я вас любила! |
16 | Люся Чеботина | Моё |
17 | A.V.G, Macan | Спой |
18 | Король и Шут | Кукла колдуна |
19 | 5утра, Ваня Дмитриенко | Ты даже не представляешь (prod. byBarabanov) |
20 | Mary Gu | Подруга (Acoustic Version) |
SHAZAM
Самые шазамируемые песни недели: Россия 15 апреля 2024 (21.15)
ТОП-20
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Трек |
1 | Artemas | i like the way you kiss me |
2 | NBSPLV | The Lost Soul Down |
3 | Jaxomy, Agatino Romero & Raffaella Carrà | Pedro |
4 | Тахмина Умалатова | Твоялюбовьманила (Slowed Version) |
5 | Adam | Zhurek |
6 | Whyspurky & whylovly | Какая? (Speed Up) |
7 | Joezi & Lizwi | Amathole |
8 | Ap$Ent | Можноястобой (Can I Come With You) |
9 | Jazzdauren | Дарите женщинам цветы |
10 | Татьяна Куртукова | Матушка |
11 | Baby Gang | Mentalité |
12 | 5утра & Ваня Дмитриенко | Не представляешь |
13 | Wallem | Харизма |
14 | Xcho | Мир на двоих |
15 | Benson Boone | BeautifulThings |
16 | Murat Göebakan | Vurgunum |
17 | Niletto, Олег Майами & Леша Свик | Громче города |
18 | Disturbed | The Sound of Silence (CYRIL Remix) |
19 | DJ Stonik1917 | GoodDayFlopTray |
20 | Almary | До скорых встреч |
VKМузыка
Чарт треков от 15 апреля 2024 (22.15)
ТОП-20
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Трек |
1 | Wallem | Харизма |
2 | Jakone | Дорога дальняя |
3 | Morgenshtern | Последняя любовь |
4 | DVN | Можно я с тобой |
5 | Xcho | Мир на двоих |
6 | Татьяна Куртукова | Матушка |
7 | A.V.G, Macan | Спой |
8 | Niletto, Олег Майами, Лёша Свик | Громче города |
9 | Macan | Брат |
10 | Xolidayboy | Пожары |
11 | Alblak 52, kizaru | 52 &Haunted |
12 | Акулич, Молодой Платон | Подарок |
13 | Almary | До скорых встреч |
14 | Jakone, Баста | Босые ноги |
15 | Xcho, МОТ | Баллада |
16 | Veigel | Прощай |
17 | whyspurky, whylovly | Какая? (Speed Up) |
18 | Ицык Цыпер feat. Игорь Цыба | Дымок |
19 | Тахмина Умалатова | Твоялюбовьманила (Slowed Version) |
20 | Daryana | juice |
ОК
16 апреля 2024 (12.15)
ТОП-20
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | 5утра | Давайсбежим (Искорки) (prod. by Barabanov) |
2 | Raim, Артур, Zhenis | Дискотека из 90 |
3 | ||
4 | Sevenrose | Чёрная смородина |
5 | Тото | Баяноммай (KalashnikOFFRemix) |
6 | Ислам Мальсуйгенов, Зульфия Чотчаева | Стоп музыка |
7 | DJ Smash, Nivesta | Позвони |
8 | Аигел | Пыяла |
9 | Kalvados, Татем, Kasia | А я тебе душу |
10 | Сергей Завьялов, Любовь Попова | Со мною до конца |
11 | StaFFорд63, Яна Вайновская | Ты моё |
12 | Zeleno | Ля ты какая |
13 | AleksAtaman, Finik | Снежинки |
14 | ЗаVисть | Дамы за 30 |
15 | Татьяна Куртукова | Матушка |
16 | ||
17 | Galibri & Mavik | Федерико Феллини |
18 | Nebezao, Андрей Леницкий | Как ты там? |
19 | Kairat Nurtas | SeniSuiem |
20 | Марат Пашаян, Арни Пашаян | Сердечко |
Last.fm
Top Tracks 16апреля2024 (13.30)
ТОП-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Видеоклип |
1 | ||
2 | Jung Kook | Standing Next To You |
3 | j-hope | Neuron (with Gaeko& Yoon Mirae) |
4 | V | Love Me Again |
5 | V | FRI(END)S |
6 | Jimin | Like Crazy |
7 | Illit | Magnetic |
8 | Artemas | I like the way you kiss me |
9 | Hozier | Too Sweet |
10 | Agust D | Haegeum |
ВИДЕОХОСТИНГ
YouTubeсовместно сTopHit
Top You Tube Hits Russia Weekly Chart (Apr 5 - Apr 11, 2024)
ТОП-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Видеоклип |
1 | Daryana | Juice |
2 | Morgenshtern | Последняя любовь |
3 | Татьяна Куртукова | Матушка |
4 | Ap$ent | Можно я с тобой |
5 | Adam | Zhurek (IskoAlvarezRemix) |
6 | А4 | Лама Мама |
7 | Тото & KalashnikOFF | Баяноммай (СпоймнезаLife) (KalashnikOFF Remix) |
8 | 5утра & Barabanov | |
9 | Ицык Цыпер & Игорь Цыба | Дымок |
10 | Galibri & Mavik | Взгляни на небо |
YouTube Music
Хит-парад
Самые популярные клипы сегодняшнего дня
Россия – 20 трендовых клипов16апреля 2024 (21.45)
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Видеоклип/трек/правообладатель |
1 | Morgenshtern | Последняя любовь |
2 | Елена Максимова | Пообещайте мне любовь |
3 | Timberlake | FmHouse (Remix 2024) TikTok Trend |
4 | Niletto, Лёша Свик и Олег Майами | Громче города |
5 | kizaru и Alblak 52 | 52 &Haunted |
6 | Jaloliddin Ahmadaliyev | Kel (Official Music Video) NevoMusic |
7 | poli | Папа |
8 | Mirjalol Nematov | O'ynaymizkel (Videoklip) |
9 | Татьяна Куртукова | Матушка |
10 | Obladaet | Большой брат |
11 | Adam | ZhurekIsko Remix New track 2024 |
12 | Глебас и Суета | Вацокпочувствуй |
13 | MexrojXusanov | Hoji aka (Official Music Video) NevoMusic |
14 | Mirjalol Nematov | Guli Lola (Premyera) |
15 | Аркадий Хоралов | "Сердце мое" - Кунгуров Женя |
16 | Абрикоса и Кэри Найс | Моя любовь |
17 | Shaman | Реквием 22.03.24 |
18 | NЮ | Забери |
19 | Миа Бойка и Михаил Шуфутинский | Помада на щеке |
20 | Xcho и МОТ | Баллада |
ОПЕРАТОРСКИЕ СЕРВИСЫ
(Мобильная связь)
Билайн
16 апреля 2024 (22.30) Услуга «Привет!» По популярности
ТОП-10 RBT
Позиция в чарте | Артист/коллектив/автор | Композиция |
1 | Мурзилки Int | Гимн Авторадио |
2 | Егор Крид | Слеза |
3 | Егор Крид | Будильник |
4 | Luis Fonsi feat. Daddy Yankee | Despacito |
5 | Burito | По волнам |
6 | Metallica | The Unforgiven |
7 | Наргиз и Максим Фадеев | Вдвоем |
8 | Kadebostany | Castle In The Snow (Bentley Grey Remix) |
9 | Пицца | Один такой |
10 | Estradarada | Вите надо выйти |
Mегафон
16апреля 2024 (22.45)
Услуга «Замени гудок». «Хит-парад»
ТОП-10 RBT
Позиция в чарте | Артист/коллектив/автор | Композиция |
1 | Аигел | Пыяла |
2 | 5утра | Давай сбежим (Искорки) prod. by Barabanov |
3 | Nivesta, DJ Smash | Позвони |
4 | Смеходром | Завязал с прошлым |
5 | Король и Шут | Кукла колдуна - Из сериала «Король и Шут» |
6 | Хабиб | Ягода малинка |
7 | A V G, Goro | Она близко |
8 | Честный | Мама |
9 | MXNFST | Phonkeye |
10 | Шнуров С.В. | Привет Морриконе из к-ф Бумер |
MTC
Услуга Good’ok Хит-парад 16 апреля 2024 (23.00)
ТОП-10 RBT
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Аигел | Пыяла |
2 | 5утра | Давай сбежим (Искорки) prod. by Barabanov |
3 | DJ Smash, Nivesta | Позвони |
4 | Прощание | |
5 | Прощай | |
6 | Anna Asti | Царица |
7 | Instasamka, Лолита | На Титанике |
8 | Баста | На заре («Альянс» cover) |
9 | Мот | Случайности не случайны |
10 | Mary Gu | Не влюбляйся |
ТЕLЕ 2
Услуга «Гудок» Топ симпатий 16 апреля 2024 (22.15)
ТОП-10 RBT
Позиция в чарте | Автор/Артист/Коллектив | Композиция |
1 | Егор Крид | Слеза (5976) |
2 | Мот | Капкан (5639) |
3 | Егор Крид | Будильник (5425) |
4 | Luis Fonsi feat. Daddy Yankee | Despacito (Премиум) |
5 | Burito | По волнам (4264) |
6 | Metallica | The Unforgiven (4252) |
7 | Наргиз и Максим Фадеев | Вдвоем (4251) |
8 | Kadebostany | Castle In The Snow (Bentley Grey Remix) (4212) |
9 | Наргиз | Ты моя нежность (4204) |
10 | Пицца | Один такой (3899) |
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Муз-ТВ
Главный чарт Муз ТВ от 16 апреля 2024 (22.30)
ТОП-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Сергей Лазарев | Я видел свет |
2 | Natan, Алсу | Буду я любить |
3 | Полина Гагарина | Нагадай |
4 | Artik & Asti | Качели |
5 | Мот | Случайности не случайны |
6 | Filatov & Karas | Это всё не помню я |
7 | Моя Мишель | Ветер меняет направление |
8 | Galibri & Mavik | Взгляни не небо |
9 | BahhTee &Turken | Не переживай |
10 | Звери | До скорой встречи |
ТНТ MUSIC
ЧАРТ от 16 апреля 2024 (23.15)
TOП-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | Weeknd, Madonna, Playboi Carti | Popular |
2 | Ariana Grande | yes, and? |
3 | JustinTimberlake | Selfish |
4 | DuaLipa | TrainingSeason |
5 | Jung Kook ft. Jack Harlow | 3D |
6 | Jack Harlow | Lovin On Me |
7 | Calvin Harris, Rag'n'Bone Man | Lovers In A Past Life |
8 | Artik&Asti | Качели |
9 | Kygo&Ava Max | Whatever |
10 | Pharrell Williams, Miley Cyrus | Doctor (Work It Out) |
РУССКИЙ ЧАРТ
ТОП-10
Позиция в чарте | Артист/коллектив | Композиция |
1 | DJ Smash | Ветер |
2 | Artik & Asti | Качели |
3 | Rasa | Добрый вайб |
4 | Лёша Свик | Люби меня люби |
5 | Мот | Когда мужчина влюблён |
6 | Егор Крид ft. Tenderlybae, Егорик | Тapo |
7 | Моя Мишель | Ветер меняет направление |
8 | Клава Кока & Feduk | Кабы не было тебя |
9 | Коста Лакоста | Дожди |
10 | Второй Ка | Дура |
ФИЗИЧЕСКИЕ НОСИТЕЛИ
Wildberries
16 апреля 2024 (23.30)
ТОП-10 По популярности
Позиция в чарте | Автор/артист/коллектив | Альбом |
1 | Кино | Звезда по имени Солнце (LP) |
2 | London Grammar | If You Wait (2 LP) золотисто-черного цвета с брызгами. 10-е юбилейное издание |
3 | Cinderella | Night Songs (LP)+ Конверты внутренние Coex для грампластинок 12" (25 шт) |
4 | Jean MichelJarre | Oxygene (LP)+ Конверты внутренние Coex для грампластинок 12" (25 шт) |
5 | The Doors | The Doors (LP) +Конверты внутренние Coex для грампластинок 12" (25 шт) |
6 | Radiohead | OkComputer (2LP) + Конверты внутренние Coex для грампластинок 12" (25 шт) |
7 | Depeche Mode | MementoMori(2LP) + Конверты внутренние Coex для грампластинок 12" (25 шт) |
8 | Жорж Бизе. Родион Щедрин | Кармен-Сюита (LP) |
9 | Nazareth | Tattoed On My Brain Coloured White Vinyl (Only In Russia)+ КонвертывнутренниеCoexдлягрампластинок 12" (25 шт) |
10 | Louis Armstrong | UnderTheStars (LP)+ Конверты внутренние Coex для грампластинок 12" (25 шт) |
Глеб Самойлов выпустит запись концерта «Агата Кристи. 35» в ностальгичном формате
Глеб Самойлов анонсировал релиз записи своего осеннего концерта «Агата Кристи. 35», состоявшегося 17 ноября 2023 года. Программа с празднованием юбилея распавшейся в 2009 году группы будет выпущена в мае этого года на четырех разных носителях - на CD, на DVD, на кассете и на виниле. Представители Глеба Самойлова попросили поклонников обратить особое внимание на кассетный релиз.
- И на кассете, Друзья, кассете. Не сомневаюсь, что многие даже не знают что это такое, но для тех, кто еще помнит этот носитель, это очень ностальгично, - написал барабанщик Глеба Самойлова Дмитрий «Снейк» Хакимов.
На данный момент из будущего релиза доступно исполнение песни «Ураган» в клубе 1930 Moscow, сопровождаемое абстрактным видеорядом и дымовыми эффектами.
Ранее Глеб Самойлов определился с новым временем и местом симфонического концерта в честь 35-летия «Агаты Кристи». Музыканты выступят на площадке Live Arena 17 мая 2024 года. Билеты на концерт, который должен был состояться 12 апреля в Crocus City Hall, действительны на новую дату.