Роберт Де Ниро и Бен Стиллер снова снимутся в «Знакомстве с родителями»Хибла Герзмава стала наставницей шоу «Голос»Светлана Светикова станет мамой в третий разЮра Борисов номинирован на «Золотой глобус»Анна Седокова официально развелась с Янисом ТиммойМарк Эйдельштейн сыграет главную роль во втором сезоне «Мистера и миссис Смит»Марина Федункив подтвердила, что стала мамойУмер бывший солист «На-На» Владимир ЛёвкинУмерла актриса Светлана СветличнаяКрис Прэтт стал отцом в четвертый разСкончался пресс-секретарь певца Shaman Антон Коробков-ЗемлянскийАкула стала мамойУмер продюсер и композитор Куинси ДжонсМарго Робби родила сынаАлександра Даддарио стала мамой на ХэллоуинПротив Гуфа возбудили уголовное дело о грабежеСати Казанова стала мамойГлюкоза назвала свое задержание в аэропорту заказом влиятельного человекаКлава Кока рассталась с Александром Повериным«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»: грандиозный симфонический концерт во славу гения Чайковского пройдет в БКЗ «Октябрьский»

Илья Демуцкий: «В опере «Для черного квадрата» два рояля звучат как оркестр»

21.11.2018 18:36 Музыка Рубрика: Дайджест

О ТИТУЛЕ «САМОГО ВОСТРЕБОВАННОГО КОМПОЗИТОРА В МИРЕ»

— Я спокойно реагирую на любые формулировки. Это такой же бизнес, в том числе журналистский. Такая форма подачи материала. Я не в ответе за других людей. [Мне все равно] кто как думает, как формулирует — ради бога. Раньше меня все время называли молодым композитором. Наконец эта формулировка от меня отпадает. Хотя я не могу сказать, что она меня сильно раздражала. Действительно, вы назвали Пярта и Филипа Гласса — это живые классики. Как и [Родион] Щедрин, [Кшиштоф] Пендерецкий. Я не пытаюсь ни с кем конкурировать. А востребованность — наверное, имеется в виду, что… Ну много, действительно, у меня работы. И по всему миру. И далекие планы на много лет вперед. Да, пожалуй, в композиторской среде, тем более в моем поколении, это нетипично.

СКОЛЬКО УШЛО ВРЕМЕНИ НА СОЧИНЕНИЕ ОПЕРЫ «ДЛЯ ЧЕРНОГО КВАДРАТА?»

— От задумки, от того момента, когда автор идеи Игорь Конюхов (режиссер и продюсер, основатель театра «Новая опера» в Нью-Йорке. — Прим. ред.) со мной связался, прошло почти пять лет — это был 2014 год. Но из них большую часть времени писалось либретто. Потому что изначально идея была в том, чтобы перевести «Победу над Солнцем», оригинальный текст Крученых, на английский язык. У Игоря и у [либреттиста] Оли Масловой, моих соавторов, была задача адаптировать это произведение для сцены США. Перевести со всеми играми слов. Мы же знаем, что в тексте алогичные, абсолютно бессмысленные какие-то звуки, отдельные слоги. И они [Игорь Конюхов и Ольга Маслова] хотели поиграть с языком и сделать такое же нечто интересное, но на английском.

ЧЕМ ЕГО НЕ УСТРОИЛ СУЩЕСТВУЮЩИЙ ПЕРЕВОД «ПОБЕДЫ НАД СОЛНЦЕМ»

— К нему есть вопросы. Была задача — создать новый перевод. Но в процессе мы поняли, что это произведение не очень актуально. Потому что время ушло вперед, прошло больше ста лет, и просто переводом этого текста мы ничего не добьемся.

Я сразу отдал полный карт-бланш своим соавторам, сказал им: «Пока вы не закончите текст, я не начну писать музыку». Где-то два года назад они закончили текст, я написал первый акт, и мы его прочитали — сделали воркшоп в Чикагском университете на вокальном факультете. Блестяще ребята исполнили. Два рояля, солисты, хор. Я посмотрел [и понял], что это все работает, что мне все нравится, что я хочу именно в такой инструментовке [работать дальше], что мне не нужен оркестр, ничего другого. И что эта опера получилась не камерной. Поскольку камерная опера подразумевает меньший состав, а тут получается, что у нас только солистов десять человек. Плюс хор и два исполнителя, то есть почти двадцать пять человек на сцене — до тридцати человек, в зависимости от хора. То есть это большой состав.

ОПИРАЛСЯ ЛИ НА АУТЕНТИЧНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ФУТУРИСТОВ?

— Нет, не опирался. Просто мне понравилось звучание. Тот баланс. Два рояля — казалось бы, это нечто от салона, всего лишь вы поете под рояль. Нет, это не так, потому что у меня два рояля звучат как оркестр. Тут же отсылка к Стравинскому, к его «Свадебке», которую он писал для четырех роялей и ударных. Мне понравился этот состав, я посмотрел этот первый акт, который был прочитан в Чикагском университете, мы там кое-что исправили, и я написал второй. Получается, с декабря [2017] до апреля [2018 года]. И тогда же пришла идея исполнить премьеру здесь, в Новой Третьяковке.

О ФИЛОСОФИИ СВОЕЙ МУЗЫКИ

— Вы знаете, я как композитор не задаюсь, как правило, никакими глубокими философскими вопросами. Потому что это задача музыкальных критиков — анализировать мою музыку. Я когда пишу музыку, я ее не анализирую. «А какими средствами я передам супрематизм?» — я об этом не думаю. Меня ведет текст. Я хочу рассказать историю. Весь концептуальный путь проделали мои соавторы в тексте. Там уже есть тот или иной смысл, та или иная идея, посыл. А я только или поддерживаю это музыкой, или [что-то ей] противопоставляю. Моя задача — передать эмоцию в музыке, поддержать то, что они хотели сказать. Да, окрасив какими-то своими штучками и просто добавив свое «я».

ОБ ОТЛИЧИЯХ ОПЕРЫ «ДЛЯ ЧЕРНОГО КВАДРАТА» И «ПОБЕДЫ НАД СОЛНЦЕМ»

— Я все это посмотрел для общего развития, но… С точки зрения, например, музыки, которая до нас не дошла, — а ее пытались воссоздать [в разное время], — но я просто знаю исторически, что это был перформанс. В 1913 году люди пришли, нахулиганили, поиграли на расстроенном, разбитом каком-то корыте, и все были довольны, возмущены и так далее. То есть это было нечто провокаторское. У нас задачи провокации не стоит. Потому что у меня музыка — в противовес [материалу], она абсолютно лирична. Есть и лирика, и эмоции, и минималистические какие-то приемы использованы, то есть музыка абсолютно разнообразна. У меня была задача положить текст на музыку и рассказать историю. Но так, чтобы ваше ухо не только над текстом работало, но и над музыкой тоже.

О РАЗЛИЧИИ ГЕРОЕВ ДВУХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

— Там была глобальная история победы над солнцем, и в принципе как такового сюжета там не было. Все построено на алогичности. Мы не понимали, что происходит, и текст нам не помогал. У нас же, наоборот, есть несколько микросюжетов, есть несколько действующих персонажей, которые взаимодействуют друг с другом, и их в единое [действие] сводит некое желание, стремление уничтожить солнце. Они уничтожают солнце, и во втором акте у нас просто уже новая история о том, как они оказываются в новом мире. Плюс там есть любовная история, довольно трагичная. Главного героя у нас нет: все десять солистов равноправны.

ОБ ОБВИНЕНИЯХ В ТОМ, ЧТО ОН ПИШЕТ СЛУЖЕБНУЮ МУЗЫКУ

- Что такое служебная музыка, я, честно говоря, не понимаю. Если я выполняю поставленные передо мной режиссером и хореографом задачи — упрекать меня в этом довольно странно. Вроде бы говорят: «Музыка прекрасно работает в постановке, но сама по себе, конечно…» Честно сказать, меня не волнуют мнения ни коллег, ни музыкальных критиков, потому что мне важно мнение исполнителя. Если я вижу, что артисты подходят и говорят: «Илья, напишите для нас оперу», — для меня это важнее любого мнения любого из людей пишущих.

ОБ АВАНГАРДНОЙ ЭСТЕТИКЕ ОПЕРЫ «ДЛЯ ЧЕРНОГО КВАДРАТА»

— Поэтому мы и ставим! У нас абсолютно, совершенно другое будет высказывание. И это интересно! Тогда авангард начался, и в принципе многие же [до сих пор] работают в той же эстетике и считают, что они авангардисты. А речь о произведении, которое было написано более ста лет назад. Но я-то к этому спокойно отношусь. Я не провозглашаю, что я новатор или революционер в чем-то. Я провозглашаю цикличность. И, возможно, это в некотором роде стеб. То есть да, мы тоже в «Черном квадрате» будем играться и стебаться. Таков жанр.

(Алексей Киселев, «Афиша Daily», 21.11.18)

Рецензия на сингл Afelia «Стерва»: Буду стервой для всех, кроме тебя

обложка сингла

2024, Unipop Music.

Оценка: 7 из 10.

В своём сольном проекте Afelia солистка группы Cream Soda Алиса Стяжкова не чурается затрагивать неоднозначные темы, исполняя песни то про психотерапевта, то про дуру, то вот про стерву. Если вслушаться в композицию, окажется, что ничего особенно стервозного в лирической героине нет: она готова быть стервой для всех, кроме своего бойфренда. Только есть небольшое условие: «Я так хочу, чтобы ты тратил на меня всё своё время, все свои деньги, и чтобы для тебя это не было проблемой». В общем, это вечные ценности. В прошлом веке Катя Семёнова требовала, чтобы «в дом зарплату отдавал, тёщу мамой называл», а у Афелии примерно то же самое, но с поправкой на зумерские привычки. И если песня «Чтоб не пил, не курил» при всей её шуточности мужчин слегка пугала, то «Стерва» вызывает чуть более сложную гамму чувств. Afelia поёт этот на самом деле очень нежный текст о любви с интонациями какой-то необязательности, будто пытается спрятать за равнодушием и скороговоркой неуверенность и уязвимость. Мелодия в песне не самая впечатляющая, текст маневрирует между несмелыми признаниями и лёгкими угрозами, обложка скорее отталкивает, но есть ещё клип, который вполне объясняет слушателю, зачем ему нужно было знакомиться с этим произведением.

Видео снято на телефон, сюжета у него нет – просто Алиса Стяжкова в нескольких локациях поёт «Стерву», довольно буквально отыгрывая перед камерой все нехитрые образы из песни. Если речь идёт про трату времени, она показывает на наручные часы, если о деньгах, - характерный жест пальцами, если о любви – сердечко, если «не выйдет забыть меня» - грозит пальчиком. Обворожительные улыбки, кокетливые взгляды - всё это выглядит очень наивно, но бесконечно мило. Секрет в том, что партнёра, которому адресована песня, в кадре нет – поэтому адресатом признаний Алисы по ходу просмотра клипа может почувствовать себя каждый зритель. Иногда достаточно сломать четвёртую стену, чтобы немудрёный ролик обрёл чувственность и глубину.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка сингла
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, Afelia
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Сегодня 80 лет Джанни Моранди

11.12.2024 08:22 Музыка Рубрика: Хроника
соцсети

11 декабря 2024 года, среда.

Filatov & Karas, Мот и Мари Краймбрери пригласят на новогодний «Корпоратив».

Эмин отметит 45-летие концертом дуэтов.

«Длительные свидания» с Олегом Гаркушей покажут в «Октябре».

16 лет актрисе Хлое Коулмэн.

37 лет певице Наталье Гордиенко.

43 года хореографу Евгению Папунаишвили.

49 лет пианистке Полине Осетинской.

56 лет басисту Евгению Звидённому.

60 лет назад умер певец Сэм Кук (1931-1964).

66 лет басисту группы Motley Crue Никки Сиксу.

66 лет музыканту Виктору Чайке.

71 год лидеру группы «Машина времени» Андрею Макаревичу (признан иноагентом в РФ).

75 лет актёру Борису Щербакову.

78 лет певцу Вейланду Родду.

80 лет певцу Джанни Моранди.

Джанни Моранди (Джан Луиджи Моранди) родился 11 декабря 1944 года в Монгидоро. Итальянский певец и музыкант, победитель фестиваля в Сан-Ремо в 1987 году. Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2005).

12 декабря.

Сергей Лазарев, Дима Билан, Artik & Asti выступят на «Золотом граммофоне».

«Старшего сына» с Кириллом Власовым и Александром Семчевым покажут в МХТ.

Отреставрированный «Амадей» Милоша Формана выйдет в повторный российский прокат к юбилею.

35 лет кинорежиссёру Кире Коваленко.

45 лет певцу и бизнесмену Эмину Агаларову.

47 лет актёру Сергею Светлакову.

60 лет солисту группы «Браво» Роберту Ленцу.

61 год певице Юлдуз Усмановой.

75 лет актёру Биллу Найи.

78 лет артистке эстрады Кларе Новиковой.

85 лет назад умер актёр Дуглас Фербенкс (1883-1939).

13 декабря.

«Christmas балет-гала» с участием Дениса Родькина пройдет в Кремле.

«Дискотека Авария» даст предновогодний концерт.

«Старшего сына» с Кириллом Власовым и Александром Семчевым покажут в МХТ.

«Люмен» отметит юбилей «Трех путей» дополнительным концертом в Москве.

27 лет певцу Limba.

29 лет актрисе Эмме Коррин.

31 год певице Екатерине Кищук.

34 года рэперу Мияги.

35 лет певице Тейлор Свифт.

36 лет певцу Арсению Бородину.

37 лет актёру Сергею Годину.

41 год певице Марине Девятовой.

43 года солистке группы Evanescence Эми Ли.

49 лет экс-вокалисту группы Blink-182Тому Делонгу.

55 лет назад родился певец Мурат Насыров (1969-2007).

57 лет актёру Джейми Фоксу.

67 лет актёру Стиву Бушеми.

74 года актрисе Уэнди Мэлик.

80 лет назад родился кинорежиссёр Александр Стефанович (1944-2021).

95 лет назад родился актёр Кристофер Пламмер (1929-2021).

99 лет актёру Дику Ван Дайку.

Фото: соцсети На фото: Джанни Моранди
Теги: события дня, Джанни Моранди

Марина Капуро выпустила «Казачьи песни»

10.12.2024 19:25 Музыка Рубрика: Хроника
обложка альбома

Вышел в свет новый альбом «Казачьи песни» Марины Капуро и группы «Яблоко». В пластинку вошло 14 треков, в том числе «Чёрный ворон», «Скакал казак через долину», «Как над яром», «Бела рыба». Почти все песни представлены в первозданном виде, то есть без инструментального сопровождения. Лишь две композиции («Ты Россия, матушка Россия» и «Пролегала степь-дорожка») записаны в рок-аранжировке. Популярную балладу ХIХ века «Ой, да не вечер» Марина записала сольно с характерным «яблочным» гитарным аккомпанементом в стиле фолк.

Как рассказали агентству «ИнтерМедиа» издатели альбома, новая пластинка «станет полной неожиданностью для поклонников певицы и не только для них. Во времена рэпа, хип-хопа, техно, хауса, модной поп-музыки в нашем музыкальном пространстве появятся удивительные по красоте образцы русского вокального многоголосия, сложившегося на юге России в течение столетий в казачьей среде».

Фото: обложка альбома
Теги: новый альбом, Марина Капуро
β 16+