Первую версию главной картины XX века увидят на мировой премьере оперы "Для Черного квадрата" только 200 зрителей в Третьяковке
Режиссер оперы пожелал остаться неназванным до премьеры
Пресс-конференция, посвященная премьере оперы «Для Черного квадрата» Ильи Демуцкого, состоялась в пресс-центре ТАСС 8 ноября 2018 года, в день старта продаж билетов на премьерные показы постановки, которые пройдут в Новой Третьяковке на Крымском валу с 27 по 30 ноября.
Участниками брифинга стали генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, композитор Илья Демуцкий, пианистка Катя Сканави и продюсер оперы Виталий Виленский.
- В мире в течение года происходит не больше пяти оперных премьер, - рассказал продюсер. - Эта премьера - совершенно уникальна, никогда в истории искусств не было подобного мультикультурного проекта, где в главной роли столь значимый шедевр мировой живописи - «Черный квадрат» Казимира Малевича, а премьера проходит в действующем музее, да ещё и при активном творческом участии в подготовке проекта журнала GQ и радиостанции Business FM.
Виталий Виленский обратил внимание на афишу спектакля, отразившую сходство формы «Черного квадрата» с появившимся через 100 лет QR-кодом - неужели гениальный художник предвидел информационные достижения грядущего?
Создатели постановки ведут зрителя к началу истории, которая длится уже больше века, и возвращают полотно в пространство театра - ведь впервые публика увидела «Черный квадрат» именно как часть декораций к опере композитора Михаила Матюшина и поэта Алексея Кручёных «Победа над Солнцем», поставленной в 1913 году в Санкт-Петербурге. По замыслу Казимира Малевича, отвечавшего за оформление спектакля, черный квадрат закрывал солнце, а белую окантовку следовало понимать как пробивающиеся из-за него лучи света. По словам Ильи Демуцкого, это уже не первое появление знаменитой картины Казимира Малевича в его творческой жизни.
- Еще на студенческой скамье в консерватории Сан-Франциско я написал маленькую пьесу, которая называлась «Черный квадрат», - рассказал композитор. - Тогда передо мной стояла задача озвучить любую картину, и я выбрал полотно Малевича. Именно это произведение, написанное в качестве дипломной работы, впоследствии вывело на меня американского промоутера Игоря Конюхова, который предложил создать произведение, центральной идеей которого станет победа над Солнцем. К нам примкнула либреттист Ольга Маслова, и мы вместе сочинили эту оперу.
Рассказывая о своем отношении к «Черному квадрату», композитор отметил, что ему нравится это полотно, поскольку оно вызывает крайне разнообразную реакцию людей и позволяет поднимать многочисленные философские вопросы.
- Мое произведение - это некое приношение «Черному квадрату», - сказал композитор. – Это произведение не о нем, хотя тема победы над Солнцем тут присутствует, как и некоторые герои оригинального спектакля.
Примечательно, что «Черный квадрат» Казимира Малевича станет не только героем постановки, но и его главным зрителем. Во всяком случае, именно так рассматривает знаменитое полотно композитор спектакля. Опера «Для Черного квадрата» будет представлена в знаменитом 16-м зале Новой Третьяковки.
- Это самый большой зал Новой Третьяковки, - отметила Зельфира Трегулова. - Как мы обнаружили недавно, он обладает замечательной акустикой. Мы поняли, что того звука, которого добиваются исполнители и композитор, там можно добиться. Смыкание музыки и изобразительного искусства – способ очень мощного воздействия на людей. А в этом спектакле смыкается очень многое – оригинальная, интереснейшая музыка, спектакль, пространство художественного музея и самая правильная и внимательная публика. Я очень надеюсь, что Третьяковская галерея станет идеальной площадкой для мировой премьеры оперы.
Еще одна задача, которую видят перед собой создатели оперы «Для Черного квадрата» - сделать оперное искусство доступным для широкого круга зрителей.
- Сегодня опера в мире приобретает несколько иной вид, - сообщил Виталий Виленский. - Люди начинают все больше посещать оперные спектакли. Мне хочется, чтобы оперное искусство стало доступно и понятно тем людям, которые раньше не обращали на него никакого внимания. Мне хочется, чтобы зрители нашли оперу понятной, интересной.
Участники пресс-конференции, несмотря на настойчивость журналистов, так и не раскрыли интригу с именем режиссера спектакля - он пожелал остаться неназванным до премьеры - это тоже уникальный случай в истории мировой оперы -
В премьере оперы «Для Черного квадрата» примет участие специально подобранная для воплощения спектакля полноценная оперная труппа - 10 солистов ведущих российских театров, камерный хор Intrada под руководством Екатерины Антоненко, а также пианисты Катя Сканави и Владимир Иванов-Ракиевский, которым предстоит играть за целый оркестр. По словам Кати Сканави, это будет интереснейший эксперимент для нее.
- На двух роялях мы часто играем без певцов, но так, чтобы при этом быть оркестром, да еще и когда сам автор выступает дирижером – это очень редкое явление, - сказала пианистка. - Очень ответственно играть музыку живущего композитора, который к тому же будет присутствовать на сцене.
По ее словам, в опере «Для Черного квадрата» очень сильно перемешаны форма и содержание.
- Это было для нас вызовом, эпатажем, провокацией, - призналась Катя. - Но мы как представители классического искусства должны искать новые для себя формы выражения. Это очень важно, ответственно и ценно. С одной стороны, опера идет в народ, но с другой – это будет действо для тонких ценителей.
При этом пианистка отметила, что для того, чтобы оценить качество звучащей в опере музыки, вовсе не нужно обладать специальным музыкальным образованием.
- Мне кажется, что ее будет легко слушать любому человеку, пришедшему в зал, - считает Катя Сканави. - Опера, в которой мы играем роль оркестра, отсылает нас к тому периоду, когда оперы звучали в салонах.
Илья Демуцкий сообщил, что солистов для участия в постановке отбирали по всей стране. Среди них оказались как совсем молодые исполнители, так и достаточно опытные, которые «с теплом отозвались на предложение исполнить новую музыку». При этом медийных звезд в спектакле задействовано не будет. По словам создателей оперы, это связано с тем, что в опере нет как такового главного героя – роли, на которую можно позвать суперзвезду. К тому же привлечение к проекту молодых артистов несет в себе некую образовательную миссию.
10% средств от продажи билетов на оперу «Для Черного квадрата» будут перечислены в фонд «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой и Дины Корзун.
- Я очень рада, что этот проект поможет фонду, - отметила Катя Сканави, являющаяся членом попечительского совета фонда. - Фонд существует благодаря Чулпан Хаматовой и Дине Корзун, и он помогает огромному числу детей. Мы очень рады, что наш проект тоже внесет свой вклад в это доброе дело.
Директор Третьяковской галереи рассказала, что все зрители смогут увидеть оригинальный «Черный квадрат» Малевича, написанный в 1915 году. Правда, на гастроли оперы, которые планируются после московской премьеры, картина не отправится.
- «Черный квадрат» 1915 года экспонируется только в Третьяковке, а второй «Черный квадрат», написанный в 1929 году, выезжает из-за пределов Третьяковски только по особым случаям - например, сейчас он монтируется на выставке «Русский путь», которая откроется 19 ноября в Ватикане, - объяснила Зельфира Трегулова. - Но мы несколько месяцев назад сделали уникальную съемку «Черного квадрата» с использованием новейшей технологии и для гастролей сможем изготовить репродукцию удивительного качества.
Зал Новой Третьяковки, в котором будет представлена постановка, вмещает в себя всего 200 зрителей, соответственно, на четыре премьерных показа будет продано только 800 билетов.
- У нас нет спонсоров, мы ни от кого не зависим, - сказал продюсер. – Наша основная задача – сделать красивый проект, и если благодаря продаже билетов мы выйдем в ноль – это будет прекрасно.
Отдельного упоминания заслуживает время начала спектаклей – с 28 ноября показы оперы «Для Черного квадрата» будут начинаться в 22.00. По словам Зельфиры Трегуловой, это «особенное время, когда все стихает и уходит суета».
- В это время нет необходимости повторять: «отключите мобильные телефоны», музыка слушается особенным образом, и это производит невероятное впечатление, совсем не такое, как музыка, которую приходят слушать в семь вечера, еще не освободившись от груза повседневности, - рассказала директор Третьяковской галереи.
Кроме того, позднее начало спектакля позволит его зрителям спокойно добраться до Новой Третьяковки.
- Все мы люди, нам хочется после работы немного отдохнуть, поужинать, спокойно доехать и запарковаться, - сказал Виталий Виленский.
Участники брифинга выразили благодарность всем журналистам, которые нашли время и пришли на пресс-конференцию.
- Без вас мы никогда не выстроим мостики с нашими зрителями, - сказали они.
Отдельно создатели спектакля поблагодарили своих партнеров:
- Журнал GQ и лично главного редактора Игоря Гаранина
- Радиостанцию “Бизнес ФМ” и лично директора по маркетингу и pr Павла Миронова
- Информационное агентство ТАСС и лично продюсера пресс-центра Марию Груздову
- Билетное агентство “Пономиналу” и лично генерального директора Михаила Минина
- Информационное агентство InterMedia и лично главного редактора Евгения Сафронова
- Музей Бахрушина и лично генерального директора Дмитрия Родионова
Спектакль будет идти в двух отделениях по 35 минут.
Начало первого премьерного спектакля 27 ноября - в 21.00.
Начало премьерных спектаклей 28-30 ноября - в 22.00.
Адрес: Москва, Крымский Вал, 10.
Билеты: https://ponominalu.ru/event/ilya-demuckij
Инстаграм проекта: https://www.instagram.com/bl__sq/
Фото: https://drive.google.com/drive/folders/1xdarec5oXT0ZtkYZHXvP1b-khGq_VfpZ?usp=sharing
Фотограф: Алексей Антоненко, Наташа Польская
Официальное PR-агентство – InterMedia
Для справок: pr@intermedia.ru
+ 7 (495) 638-5543, +7 (967) 103-8176 (Наталья Ломова)
Творческая группа оперы "Черный квадрат"
Умерла звезда МХАТа Раиса Максимова
Актриса Раиса Максимова скончалась 11 декабря 2024 года в возрасте 95 лет. О ее смерти сообщает в своем телеграм-канале «Рен-ТВ». По данным их источников, 29 ноября ее выписали из больницы, у артистки была пневмония и проблемы с сердцем.
Максимова родилась 2 ноября 1929 года в Саратове. В 17 лет начала работать в Театре драмы имени Карла Маркса, в 1946 году окончила Саратовское театральное училище и дебютировала на сцене Саратовского ТЮЗа, где играла до 1952 года. В 22 года поступила в Школу-студию МХАТ, на курс Павла Массальского. Ее сокурсниками ыли Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Михаил Козаков, Евгений Евстигнеев, Владимир Сергачёв. По окончании, в 1956 году, Раиса была принята в труппу МХАТа. В 1980-е годы пять лет занимала пост заведующей режиссёрским управлением. При разделе театра на два коллектива в 1987 году ушла в МХТ имени Чехова, где и служила до самой смерти.
Актриса играла в спектаклях «Синяя птица» (Фея), «На дне» (Наташа, Настя), «Старый Новый год» (Клава Полуорлова), «Утиная охота» (Валерия, Вера), «Три сестры» (Ирина, Ольга), «Тартюф» (Госпожа Пернель), «Профессия миссис Уоррен» (Миссис Уоррен), «Кабала святош» (Рэнэ), «Кошки-мышки» (Паула), «Татуированная роза» (Стрэга), «Ундина» (Эжени), «Ретро» (Нина Ивановна Воронкова), «Лес» (Бодаева), «Северный ветер» (Вечная Алиса), «Звезда вашего периода» (Мама Маргариты) и других.
В кино Максимова дебютировала в 1958 году в роли Аглаи Епанчиной в фильме «Идиот» Ивана Пырьева. Она также снялась в фильмах и сериалах «Вдовы», «Чехов и Ко», «Закон и порядок» и других.
В 1990 году была удостоена звания народной артистки РСФСР.
Валерий Гергиев будет впервые дирижировать «Щелкунчиком» в Большом театре перед Новым годом
Генеральный директор Государственного академического Большого театра (ГАБТ) Валерий Гергиев впервые продирижирует новогодним балетом «Щелкунчик» в Большом театре 31 декабря 2024 года. Заглавные партии постановки исполнят Елизавета Кокорева (Мари) и Даниил Потапцев (Щелкунчик-принц).
Балет будет показан на Исторической сцене Большого театра в сопровождении Симфонического оркестра Большого театра. Начало в 12.00.
«ИнтерМедиа» напоминает, что именно этот показ «Щелкунчика» в постановке Юрия Григоровича можно будет увидеть в прямом эфире Первого канала, а также в российских кинотеатрах.
Ковер-самолет воспарил над сценой в новом мюзикле «Последняя сказка»
Премьера мюзикла «Последняя сказка» состоялась 7 декабря 2024 года в Театре МДМ. Масштабная постановка компании «Бродвей Москва» продюсера Дмитрия Богачёва создана совместно с сопродюсером MTC Live и стратегическим партнером Яндекс Афишей. По словам создателей, ажиотаж вокруг постановки превысил все ожидания: к дате первого публичного показа 8 декабря продано без малого 100 000 билетов. Чтобы удовлетворить спрос, пришлось вывести в продажу билеты на февраль и март 2025 года.
Среди гостей вечера были хоккеист Владислав Третьяк, ведущий «Что? Где? Когда?» Борис Крюк, актриса Александра Урсуляк, музыкант Алексей Кортнев, продюсер Вячеслав Муругов, продюсер Анна Александрова, иллюзионист Сергей Сафронов, актеры Дмитрий Чеботарев и Лиза Климова, телеведущий Сергей Майоров, актриса Анна Банщикова, актриса Анастасия Уколова, телеведущий Артур Цветков, актриса Елена Валюшкина, актер Владислав Тирон, телеведущая Таша Белая, актриса Таисия Вилкова, фэшн-блогер Александр Ондар, олимпийский чемпион Артур Далалоян, олимпийская чемпионка Ангелина Мельникова, Ассоль и многие другие.
Первый показ «Последней сказки» на широкую публику ждал закономерный аншлаг: после оглушительного успеха спектакля из песен группы «Секрет» «Ничего не бойся, я с тобой» поклонники мюзиклов с нетерпением ждали новой постановки на сцене Большого зала Театра МДМ, и теперь с радостью погрузились в атмосферу очень необычной восточной сказки с героями «Тысячи и одной ночи» – Джинном, Шахерезадой, Аладдином, Али-Бабой.
Зрители не только бурно реагировали на увлекательную историю, юмор, музыку и актёрскую игру, но и восхищались оформлением шоу. Публика встретила аплодисментами мистический караван, который величественно прошествовал прямо по залу – мимо зрительных рядов, а когда главных героев Макса и его девушку Женю в воздух поднял ковёр-самолёт, все буквально замерли от восторга – настолько правдоподобно он парил над сценой.
- Ковёр для нас спроектировали бельгийские инженеры – это настоящая инновация для театра. Ничего подобного нет ни в одной бродвейской постановке», – делится продюсер и автор идеи спектакля Дмитрий Богачёв.
Впрочем, убедительный «летательный аппарат» – далеко не единственный сюрприз постановки. Сценография авторства художника-постановщика Максима Обрезкова действительно затмевает по зрелищности и технологичности все спектакли, которые шли прежде в МДМ (а тут в том числе игрались российские версии мюзиклов «Призрак Оперы», «Красавица и Чудовище» и «Шахматы»). Роскошь дворцовых покоев, зловещая башня невест, шумная базарная площадь – всё это словно перенеслось из мира сказок на сцену.
- Мне очень нравится, что наша «Последняя сказка» – это современная история, а не сказка, рассказанная много сотен лет назад, – говорит художник-постановщик мюзикла Максим Обрезков. Это отражается в декорациях и костюмах: они создавались без цели соответствовать какой-то определенной исторической эпохе, но при этом содержат в себе узнаваемые детали из сказок нашего детства. В спектакле гармонично соединяются современные технологии с классическими театрально-декорационными приемами, благодаря которым у нас летает ковер-самолет, актеры взмывают к самым звездам, а стены сказочного города окрашиваются в красивый фактурный цвет теплого состаренного золота. Внимательный зритель увидит в декорациях и костюмах повторяющийся оригинальный паттерн-орнамент, напоминающий арабскую вязь и объединяющий воедино весь наш сказочный мир».
Кстати, не меньше впечатляет и «настоящая» московская квартира Макса и Жени, обычность которой на глазах сменяется магией Вселенной сказок Шахерезады.
Музыкальное оформление спектакля ничуть не уступает визуальному. Композитор и музыкальный руководитель «Последней сказки» Евгений Загот написал волнующую романтичную музыку, сочетающую различные стили.
- В партитуре можно услышать и современное звучание, и восточные мотивы, и даже элементы рока, – рассказывает композитор.
В это разножанровое полотно прекрасно вписался суперхит Таркана «kdm», ставший «Танцем огня». Реакция публики на этот номер с дерзким танцем восточных красавиц была просто ошеломительной. Разрешение использовать в постановке знаменитую песню компании «Бродвей Москва» дала сама Сезен Аксу – легенда турецкой поп-сцены, написавшая огромное количество международных хитов.
«Последняя сказка» – это история о современной московской паре Максе и его девушке Жене на грани разрыва. Внезапное путешествие в мир восточных сказок становится для них шансом переосмыслить почти разрушенные отношения. Благодаря персонажам «Тысячи и одной ночи» (а порой и вопреки им!) через невероятные приключения герои заново открывают свою любовь и учатся понимать друг друга.
- Это красиво и необычно, увлекательно и трогательно, со всеми составляющими хорошей истории. В мюзикле много юмора и иронии, через которую современные герои воспринимают мир волшебства. Но волшебная сказка проникнута и поэзией, во многом раскрывающейся благодаря пронзительной музыке Евгения Загота, поэтических текстов Алексея Иващенко, удивительной сценографии Максима Обрезкова, магическому свету Александра Сиваева и проекциям видеосценографа Аси Мухиной, стильной и завораживающей хореографии Ирины Кашубы, красочным костюмам Яси Рафиковой, – подчеркнула режиссер-постановщик спектакля Анна Шевчук.
- Мы хотели создать постановку, которая будет не только развлекать, но и заставит задуматься о ценности отношений, – добавляет Дмитрий Богачёв. – «Последняя сказка» – не просто красивая картинка, это исследование человеческих чувств, где есть юмор, интрига, романтика и философия, которая близка каждому. А еще это необычный и забавный мир, в котором можно на три часа укрыться от стрессов и неприятностей, надеяться, любить и быть вместе. Так легче пережить трудности и быть счастливыми.
Корреспондент “ИнтерМедиа” взял мини-интервью у гостей премьеры:
Владислав Третьяк, президент Федерации хоккея России: “Впечатление складывается очень хорошее - костюмы, красочные декорации, всё понравилось, сказка явно удалась”.
Эдуард Ратников, промоутер, продюсер гастромюзикла “Москва cлезам не верит”: “Дорого-богато, костюмы, продакшн супер. Трюк с летающим ковром бесподобен, браво.. Но вот арки что то напоминают (улыбается)”.
Юрий Антизерский, художник-сценограф, лауреат премии в области шоу-технологий «SHOWTEX AWARDS»: “Нужно отдать постановке должное - видно, что вложено немало усилий. Отличные декорации, прекрасные костюмы - это замечательная работа, сделанная с душой“.
Фотографии гостей доступны по ссылке:https://disk.yandex.ru/d/G6KJvGQ5JuftzQ
Первые впечатления о спектакле от звезд и почетных гостей премьеры:https://disk.yandex.ru/i/1wlK4cR-Gi9U3A
Фото спектакля:https://disk.yandex.ru/d/xB1RUPJ4r3O6dQ
(фотографии предоставлены пресс-службой театральной компании “Бродвей Москва”)
Актерский состав: https://skazkamusical.ru/team/
Официальный трейлер:https://rutube.ru/video/7e322363145ecc812b181e4e940f690e/?r=wd
Пресс-папка проекта со всеми материалами:https://disk.yandex.ru/d/Y2cI19ThLk9Z3A
Сайт:https://skazkamusical.ru/
Контакты для СМИ:+7-967-193-3483, t.pavlova@broadway-moscow.com (Татьяна Павлова, PR-директор театральной компании «Бродвей Москва»)