Рецензия: документальный фильм «Тамтам: Музыка смутного времени» ****
2017, Хрущёвка org
Клуб «Тамтам» существовал в Санкт-Петербурге на Малом проспекте Васильевского острова с 1991 по 1996 год и считается местом легендарным. Одни музыканты сохранили о нём самые приятные воспоминания, другие вспоминают клуб с ужасом. И в этом нет особенного противоречия: место, ставшее средоточием и во многом символом музыкальных 90-х, само по себе было скроено из взаимоисключающих вещей. «С одной стороны инфернальный питерский андеграунд самого грубого помола. С другой - Алёша Карамазов, он же Сева Гаккель, реальный святой, который в этом аду наводит какие-то свои райские порядки, - говорил Артемий Троицкий. - Как это место вообще могло существовать, я не знаю». Эта цитата из книги Александра Горбачёва и Ильи Зинина «Песни в пустоту» приводится в документальном фильме Ивана Бортникова, как и совсем нелицеприятные высказывания Дмитрия Спирина. Вместе с тем в ленте собраны и многочисленные свидетельства музыкантов, которые четверть века назад дебютировали в «Тамтаме», и благообразного Гаккеля (на фото), который даже о скинхедах и милицейский рейдах рассказывает с нежной улыбкой.
«Тамтам: Музыка смутного времени» - очень точное название. Режиссёр рассказывает историю не конкретного музыкального клуба, а рисует портрет на фоне происходящих событий. Почти двухчасовой хронометраж позволяет Бортникову не бежать по верхам, а обстоятельно сказать всё, что нужно. Повествование начинается, можно сказать, издалека, с воспоминаний о перестройке, Ленинградском рок-клубе и музыке 80-х. Некоторые фрагменты из кинохроники заставляют вздрогнуть: например, во фразе про «комсомол, ведущий молодёжь к настоящей духовности» трудно не заметить пугающие параллели с нынешними реалиями. Страна и общественный строй стремительно менялись, не особо при этом понимая, куда идти; разумеется, это спонтанно отражалось и в музыке.
Мысли о собственном клубе у Гаккеля оформились во время гастролей с «Аквариумом» по Северной Америке, где он посетил небольшие заведения, причём совершенно не панковские. Потом Сева нашёл помещение официозного молодёжного центр Василеостровского района и на его базе открыл заведение, являющее собой, кажется, полную противоположность американским клубам, которыми он вдохновлялся. «Тамтам» притягивал музыкантов, отказавшихся от русского рока в пользу панка и хардкора, и публику, сбежавшую от родителей жрать кислоту и драться. Назвать клуб самым свободным местом в Петербурге того времени очень мешает спрессованная агрессивная атмосфера в «Тамтаме» и вокруг него. Это противоречие фильм только усугубляет, а «святой» Гаккель убедительно рассказывает, что не должен был диктовать условия творческой молодёжи, потому что она при всей своей экстремальности и есть настоящая.
Много внимания в ленте посвящено лидеру важнейшей для «Тамтама» группы «Химера» Эдуарду «Рэтду» Старкову, покончившему с собой в 1997 году. Однако интереснее смотреть на давно повзрослевших героев из групп «Маррадёры», «The Пауки», Meantraitors, «Маркшейдер Кунст» и т.д.: те, кто выжил в 90-е, сохранили отменное чувство юмора и нестандартность мышления. «Тамтам» они вспоминают как попытку создать какой-то новый музыкальный язык (дикий, но свой) в противовес предсказуемому русскому року и коммерческой музыке. Не удалось - впрочем, как и относящаяся к тому же времени попытка России встать на демократические рельсы и покатиться по ним в сторону цивилизованного мира. Судьба маленького питерского клуба оказалась очень похожей на судьбу страны, а методы достижения благих целей многих ужаснули - к финалу фильма эта метафора становится совсем очевидной.
Алексей Мажаев, InterMedia
InterMedia предупреждает: фильм содержит ненормативную лексику
Новая «Глюкоза» пригрозила дать ремня Европе
Дебютный сингл «Мыши» перезапущенного проекта Максима Фадеева «Глюкоза» вышел 19 апреля 2024 года. Цифровой релиз песни осуществил лейбл продюсера Malfa. Новая вокалистка проекта, имя которой пока не называется, с укоризной обращается к современной Европе, напоминая о том, как мы раньше дружно жили, и грозится дать ей ремня.
- Голубушка Европа, ты гадить прекрати, - подытоживает певица в финале композиции.
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее Максим Фадеев заявил о прекращении сотрудничества с Натальей Ионовой, на протяжении многих лет бывшей лицом проекта «Глюкоза», и представил фрагмент «Мышей».
Умер гитарист и один из создателей Allman Brothers Band Дики Беттс
Гитарист Дики Беттс, один из основателей Allman Brothers Band, скончался 18 апреля 2024 года в возрасте 80 лет от рака и хронической обструктивной болезни легких. О его смерти сообщил журналу Rolling Stone менеджер музыканта.
- Легендарный исполнитель, автор песен, руководитель группы и глава семьи находился в своем доме в Оспри, штат Флорида, в окружении своей семьи, — говорится в заявлении группы. – Дики был больше, чем жизнь, и его потеря будет ощущаться во всем мире. В это трудное время семья просит молиться и уважать их частную жизнь в ближайшие дни. Дополнительная информация будет предоставлена в соответствующее время.
Беттс создал Allman Brothers в 1969 году во Флориде вместе с братьями Дуэйном и Греггом Оллманами, Бутчем Траксом, Джеймо Йохансоном и Берри Окли. Когда Дуэйн Оллман погиб в аварии на мотоцикле в 1971 году, Беттс взял на себя роль ведущего гитариста группы, а также исполнял часть вокальных партий. Он также был автором одного из главных хитов группы - песни «Ramblin’ Man» - и сочинил несколько инструментальных композиций, в том числе «Jessica» и «In Memory of Elizabeth Reed».
Allman Brothers Band впервые распались из-за внутренних разногласий в 1976 году. Они реформировались на короткий четырехлетний период в 1978-м, снова распались в 1982-м и окончательно снова собрались вместе в 1989-м. Беттс был уволен из группы в конце 1990-х, как сообщается, из-за проблем, связанных с употреблением наркотиков и алкоголя. Хотя его уход был первоначально описан как временный, Беттс подал иск против своих бывших товарищей по группе, что привело к его окончательному увольнению. Позже Беттс был введен в Зал славы рок-н-ролла как участник Allman Brothers Band в 1995 году.
Дики еще после первого распада группы начал выступать сольно и выпускать свою музыку, впоследствии он гастролировал со своей собственной группой The Dickey Betts Band. Журнал Rolling Stone включил его в список «100 величайших гитаристов всех времен» под 58-м номером.
Денис Мацуев сыграет джазовые стандарты в «Jazz And Friends»,
Концерт Дениса Мацуева состоится на новой высокотехнологичной площадке в «Лужниках» 3 июля 2024 года в рамках серии концертов «Классика на МТС Live Лето». Пианист-виртуоз представит программу «Jazz And Friends», в которой будут звучать джазовые импровизации. Зрителей ожидает множество сюрпризов, сообщили агентству «ИнтерМедиа» организаторы концерта.
- На сцене творится настоящая магия еще и благодаря созданию новых музыкальных принципов в звучании контрабаса Андрея Иванова, ударных Александра Зингера, виолончели Борислава Струлева, домры Екатерины Мочаловой и саксофона Софьи Тюриной. Импровизации и синкопы, любимые мелодии и вариации бессмертных хитов – всё это закручивает в вихре джаза и неподдельных эмоций каждого, кто присутствует на концерте.
В мае Денис Мацуев планирует гастрольный тур по Китаю. Точных договоренностей на этот счет пока нет, но пианист выразил надежду, что у него все получится. Денис Мацуев подчеркнул, что в Китае уникальные залы и музыкальная инфраструктура, которой нет больше нигде в мире.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.