Умер создатель Beach Boys Брайан УилсонУмер пионер фанка Слай СтоунДима Билан, Мари Краймбрери и Artik & Asti победили на юбилейной «Премии Муз-ТВ»Умер один из основателей «Аквариума» Джордж ГуницкийУ Мортена Харкета болезнь ПаркинсонаУмер композитор Евгений ДогаShaman устроит премьеру песни для «Интервидения»Сирша Ронан и Джек Лауден ждут ребенкаТейлор Свифт вернула себе права на все ранние альбомыСтася Милославская выйдет замуж за футболистаСветлана Светикова родила дочкуАнастасия Уколова развелась во второй разТНТ отказался от новогоднего Чебубу ради дружбы с «Союзмультфильмом»Скончался легендарный балетмейстер Юрий ГригоровичShaman подтвердил свое участие в «Интервидении»Мари Краймбрери и Dava стали родителямиПавел Деревянко сделал предложение Зое Фуць на футбольном полеПобедителем «Евровидения 2025» стала АвстрияКирилл Серебренников получил орден Почетного легионаАлексей Воробьёв и Аида Гарифуллина поженились

Рецензия на книгу: Питер Хук - «Хасиенда. Как не стоит управлять клубом» ***

2017, «Кабинетный учёный»

Питер Хук - басист легендарных групп Joy Division и New Order, а также сооснователь и совладелец легендарного манчестерского клуба «Хасиенда», колыбели «мэдчестера» и эйсид-хауса. Его книга посвящена истории клуба, который каким-то образом просуществовал 15 лет (1982-1997), несмотря на вечную убыточность и колоссальное количество сложностей. В Британии книжка вышла в свет в 2010 году, в России - с семилетним опозданием. Впрочем, если бы не энтузиазм издательства «Кабинетный учёный», могла и вообще не выйти. Желание выпустить русскоязычную версию «Хасиенды» было сильным и искренним: это заметно и по уровню перевода (переводчик Олег Дудкин явно в теме происходящего и языком владеет отменно), и по отсутствию опечаток, и вообще по качеству издания.

Правда, в семилетний промежуток между английским и русским изданиями успела выйти ещё одна книжка о том, как не стоит управлять клубом. Бывший арт-директор «Икры» Григорий Гольденцвайг написал «Клуб, которого не было» - лирическую фантазию, основанную на реальных фактах. Полагаю, что с оригиналом творения старины Хуки он был знаком и старался не слишком повторяться.

Книга Питера, если её бегло пролистать, кажется более документальной и упорядоченной: главы соответствуют годам, в финале каждой приводится список мероприятий в «Хасиенде» и даже выдержки из финансовых отчётов. Тут, конечно, читатель, не планирующий управлять клубом, может задуматься, а нужно ли вообще всё это читать: тема всё-таки довольно специфическая. Ответ для сомневающихся - да, нужно, особенно в том случае, если вы цените британский юмор. Подзаголовок «Как не стоит управлять клубом» развязывает Питеру Хуку руки в смысле бесконечного жёсткого подтрунивания над собой и своими коммерческими талантами. Если коротко, бизнес-модель «Хасиенды» выглядела так: долги клуба покрывались из заработков успешной группы New Order, точнее, некоторых её участников. Причём долгие годы Питер совершенно не соотносил одно с другим, а, когда понял, стал относиться к расходам на клуб как к своеобразному «налогу»: это была плата за то, чтобы иметь в Манчестере «своё» место, где можно дико отрываться.

Читателю будет приятно, что музыкант описывает такие подробности вечеринок, которые по идее он помнить не должен. Вообще воспоминания о наркотическом угаре 90-х, а также перечисление собственных безумных управленческих решений стали главными катализаторами литературного таланта Питера Хука: даже удивительно, сколько английского юмора содержат эти строки, и сколько писательской изобретательности сумел он проявить в рамках столь, казалось бы, узкой тематики.

«Хасиенда» во многом опередила своё время, и многие идеи, которые воплощались в жизнь для удовольствия владельцев и сопровождались убытками, позже реализовали другие, менее романтичные и более циничные промоутеры. Помимо хроники незадачливых хозяев клуба, интересующиеся меломаны получат инсайдерский обзор манчестерской сцены с обилием малоизвестных подробностей. Хук так сочно рассказывает о своих менеджерских провалах и счастливых вечеринках, что впечатлительный читатель может, вопреки уговорам автора, и задуматься о клубном бизнесе... На этот случай в книге имеется хитрый ход: помимо унылой бухгалтерии в финале каждой главы, основной текст перемежается вставками более мелким шрифтом - серьёзно корректирующими ироничный полёт мысли Питера Хука и возвращающими повествование в отрезвляющий мир фактов и дат.

Алексей Мажаев, InterMedia

β 16+