Рецензия: «Патерсон». Magical Mystery Tour *****
Российская премьера нового фильма Джима Джармуша «Патерсон» прошла в зале московского «Гоголь-центра» 7 февраля 2017 года. В ролях: Адам Драйвер («Звёздные войны: Пробуждение силы», «Молчание»), Голшифте Фарахани («Исход: Цари и боги», «Элли»), Ризван Манжи («Волк с Уолл-стрит», «Как я встретил вашу маму»), Брайан МакКарти («Оранжевый — хит сезона») и другие. В прокат картина выйдет 16 февраля.
«Патерсон» — четырнадцатая по счёту полнометражная работа Джармуша, и она по праву может считаться идеальным образчиком его творчества, в котором отразились любимые приёмы мастера. Здесь есть по чуть-чуть почти от каждой из предыдущих картин: диалоги в духе «Кофе и сигарет», монотонность «Пределов контроля», даже немного загадочности «Сломанных цветов» — а один из героев новой ленты напоминает Йо-Йо из «Ночи на Земле».
В фильме показана неделя из жизни рядового водителя автобуса из небольшого американского городка. Каждый день Патерсона из Патерсона (да-да, имя персонажа совпадает с наименованием его малой родины) проходит по одному и тому же сценарию: он просыпается, завтракает, отправляется на работу, ездит по привычному маршруту, с улыбкой вслушивается в болтовню пассажиров, съедает принесённый с собой обед, дома выправляет перекошенный почтовый ящик, рассказывает жене, как прошёл его день, и выпивает в баре обязательную кружечку пива. Каждый день похож на предыдущий, и при этом каждый день от предыдущего отличается — за счёт каких-то бытовых мелочей, новых встреч и небольших происшествий. В фильмах Джармуша важно не «что», а «как», не результат, а само действие — важно помнить об этом, особенно если вы привыкли к динамичным фильмам. Конечно, в «Патерсоне» будет и немного экшна, и даже небольшая перестрелка — но они окажутся не совсем такими, как вы могли бы ожидать.
Больше всего «Патерсон», пожалуй, напоминает «Пределы контроля» — самую недооценённую картину Джима: то же обсессивно-компульсивное повторение одних и тех же действий, которое у Джармуша больше походит на медитацию, размеренность, общая неспешность повествования. Отличие — в развитии сюжета: если в «Пределах» он медленно, но верно куда-то двигался, то в «Патерсоне» есть ощущение ходьбы по кругу. Круг этот, впрочем, таков, что его вполне можно посчитать и кругом сансары — та же бесконечность пути. Об этом же — и о взаимосвязанности всего сущего — иносказательно сообщает нам и японский турист под конец картины.
Метафор в фильме вообще предостаточно, не надо даже глубоко копать. Взять самого Патерсона — он словно бы воплощает в человеческом обличье свой же город с его рутинностью и постоянством — и в то же время романтичностью — но не пошлой и крикливой, а тихой романтикой повседневности и очарованием будней. Джармуш показывает самую обыкновенную жизнь так, что она приобретает некую магию: ты проживаешь вместе с героем его «серые будни» так, что они расцветают волшебными красками. Это взгляд на «обыденность» под другим углом: режиссёр как будто по-доброму насмешничает над теми, кто презирает свою «обычную» жизнь и работу, мечтая о чём-то большем, напоминая, что жизнь — это то, что происходит с тобой здесь и сейчас, а красота — в глазах смотрящего.
Помимо прочих забот, Патерсон каждый день сочиняет белые стихи — и это уже поэзия будней в самом прямом смысле. Он воспевает незначительные, казалось бы, мелочи, которые вместе сливаются в этакую оду к жизни в целом. И здесь у героя есть персонаж-«двойник» — случайно встреченная девочка, которая читает ему свой стих о красоте дождя. Джармуш словно подмигивает зрителю: смотри, как чутко ребёнок воспринимает окружающий мир, на такое способны только дети! «...И, конечно, поэты», — добавляем мы, продолжая следить за жизнью Патерсона.
А он, если чуточку приглядеться, словно бы «выпадает» из времени, несмотря на чёткое следование расписанию и постоянное поглядывание на часы. Хотя действие картины происходит в наши дни, мало что из современных реалий касается лично Патерсона, который принципиально не обзаводится смартфоном и ходит в кино на чёрно-белые фильмы.
- Мы как будто живём в двадцатом веке! — восторженно замечает по этому поводу как-то раз его жена.
Она, кстати, хоть и второстепенная героиня, но чудо как хороша: мечтает разбогатеть на капкейках и стать легендой кантри-музыки, постоянно изобретает какую-то новую еду и красит всё вокруг в чёрно-белые цвета. Гипнотически очаровательная девушка выписана через свои стремления и увлечения пусть не так обстоятельно, как сам Патерсон, но не менее добротно и с большой любовью — то же касается и других персонажей. Темнокожий актёр безнадёжно влюблён в свою подругу детства и немного театрально впадает в отчаяние. Владелец бара собирает материалы о знаменитых жителях городка и украшает ими стены своего заведения. Даже пёс Марвин обладает своенравием и немного ревнив. Случайные герои — в том числе и постоянные близнецы — абсолютно реальны и вместе с тем словно бы сопровождают главного героя во время его бесконечного путешествия — не по маршруту Данте и Вергилия, но по пути гессевского Сиддхартхи.
Удивительно, но Джармуш снял комедию — пусть необычную и «авторскую», но отнести её к какому-то другому жанру язык не поворачивается. Выбранная стилистика — изящный приём для снижения пафоса главной мысли картины: ищи счастье в простых вещах. Иногда действительно важно остановиться и посмотреть по сторонам — звучит до невозможности банально, но все мы слишком часто об этом забываем, а напомнить-то и некому. Хорошо, что есть старина Джим и его магия реализма.
Татьяна Трейстер, InterMedia
Сегодня 55 лет Мэттью Макконахи
4 ноября 2024 года, понедельник.
XIV футбольно-музыкальный фестиваль «Арт-футбол» пройдет в Москве.
Александр Устюгов даст дополнительный концерт с песнями Высоцкого.
Десятый сезон «Мосгаза» покажет Первый канал.
Концерт Shaman покажет Первый канал в День народного единства.
Звездный концерт ко дню рождения Александра Зацепина покажет Первый канал.
Юбилей Игоря Крутого отметит НТВ фильмом и трибьют-концертом.
Владимир Епифанцев появится в продолжении остросюжетного боевика «Черный пес».
40 лет актрисе Галине Боб.
44 года режиссёру Душану Глигорову.
55 лет Мэттью Макконахи.
Мэттью Дэвид Макконахи родился 4 ноября 1969 года в Техасе. Американский актёр и продюсер. За главную роль в драме «Далласский клуб покупателей» (2013) был удостоен множества наград, в том числе премии «Оскар», «Золотого глобуса» и награды Американской Гильдии киноактёров в категории «Лучший актёр». Также снимался в фильмах «Линкольн для адвоката», «Мад», «Киллер Джо», «Супер Майк», «Интерстеллар», «Джентльмены» и др.
58 лет певцу Сергею Трофимову.
69 лет музыкальному журналисту Андрею Бурлаке.
25 лет назад умер поэт-песенник Гарольд Эль-Регистан (1924-1999).
60 лет назад умерла поэтесса Раиса Кудашева (1878-1964).
5 ноября.
«Белую комнату» с музыкой Владимира Мартынова покажут в «Зарядье».
«Молодёжка» возвращается на СТС с новым сезоном.
Дмитрий Брекоткин и Андрей Рожков сыграют женские роли в новом сезоне «Мама будет против».
28 лет певице Mona.
32 года рэперу Скруджи.
37 лет участнику группы Jonas Brothers Кевину Джонасу.
37 лет актёру Ибрагиму Кома.
37 лет актёру Павлу Прилучному.
42 года актёру Сергею Медведеву.
43 года телеведущей Ксении Собчак.
44 года актёру Люку Хемсворту.
45 лет актрисе Екатерине Федуловой.
48 лет актрисе Зое Кайдановской.
53 года гитаристу группы Radiohead Джонни Гринвуду.
56 лет актёру Сэму Рокуэллу.
57 лет участнику группы «Х.З.» Бегемоту.
64 года актрисе Тильде Суинтон.
65 лет певцу Брайану Адамсу.
66 лет актёру Роберту Патрику.
68 лет писателю-сатирику Андрею Кнышеву.
76 лет лидеру группы Van der Graaf Generator Питеру Хэммиллу.
83 года певцу Арту Гарфанкелу.
25 лет назад умер режиссёр Григорий Гурвич (1957-1999).
90 лет назад родилась кинорежиссёр Кира Муратова (1934-2018).
111 лет назад родилась актриса Вивьен Ли (1913-1967).
6 ноября.
«Белую комнату» с музыкой Владимира Мартынова покажут в «Зарядье».
27 лет актёру Хиро Файнсу Тиффину.
33 года балерине Ольге Смирновой.
36 лет певцу Кончите Вурст.
36 лет актрисе Эмме Стоун.
39 лет актёру Артёму Гайдукову.
46 лет телеведущей Яне Чуриковой.
50 лет тубисту, аккордеонисту и клавишнику группы «Ленинград» Андрею Антоненко.
53 года актёру Александру Носику.
54 года актёру Итану Хоуку.
59 лет певице Марине Хлебниковой.
63 года барабанщику Петру Трощенкову.
78 лет актёру Анатолию Васильеву.
84 года кинорежиссёру Алле Суриковой.
210 лет назад родился создатель саксофона Адольф Сакс (1814-1894).
Мультфильм «Три богатыря и Пуп Земли» покажет «Рен-ТВ»
Телевизионная премьера анимационного фильма «Три богатыря и Пуп Земли» состоится на «Рен-ТВ» 4 ноября 2024 года. В 12-й части популярной мультфраншизы Алеша Попович внезапно откроет портал в древний мир, где Змей Горыныч встретит самого настоящего динозаврика, а Алеша Попович, Князь и конь Юлий буквально провалятся сквозь землю. Теперь надо срочно понять, как вернуть их назад в будущее, и, главное, кто или что же такое Пуп Земли?
Мультфильм снят режиссером Константином Феоктистовым, главные роли озвучивали Олег Куликович, Валерий Соловьев, Дмитрий Быковский-Ромашов, Сергей Маковецкий, Дмитрий Высоцкий, Анатолий Петров, Михаил Черняк, Алиса Боярская, Лия Медведева и другие.
В российский прокат «Три богатыря и Пуп Земли» вышел в декабре 2023 года и к концу января 2024-го собрал в прокате более 1 миллиарда рублей, став самым кассовым российским мультфильмом.
Эфир в 20.00.
Фильм «Майор Гром: Игра» покажет СТС
Телевизионная премьера фильма «Майор Гром: Игра» состоится 4 ноября 2024 года на канале СТС. «ИнтерМедиа» напоминает, что это сиквел картины «Майор Гром: Чумной доктор». Главные роли в продолжении истории исполнили Тихон Жизневский, Любовь Аксёнова, Александр Сетейкин, Алексей Маклаков, Сергей Горошко, Владимир Лысенко, Евгений Чебатков, Ольга Сутулова, Матвей Лыков, Константин Хабенский, Андрей Трушин и др. Режиссерское кресло снова занял Олег Трофим.
После событий первого фильма Игорь Гром (Жизневский) становится супергероем Санкт-Петербурга. Его жизнь идеальна: днём он ловит преступников вместе с напарником Димой Дубиным (Сетейкин), а вечера проводит в компании журналистки Юлии Пчёлкиной (Аксенова). Полную идиллию прерывает появление в городе таинственного злодея, называющего себя Призраком. Он предлагает Грому сыграть в опасную игру, ставка в которой — жизни обычных людей.
В российский прокат «Майор Гром: Игра» вышел в мае. Читайте рецензию на фильм на сайте «ИнтерМедиа».
Эфир в 20.30.