Рецензия: «Люмен» - «Хроника бешеных дней» *** (Слушать)

2016, «М2БА»
В «тучные» и, как теперь выясняется, довольно тихие нулевые годы группа «Люмен» была одной из немногих, кто стремился будоражить. На фоне главенствующего буржуазного рокапопса Тэм Булатов и ко выделялись очень сильно со своими проповедями о ненависти к государству и протестами против милицейского беспредела. Группа, естественно, привлекла много публики, так как жёсткость текстов и безысходность исполнения на грани истерики выглядели вполне искренними. Было хорошо заметно, что для «Люмена» использование альт-рока - это не просто набор приёмов на потребу максималистской юношеской аудитории, а трансляция реальной боли. Коллектив неплохо гастролировал с программой из мощных боевиков и нескольких лирических медляков, но в первой половине турбулентных десятых внезапно сменил вектор. На фоне заметного усиления нервозности коллеги и увеличения в русском роке количества антивоенных (и «завоенных») песен «Люмен» выпустил довольно мягкий альбом «Нет времени для любви», показав некие новые грани своих талантов. И всё-таки это вызывало у многих слушателей когнитивный диссонанс: казалось, что «Люмен» про складывающуюся ситуацию должен высказаться громче всех, притом найдя для этого наиболее точные и горькие слова. Но Булатов и Ко не сделали паузу, не торопясь оправдывать эти ожидания. Новый жёсткий и бронебойный альбом появился только в конце 2016-го - видимо, музыканты дождались состояния, когда молчать уже совсем невозможно, и слова рвутся наружу помимо желания поэта. Собственно, уже само название пластинки говорит само за себя - дни бешеные, и чтобы вести их хронику, тоже нужно быть немного бешеным.
С первых секунд диск берёт отличный темп и демонстрирует правильный градус агрессивности - при этом Тэм чётко следит за тем, чтобы все слова были различимы и понятны. Тексты песен поднимают философские и мировоззренческие вопросы, что порой вступает в противоречие с отточенной аранжировочной беспощадностью. Опытной и сыгранной группе сложно всё время сохранять юношескую эмоциональность, поэтому некоторые вещи звучат более чисто и гладко, чем ожидает слушатель, настроившийся на атмосферу постоянного нервного срыва. Вероятно, этим альбомом «Люмен» приучает аудитории к мысли, что альтернативный рок и тексты на острые темы могут успешно сочетаться с мелодичными припевами и отсутствием инструментальной расхлябанности. Эта нетривиальная мысль, честно говоря, приживается с трудом, ибо наиболее сильную эмоциональную реакцию вызывают резкие треки в духе старого доброго «Люмена» - «Зов» и «Волкодав». Впрочем, не исключено, что при повторных прослушиваниях внимание на себя обратят другие композиции - например, мелодичные «Голоса мира». Отсутствие на пластинке однозначных хит-синглов на первый взгляд выглядит явным недостатком - хотя может означать, что таким цепляющим шлягером в зависимости от настроения может оказаться почти любая из предложенной дюжины песен.
Алексей Мажаев, InterMedia