Антон Ракша: «Написание музыки к рекламе очень сильно выматывает»
Композитор и аранжировщик Антон Ракша сотрудничал с группой «Штар», Львом Лещенко и другими известными исполнителями. Но далеко не все знают, что много лет он посвятил сочинению музыки для рекламы. Об этом нелегком деле Ракша согласился поговорить с корреспондентом InterMedia.
- С чего начиналось ваше сотрудничество с производителями рекламных роликов?
- До этого я писал аранжировки для разных исполнителей. И как-то постепенно мои контакты попали к нескольким людям, которые занимались рекламой. Соответственно, они стали обращаться ко мне. Заказов было достаточно много.
- Какие свои работы на этом поприще вы можете выделить?
- Очень сложно запомнить, потому что их действительно было очень много. В какой-то период ко мне обращались достаточно часто, но поскольку это не очень хорошо оплачивалось, я относился к данному виду деятельности немного снисходительно, как к небольшой подработке, не очень серьезной. Но когда оказалось, что мне еще и авторские платят, это стало для меня приятным сюрпризом. Никак не ожидал еще что-то получить за эту работу. Но это оказалось реально.
- Сейчас вы продолжаете этим заниматься?
- Я продолжаю, но пишу для рекламы гораздо меньше. Это связано уже с моими творческими амбициями. Очень сильно от этого устаешь.
- Хотите сказать, что это достаточно изнурительное занятие?
- Сложно объяснить, но творчески это действительно выматывает.
- Нет полета фантазии и творческой фантазии?
- Когда-то все перечисленное было, но когда приходится писать много и под заказ, со временем это начинает вызывать отвращение.
- Эдакий конвейер?
- Да, работа превращается в конвейер. В какой-то момент я понял, что мне в нем все сложнее и сложнее
- Сможете вспомнить какие-то из ряда вон выходящие случаи?
- Был такой случай, когда меня просили сочинить к рекламе музыку, очень похожую на какую-то известную песню. Я сочинил и послал заказчикам музыку, записанную в несколько видоизмененном виде по сравнению с «оригиналом». А они взяли, полностью подогнали ее под мелодию того известного певца и пригласили подписать бумаги о том, что я автор. Я отказался, потому что это было совсем не то, что предложил им я. Больше ничего форс-мажорного даже и не припомню.
- В связи с кризисом заказов стало меньше?
- Несколько моих основных заказчиков — довольно придирчивые люди — отпали, потому что я разозлился и сам прекратил с ними сотрудничество. А вот остальные работодатели как были, так и остались, но заказов у них стало меньше.
- Получается, сочинение музыки к рекламе для вас никогда не было основным источником дохода?
- Да, это приработка. Если бы я сам продавал музыку к рекламе, то для меня она могла бы стать основным источником дохода. А так мою музыку на рынке предлагали другие люди, которые мне платили копейки, хотя сами брали другие деньги.
- Никакие музыкальные наработки для рекламы вы потом в своем песенном творчестве не использовали?
- Как правило, эта музыка имеет прикладное значение. Но даже если теоретически их можно использовать, то этот вал заказной музыки напрочь отбивает желание задействовать ее где-то еще. Когда я это понял, было уже поздно.
- А как обстоит дело с выплатой вам авторских?
- Представители РАО меня сами нашли и сказали, что мне положены какие-то деньги. Мы оформили документы, деньги мне пришли и до сих пор продолжают приходить. Сначала это была разовая выплата, когда за много лет накопилась определенная сумма. А сейчас приходят отчисления за ту музыку, которая продолжает использоваться в каких-то рекламных роликах.
- Суммы большие?
- Лишними эти деньги никогда не бывают.
- А с какой периодичностью?
- Как правило, раз в месяц. А за какие конкретно ролики, мне самому интересно. Как-нибудь попрошу у РАО это посмотреть (смеется).
- В настоящее время вы играете на клавишах в группе «Штар»?
- Играю на клавишах и делаю им аранжировки, участвую и в других проектах. Сейчас это мне даже приятнее, чем сочинять музыку к рекламе.
Денис Ступников (InterMedia)