Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

22.07.2019
21.07.2019
20.07.2019
19.07.2019

Максим Дунаевский: «На поводу у публики я никогда не шел, а всегда тянул за собой»

09.02.15 17:47 Разделы: Театр и шоу, Музыка Рубрика: Дайджест
Максим Дунаевский: «На поводу у публики я никогда не шел, а всегда тянул за собой»

О НОВЫХ «АЛЫХ ПАРУСАХ»

— Вся музыкальная основа осталась, может быть, что-то перекомпановано. Честно скажу: я намеренно не ходил и не смотрел, что там происходит. Просто знаю, что сейчас постановка движется в правильном направлении. История Грина ведь достаточно проста, если ее усложнять, она станет громоздкой. Что и произошло с первой версией мюзикла, которая теперь считается «питерской».

О «ЛЕГКОМЫСЛЕННОСТИ» МЮЗИКЛА

— Мюзикл за 100 лет доказал, что он не просто серьезный, а всеобъемлющий жанр, которому подвластно всё — от комедии до трагедии. Он вышел из оперетты, но оперетта существует сегодня исключительно как музейный жанр. Кто сегодня будет писать оперетту?

А оперетта, в свою очередь, вышла из комической оперы. Поэтому мюзикл во многом продолжает и оперную традицию. «Порги и Бесс» Гершвина, «Призрак оперы» Уэббера — это оперные спектакли, только современные, написанные современным и, что очень важно, доходчивым языком. В отличие от классической, серьезной оперы, которая сегодня, как мне кажется, пребывает в абсолютном кризисе. Баловство с ней может себе позволить только Родион Щедрин, который блистательно это делает. Есть, конечно, еще Владимир Кобекин, но и он пришел к опере-мюзиклу, написав «Белую гвардию». Время покажет, насколько всё это актуально. Да, театры ставят. Да, критикам нравится. Но мне кажется, этого мало.

О КОМПОЗИТОРСКОМ ЯЗЫКЕ

— На поводу у публики я никогда не шел и не пойду, я всегда тянул за собой, и это получалось. Но язык должен быть простым. Вот у Исаака Дунаевского — сложный язык или простой? С одной стороны, сложный, песни ведь все в трехчастной форме. Это обязательно куплет, потом некая связка и припев. Но они запоминаемы. Это особая мелодическая, песенная энергетика, которую способен нести только талантливый человек. Специально так придумать невозможно. Либо попадание происходит, либо нет. Да, оно бывает и на трех звуках, но я такое не люблю.

Например, мне говорили, что «Ветер перемен» или «Ах, этот вечер» никогда хитом не будут. Никогда. Музыка там сложная. Но в итоге я доказал и себе, и другим, что это не так. Значит, не такая примитивная у нас публика. Значит, что-то ее трогает, заставляет еще раз послушать песню. Очень редко хит рождается «с одного прослушивания», это совсем уж редкие попадания типа «А нам всё равно» — когда человек выходит из кино и уже насвистывает. Так бывает с совсем уж простыми мелодиями. А «Ветер перемен» и «Ах этот вечер» довольно сложны, они написаны как раз по лекалам Исаака Дунаевского. Это мне всегда особенно дорого.

Сейчас говорят, что бездарные люди оглупляют народ. На самом деле они не опускаются до уровня народа, а опускают народ до своего уровня. Наших так называемых продюсеров в эстраде даже композиторами уже не называют, потому что никто не знает, кто там сочиняет музыку. А ведь это целая фабрика. Вот они, к сожалению, и делают эту жуткую работу, совместно с программными директорами радио.

О КИНОИНДУСТРИИ

— А на мой взгляд, помогать-то и не надо. Кино — коммерческий жанр. Во всем мире это шоу-бизнес, вот пусть продюсеры и научатся сами отвечать за деньги, которые они где-то достанут. И отвечают пусть своими домами и мерседесами, на которых они ездят вне зависимости от того, провалился фильм или нет. Помогать надо таким, как Звягинцев, который ходил, выпрашивал эти деньги у министерства годами. Молодым авторам на молодое кино. Например, на Ханты-Мансийском фестивале показываются талантливейшие молодые ребята, которые снимают в лучшем случае за несчастные $100 тыс., а то и меньше. И снимают такое кино, что можно засмотреться. Да и денег им нужно меньше — для Минкультуры и для страны это будет совсем маленькой суммой, не той, которую они дают на блокбастеры или Михалкову. Нет, я не против Михалкова. Но как можно на блокбастеры деньги давать? Это ведь дикость!

(Виктория Иванова, «Известия», 05.02.15)

Loading...