Скончался Эмиль Верник«Глубже!», «Пугало» и «Дорогие товарищи!» получили «Белых слонов»Мена Сувари стала мамойПринца Филиппа похоронят рядом с Виндзорским замкомУмер рэпер DMXГруппе «Каста» не разрешили выступать в МинскеУмер основатель театра «Русская антреприза» Рудольф ФурмановПереиздание дня: Тейлор Свифт - «Fearless (Taylor's Version)» (Слушать)Умер принц ФилиппSony Pictures заключила контракт с Netflix о показе и финансировании своих фильмовПремию «Белый слон» вручат виртуально (Видео)Александр Кибовский получил звание «Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации»Weeknd лидирует в номинациях iHeartRadio Music Awards 2021«Белый слон» отказался снимать с номинации фильм Андрея КончаловскогоЕкатерина Кузнецова выходит замужАндрей Кончаловский отказался номинироваться на премию «Белый слон»ММКФ откроет фильм о Герое Советского СоюзаУмер Пол РиттерГенри Голдинг стал отцомСледственный комитет приступил к проверке песни Манижи для «Евровидения»

Первая коллективная (из истории авторского права)

Ожесточенная борьба вокруг идеи коллективного управления правами в интернете и Глобальных лицензий , как считает главный эксперт InterMedia Александр ТИХОНОВ, практически полностью повторяет события столетней давности, когда в России было создано первое общество по коллективному управлению авторскими правами, а развитие революции в сфере звукозаписи до мелочей совпадает с нынешними этапами развития интернета.   

Первая в истории России война за право авторов получать вознаграждение за использование их интеллектуальной собственности при издании граммофонных пластинок разразилась вскоре высочайшего одобрения 20 марта 1911 года «Закона об авторском праве».

Причиной острой конфронтации между граммофонными компаниями, авторами и издательствами стало учреждение 15 ноября 1911 года  первого в России общества по коллективному управлению авторскими правами АМПРА (Агентство музыкальных прав русских авторов).  Новая структура была создана на базе статьи 42 «Закона об авторском праве» которая гласила:  «Авторское право на музыкальное произведение заключает в себе также исключительное право композитора на составление и издание сокращений, извлечений и попурри из его музыкального произведения, а также на переложение его на всякого рода механические ноты (диски, пластинки, цилиндры и т.п.) предназначенные для исполнения произведения посредством граммофонов, фонографов, пианол и тому подобных инструментов».  

Учредителями нового агентства выступили известные и хорошо разбирающиеся в бизнесе люди: глава музыкально-издательской фирмы К.А.Гутхейль, владелец сети музыкальных магазинов А.Ю.Циммерман и Б.П.Юргенсон - владелец одной из крупнейших русских музыкально-издательских фирм. Непосредственное заведывание делами было возложено на А.В.Кренцеля.

С первых же дней своей работы АМПРА оказалось в трудной ситуации. Агентству пришлось вести войну на два фронта. С одной стороны наступали граммофонные фабриканты, а с другой – композиторы, которые не хотели, чтобы вопросы выплаты вознаграждения за них решала какая-то структура.

Против нового Агентства была организована настоящая информационная война и травля. На страницах влиятельных изданий выступали недовольные композиторы и ущемленные в интересах фабриканты. В номере 12864 «Нового Времени» от 4 января 1912 года в отделе «Театр и  Музыка» была опубликована статья, в которой Общество Композиторов выступало против учреждения АМПРА.  В этой заметке творческий союз подвергал сомнению не только намерение АМПРА защищать авторские права композиторов, но утверждал, что Агентство  пытается “лишить композиторов навсегда и тех незначительных  прав, которые новый закон 20 марта 1911 года дал им для защиты от эксплуатации издателей и фабрикантов”.  

В статье отмечалось, что “АМПРА не дает композиторам никаких гарантий в том, что оно будет действительно заботиться об их интересах и что оно не несет никакой ответственности перед ними. Более того оно даже может отказаться  от ведения судебного процесса в защиту композитора  и предоставить ему самому и за свой счет возбуждать преследование против нарушителей   его прав.”

- Сам факт выплат вознаграждения ставился под сомнение, поскольку из получаемых доходов прежде всего вычитались все расходы по ведению дела, а расходы эти, в которых Агентство вовсе не обязуется давать какого либо отчета, ничем не ограничены и зависят только от усмотрения учредителей. Так как жалованье руководителям, служащим, наем помещения и пр. могут поглощать львиную долю поступлений, то в результате композиторы продадут себя целиком и навсегда «за чечевичную похлебку».

В Петербурге в спешном порядке началась организация нового Агентства Композиторов, не желавших входить в АМПРА. Новая структура должна была иметь те же цели – охрану авторского права, - но быть вполне независимой от московского Агентства.

Еще сложней было заставить платить авторское вознаграждение граммофонных фабрикантов. Циркуляр, направленный в адрес всех граммофонных компаний, и содержащий призыв обсудить условия выплаты авторского вознаграждения, был воспринят ими как объявление войны. Как водится в России,  первой реакцией со стороны бизнеса было заявление: «Платить никому не будем!» Воротилы с серьезными бюджетами сразу же учредили специальное юридическое бюро для противодействия АМПРА, однако новое законодательство было на стороне авторов.  Теперь каждая компания, выпускавшая грампластинки, с записями музыкальных произведений, должна была получить разрешение композитора или его правопреемника (наследника, издателя).

Для контроля выплаты авторского вознаграждение юристы АМПРА предложили использовать марки, которые должны были наклеиваться на грампластинки.  Компании должны были приобретать эти марки в АМПРА, а агентство, по итогам продаж, рассчитываться с авторами. Авторские отчисления неминуемо должны были привести к снижению доходов фабрикантов, что никак не входило в их планы.  Противостояние назревало нешуточное, но вскоре стало ясно неравенство сторон, из которых одна пользовалась таким могучим оружием, как сила закона, а другая - лишь стремлением уйти от необходимости делиться с авторами, присваивая себе всю прибыль. Путем огромных усилий АМПРА удалось утвердить  своё право на жизнь. Именно благодаря АМПРА автор вальса «На сопках Маньчжурии» Иван Шатров выиграл у «Сирены Рекордъ» судебный процесс и отсудил право на получение авторского вознаграждения (15 копеек с каждой проданной пластинки). Авторы поняли прогрессивность идеи только после того, как начали системно получать деньги от звукозаписывающих компаний.

Как известно, грянувшая в 1917-м Октябрьская революция весьма резко обошлась с собственностью как таковой, и интеллектуальной в частности. Тем не менее уже в 1928 году ВЦИК и Совнарком СССР приняли постановление  «Об основах авторского права» и Советский Союз постепенно начал возвращаться в цивилизованное авторско-правовое поле. Этот длительный процесс завершился вхождением России во все основные международные авторско-правовые конвенции и созданием в 1993 г. Российского Авторского Общества, заключившего договоры со 117 авторскими обществами других стран. Дело, начатое АМПРА, продолжается.

Новости партнеров

Рецензия: «Хроноп» - «Самостояние»

обложка альбома

2021, Вадим Демидов

Оценка: 7,5 из 10.

Про альбом «Самостояние» уже написана масса умных слов, которые аккуратно фиксирует в своём фейсбуке лидер «Хронопа», мастер проникновенных баллад Вадим Демидов. Не претендуя на дискуссию с многомудрыми рецензентами, выскажу своё скромное мнение о том, что в этой пластинке удивило больше всего. Нет, не «современный и изысканный саунд продюсера Александра Репьева»: в «Хронопе» всё равно главное не саунд, а сочинительская манера Демидова. Она вообще не подразумевает присутствия каких-то сложных аранжировок - аккомпанемента акустической гитары для этих песен, в общем-то, достаточно. «Самостояние» действительно записано очень качественно и не без звуковых изысков - однако вся эта «одёжка» нигде решающего влияния на музыку не оказывает. Впрочем, для «Хронопа» важен «естественный» саунд - и здесь он присутствует: если ты не замечаешь, как сделана и записана та или иная композиция, значит, саунд-продюсер оказался в должной мере профессиональным и тактичным.

Не слишком удивляет и фирменный лиризм Вадима Демидова. Поклонники «Хронопа» получают в новом альбоме полный комплект умных, нежных, философских песен, в которых бытовые зарисовки обретают библейские аллюзии, а приземлённые рефрены соседствуют с неожиданными парадоксальными образами. Произведения «Если женщина захочет», «Разбитый Фендер и плохой алкоголь», «Молчать и не отсвечивать», «Мне больше нельзя терять друзей» на первый взгляд просты, но эта простота сочетается с впечатляющей глубиной. Ну а условные «песни про животных» - «Ворона», «Возьми мою рыбу» - они, конечно, на самом деле совсем не про животных.

Отсутствие на альбоме весёлых песен тоже не удивляет. Во-первых, Демидов никогда не слыл весельчаком, позволяя себе иногда лишь иронию, а во-вторых, поводов для радостей состояние общества и обстановка для творчества дают, мягко говоря, немного. От «креативного класса» сегодня требуется, по формулировке Вадима, «молчать и не отсвечивать». На такое условие «Хроноп» согласиться никак не может, что, конечно, вполне закономерно. А вот что на альбоме рвёт любые шаблоны и противоречит всем ожиданиям - так это исполнительская манера Вадима Демидова. Практически все песни «Самостояния» поются будто бы с мечтательной улыбкой на устах. Кто-то, может, найдёт такую манеру слегка «блаженной», но я полагаю, что Вадим вовсе не подразумевал отрешённости от текущих забот и ухода во внутреннюю эмиграцию прямо в процессе пения. Мне кажется, эти интонации - они не столько про спокойствие, сколько про надежду. Каждый, кто слушает новые песни «Хронопа», может проникнуться ощущением, что впереди нас ждёт много хорошего, даже если ничто в сегодняшнем дне этого не предвещает. И вот это в альбоме больше всего удивляет и впечатляет.

Алексей Мажаев, InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Максим Леонидов выпустил клип не по сезону (Видео)

10.04.2021 20:32 Музыка Рубрика: Хроника 16+
кадр из клипа

Премьера клипа Максима Леонидова «В городе осень» состоялась 10 апреля 2021 года. В ролике, снятом режиссером Дмитрием Повязным, Максим играет на рояле и поет в пустом зале, в то время как его жена Александра Камчатова гуляет по черно-белому Санкт-Петербургу.

Фото: кадр из клипа
Теги: клип, видео, Максим Леонидов

«Пробуждение Земли»: вечер японской музыки и танца в рамках проекта «Посольские вечера в Царицыне»

10.04.2021 16:20 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
Федя Ронжин

Традицию проведения «Посольских вечеров в Царицыне» 15 апреля 2021 года продолжит концерт «Пробуждение Земли», посвященный культуре Японии.

Проект «Посольские вечера в Царицыне», организованный Национальным фондом поддержки правообладателей и Музеем-заповедником «Царицыно», знакомит российскую публику с красотой и многообразием культурного наследия народов мира. В ходе вечеров зарубежные посольства представляют программы, посвященные искусству своих стран, а онлайн-трансляция позволяет сделать аудиторию концертов максимально широкой.

Вечер «Пробуждение Земли» состоится при поддержке посольства Японии в России и лично чрезвычайного и полномочного посла Японии в Российской Федерации Кодзуки Тоехиса.

Грациозность и экспрессивность традиционного японского танца продемонстрирует драматическая актриса и танцовщица Томоми Орита. Национальный дух и колорит передадут солисты ансамбля Wa-On, играющие на традиционных японских музыкальных инструментах (кото, сямисэн и сякухати), и музыканты из группы «Мияби» (барабаны тайко).

Онлайн-трансляция вечера пройдет на портале «Культура.РФ», в соцсети «Одноклассники», на сайте музея-заповедника «Царицыно» и на сайте проекта «Посольские вечера в Царицыне».

Начало трансляции в 21.00.

Официальный сайт проекта: ambassadore.ru

Контакты для связи по вопросам сотрудничества:+7 (495) 225-3238, info@cfund

Пресс-служба Национального фонда поддержки правообладателей: pressa@cfund.ru

Новости партнеров

β 16+