Александр Збруев: "Интереснее работать в театре, видеть реакцию публики — даже если это не крики «Браво!», а тишина"
О ПЕРВОМ ФИЛЬМЕ
- Режиссеры из другого поколения, старшего: Пырьев, Хейфец, Зархи, который и снимал «Моего младшего брата», — очень тонко чувствовали новое время, которое наступило в 1960-х. Когда вышел «Звездный билет» Васи Аксенова, журнал «Юность» расхватывали, зачитывали до дыр. А фильм по «Звездному билету» доверили опытному Александру Зархи. Он снял фильм о молодых людях, которые подсознательно сопротивлялись миру, хотели изменить свою жизнь — чтобы она не текла как река, чтобы она поменяла русло. Когда же мы приехали снимать в Таллин — я, Олег Даль, Андрюша Миронов, Олег Ефремов, — на нас смотрели не как на актеров, а как на действующих лиц повести, которую только что прочитали в «Юности».
О БУНТЕ
- Нас всех троих — Даля, Миронова и меня — поселили в один номер гостиницы «Таллин». Мы были очень молодыми артистами, я учился на четвертом курсе, ребята еще на третьем. Снимали мы на пляже, где было очень-очень холодно. Нам выдали халаты, намазали морилкой, собрали массовку, которая изображала, что вокруг тепло... А Даль был бунтарем, и вдруг он говорит: «Слушай, а почему мы живем в одном номере, да еще без горячей воды?» Вызвали директора: нам надо тексты учить поодиночке, и морилку смыть нечем! «Потерпите, еще молодые», — ответили нам. Когда все уезжали, мы остались на пляже в халатах. Нам нужны отдельные номера и горячая вода! Они уехали, мы сидим в коротких халатиках, холодрыга... И до города далеко. Прошло часа три, мы уже синие. Вдруг возвращается директор на «Волге»: «Ну что, сидите? Ладно, полезайте в машину». Мы приехали в гостиницу, и каждый получил по ключу от номера с горячей водой! Что произошло? Какой-то подсознательный бунт. Мы повели себя так же, как наши персонажи из фильма.
О ВЕЗЕНИИ
- Слова «счастье» я не понимаю. Просто мне в чем-то повезло. Я начинал работать с гениальным Анатолием Эфросом, потом — потрясающий Марк Захаров, а сейчас Константин Богомолов: настоящий интеллектуал. Хотя, с другой стороны, и везучим я себя не считаю. Везучие — те, кто лучше других живет, и в них обычно много мерзости.
О ТЕХНОЛОГИЯХ
- Оказывается, сегодня нужны компьютер и мобильный телефон, в которых я ничего не понимаю. Технологии победили искусство, хотя талантливому человеку они помогают высказать мысль, которая в нем сидит. Но в массе своей люди перестали думать. Кинематограф куда-то улетел — люди не ходят в кино. Пошел я на фильм Андрюши Смирнова, у которого когда-то снимался, «Жила-была одна баба». Посчитал людей вокруг, двадцать человек сидит. Сегодня зрителю нужно 3D: чтобы на него наехал танк или прыгнул зверь, чтобы в него влетела пуля.
О СТАЛИНЕ
- Оказалось, большинству сегодня нужно именно это: жесткий порядок, который ассоциируется со Сталиным. Удивительная вещь! В других государствах такого не существует, а мы все время ищем хозяина. Как это, быть бесхозными? На это мы не согласны! Я, например, никогда не знал своего отца: его расстреляли. Помню, уже после СССР пришел в одно учреждение, и мне дали почитать дело отца. Человек в погонах предупредил, чтобы я не верил всему написанному: время, мол, было сложное... Тогда, прочитав, я впервые понял смысл слова «отец». А еще в конце дела был маленький листочек на скрепках: справка о времени суда и приговоре. Я обратил внимание, что длился суд пятнадцать минут, и разрыдался. А человек в погонах забрал документы обратно.
О РОЛЯХ В ФИЛЬМАХ
- Я не играю в сериалах. Меня бесит, когда сериалы идут один за другим, и один стирает в памяти другой. А я вспоминаю о фильмах, которые не могли не трогать: «Сорок первый», «Тихий Дон», «Большая жизнь»... Тот кинематограф, который существует сегодня, меня не очень завлекает. Интереснее работать в театре, видеть реакцию публики — даже если это не крики «Браво!», а тишина. Но предложение Михаила Сегала мне было очень симпатично. Он какой-то другой человек, чем большинство кинорежиссеров. Тонкий, чувствует фальшь. В «Кино про Алексеева» есть очень важная для меня, болезненная тема: талантливые люди, ушедшие в никуда.
(Антон Долин, GQ.ru, 07.10.14)
.jpg)