Деятели культуры продумают систему музыкального образования

Деятели культуры продумают развитие системы музыкального образования к сентябрю 2014 года. До осени проект программы вынесен на общественное обсуждение. Затем его исправят и дополнят члены Координационного совета по музыкальному образованию. Собранные мнения суммируются и персонифицируются в итоговом тексте, который утвердят, "как можно скорее" в Минкультуры России. Завершение всех стадий обсуждения намечено на октябрь 2014 г., "если до этого времени ничего не произойдет", по мнению членов Координационного совета.
Дискуссии вокруг "Программы развития системы музыкального образования на период с 2014 по 2020 годы" ведутся второй год. Ранее документ фигурировал с названием "Концепция". Его заслушали и обсудили ректоры музыкальных ВУЗов в 2013-м, но отложили разработку в Минкультуры России в связи с созданием индустриального совета по кино и совета по хореографическому образованию.
- Ранее внесенные предложения мы постарались учесть, - заверила корреспондента InterMedia директор Департамента науки и образования министерства культуры РФ Александра Аракелова.
Но обсуждения первого заседания Координационного совета по музыкальному образованию при Минкультуры 25 июня 2014 г. убедили в необходимости продолжения работы. В ходе дискуссии были обозначены острые вопросы: создание "рейтинга" приоритетных музыкальных конкурсов для педагогов, кадровая политика в подведомственных учреждениях, перспективы возрождения музыкальных кружков и специфика преподавания предмета "музыка" в общеобразовательных школах.
Ректор Московской консерватории Александр Соколов напомнил, что "лауреаты" иногда не имеют отношения к тем, кто их воспитывает. "Если педагог учит играть на рояле, а его ученик - скрипач и получает лауреатство как скрипач, какое он к нему имеет отношение? Никакого". По мнению Соколова, нужно узаконить новые формы конкурсов помимо ранжирования тех, которые уже работают много лет.
Для общеобразовательных школ, по его мнению, важен профессионализм кадров: может так статься, что формы музыкального образования ввести будет некому, потому что соответствующая подготовка до сих пор отсутствует. "Музыку" и "Хоровое пение" преподают разные специалисты, поэтому ректор предложил выбрать один термин.
- "Музыка", на мой взгляд, предпочтительнее, потому что позволяет профилировать предмет, исходя из тех, кого мы имеем, - заметил он.
Иную позицию озвучил худрук и главный дирижер Московского камерного хора Владимир Минин. Он напомнил собравшимся, что в царской России хоровое пение позволило массово охватить все слои русского населения.
- Хоровое пение служило утилитарным целям воспитания музыкальной культуры любой нации, - подчеркнул маэстро. - Для преподавателя пения, на мой взгляд, является решающим талант, а не образование.
Завкафедрой баяна и аккордеона Российской академии музыки имени Гнесиных Фридрих Липс выступил за сохранение общего профессионализма районных музыкальных школ и общеобразовательных кружков. Он предложил учить на уроке музыки так, "чтобы дети не только пели песни, но и постепенно входили в круг музыкальной культуры России и не только России".
По конкурсам Фридрих Робертович обозначил критерии, выработанные Межрегиональной ассоциацией баянистов и аккордеонистов, в состав которой он входит.
- Мы отобрали около десятка конкурсов по России, которые считаются престижными и готовы их предложить Совету, - заявил известный баянист.
Директор московской городской школы имени Гнесиных Андрей Подгорный подчеркнул, что проблемы музыкального образования возникают в женских консультациях и детских садах до стадии "школа".
- Дети не потому не поют, что у них нет музыкальных данных, а потому, что они просто не знают, как управлять своими голосовыми связками, - сообщил директор. - Все начинается с того, что мамы перестали петь своим детям колыбельные. У детей музыкантов ведь все нормально. А с основной массой (не хочется так говорить о детях) приходится все делать заново, - отметил Подгорный.
По инициативе гендиректора Московской филармонии Алексея Шалашова был поднят вопрос нехватки кадров в региональных оркестрах.
- Критерий работы педагога в высшем учебном заведении, как международный музыкальный конкурс, больше подходит для столичных консерваторий, - заявил Алексей Алексеевич. - А если говорить о несольных специальностях, которых нам особенно не хватает в регионах: вообще нет фагота, английского рожка, почти нет гобоя, то в них более показательно трудоустройство в оркестры. Всегда можно придумать конкурсы с такими критериями, которые сделают музыкантов лауреатами, - отметил гендиректор.
По результатам заседания члены Координационного совета решили разработать конкретные предложения за лето.
- Нам бы хотелось, чтобы они были в рамках правового поля и не выходили за нормы законодательства РФ", - объяснила поставленную задачу деятелям культуры Александра Аракелова. - Менять закон весьма сложно, это долгий путь. Лучше все нюансы, которые еще не отражены в программе или законе регулировать нормативно-правовыми актами, которые может издавать само Министерство культуры, - добавила директор.
Текущая версия "Программы развития системы музыкального образования" состоит из трех частей и девяти страниц, где подробно расписываются современные проблемы музыкального образования, цели и задачи проекта, а также меры по их дальнейшему достижению и скорейшему решению. Отдельно определены задачи в области методической, творческой и просветительской деятельности, которые необходимо разрешить. Прописаны результаты и предварительная оценка эффективности использования рассматриваемого документа.
Обзор: «Вопрос ребром – «Каспийский Груз». Секс или драка

2023, «Вопрос ребром»
Оценка: 7 из 10.
Это был далеко не самый искромётный выпуск «Вопроса ребром», но поклонников «Каспийского Груза» он явно порадует, а кого-то, может быть, и заставит заинтересоваться их творчеством. Дуэт Брутто и Веса некоторое время назад объявил о распаде, но потом без специальных объявлений вернулся. За это пришлось держать ответ перед гостями шоу. Рэперы объяснили, что решили записать трек в честь 10-летия «Каспийского Груза», потом записали ещё два и поняли, что надо делать, пока пишется. По мнению Брутто, Веса и примкнувшего к ним Басты, обещание о распаде – это не то обещание, которое следует обязательно выполнять: «А вам лучше бы было, если бы они так и работали по отдельности?». Кстати, Баста должен был участвовать в записи композиции «Доедешь - пиши», но этого не случилось из-за «проблем с логистикой»: «Они передали трек через концертного директора Гуфа, вы понимаете? Конечно, ничего ни до кого не дошло».
Шутки про разницу в росте между субтильным Весом и гигантом Брутто подхватил Баста, сообщивший, что у них с соведущим Джараховым примерно такое же соотношение. Одну из гостей интересовало, сколько раз за долгие годы знакомства Брутто побивал Веса, и выяснилось, что драка случилась лишь однажды, причём это Весъ «втащил» коллеге, который его в два раза больше. Подробности этого знаменательного инцидента оказались довольно скучными: на долгих гастролях, в нервной обстановке, глядя всё время на одну и ту же рожу… В общем, Весъ не сдержался, а Брутто хватило гуманизма ему не отвечать.
«Каспийский Груз» опроверг мнение, что у них самые мрачные песни в русском рэпе, предложив тем, кто там считает, послушать «Кровосток». Артисты также вспомнили свои самые удачные панчи, а также поделились названиями треков, на которые делалась большая ставка, но они «не зашли». Весъ и Брутто не смогли ничего сказать про кризис среднего возраста, зато обсудили с Бастой, как правильно заниматься в зале при больных коленях, и так этим увлеклись, что Джарахов провозгласил: «В эфире программа «Жить здорово»! Группу также спросили, что лучше делать под их песни – драться или заниматься сексом. Задавший этот животрепещущий вопрос в итоге оказался единственным, кто проголосовал против «Каспийского Груза», но подавляющее большинство гостей определили, что платить за ужин по традиции должен Баста.
Алексей Мажаев, InterMedia
Рома Зверь: «Бессовестные люди — страшная вещь»

О ДЕВЯНОСТЫХ
— Для меня это время молодости, и я уже не смогу объективно о нем говорить. Молодость — первый и главный аргумент. Было очень тяжелое время — хотя время вообще не бывает легким. Говорить, что тогда было тяжело, а сейчас легко, тогда нельзя было купить колбасу, а сейчас можно, — это не разговор. А время было гораздо интереснее, если говорить о богатстве разных культурных и подпольных тем, разговоров, музыки. Все, что было запрещено, хлынуло, и произошла культурно-сексуальная революция. А сейчас я такого не вижу. Даже если взять шоу-бизнес, невозможно представить то, что было тогда, на Первом канале сейчас. Все открылось, открылись границы, начался обмен — ну и обман, соответственно. Прекрасно помню, как родители что‑то покупали, чтобы перепродать, — народ остался наедине с собой, начался дикий хаос. Но тогда были варианты нашего развития, развития общества. Мы могли о том поговорить и об этом и двинуться в какую‑то сторону. Проблема в том, что тогда все были заняты своим делом: мол, я буду завод приватизировать, а я буду ваучеры продавать. И никто особо не задумывался, как мы будем жить дальше.
ОБ ИДЕОЛОГИИ
— Никто не подумал о том, что будет завтра, что мы расскажем детям. Куда мы идем вместе, зачем. Потом начали искать идеологию, какой‑то наш путь. А мне кажется, путь прост: нужно уважать людей, работать. Мы не можем принять точку зрения соседа, мы ксенофобы: нам страшно, потому что это другой человек и мы считаем его за врага. Сейчас нам уже тяжело о чем‑то думать, потому что времена вообще страшные: сколько людей уехало, как раскололся народ. А он продолжает раскалываться, и ненависть продолжает множиться, чего ни в коем случае делать нельзя. И при этом нельзя забывать, что все хотят жить. Тут и судить нельзя, и ненависть так нельзя размножать.
О СОКРАЩЕНИИ ДИСТАНЦИИ МЕЖДУ МУЗЫКАНТОМ И СЛУШАТЕЛЕМ
— Я думаю, тут больше плюсов, чем минусов. Я занимаюсь музыкой, и творцу, художнику, который создает что‑то новое, очень важно быть услышанным. И чем больше людей любит твои песни, картины, кино, тем больше у тебя возможность разделить радость. Мне повезло — у меня много разных слушателей, людей образованных и не очень, умных и нет. И все это, как мне кажется, гораздо полезнее, чем если бы меня слушало какое‑то ограниченное количество. Интереснее встречать разных слушателей, с разным мнением и представлением о твоем творчестве.
О СЕБЕ И ЛИРИЧЕСКОМ ГЕРОЕ
— Люди в целом никогда не знают артиста, и я здесь совсем не исключение. Я это и раньше прекрасно понимал. А бегать и рассказывать: «Смотрите, я вот такой» — это как‑то глупо. И возможность прожить много жизней в рамках работы артиста, не один сценарий выбрать, а несколько и параллельно — это же здорово.
О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ФИЛЬМЕ
— Работа будет идти где‑то еще, хотя уже снято очень много материала. Это будет документальный фильм, который снимается большими блоками, когда происходит что‑то интересное. Недавно мы неделю снимали то, как группа записывалась в студии «Добролет» в Санкт-Петербурге. Сейчас поедем по местами молодости — в фильме есть много интересных линий, и общение с поклонниками в том числе. Фильм снимает Женя Григорьев, прекрасный документалист, который недавно начал снимать еще и игровое кино. [Лента выйдет] в начале 2024-го или в середине — сейчас такие сроки сдачи.
О СВОИХ ПЕСНЯХ
— Не все, но многие, конечно, про девушек. Многие песни даже с историей. В моем случае песни пишутся двумя способами: на основе каких‑либо переживаний либо это песни-фантазии про то, как ты себе представляешь ту или иную ситуацию. «Я с тобой» — это фантазия, «Все, что касается», «До скорой встречи» тоже. «Тебе», «Районы-кварталы» — не фантазия. Но и некоторые новые песни тоже основаны на историях из моих отношений. Что‑то совсем не поменялось.
Я обычно свои песни не переслушиваю — зачем? Когда задают вопрос: «Какой у вас любимый альбом?» — я отвечаю: «Тот, который пишется». Вот только тогда я слушаю песни. Потом альбом выходит, и все, он уже не совсем мой.
КАКИЕ ЛЮДИ ВЫЗЫВАЮТ ОТТОРЖЕНИЕ
— Которые врут, грубы, неуважительно относятся к другим людям. Мне не нравятся люди, которые могут говорить про тебя разное. Лицемерие — давайте так это назовем. Люди без принципов. Бессовестные люди — страшная вещь. Ты даже еще можешь во что‑то верить, но, если у тебя нет совести, это всё.
(Карина Бычкова, «Афиша Daily», 26.05.2023)
«Крематорий» зазвучал на разных языках

Группа «Крематорий» выпустила новый сборник «The Big One». В него вошли известные песни коллектива, исполненные приглашёнными вокалистами на разных языках - испанском, немецком, французском, итальянском, английском и даже китайском. В трек-лист, в частности, вошли композиции «Little Girl», «Sexy Cat», «Strawberry with Ice», «The Wind of Rubbish», «Ugly Elsa», «America» и др.
- Мы обещали, что вырвем столбы и отменим границы. Мы сделали, - прокомментировала группа в соцсетях.
Средства на подготовку альбома «Крематорий» собрал с помощью краудфандинг-кампании на сайте Planeta.ru. У группы в работе ещё несколько проектов: классический балет Армена Григоряна «Грёзы скотного двора» по мотивам повести Джорджа Оруэлла, новая пластинка «Сладкий Элвис» и сборник избранных песен за 40 лет.