Никита Михалков: «Российские фильмы берут на фестивали только потому, что они показывают, как безобразно живут наши люди»
О ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ И «СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ»
– Я никогда не снимал кино к датам. И «Солнечный удар» по Бунину вовсе не приурочен к столетию Первой мировой войны. Но я уверен, что к моменту выхода у многих создаться ощущение, что снимал я ее как раз к юбилею… Вообще история Первой мировой для нас оболгана, еще в школе. А война эта была, по большому счету, победоносная. И если бы не предательство, которое было вокруг, неизвестно, что было бы с миром… И это одна из самых кровавых войн, по своей жестокости - одна из самых страшных в истории, с газовыми атаками, с бронетехникой. Не созрела еще у нас серьезная и глубокая точка зрения на эти события! Слишком долго вбивали в голову, что это - кровавые мерзости царского режима, проигранная из-за того, что режим прогнил. Должно пройти время, чтобы отношение поменялось…
Я сделал заявку на то, чтобы снять фильм по рассказу Бунина 37 лет назад. Но никак не мог подойти к этой картине, пока не пришла в голову мысль соединить «Солнечный удар» и «Окаянные дни», потрясающий документ эпохи, дневник, который Бунин вел в годы революции и гражданской войны, страстный, жестокий, грандиозный, абсолютно не похожий на Бунина по желчности, язвительности, обиде. Я читал его давно, еще в самиздате. И решил совместить счастливый, сумасшедший день, который проживает герой «Солнечного удара», и леденящие документы послереволюционной эпохи. В чистом виде «Солнечный удар», летящая, прозрачная история, был бы хорош тридцать лет назад… В сегодняшней ситуации эта картина такой быть уже не могла.
Кроме киноварианта, будет пятисерийный телевизионный. Мы пытались снять как бы историческую хронику, как бы документальный фильм о событиях 1920 года, потому и картинка нарочито небрежная, камера иногда даже не очень сфокусирована – в отличие от той части, действие которой разворачивается в 1907 году, роскошной и летней… Я снял картину не на пленку, а на «цифру», к которой раньше относился хладнокровно – и относился несправедливо. С теми новейшими технологиями, которые мы использовали, появляются невероятные возможности в плане цветопередачи, например – картина выглядит так, словно снята на прекрасном «Кодаке». Материала очень много, десятки часов, но не потому, что я много разного наснимал – а потому что обснимал сцену с разных точек. С цифрой это удобно.
О КВОТИРОВАНИИ
– Квотирование существует в демократической стране Франции. Но оно было введено сразу после Второй мировой войны. Тогда Голливуд еще не распространил свою мощь и свои щупальца по всему миру. Потом французов пытались столкнуть с этого пути. Не удалось – они, счастливые, культивируют свой кинематограф. Я лично их отлаженной системе завидую. Но в нашей стране провести сейчас закон о квотировании – значит немедленно убить прокат! Начнется саботаж со стороны кинотеатров. Говорили о том, что можно выпускать исключительно российские фильмы, например, в новогодние каникулы - но в этом тоже есть некая ущербность. Победа в этом вопросе заключается в качестве нашего кино.
О РОССИЙСКОМ КИНО
— Я в какой-то момент просто потерял надежду на российское кино. Я увидел, какие фильмы идут на западные фестивали - их туда берут только потому, что они показывают, как безобразно живут наши люди… 20 лет назад кино с матерком, с ворами в законе, с коррупцией воспринималось как нечто очень смелое. Помните, какой бум был вокруг «Маленькой Веры»? А сейчас ее уже можно показывать в «Спокойной ночи, малыши». За эти годы девальвировалось понятие правды, понятие искренности и объективности. Как говорил один мудрый старец, «Жестокая правда без любви есть ложь». Если в фильме нет сострадания, присущего русскому человеку, русский человек устает, он портится, он начинает хандрить и уже не хочет смотреть русские картины. Мата он и так наслушался в метро. У него нет стимула платить деньги за билет. Но надежда ко мне вернулась, когда стали появляться иные, человекообразные фильмы: скажем, «Остров» Лунгина, который не побил кассовых рекордов, но развернул людей в сторону национального кино, вернул интерес, который был утерян. Это и «Водитель для Веры», и «9 рота», и картина нашей студии «Легенда № 17» - фильмы, которые можно смотреть всей семьей, которые уже не разделяют семьи по принципу «Мужу можно ее смотреть, а жене не стоит, а уж детям - ни в коем случае». Фильмы, которые вызывают у людей уважение и сострадание к своим соотечественникам! Если есть будущее у нашего кино, оно связано именно с тем, чтобы люди, делающие кино, уважали тех, о ком снимают и тех, для кого снимают. То есть сами себя. А заставлять людей идти на русский фильм, запрещая американские - наивно. Сами будем потом над собой издеваться, поняв, что сделали очередную глупость. Условно говоря, чтобы пропагандировать православие, надо не мечети ломать, а храмы строить, вот в чем дело!
О ТОМ, КАК СДЕЛАТЬ ФИЛЬМ ИНТЕРЕСНЫМ
– Самая большая ошибка – снимать фильм, думая о том, как сделать его интересным зрителю и фестивалям. Радость должна быть нечаянной. Сделать фильм на злобу дня, надеясь, что именно поэтому его оценят, можно. Но за этим не будет стоять чего-то божественного. Единственный путь к тому, чтобы сделать востребованный фильм – быть самим собой. Гармония, к сожалению или к счастью - это когда то, что ты хочешь сделать, совпадает с тем, что можешь. Огромное количество бед в художественных семьях – из-за того, что люди считают, что могут что-то сделать только потому, что хотят. И тут надо быть четким, жестким, уметь остановить человека от страшной ошибки, не дать ему стать несчастным на всю жизнь. Я должен увидеть в твоей картине твое лицо. Когда вы смотрите фильм Феллини, начав с середины, вы сразу четко понимаете, что это не Сергей Бондарчук. А смотря «Войну и мир», вы понимаете, что это не Феллини.
О ВИНЕ
– Странная история с вином. Я ведь никогда винным человеком не был! Но мой товарищ, бизнесмен, однажды мне сказал: «Есть в Италии гибнущий виноградник, очень старый». Вино, хлеб – это ведь библейские вещи, в них есть что-то мистическое… И мы решили попробовать заняться виноделием. Получилось замечательно! Партию вина мы назвали Dodici, что значит «Двенадцать». Сейчас будет новая серия – с тех же виноградников, но из других сортов, - будет называться «Очи черные». А потом появится сладкое вино «Урга». Я никогда бы не дал разрешения назвать что бы то ни было в честь своей картины, если бы не был уверен в качестве. Вот это вино - качественный продукт! У меня Берлускони забрал два ящика, потом прислал фотографию с подписью «Дорогой Никита, спасибо тебе за общение и за вино», я немедленно переслал ее виноделам, они из нее сделали огромный постер, он у них сейчас висит. Но это не коммерческая история, она не приносит денег, дай бог чтобы себя окупало. В партии четыре-пять тысяч бутылок, кажется, что это много, на самом деле – нет.
О ДЕТЯХ И ВНУКАХ
– Когда Тема, президент нынешнего фестиваля, и его сестра Анечка были маленькими, мы жили на даче. Однажды дети сказали: «Папа, хотим черепаху». Я спросил: «А вы будете за ней ухаживать?» «Будем, будем!» - пообещали они. Каждый день смотрю – черепаха в коробке. И вдруг… Травка на месте, блюдечко с водой на месте, а черепахи нет. Вечер – черепахи нет. Ночь. В час ночи бужу детей: «Где черепаха?» Оказалось, они пошли с ней гулять, потом их позвали обедать, и они черепашку забыли. А ну, встали! Фонарики в руки, ищите. К семи утра в слезах, в соплях, перемазавшиеся, исцарапанные, они принесли домой черепаху. И сказали: «Давай отдадим ее лучше в школу!» Важно сосредоточить человека на уважении к живому существу и к своему слову.
Моя внучка Наташа, дочка Артема, сейчас снялась в «Солнечном ударе». Она очень способная девочка, очень пластичная, очень хитрая по-актерски, веселая, умная. Роли у нее в «Солнечном ударе» особой нету – она сидит и смотрит, как фокусник показывает фокусы. Сцену снимали четырьмя камерами. И когда я отдал этот материал монтажеру, и он начал складывать этот большой эпизод, все время вставлял кадры с ней. «Слушай, она так реагирует на все потрясающе, вообще такая выразительная!» И он при этом совсем не знал, что это моя внучка – я поначалу даже заподозрил его в подхалимаже!
А что касается остальных моих внуков, никто из них никогда не просился у меня сниматься…Ну а мне зачем, с другой стороны, растить конкурентов? Они такие самостоятельные. Называют меня Никитон, никакого почтения. Но я, в общем-то, очень рад.
(Денис Корсаков, «Комсомольская правда», 29.04.14)
Виктор Шамиров снимает драмеди об астрономах «Температура вселенной»
Стартовали съемки нового фильма Виктора Шамирова («Со мною вот что происходит», «Большая секунда») «Температура вселенной». Как сообщает «Кинопоиск», в марте работа над фильмом прошла в поселке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии.
Согласно синопсису это «история расставания и встречи, которая разворачивается в поселке астрономов». Виктор Шамиров описывает новый проект как камерную драму про людей, наблюдающих за космосом в далеком поселке среди гор Кавказа.
- Мне интересно, как люди, которые думают о космосе, живут свою обычную жизнь. Мне казалось, что это смешное сочетание науки о космосе и истерики семейной драмы, — говорит режиссер.
Главные роли в фильме исполнят Григорий Сиятвинда, Дарья Семёнова, Антон Эльдаров, Ольга Тумайкина, Александра Серзина, Ростислав Бершауэр, Михаил Филиппов и др.
- Мой персонаж — историк из Новосибирска, - рассказал Сиятвинда. - Он одинок, у него нет ни жены, ни семьи. Сергей впервые оказался в поселке Нижний Архыз. Он приезжает на день рождения к своему другу юности - ученому-астроному Андрею (Эльдаров). Сергея пригласила Наташа (Семёнова), жена Андрея, чтобы устроить ему сюрприз, хотя именинник еще не вернулся с конференции в Москве.
- Наташа - астрофизик, работает в местном институте, подрабатывает экскурсоводом, - говорит Дарья Семёнова. - Скромная и верная жена, мама двоих детей. Накануне празднования ей звонит из Москвы муж Андрей и сообщает, что больше к ней не вернется. Сергей пытается ее поддержать, они обсуждают, что сказать друзьям и семье. В какой-то момент между Сергеем и Наташей начинают зарождаться теплые чувства.
Для «Температуры вселенной» Шамиров собрал команду единомышленников, с которыми уже работал. Сценарий писал вместе с Ольгой Мотиной-Супоневой («Большая секунда»), оператором стал Семён Яковлев («Большая секунда», «А зори здесь тихие…»). Производством занимается кинокомпания «Контент-Клуб» («Летучий корабль», «Повелитель ветра»), продюсеры — Антон Сиренко, Павел Горин и Елена Быстрова.
Съемки фильма продолжаются. Дата выхода пока не названа.
Ева Лонгория и Хью Бонневиль снимутся в киномюзикле «Рождественская карма»
Кунал Найар («Теория Большого взрыва», «Космонавт») исполнит главную роль в фильме «Рождественская карма» (Christmas Karma) режиссера Гуриндер Чадхи («Играй, как Бекхэм», «Дом вице-короля»). Как сообщает Deadline, проект позиционируется как современный болливудский мюзикл, действие которого происходит в Лондоне и вдохновлено оригинальной «Рождественской песнью» Чарльза Диккенса.
Найяр исполнит роль Скруджа, а также в звездном касте фильма заявлены Ева Лонгория, Бой Джордж, Билли Портер, Хью Бонневиль, Лео Сутер, Чаритра Чандран, Пикси Лотт, Дэнни Дайер, Билал Хасна, Аллан Кордунер, Трейси-Энн Оберман, Руфус Джонс и другие.
Чадха написала сценарий, а также выступит в качестве одного из продюсеров, музыку к фильму напишут Гэри Барлоу из Take That, Шезней Льюис из All Saints (она снималась у Гуриндер в «Играй, как Бекхэм») и британский композитор Нитин Соуни.
- Так же, как я уже много лет наслаждаюсь «Этой замечательной жизнью» Фрэнка Капры, моя цель в «Рождественской карме» - создать праздничную классику для нашего времени и для будущих поколений, - говорит режиссер. - Саундтрек будет потрясающим: на него повлияли Евангелие, Бхангра, колядки и классические поп-песни. Вы не сможете усидеть на месте!
- Гуриндер обладает невероятной способностью рассказывать такие интересные современные британские истории, - признается один из продюсеров проекта Зиги Камасе. - Прошло более 20 лет с тех пор, как мы вместе сняли «Играй, как Бекхэм», и в этом фильме есть все те черты сердечности, комедии, драмы и невероятно приятный финал. Это будет праздник мультикультурного Лондона, наполненный невероятным набором песен, написанных Гэри, Шезней и Нитином, с использованием музыкальных жанров от рэпа до диско, и это будет лучший рождественский фильм, который мы выпустим в декабре 2025 года.
У постапокалиптического сериала «Fallout» будет второй сезон
Сериал «Fallout» продлен на второй сезон. Об этом Amazon Prime Video объявил 18 апреля 2024 года – через неделю после выхода финальной серии первого сезона. Он вошел в тройку самых просматриваемых сериалов видеосервиса за всю историю и стал самым просматриваемым сезоном в мире со времени выхода первого сезона сериала «Властелин колец: Кольца власти».
- Слава нашим безумно блестящим шоураннерам, Женеве Робертсон-Дворет и Грэму Вагнеру, нашему обалденному актерскому составу, - говорится в совместном заявлении продюсеров Джонатана Нолана и Лизы Джой. - Нам не терпится снова взорвать мир. Спасибо Bethesda и Amazon за смелость создать шоу, которое серьезно затрагивает все самые важные проблемы общества в наши дни: каннибализм, инцест, торт с желе. И это еще не все!
«ИнтерМедиа» напоминает, что сериал основан на одноименной серии видеоигр от Bethesda Game Studios. Это история об имущих и неимущих в мире, в котором почти нечего иметь. Спустя двести лет после апокалипсиса нежные обитатели роскошных убежищ от радиоактивных осадков вынуждены вернуться в облученный адский ландшафт Земли, оставленный их предками, и потрясены, обнаружив, что их ждет невероятно сложная, радостно странная и очень жестокая вселенная.
В сериале Элла Пурнелл играет Люси, оптимистичную жительницу Убежища с чисто американским духом смелости. Ее мирный и идеалистический характер подвергается испытанию, когда она вынуждена подняться на поверхность, чтобы спасти своего отца. Аарон Мотен исполнил роль Максимуса, молодого солдата, дослужившегося до звания оруженосца в милитаристской фракции под названием Братство Стали. Он сделает все, чтобы способствовать достижению целей Братства по установлению закона и порядка в пустоши. Уолтон Гоггинс появился в сериале в роли Гуля, морально неоднозначного охотника за головами, хранящего в себе 200-летнюю историю постъядерного мира. Эти разрозненные стороны сталкиваются, преследуя артефакт загадочного исследователя, который может радикально изменить динамику власти в этом мире.
В актерский состав сериала также входят Кайл Маклахлан, Мойзес Ариас, Сарита Чоудхури, Майкл Эмерсон, Лесли Уггамс, Фрэнсис Тернер, Дэйв Регистр, Зак Черри, Джонни Пембертон, Родриго Луцци, Аннабель О’Хаган и Кселия Мендес-Джонс.