Роберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летияДима Билан получил три статуэтки премии «Виктория-2024»Семен Трескунов и Роман Либеров признаны иноагентами в РФУмер Александр ШирвиндтГруппа «Город 312» нашла новую солистку на «Голосе»Скончалась Наталия КасаткинаМарина Кравец родила вторую дочкуОливия Манн перенесла операцию по удалению грудиЕвгений Петросян вновь стал отцом«Оппенгеймер» собрал урожай «Оскаров»Умерла диктор ЦТ Светлана Моргунова«Винни-Пух: Кровь и мёд» и Меган Фокс собрали урожай «Золотой малины»

Олег Нестеров («Мегаполис»): «Когда я начал сочинять «Из жизни планет», повалила киномузыка»

04.04.2014 19:30 Музыка Рубрика: Дайджест

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ «ИЗ ЖИЗНИ ПЛАНЕТ»?

— Если быть до конца точным, началось с моей второй книги, которая еще не написана. Книга — про Москву в 1962-м году. Я шел по следу и, как это у меня бывает, придумал себе программу: посмотреть порядка четырехсот фильмов из той эпохи. И наших, и не наших. Начал смотреть — и обнаружил абсолютно удивительную вещь: если европейское и американское кино как-то масштабируется в современность, прорастает к нам через современных режиссеров, то наше — это такой заповедник, какого ни до, ни после не было. В эти фильмы было вкачено дикое количество воздуха — вот по-другому я это не могу назвать. И еще — если у них даже в самых добрых фильмах так или иначе все построено на конкуренции, то у нас — человеческая солидарность. Я, кстати, недавно летел в самолете и в газете немецкой прочитал интервью с человеком, который прожил 100 лет, то есть видел все и всех — и Кайзера, и Веймарскую республику, и Гитлера, и ГДР, и современность. И вот его спрашивают: слушайте, а что мы слили с потерей ГДР? А он отвечает: знаете, не смейтесь надо мной, но — человеческую солидарность. Вроде смешное слово, потасканное, некрасивое, но — вот она была, а теперь ее нет. Ну и, в общем, фильмы и контекст сделали свое дело. Когда я поехал в очередную хорватскую ссылку (Нестеров регулярно ездит в дом в Хорватии на берегу моря, чтобы сосредоточиться на творческом процессе. —  Прим. ред .) и начал что-то сочинять, перебирая струны, повалила киномузыка.

КАК ОН ПОНЯЛ, ЧТО ЭТО КИНОМУЗЫКА?

— Ну видно же, что это не песня. Песня — это куплет, припев, ла-ла-ла. А тут были какие-то темы. Я смотрю и думаю: ну это явно киномузыка. А потом думаю: ну хорошо, если эта музыка ко мне сама пришла, я ее нигде не стырил, раньше ее не было — значит, она из фильмов, которых тоже не было, из фильмов, которые не случились. Ну простая логика. Вот она у меня щелкнула — и дальше началось самое интересное…

О РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ «ИЗ ЖИЗНИ ПЛАНЕТ»

— Ну, это же все росло внутри меня одновременно. Я расспрашивал, встречался с людьми, узнавал про фильмы, про героев — и все это как-то вместе складывалось. Я брал интервью у Митты, у Файта, у Рязанцевой, у Ясуловича, я ходил в гости к внуку Мотыля и добывал его архив — а параллельно мы в фойе нашего старого московского ДК, где «Снегири» сидят, разыгрывали какие-то темы с «Мегаполисом». И чем дальше, тем больше приходило понимание, что воплощать эту идею в стандартном музыкальном формате глупо и бессмысленно. Ну какой, нафиг, компакт-диск, даже двойной? Это все не то. Мне почему-то втемяшилась в голову такая идея, что ты читаешь сценарий неснятого фильма — и в нужный момент  возникает музыка, которая синхронизирована с чтением. И понятно, что это должен быть сайт. И мобильное приложение.

КАК РОЖДАЕТСЯ МУЗЫКА?

— Смотрите. «Снегири» сидят в старом советском ДК. Студия работает в коммерческом режиме, потому что надо выживать. У «Мегаполиса» там — только поздние вечера и ночь. И тогда мы придумали: а давайте устроим мобильную базу в фойе — огромном мраморном советском фойе. В чуланчике хранили колонки и мониторы, их на колесиках выкатывали, коммутировали — и начинали играть. И нет худа без добра: для этой музыки было крайне принципиально было записывать общую оркестровую волну. Конечно, можно было пойти по пути слепого педантизма: если этого инструмента тогда, в 60-е не существовало, значит, мы его не пишем. Но для нас было важно другое: чтобы музыка была, с одной стороны, современной, а с другой — чтобы она вписывалась в те фильмы, чтобы в ней был тот самый воздух. А это значит — нужна общая оркестровая волна. Мы не должны были звучать, как рок-бэнд. И за счет этого фойе, его стен, его гулкости мы смогли этот искомый воздух в музыке собрать.

О СХОДСТВЕ И РАЗЛИЧИИ СВОЕГО ЗАМЫСЛА С РАБОТОЙ CINEMATIC ORCHESTRA

— Ну конечно, я был на концертах Cinematic Orchestra, и я поклонник того, как они жестко относятся к записям. В сторону история: я впервые многое понял, когда мне исполнилось 50 лет, я был в Португалии, и у нас был заказан столик в Доме фаду. А там даже сцены нет — просто играют два музыканта, и по очереди выходят певцы и певицы. И когда вышла 80-летняя бабушка в тяжелой шали, пахнувшей духами, которых 40 лет не производят, и запела, у меня тут же рука нажала на телефоне на «запись». И тут подходит очень красивый пожилой человек и говорит: «Не снимай. В сердце больше унесешь». И все. Я в тот же вечер позвонил в Москву и сказал: концерт в Доме Музыки не снимает. Кому суждено, тому суждено. Никто из нас не слышал выступления Паганини, никто не смотрел на YouTube нашествие Наполеона и пожар Москвы, пророки запрещали за ними записывать. Это было в сторону. Так вот, к Cinematic Orchestra я отношусь с огромным уважением, но есть один нюанс. У нас все-таки не музыка к неснятым фильмам. У нас посвящение этим фильмам. Разница принципиальная. Музыка к неснятому фильму — это всегда лукавство: ведь кадр диктует музыку, а если нет кадра, кто ее будет диктовать? У нас взгляд совсем другой. Мы хотим через музыку попытаться увидеть непоставленный фильм — и потому музыка богаче, насыщеннее, чем если бы она была, если бы только обслуживала кадр.

ВДОХНОВЛЯЛА ЛИ ЕГО ЧУЖАЯ МУЗЫКА?

— Знаете, я после 50-ти дома слушаю только академическую музыку. Тонны винила покупаю на блошином рынке в Берлине — классика ведь стоит по евро, по два, а еще, если знать места у турков, у арабов, можно найти людей, которые целые коллекции целиком продают по цене стакана или телефона. Вот я все это и слушаю. У меня был малеровский период, был шопеновский, баховский. Последний год я слушаю фортепианные концерты Моцарта в исполнении Баренбойма с Лондонским оркестром. Старый такой LP-бокс, изданный EMI еще с собачкой и с граммофоном. Все, больше ничего с музыкальной точки зрения меня не питало.

О ВОЛНЕ ИНТЕРЕСА К ЭПОХЕ 60-Х, ОТРАЖЕННОЙ В СЕРИАЛЕ «ОТТЕПЕЛЬ»

— Когда мне друзья сказали, что появился сериал, я сначала охнул: представляете, я три года этим занимаюсь, и тут — сериал. Но потом обрадовался — во-первых, потому что Тодоровский, во-вторых, потому что понял, что говорить об этом нужно как можно больше. Тема-то до конца не изучена. Что такое 60-е для современного молодого человека? Ну вот как на открытии Олимпиады — стиляги-хипстеры, и все. А на самом-то деле, там бездна. А почему сейчас пошла волна… Ну, мне кажется, в нашей постсоветской истории мы очень быстро отжали карикатурные культурные клише. Капитализм, старые песни о главном, ретро, дискотека 80-х… Вот эта пена сошла, море успокоилось, и теперь можно увидеть камешки. А что же там еще было? Серьезное, хорошее, о чем мы до сих пор не знаем? Так масса интересного. И в 20-х годах — «Симфония гудков», мультихроматический строй, оптический синтез, что только не, — и в 60-х, конечно. Не только официантки в кружевных чепчиках там были, не только стиляги-хипстеры. И потому пошла поэзия с отыгрышем в 60-е, и снова Политех, и много чего другое. Ну и плюс, конечно, свобода и несвобода.

КАК БУДУТ ИСПОЛНЯТЬСЯ ПЕСНИ С ПРОЕКТА «ИЗ ЖИЗНИ ПЛАНЕТ»?

— Смотрите. На «Супертанго», который тоже во многом вырос из джемов, технология была такая – что-то пришло, мы потом научились это воспроизводить и переписали в студии. За одним исключением: песню «Ангел» переписать не получилось, она не давалась, ускользала, в итоге я просто порезал изначальный сейшен и поставил в альбом эту версию. Я думаю, так вышло из-за изначальной задачи, которую я ставил музыкантам, — небесный рапид; заснуть, сыграть и проснуть. И я подумал, что в моем новом проекте большинство музыки должно быть записано именно так. Когда никто не понимает, что происходит, ничего не ждет и ни от чего не зависит. Большинство номеров на «Из жизни планет» — это абсолютно свободное хождение, разыгрывание. И на концертах они у нас тоже будут иметь свободный график. Это другая музыка — как джаз: есть тема и какие-то вариации. Хотя какие-то вещи все равно приняли жесткую форму. А какие-то не приняли. И хорошо, что не приняли.

О ТЕКСТАХ «ИЗ ЖИЗНИ ПЛАНЕТ»

— Тексты все мои, и приходили они самым таинственным образом. Часть — просто во время импровизации: вот мы играли, и я от начала до конца вдруг проговаривал текст; потом оставалось только подчистить фонемы, и оказывалось, что это из какого-то из наших фильмов. Собственно, ровно с первой вещью, «Из жизни планет», так и было, тогда же у меня и название сложилось. Часть текстов была придумана специально, под готовую музыку — я слушал ее и расшифровывал не только звук, но и слова. Но есть же и несколько песен — там все писалось вполне по канонам.

О ПЕРСПЕКТИВАХ «ИЗ ЖИНИ ПЛАНЕТ»

— Да, это в своем роде сектантство. И для меня это осознанный, серьезный выбор. Это музыка с достаточно низким горизонтом событий, цитируя Брайана Ино, она атмосферна, она в меру психоделична, она возбуждает фантазию и интерес, это музыка для не короткого внимания. Всегда находятся артисты, которые перестают записывать себя на цифру, а записывают на аналоговые магнитофоны, выискивают старые гитары и так далее. Всегда находятся люди, которые ездят на велосипедах, смотрят диафильмы, читают старые книги и так далее. Это и есть сектантство. Но поскольку я ни от кого не завишу — ну, должен кому-то денег, но я отдам, — я не боюсь. Это музыка, которая не рассчитана на то, что она будет потребляться только сегодня, а завтра умрет. Я предполагаю, что у нее все-таки долгая судьба, к ней будут возвращаться, ее будут переслушивать, потому что это настоящая игра. Там исполнения минимум. Это все резонирует, приглашает к сотворчеству, это нескучно, ты всегда находишь что-то новое. Мне нравится заниматься долгим вниманием, я бы вступил в партию медленного сейчас, в которой, мне кажется, Брайан Ино тоже состоит.

О НОВОМ ФОРМАТЕ МУЗЫКИ

— Да, я уверен на 100 процентов, что новый формат, в котором музыка будет преподноситься, – это аппликейшн. Он может дать игру, исследование, загадку, ощущение сопричастности. И на планшете, и в телефоне любой музыкант может скоммуницироваться со слушателем, пригласить его к соучастию. Просто альбом — это хорошо, но когда ты показываешь, как музыка рождается, почему она такая, чему посвящена… Это все мифы, которые раньше раздавались журналистам, но поиграть в них было нельзя. Это всегда было за кадром, такой алтарь, в который вход простым смертным запрещен. А тут дистанция сокращается. Если бы этого не было, как бы я потом рассказывал про Шпаликова, про Мотыля, про Китайского? Собрал бы пресс-конференцию, дал бы интервью, которое прочитали бы завтра и послезавтра забыли, ничего не поняв. А тут ты можешь показать подноготную. В этом смысле мы живем в потрясающее время. Для меня этот проект в какой-то момент перестал быть сугубо музыкальным. Это такая эстафетная палочка от тех 20-летних — нынешним. Делайте свое дело и ничего не бойтесь. Если в те времена это было возможно, значит, возможно и сейчас. «Все дело не в СССР, а в собственном несовершенстве», — гениальная цитата Шпаликова, которую можно повесить каждому художнику на стену. Шестидесятники были мостом между тем, что было до революции, и теми, кто пришел потом. А теперь мы обязаны построить новый мост — чтобы все богатство римской империи не было растаскано воронами. 

(Александр Горбачев, «Афиша-Волна», 04.04.14)

Теги: Рок

Юбилей смерти Курта Кобейна отметят фильмами и программами о нем

28.03.2024 18:36 Музыка Рубрика: Хроника 16+
Capital Pictures/Fotodom

Новый документальный фильм «Moments That Shook Music: Kurt Cobain» покажет телеканал BBC 5 апреля 2024 года – в день 30-летия со дня смерти Курта Кобейна. Как сообщается, часовая лента расскажет о последних днях музыканта с помощью архивных, в том числе ранее не демонстрировавшихся, видеоматериалов. В их числе свидетельства электрика, обнаружившего тело Курта при установке системы безопасности в его доме в Сиэтле, а также заявления полиции на месте происшествия и хаос, смятение и опустошение, снятые на видео его поклонниками. Премьера фильма состоится на канале BBC Two и видеосервисе iPlayer.

- Жизнь и смерть Курта Кобейна превратились в миф и легенду с момента его кончины. Этот документальный фильм пытается развеять мифы об этом моменте времени, рассказывая историю прямо со сцены, через кадры, снятые теми, кто там был, - говорит руководитель BBC Popular Music TV Онатан Ротери.

«ИнтерМедиа» напоминает, что фронтмен Nirvana в последние годы своей жизни боролся с зависимостями и депрессией. В марте 1944 года 27-летний музыкант пережил передозировку, а 5 апреля покончил с собой.

BBC Two также покажет фильм «When Nirvana Came To Britain» 2021 года, в котором рассматриваются отношения Nirvana с британскими фанатами и властями. А на Radio 6 Music состоится музыкальный марафон «Kurt Cobain Forever», в рамках которого каждый ведущий в эфире с 7.00 до 19.00 будет проигрывать по одному треку Nirvana в час. О Курте в эфире также расскажут его друзья и коллеги.

Источник: NME Фото: Capital Pictures/Fotodom
Теги: Курт Кобейн, документальные фильмы
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Валерия поддержала идею восстановления Crocus City Hall

28.03.2024 18:08 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
соцсети

Валерия высказалась за скорейшее восстановление Crocus City Hall, разрушенного террористами 22 марта 2024 года. Певица призналась, что знает буквально каждый угол этого здания, и ей больно, что это все уничтожено в одночасье.

- Когда это нужно — это, конечно, должны решить и люди в том числе. Должно пройти какое-то время, сейчас слишком остро мы все воспринимаем, - рассказала News.ry артистка. - И концерты, мои лучшие концерты проходили в этом зале. Я считаю, что это лучший зал Москвы, он самый уютный.

Между тем, Эмин Агаларов, сын владельца Crocus Group Араса Агаларова заявил, что решение о восстановлении зала зависит от президента РФ Владимира Путина.

- Мы ориентируемся на мнение губернатора, на мнение властей, возможно, мнение господина президента и общего мнения людей, с нашей стороны что там должно быть, восстановлен зал с мемориалом, или мемориал, или зал должен быть в другом месте,— сказал Эмин Агаларов в эфире «России 24».

На вопрос, к какому варианту склоняется он сам, Эмин ответил, что выступает за «созидание, за восстановление» зала. Он отметил, что страховка покроет лишь тридцатую или даже сороковую часть суммы ущерба, нанесенного залу при теракте.

Как мы сообщали ранее, вдова Муслима Магомаева Тамара Синявская в курсе теракта, произошедшего года в Crocus City Hall, но ее ограждают от обсуждения данной темы.

Источник: News.ru Фото: соцсети
Теги: Эмин Агаларов, Валерия, теракт в Crocus City Hall

Популяризатор джаза Владимир Фейертаг скончался в Петербурге

соцсети

Музыковед и популяризатор джаза, ведущий джазовых концертов Владимир Фейертаг скончался в Санкт-Петербурге в возрасте 92 лет. Об этом сообщает «Фонтанка» со ссылкой на основателя и художественного руководителя Филармонии джазовой музыки Давида Голощекина.

- Он был моим соратником по борьбе за право джаза быть на сцене, одним из первых и главных профессиональных популяризаторов этого жанра, — сказал Голощекин. — Он был совершенно потрясающим лектором, в полном смысле этого слова: человеком, обладающим талантом рассказывать — в частности, о джазе. Он, конечно, был моим большим другом и, безусловно, одним из самых эрудированных джазоведов.

Давид Голощекин отметил неоспоримое значение и огромный вклад Владимира Фейертага в развитии не только петербургского, но и нашего отечественного, союзного джаза.

- Он был организатором и ведущим многих фестивалей по всей нашей огромной стране, - сказал основатель Филармонии джазовой музыки. - Больше того, его огромный вклад связан с тем, что он оказался прекрасным писателем, издал несколько потрясающих книг — в том числе и мировую энциклопедию джаза. И это бесценный материал для тех, кто изучает джаз, кто начинает им заниматься, потому что равных трудов у нас нет в принципе.

Владимир Фейертаг работал ведущим концертов до последних дней жизни.

- Буквально недели три тому назад он был на сцене Филармонии джазовой музыки и вел концерты, — добавил Давид Голощекин. — Хотя возраст у него был довольно серьезный, но он оставался абсолютно работоспособным, активным и доброжелательным человеком.

Владимир Фейертаг родился в Ленинграде в 1931 году, детство провел в Чебоксарах. Окончил филологический факультет Ленинградского университета, а в 1960 году — теоретико-композиторское отделение Музыкального училища при Ленинградской консерватории. С 1966 года работал лектором-музыковедом по вопросам джаза, проводил фестивали, преподавал историю джаза и современной музыки.

Ранее стало известно, что лектор-музыковед Московской государственной академической филармонии Жанна Дозорцева скончалась 24 марта 2024 года в возрасте 88 лет. В Московской филармонии отметили, что в последние годы они записали большую серию видеорассказов Жанны Дозорцевой, которую продолжат публиковать и после ее ухода.

https://www.fontanka.ru/2024/03/28/73396304/?from=yanews&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Фото: соцсети
Теги: смерть, Владимир Фейертаг
β 16+