Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

Александр Иванов: «Мы даже министра культуры не знаем. О какой культуре вообще может идти речь?»

СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ ЛЕГЕНДОЙ РОК-МУЗЫКИ?

— Музыкант — этого достаточно. Легенда — это о динозаврах.

ПОЧЕМУ ПРОШЛО ВРЕМЯ РОК-Н-РОЛЛА?

— На протяжении длительного времени в разные периоды молодежные течения увлекали разные слои общества. Молодежь вовлекалась: то это были хиппи — помните 70-е годы, когда все носили длинные волосы, все хипповали, писали стихи о цветах, ездили, собирались в коммуны. Потом пришло время «нью вейва» — все носили странные одежды с интересными дизайнерскими работами, ходили с волосами разных цветов. Все — просто дань моде. И было время рок-н-ролльного движения 80-х и 90-х, когда очень модно было играть рок и протестовать на баррикадах. Мне кажется, всему время, дань моде. К этому подключаются и средства массовой информации. Недавно было время суицидной темы «эмо». Все ходили в черных одеждах в сочетании черного и розового. Был период и музыкального рок-н-ролльного движения, и эстетика была интересна молодым людям.

О СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РОК-МУЗЫКИ

— Сложно сказать, куда это все пойдет. Однозначно можно сказать, что молодым людям более органичнее выражать свое недовольство, если какая-то несправедливость присутствует в обществе. Вообще это и не прекращалось. Музыканты сидели в каких-то подвалах, своих концертных залах, всегда творили. И творили многие честно, пропуская все то, что происходит в нашем обществе. Через свое внутреннее состояние, через сердце. На то и молодость, чтобы выражать какие-то свои эмоции по поводу как справедливых вещей, так и несправедливых. Молодым людям свойственно самовыражение, в том числе и через музыку, и через рок-н-ролл, и через какие-то протестные композиции. Это нормально. Поэтому думаю, что это было, есть и будет.

О РОКЕ В СССР

— Я думаю, дело в том, что на протяжении длительного времени мы жили за железным занавесом. И все прогрессивное, которое во всем мире было доступно в других странах, к нам пришло гораздо позднее. Касаемо не только рок-н-ролла и каких-то других направлений и течений — например, джаза. Вспомним НЭП, послереволюционное время. Там тоже было гонение на джаз: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь». Поэтому все то, что было на острие, всегда было поветрием свободной культуры — это не всегда властями воспринималось как нечто подконтрольное. Поэтому свободная импровизация у этих людей вызывала обостренное чувство опасности: собирается большое количество людей в каких-то залах, звучат какие-то свободные мысли.

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ВЛАСТЬЮ

— Вообще, творческие люди мало подвластны власти. Иногда критика звучит с больших площадок, что власти не нравится. Думаю, отсюда все и идет. Когда пришла перестройка и пришло время более-менее свободы выражения мысли -—здесь и появились серьезные рок-н-рольные коллективы, которые большому количеству людей на огромных площадках и стадионах стали говорить какую-то правду. Так как с этим поветрием перестройки пошло послабление в плане контроля тех или иных коллективов, как раньше в филармониях — необходимо было сдавать программы, получать лицензию на гастроли, — то в какое-то время произошло такое послабление и много творческих талантливых людей стали иметь возможность выступать на этих огромных площадках. Молодежь получила в определенный период времени то, что она ждала, какую-то правду. И сейчас это может произойти, потому что время смутное, имеющее в своем арсенале большое количество несправедливости и со стороны властей. Поэтому будут появляться такие коллективы, которые, ориентируясь на то, что мы делали в 80-х и 90-х, будут продолжать самовыражаться таким образом.

НУЖНЫ ЛИ СЕЙЧАС ХУДСОВЕТЫ?

— Смотря в какой форме. Потому что сейчас очень много случайных людей в нашем бизнесе, занимающихся нашим ремеслом. Это тоже нехорошо, потому что люди и от рождения не были музыкантами, а потянулись в нашу сферу. Мы видим много случайных людей. Музыкант по призванию должен оставаться музыкантом. Хочется видеть с экранов телевизоров или слышать на какой-то волне со стороны какой-то радиостанции людей профессиональных. А сегодня очень много случайных людей. Поэтому как это будет фильтроваться и кто этим будет заниматься, какие люди. Или этим будут заниматься люди достойные, или нет. Если будет случайный человек. Знаете, кто у нас министр культуры? Вряд ли кто скажет его фамилию, имя, отчество и чем этот человек занимался до того, как он стал министром культуры России. В этом и беда, что мы министра культуры не знаем. О какой культуре вообще может идти речь?

СОГЛАСИЛСЯ БЫ САМ СТАТЬ МИНИСТРОМ КУЛЬТУРЫ?

— Нет, думаю, что здесь должен быть человек, который, с одной стороны, готов идти в политику, даже если и связан с культурой, с музыкой. Это должен быть человек определенного склада, энергичности. Человек, который внутри чувствует потенциальные возможности заниматься именно этим делом, нести это все развивать. У этого человека должен быть определенный склад характера. Я далек от политики. Честно говоря, мне это неинтересно. Мне больше нравится заниматься самой музыкой, созданием аудиовизуальных произведений. Мне неинтересно было бы сидеть в кабинетах.

КАК РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРИОРИТЕТЫ МЕЖДУ МУЗЫКОЙ И ТЕКСТОМ

— Тут как сам артист для себя определяет, что для него приоритетно. Иногда, листаешь книгу со стихами, что-то трогает — и возникает желание на эти стихи сделать хорошее музыкальное оформление. Иногда, наоборот, есть музыкальная фраза или звучит что-то в голове — под это хочется, чтобы была создана какая-то мысль. Поэтому ты сам пишешь или обращаешься к поэтам. Для себя я не определил, почему это возникает. Иногда можешь вскочить ночью, схватить ручку и листок бумаги, начинаешь что-то писать. Или берешь гитару, начинаешь что-то наигрывать. Для меня неопределенный процесс. Но мне кажется, любой уважающий себя артист или музыкант должен понимать, зачем он это делает и что для него это значит. Естественно, не для того, чтобы потом ездить по стадионам и зарабатывать огромные деньги. Скорее всего, это по велению души, по внутренним процессам. Мне сложно, я для себя так и не определил, почему же я этим занимаюсь и почему сверху, как я часто говорю, на лысину летят космические мухи, неся свою вселенскую информацию в виде мелодий или хороших стихов. Тут по-разному. Но что-то заставляет молодого человека творить, самовыражаться. И это хорошо на самом деле, что именно это до сих пор и является двигателем творческих людей — желание самовыражаться, неважно, в каком направлении. Самое главное — творить и кого-то делать счастливее.

О ПРЕДМЕТАХ РОСКОШИ

— Это вопрос к конкретному индивидууму. Я знаю, что у многих людей совершенно другие мечты: помочь детям в сиротском приюте, помочь старикам, ветеранам. Кто как для себя расставляет приоритеты. На самом деле хорошая машина, хорошая квартира или хороший мотоцикл — это просто атрибутика. Это только помогает на хорошей машине хорошо передвигаться, на хорошем мотоцикле встречаться с друзьями, с байкерами на Ленинских горах, великолепно проводить время в отпуске. Все это одно из составляющих твоей жизни. А быть заложником вещей — никакого смысла. Потому что, когда происходит какая-то беда, машина остается машиной, квартира квартирой, мотоцикл мотоциклом, да и все остальное тоже. А душу ценишь гораздо больше. Какие-то вещи не имеют материальной основы. Потому что уходит человек из этой жизни так же, как и приходит, — голым. Все остается здесь. Мне кажется, нет смысла быть заложником этих вещей. Надо радоваться, надо стремиться к какому-то комфорту. Но быть заложником нет никакого смысла. В этом смысле чем отличается «Бентли» от корейского «Хендая» — что это более понтовая машина и более качественно собрана. А в принципе и та, и другая едет.

С КЕМ БЫ ХОТЕЛ СПЕТЬ ДУЭТОМ?

— Я для себя определил много лет назад, что нужно, так же, как и вступая с кем-то в диалог — с тем человеком, с которым искрит во взаимоотношениях. Я для себя всегда понимал, что исполнение произведений с кем-то должно иметь диалог. Какие-то эмоции должны происходить, чтобы двум людям было о чем сказать. Потому что когда такие проекты происходят искусственно, мне кажется, что зритель сразу чувствует и видит двух людей, которым нечего сказать: просто поставили на сцене друг напротив друга, люди пытаются разыгрывать или драму, или ссору, или любовь. И не получается. Здесь, как и в театральной истории, важно, чтобы актеры взаимодействовали и искренне говорили на одном языке. Поэтому я всегда выбирал дуэты с теми людьми, с которыми мне было интересно петь. Эти люди были прежде всего интересны мне и своим талантом, и своим внутренним содержанием. Поэтому дуэты всегда были честные, и мне за них не стыдно.

(«Комсомольская правда», 31.10.12)

 

 

Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»

НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»

- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.

СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?

- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...

РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?

- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.

ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!

НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?

- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...

ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?

- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.

(Life Showbiz, 19.12.12)

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»

О КАРАОКЕ-КЛУБАХ

- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.

ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА

- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.

ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?

-  Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?

- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.

О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ

- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.

О НОВЫХ ПЕСНЯХ

- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.

О ВЕЩАХ

- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?

-  Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?

-  Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.

ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?

- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.

О ТАТУИРОВКАХ

- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ

- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.

КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?

- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.

КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?

- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.

О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ

- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.

О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА

-  Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...

(«Факты и комментарии», 17.12.12)

Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»

О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ

— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».

О ПРАЗДНИКАХ

- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.

ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?

— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.

О ПОДАРКАХ

— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.

КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?

— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.

О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.

О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ

— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.

(«Аргументы и факты», 13.12.12)

β 16+