Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

Александр Башлачев - "Новая коллекция. Лучшие песни" ****

"Монолит". Релиз диска состоялся в мае.
На обложке — самая известная фотография СашБаша. Есть еще две, менее известные, но тоже достаточно растиражированные. На одной музыкант улыбается доброй и беззащитной улыбкой. В трек-листе 20 песен: "Время колокольчиков" открывает диск, "От винта!" закрывает. Спустя двадцать лет после добровольной гибели Александра Башлачева память о нем свелась к набору штампов — та самая фотография, те самые две-три надрывные песни, как бы иллюстрирующие невыносимую неприкаянность его жизни и творчества. В общем-то всЈ. Остается абсолютно ходульный образ — вот ездил по России такой рок-бард, нечесаный да с трагичным взором, рычал про "Время колокольчиков", бежал от самого себя, да и выбежал совсем, в открытое окно многоэтажки... Не уберегли, да и невозможно было: если он в ту жизнь не вписался, что ему было делать в нынешней? Трибьютов ему не готовят, песен его толком не помнят, переслушивают редко: зачем загружаться музыкой, которая и создателя-то своего довела до суицида? К тому же и записей от него приличных почти не осталось...
Серия "Новая коллекция" студии "Монолит" отличается всеядностью на грани отваги: под одинаковыми обложками выходят рокеры, поперы, рэперы, барды, наши, иностранные — кто угодно, у кого есть сколько-нибудь заметное имя и около 80 минут достойной музыки. Сегодняшний статус артиста значения не имеет, поэтому, пожалуй, только здесь можно встретить "грейтест хитс", к примеру, Александра Лаэртского или Александра Башлачева. В подготовке издания принял участие Олег Коврига, компиляцию подбирал Руслан Орлов. Дело они сделали большое — те, кто потрудится послушать пластинку, должны серьезно пересмотреть свои вульгарные представления о СашБаше, описанные в первом абзаце. Несмотря на предсказуемое фото и очевидное расположение "хитов", издание заметно меняет привычный сложившийся образ Башлачева. Формально ничего сложного составители не устроили — просто предложили вспомнить десяток других песен артиста, многие из которых основательно подзабыты. Даже поверхностное прослушивание может вызвать к жизни эмоции совершенно иного свойства, чем те, которые обычно возникают при упоминании Башлачева. Что-то вроде: и чего же ему не хватало, если среди действительно пронизанных безнадегой песен писал Александр и вполне шуточные, и лирические, и даже постмодернистские? С ними он мог бы стать или наследником Владимира Высоцкого, или как минимум близким конкурентом Юрия Шевчука — а если бы совсем успокоился, то поигрывал где-нибудь на поле Юрия Наумова.
Сборник дает возможность чуть ли не впервые за два десятилетия рассмотреть Башлачева не сквозь призму его самоубийства, а через музыку, и совершить несколько запоздалых открытий. Вот его называют рок-бардом, и это в общественном сознании укоренилось так же твердо, как факт впадения Волги в Каспийское море. Между тем, к рок-музыке имеет отношение разве что безжалостный башлачевский способ извлечения звука из акустической гитары да его обильные знакомства в рок-культуре. В творчестве СашБаша было гораздо больше фолка да Высоцкого. Юмористические песни "Слет-симпозиум", "Палата №6", "Грибоедовский вальс", "Подвиг разведчика" выдают в нем внимательного наблюдателя и остроумного рассказчика, "Осень" и "Поезд" - лирика и тонкого поэта, "Не позволяй душе лениться" - язвительного пародиста, "Как ветра осенние" - почти былинного фолк-барда. Скромные аккомпаниаторские возможности обедняют звучание его песен, но не настолько, чтобы не расслышать вкус и творческий потенциал автора. Разнообразие этого потенциала отнюдь не ограничивалось надрывными "Посошком", "Тестом", "Вечным постом" и "Некому березу заломати" - однако смерть СашБаша вопреки русской традиции не открыла народу его музыку, а, напротив, закрыла и ограничила унылыми строгими рамками. Что ж, это издание лучше-поздно-чем-никогда отчасти исправляет ситуацию.
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+