Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь суток

ЮРИЙ ЦАЛЕР — "ПТИЦА ЗУ"

"Никитин". Релиз диска состоялся в январе.
Несмотря на довольно крупную надпись на обложке "Мумий Тролль" - гитара", диск адресуется вовсе не фанатам этой группы. Конечно, они прикупят в свою коллекцию артефактов альбом гитариста Цалера, но не исключено, что будут разочарованы непохожестью записанной здесь музыки на "тролльскую". "Птица Зу" - название известной в нешироких кругах первоуральской группы, лидером которой Юрий Цалер являлся еще до приглашения в "Мумий Тролль". Команда существовала в начале 90-х, о ней писали в рок-журналах, но услышать ее тогда мало кто успел. Несмотря на позитивные отзывы слышавших, обширной популярности "Птица Зу" не снискала и особого следа в рок-культуре не оставила. В данное издание вошли восстановленные и ремастированные записи "Птицы Зу" разных лет. Почему поклонникам "Мумий Тролля" не обязательно его слушать? Да потому что наибольший интерес пластинка вызовет у тех, кто помнит музыку начала 90-х. Если бы судьба "Птицы" сложилась удачнее, коллектив вполне мог бы стать одним из лидеров отечественного рока — играли они отлично и песни сочиняли броские, да и форматы тогда были существенно шире. Но отсутствие четких правил имело обратную сторону: с таким же успехом интересные музыканты могли остаться безвестными, что и случилось с группой Юрия и Стаса Цалеров. Добавим, что представленные композиции были хороши именно для своего времени — сегодня их раскрутка не имеет особых перспектив, хотя некоторые тенденции "Птица Зу" сумела предвосхитить. Вообще этот альбом - не для потребителей, а для исследователей, не для любителей музыкального фаст-фуда, а для меломанов.
О "Птице Зу" принято писать, что она пыталась играть на русском языке "манчестерскую волну". Из этого посыла можно развить целую теорию, объясняющую причины не сложившейся карьеры группы: мол, и аутентичные представители жанра пользовались у нас в стране скорее уважением, чем любовью, а для звездного статуса этого мало. Но я бы не стал зацикливаться на британских индустриальных центрах, потому что "Птица Зу" не сотворяла себе кумира, а предпочитала мыслить широко и черпала вдохновение в весьма разнообразных источниках. Так, ряд песен данного альбома испытал влияние диска группы "Автограф" "Каменный край" - недооцененного масштабного прог-рокового полотна 1989 года: сравните хотя бы "Шаг за шагом" и "О, мой мальчик". Заткнуть уши при встрече с музыкой коллег из соседнего Екатеринбурга Цалер тоже не мог, поэтому проскальзывающие в текстах бытовые подробности несколько понижают градус благоговения перед опередившими время песнями. Например, второй трек имел все шансы оказаться в хитах за счет красивой романтичной мелодии, но стихи подкачали — они про пиво (композиция называется "Там, где реки пива"). В "Ты уйдешь" Цалер удивляет гитарным звучанием в духе хавтановского "Замка из песка": возможно, Юрий мог бы запантентовать такой саунд раньше группы "Браво". А песня "Забота" разгонит усевшихся поудобнее у колонок кисейных барышень — это натуральный рэп в духе Beastie Boys с исключительным по грубости матерным текстом. Есть также "Помада", в которой слышится будущий брит-поп, и "Дай мне яду", предвосхитившая рэпкор. Остальные вещи навеяны пресловутым "Манчестером", электронной новой волной или русским роком. Но довольно классификаций. Правда заключается в том, что первоуральские парни с удовольствием экспериментировали, не загоняя свою музыку в какие-то рамки. Спустя полтора десятка лет некоторые это оценят.
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+