В Московской консерватории прозвучали песни победителей конкурса «Мелодия детства»
Гала-концерт II Всероссийского профессионального конкурса-фестиваля современных композиторов и поэтов на создание песен для детей «Мелодия детства», организованного Российским музыкальным союзом и Союзом композиторов России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, состоялся 16 ноября 2025 года на сцене Малого зала Московской консерватории.
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова направила приветствие в адрес участников и гостей конкурса-фестиваля, в котором отмечалось:
- Уже второй год конкурс-фестиваль дает возможность услышать новые работы, написанные специально для подрастающего поколения. Создание таких произведений – важная и ответственная задача, ведь именно через песни дети познают окружающий мир, учатся добру, дружбе, взаимному уважению, любви к Родине. Музыкальные композиции воспитывают чувство прекрасного, способствуют эмоциональному развитию, а также сопровождают в самые яркие моменты, оставляя впечатления на всю жизнь. Отрадно, что сегодня благодаря талантливым авторам появляются произведения, в которых органично соединяются мелодии, слова и смыслы.
Произведения лауреатов конкурса – композиторов и поэтов– исполнил Большой детский хор имени В.С. Попова. Легендарный коллектив в этом году широко отметил свое 55-летие. Хор, который носит имя своего основателя и первого руководителя – выдающегося дирижера и педагога, народного артиста СССР Виктора Сергеевича Попова, уже четверть века успешно возглавляет заслуженный артист России, доцент кафедры хорового дирижирования Московской консерватории Анатолий Кисляков, ученик и преемник Виктора Попова. В 2024 году хор стал партнером конкурса-фестиваля «Мелодия детства»– и теперь без его участия проект уже трудно представить.
Старшая, средняя, младшая и подготовительная группы хора выступили с новой программой, в которую вошли 15 песен, выбранных авторитетным жюри конкурса:
- «Мы с бабушкой», автор музыки и текста – Валерия Носикова;
- «Тропинка», автор музыки и текста – Татьяна Власенко;
- «Я воплощаю в музыке мечты», автор музыки – Александр Ермолов, автор текста – Вадим Борисов;
- «Сидела пчела на цветке», автор музыки и текста – Ирина Баклагина;
- «Солнце из ладошек», автор музыки – Светлана Теглева, автор текста – Ольга Маслова;
- «За чудом по тропинке», автор музыки и текста – Галина Рошко;
- «Родимый край», автор музыки и текста – Александр Лукан;
- «Шумят просторы океана», автор музыки и текста – Алексей Виноградов;
- «Рождество», автор музыки – Валерия Кухта, текст рождественской колядки (народный);
- «Когда вам не спится», автор музыки – Анна Парфиненко, автор текста – Наталья Карпова;
- «Мама», автор музыки – Аминат Погоришная, автор текста – Татьяна Агафонова;
- «Мой кораблик», автор музыки – Сергей Белоусов, автор текста – Марина Тахистова;
- «Пес по кличке Чик», автор музыки – Наталья Жемойтук, автор текста – Ольга Папушенко;
- «Мяу-мяу», автор музыки и текста – Светлана Яшина;
- «Все мы родом из детства», автор музыки – Владимир Синенко, автор текста – Светлана Плахутина.
Юные артисты подарили зрителям незабываемый музыкальный праздник.В ходе торжественной части мероприятия авторы прозвучавших песен получили награды из рук членов жюри смотра: детского поэта и прозаика, лауреата литературных премий Анастасии Орловой; композитора, пианистки, педагога, заслуженного деятеля искусств России Елены Ларионовой; генерального директора Российского музыкального союза, композитора, заслуженного деятеля искусств России, художественного руководителя и главного дирижера Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В. Силантьева Александра Клевицкого.
- То, что я услышал сегодня, было потрясающе. Такое качественное исполнительское воплощение новых песен, что я завидую авторам, которые впервые сегодня услышали свои сочинения именно в таком, я считаю, эталонном звучании. Само название нашего конкурса «Мелодия детства» передает идею проекта. По сути, это «Мелодия счастья», ведь мелодия –это то, без чего не может быть музыки, а без музыки не может быть счастья, – сказал Александр Клевицкий и поблагодарил всех участников конкурса-фестиваля.
- Очень волнуюсь, потому что первый раз слышу песню на свои стихи в таком великолепном исполнении. Песни для детей – это особая материя, потому что дети, когда поют, они растут, мудреют, постигают мир. К стихам для детских песен тоже особое требование – не должно быть фальши, не должно быть многословия. Когда человек поет, он добреет. Так что пусть наши дети поют, – подтвердила Светлана Плахутина, автор текста песни «Все мы родом из детства», получая награду.
Онлайн-трансляция гала-концерта велась на портале «Культура.РФ» и на сайте проекта «Мелодия детства».
Напомним, что в рамках конкурса по итогам голосования жюри были определены 40 композиций, которые войдут в электронный нотный сборник. Он сейчас готовится к изданию и уже в декабре будет опубликован на сайте проекта melodiya-detstva.ru. Актуальные песни для детей смогут включить в свой репертуар все желающие.
Партнеры проекта: Большой детский хор им. В.С. Попова, Национальный фонд поддержки правообладателей, проект «Таврида.АРТ», Магнитогорская государственная консерватория им. М.И.Глинки, Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки, Петрозаводская государственная консерватория им. А.К.Глазунова, Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова, Калининградская областная филармония им. Е.Ф.Светланова, Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М.Ипполитова-Иванова, газета «Культура», журнал «Вопросы литературы», информационный портал «Культуромания», информационное агентство «ИнтерМедиа».
Аватаром Посейдона управлял Нодар Ревия
Пятый выпуск четвёртого сезона «Шоу Аватар» показал НТВ 7 декабря 2025 года. Четвёртым участником, раскрывшим тайну своей личности, стал певец Нодар Ревия: он управлял цифровым аватаром Посейдона. Также в этом выпуске к составу жюри присоединились Регина Тодоренко и Стас Костюшкин.
Нодар Ревия: «"Шоу Аватар" даёт прекрасную возможность побыть не тем, кем ты являешься на самом деле. Можно примерить совершенно новый образ, который поможет раскрепоститься. А когда ты выходишь из зоны комфорта, всегда наступает новая точка роста. По сути, проект — это игра, приключение. И мне очень понравилось играть по её правилам. В шоу я предстал в образе Посейдона. Конечно, мне предлагали и другие варианты, например Чудо-Юдо, но я по знаку зодиака Рыбы и очень люблю океан и море, поэтому выбор пал на Посейдона. Я старался меньше разговаривать с членами жюри, чтобы не раскрыть себя: когда волнуюсь, начинаю немного запинаться. К тому же нужно было скрывать тембр, знакомый судьям: мой голос звучит на телеканалах, и многим он известен. Поэтому было особенно приятно услышать от Сергея Лазарева, что так могут петь единицы, и в их числе я».
В первом выпуске Посейдон исполнил композицию Муслима Магомаева «Верни мне музыку», которая покорила всех членов жюри. После выступления судьи выдвинули несколько версий: Гарик Мартиросян, HammAli и Алексей Воробьёв. Во втором выпуске цифровой персонаж вышел на сцену с песней «Feeling Good» Нины Симон, в третьем – «Отпускаю» Максим, а в четвёртом – «Runaway Baby» Бруно Марса. Жюри предположило, что аватаром может управлять Александр Панайотов, Нодар Ревия, Shaman или Mot. Однако, когда в минувшее воскресенье Посейдон спел композицию Юлии Паршуты и Марка Тишмана «Маяковский», остановилось на версии, что это Нодар Ревия.
По итогам четвёртого выпуска в финальной номинации на выбывание оказались Берендей, Илья Муромец и Посейдон. По правилам проекта у звёздных судей было три попытки угадать, кто управляет аватарами номинантов. Первым члены жюри решили разгадать Берендея. Большинство судей проголосовали за Прохора Шаляпина, но ошиблись. Затем номинантом на раскрытие стал Илья Муромец. Жюри назвало имя Давы, но и эта версия оказалась неверной. Следующим аватаром на раскрытие стал Посейдон. Все члены жюри, кроме Регины Тодоренко, назвали имя Нодара Ревии, и оказались правы.
Сергей Лазарев: «Ты своим вторым выступлением просто открыл все карты, потому что так могут петь только единицы в нашей стране. Это с одной стороны круто, а с другой – ты как будто нам поддался. Но в других выпусках узнать тебя было уже невозможно. Твой узнаваемый тембр, твоя невероятная мелизматика и то, как ты владеешь своим голосом, – это выше всяких похвал. Ты один из лучших вокалистов страны! Мне кажется, это было очень яркое путешествие в этом проекте, я тебя поздравляю!»
Марк Тишман: «Мы на самом деле уже вступили в ту стадию проекта, когда до слёз обидно расставаться с вами. Спасибо тебе за наслаждение, которое ты нам доставил. Хочу тебе пожелать, чтобы вот эту уверенность и масштаб Посейдона ты взял себе».
Эфир по воскресеньям в 20:20.
Flo Rida приедет с гастролями в Россию в марте
Рэпер Flo Rida выступит в России в 2026 году. Как сообщает организатор гастролей концертное агентство Say Agency, музыкант даст концерты в трех городах: в Москве, на «ЦСКА Арене», 8 и 9 марта, в Краснодаре, в «Баскет-Холле», 11-го числа и в Новосибирске, на «Сибирь-Арене», 14-го.
Flo Rida (читается как «Флоу Райда», настоящее имя музыканта – Трэмар Диллард) известен благодаря ряду международных хитов, которые неоднократно возглавляли мировые чарты. Его прорывным хитом стал «Low» (записанный совместно с T-Pain) из саундтрека к фильму «Шаг вперед-2». Трек в 2008 году 10 недель возглавлял Billboard Hot 100 и стал самым продаваемым синглом в США. В России Flo Rida особенно любят за танцевальный кавер на песню «Right Round»: песню рэпер записал совместно с певицей Кешей для саундтрека фильма «Мальчишник в Вегасе». Артист также выпустил четыре сольных альбома, дуэты с Давидом Геттой «Club Can’t Handle Me» и «Where Them Girls At Whistle» и «Wild Ones» певицей Сией.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Певица Ксения Дежнева – о съемках клипа «Родина моя», миссии классической музыки в век искусственного интеллекта и продвижении российских достижений
Певица Ксения Дежнева – приглашенная солистка Государственного академического Большого театра, солистка концертного оркестра полиции МВД РФ, преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (факультет «Академическое пение»), лауреат конкурса «Шедевры мировой музыки», дипломант конкурса им. Муслима Магомаева, суперфиналист проекта «Главная сцена» (телеканал «Россия-1»). В ноябре 2025 года она совместно с участником 12-го телепроекта «Голос» Даниилом Беспаловым представила патриотический сингл «Родина моя», а в декабре – опубликовала на него клип. Музыку к песне написал Николай Чермошенцев, а текст – Константин Арсенев.
Заместитель главного редактора информационного агентства «ИнтерМедиа» Наталия Галиулова обсудила с артисткой, как шла работа над песней и клипом «Родина моя», зачем нужны эксперименты с классической музыкой и почему искусственный интеллект не победит искусство.
Н.Г.: Ксения, расскажите, пожалуйста, как вы стали частью проекта«Родина моя»?
К.Д.: В 2024 году у меня был сольный концерт в Кремле, программа была патриотическая, выстроенная вокруг темы народного единства, и было много приглашенных гостей из республик и дружественных стран. Именно тогда я отчетливо поняла, что мне в репертуаре очень не хватает фолковой песни, которая бы всех объединяла.
Тогда я обратилась к композитору Николаю Чермошенцеву за музыкой, а уже он порекомендовал мне поэта, хитмейкера Константина Арсенева. Его слова для песни были не единственным вариантом, который мы рассматривали, но мы сразу же остановились именно на нем.
Через какое-то время Константин Арсенев и Navigator Records подали заявку в Президентский фонд культурных инициатив и выиграли грант на доработку и продвижение песни, создание клипа – все, что нужно. Тогда же были поддержаны музыкальный альбом «Голоса нашего детства» и «Общий знаменатель», а также сингл «Мир спасут волонтёры».
Н.Г.: Тогда в проекте и появился звезда«Голоса» Даниил Беспалов?
К.Д.: Да, нам надо было добавить молодого народного исполнителя, потому что во-первых стояла задача привлечь молодежную аудиторию, во-вторых – добавить звучанию народности. Уменя вокал классический, для такой песни немножко нестандартный.
Н.Г.: Расскажите немного о клипе. Очень интересная задумка со съемкой в музее, экспозиция отлично перекликается с песней.
К.Д.: Мы заметили что сейчас вообще есть тренд на то, чтобы снимать клипы на выставках. Наверное, его задала Леди Гага, когда в 2024 году сняла свой The Joker в Лувре. Из наших, например, группа “Кино” сняла клип «Разреши мне» на выставке «Виктор Цой. Легенда»… К нашей песне тоже очень подошла такая задумка, так что мы очень благодарны Национальному центру “Россия” за то, что ее удалось реализовать. По сюжету я экскурсовод и вожу школьников по залам, знакомлю их с богатой культурой народов России. Одна из учениц отбивается от группы и, как в фильме “Ночь в музее”, встречает ожившие экспонаты в национальных костюмах.
Н.Г.: Песня для вас стала творческим экспериментом?
К.Д.: Да, как классическая певица я чаще всего пою то, что было очень давно написано мировыми классиками. Поэтому в последние годы я стараюсь создать собственный современный кроссоверный репертуар – на российской сцене его фактически не встретишь. Пока что эксперимент идет очень удачно, и задача номер один – выпуск нового альбома.
По опыту работы с песней «Родина моя» мне понравился опыт сотрудничества с лейблом Navigator Records, с его руководителем Алексеем Козиным. Это очень интересный человек, который умеет хорошо чувствовать веяния времени, работать с абсолютно разными стилями. Ему все нравится, все интересно, мы как будто смотрим в одну сторону. Я очень рада, что жизнь в лице Константина Арсенева нас свела.
Н.Г.: Гастроли планируете?
К.Д.: Безусловно, хотелось бы, это дает очень сильное чувство единения. Было бы интересно привлекать в каждом регионе местных национальных исполнителей, и это давало бы и разнообразие звучания, и позволяло бы демонстрировать самые сильные стороны каждого уголка страны…
Н.Г.: Народный репертуар сейчас явно пользуется большим интересом, в том числе у молодежи. А что с классическим?
К.Д.: Буквально несколько недель назад я участвовала в телепроекте НТВ «Браво! Бис!» с классическим репертуаром. Это было очень здорово, я там получила высший балл жюри и чувствовала очень сильную поддержку не только себя лично, но и классики в целом. Это пример того, что даже на телевидении склоняются к тому, что такая музыка должна звучать в медиапространстве. Конечно, чтобы быть популярной, классика должна быть представлена современным музыкальным языком. Я над этим работаю – создаю коллаборации с фильмами, под мои песни выступают спортсмены… Хочется, конечно, быть амбассадором достижений России – продвигать их, показывать страну с разных сильных сторон…
Н.Г.: Ваши студенты как относятся к классическому репертуару?
К.Д.: Я обучаю класс «Академическое пение», так, что, конечно, для всех студентов он в приоритете. Но это не значит, что они должны петь только арии: студенты все-таки живут в современном мире, им надо понимать, какие сейчас есть течения, что сегодня востребовано.
В каком-то смысле в своем творчестве я стараюсь прокладывать молодежи дорогу, показывать, как балансировать между классикой и современностью.
Н.Г.: Будет ли молодежь ходить на концерты классической музыки лет через 10?
К.Д.: К сожалению, этот пласт слушателей действительно небольшой, но сейчас это общая проблема всех, кто дает концерты. Любую музыку можно послушать на множестве стриминговых платформ, так что мало кто слушает ее офлайн. Уже практически никто, за единичными исключениями, не собирает стадионы, на любых площадках заметна просадка по продажам билетов. Мы попали на такое время – трансформацию отрасли, все будет очень сильно меняться в ближайшее время.
Н.Г.: При этом на стриминговых сервисах сейчас очень много музыки, созданной непрофессионалами с помощью ИИ, и ее становится все больше…
К.Д.: На фоне таких треков, конечно, классическая музыка – эксклюзив. Многие слушатели к ней возвращаются, когда им нужно вдохновение – некачественная музыка его дать не может, потому что не имеет глубокого наполнения.
Когда возникает необходимость внутренне подпитаться, человек веками прибегает к искусству – чему-то, что имеет содержание и смысл. Так уж он устроен, и это не изменится только из-за того, что на стримингах будет еще больше некачественной музыки. Поэтому мы знаем, что наше искусство не умрёт – и продолжаем посвящать ему наши жизни, не оглядываясь на тренды.
https://vk.com/video-2000225914_144225914
Фотоархив (предоставлено Ксенией Дежневой)
.jpg)