В Московской консерватории прозвучали песни победителей конкурса «Мелодия детства»
Гала-концерт II Всероссийского профессионального конкурса-фестиваля современных композиторов и поэтов на создание песен для детей «Мелодия детства», организованного Российским музыкальным союзом и Союзом композиторов России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, состоялся 16 ноября 2025 года на сцене Малого зала Московской консерватории.
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова направила приветствие в адрес участников и гостей конкурса-фестиваля, в котором отмечалось:
- Уже второй год конкурс-фестиваль дает возможность услышать новые работы, написанные специально для подрастающего поколения. Создание таких произведений – важная и ответственная задача, ведь именно через песни дети познают окружающий мир, учатся добру, дружбе, взаимному уважению, любви к Родине. Музыкальные композиции воспитывают чувство прекрасного, способствуют эмоциональному развитию, а также сопровождают в самые яркие моменты, оставляя впечатления на всю жизнь. Отрадно, что сегодня благодаря талантливым авторам появляются произведения, в которых органично соединяются мелодии, слова и смыслы.
Произведения лауреатов конкурса – композиторов и поэтов– исполнил Большой детский хор имени В.С. Попова. Легендарный коллектив в этом году широко отметил свое 55-летие. Хор, который носит имя своего основателя и первого руководителя – выдающегося дирижера и педагога, народного артиста СССР Виктора Сергеевича Попова, уже четверть века успешно возглавляет заслуженный артист России, доцент кафедры хорового дирижирования Московской консерватории Анатолий Кисляков, ученик и преемник Виктора Попова. В 2024 году хор стал партнером конкурса-фестиваля «Мелодия детства»– и теперь без его участия проект уже трудно представить.
Старшая, средняя, младшая и подготовительная группы хора выступили с новой программой, в которую вошли 15 песен, выбранных авторитетным жюри конкурса:
- «Мы с бабушкой», автор музыки и текста – Валерия Носикова;
- «Тропинка», автор музыки и текста – Татьяна Власенко;
- «Я воплощаю в музыке мечты», автор музыки – Александр Ермолов, автор текста – Вадим Борисов;
- «Сидела пчела на цветке», автор музыки и текста – Ирина Баклагина;
- «Солнце из ладошек», автор музыки – Светлана Теглева, автор текста – Ольга Маслова;
- «За чудом по тропинке», автор музыки и текста – Галина Рошко;
- «Родимый край», автор музыки и текста – Александр Лукан;
- «Шумят просторы океана», автор музыки и текста – Алексей Виноградов;
- «Рождество», автор музыки – Валерия Кухта, текст рождественской колядки (народный);
- «Когда вам не спится», автор музыки – Анна Парфиненко, автор текста – Наталья Карпова;
- «Мама», автор музыки – Аминат Погоришная, автор текста – Татьяна Агафонова;
- «Мой кораблик», автор музыки – Сергей Белоусов, автор текста – Марина Тахистова;
- «Пес по кличке Чик», автор музыки – Наталья Жемойтук, автор текста – Ольга Папушенко;
- «Мяу-мяу», автор музыки и текста – Светлана Яшина;
- «Все мы родом из детства», автор музыки – Владимир Синенко, автор текста – Светлана Плахутина.
Юные артисты подарили зрителям незабываемый музыкальный праздник.В ходе торжественной части мероприятия авторы прозвучавших песен получили награды из рук членов жюри смотра: детского поэта и прозаика, лауреата литературных премий Анастасии Орловой; композитора, пианистки, педагога, заслуженного деятеля искусств России Елены Ларионовой; генерального директора Российского музыкального союза, композитора, заслуженного деятеля искусств России, художественного руководителя и главного дирижера Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В. Силантьева Александра Клевицкого.
- То, что я услышал сегодня, было потрясающе. Такое качественное исполнительское воплощение новых песен, что я завидую авторам, которые впервые сегодня услышали свои сочинения именно в таком, я считаю, эталонном звучании. Само название нашего конкурса «Мелодия детства» передает идею проекта. По сути, это «Мелодия счастья», ведь мелодия –это то, без чего не может быть музыки, а без музыки не может быть счастья, – сказал Александр Клевицкий и поблагодарил всех участников конкурса-фестиваля.
- Очень волнуюсь, потому что первый раз слышу песню на свои стихи в таком великолепном исполнении. Песни для детей – это особая материя, потому что дети, когда поют, они растут, мудреют, постигают мир. К стихам для детских песен тоже особое требование – не должно быть фальши, не должно быть многословия. Когда человек поет, он добреет. Так что пусть наши дети поют, – подтвердила Светлана Плахутина, автор текста песни «Все мы родом из детства», получая награду.
Онлайн-трансляция гала-концерта велась на портале «Культура.РФ» и на сайте проекта «Мелодия детства».
Напомним, что в рамках конкурса по итогам голосования жюри были определены 40 композиций, которые войдут в электронный нотный сборник. Он сейчас готовится к изданию и уже в декабре будет опубликован на сайте проекта melodiya-detstva.ru. Актуальные песни для детей смогут включить в свой репертуар все желающие.
Партнеры проекта: Большой детский хор им. В.С. Попова, Национальный фонд поддержки правообладателей, проект «Таврида.АРТ», Магнитогорская государственная консерватория им. М.И.Глинки, Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки, Петрозаводская государственная консерватория им. А.К.Глазунова, Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова, Калининградская областная филармония им. Е.Ф.Светланова, Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М.Ипполитова-Иванова, газета «Культура», журнал «Вопросы литературы», информационный портал «Культуромания», информационное агентство «ИнтерМедиа».
«Три дня дождя» дадут новогодний концерт
Большой новогодний концерт группы «Три дня дождя» состоится 3 января 2026 года в клубе Tau. Глеб Викторов и Ко исполнят лучшие песни и новинки.
- Яркие представители современной альтернативы выйдут на сцену Tau, чтобы показать, что такое мощный звук и настоящая искренность, - сообщают организаторы. – Они стремительно двигаются от темноты к свету сквозь душевные терзания и боль. Это не просто концерт, это встреча с теми, кто чувствует так же.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Сергей Соседов невысоко оценил вокал Ларисы Долиной
Музыкальная карьера Ларисы Долиной началась в 1971 году в эстрадном оркестре "Мы одесситы". Она – лауреат многих престижных конкурсов, имеет звание народной артистки. Но так ли уж хорош её голос? Об этом gazetametro.ru попросила порассуждать музыкального критика Сергея Соседова.
– Таких, как Лариса Долина, певиц очень много, – уверен Соседов. – Хотя она техничная, безусловно, профессиональная исполнительница. Мы в советское время думали, что певицы – это только те, кто есть в телевизоре. Но шоу типа "Ну-ка, все вместе!" на канале "Россия" доказывают, что певиц по всей стране огромное число, и есть куда сильнее, чем Долина.
Да, Лариса Александровна всегда показывает высокий уровень, но голос у неё недостаточно гибкий, плюс там нет эксклюзивного тембра, – считает критик. – Многие даже считают его неприятным, холодным, он обертонально небогат. Вот у Аллы Пугачёвой он был куда более интересен – она могла и жёстко петь, и воркующим голосом, и даже фальцетом. А у Уитни Хьюстон мелизматика была доведена до совершенства – этим не владеет ни одна другая певица в мире! Вот у Долиной нет мелизмов, мало динамики и тембровки, нет виртуозной колоратуры. Словом, голос у неё не выдающийся. Плюс у женщин с возрастом из-за гормональных сдвигов голос меняется, и Долина не стала исключением. Она начинала в Одессе как джазовая певица. И как джазовая певица куда выше и интереснее, чем эстрадная.
Проблема Долиной в том, что она везде показывает громкость и звучность голоса, а не его красоту. Все песни превращает в упражнения для голоса. Михаил Танич рассказывал мне, как из-за этого намучился с ней, когда записывали "Погоду в доме". Она не могла понять, что это не гимн, а семейная песня, где надо было показать душу. Да и изначально "Погоду в доме" писали для Пугачёвой, открою тайну. Когда Алла Борисовна отказалась, Танич хотел отдать песню Ольге Зарубиной, но та в ту пору жила в Америке. В итоге записала её Долина, которая почти на коленях умоляла отдать ей эту композицию, ставшую её фирменной.
Рецензия на сингл Инстасамки «Премиум подписка»: Базовый максимум
2025, Rocket Records, NaMneCash
Оценка: 6 из 10.
Молодые поп-певицы в уходящем году активно продвигали идею «базового минимума», начиная с которого с мужчиной можно иметь дело. «Кольцо купи, ресторан плати» - а кто этого не делает, тот недостоин даже смотреть. Но пока одни артистки открывают курсы меркантильности для начинающих, Инстасамка предлагает перейти на продвинутый уровень. «За деньги да» - это в прошлом, ведь счастье не в деньгах, а в их количестве. В новой песне авторства своего мужа Олега Еропкина Инстасамка (Дарья Зотеева) рассказывает о «премиум подписке на жизнь»: там уже кольцом и рестораном не отделаешься, требования существенно усложняются, в списке опций фигурируют яхта, Ferrari, многочисленные драгоценности, сумка Birkin и т.д. В общем, раньше Даша в песнях напропалую хвасталась богатством, не особо объясняя, как оно заработано, а в «Премиум подписке» простодушно объясняется, что нужно было найти сверхсостоятельного мужчину, способного обеспечить «базовый максимум».
Любые другие темы Инстасамке пока не даются, но в новинке по крайней мере применена необычная для артистки форма. В «Премиум подписке» есть целых два речитативных куплета, в которых Даша даже с некоторой самоиронией в голосе рассказывает свою историю: «и даже дома у мамы, я мечтала о том, как он приедет ко мне с бриллиантовым кольцом», «меня уволили тут, меня уволили там, а ничё тот факт, что я пипец талант», «я искала именно такого, как он, чтобы засыпать на подушке с баблом». В первом куплете поиски в разгаре, а во втором они увенчались успехом, и вот результат: «Теперь только он, только он может заходить в мой бикини зон». Интересная рифма, напомню, что её автор – муж и продюсер Инстасамки.
С припевом дела обстоят куда хуже: в нём нет примерно ничего, чего бы в произведениях певицы не встречалось раньше. Она опять «деловая mommy, с большими деньгами», и это с одной стороны как бы уже поднадоело, а с другой – противоречит содержанию куплетов.
Алексей Мажаев, ИнтерМедиа
.jpg)