Полина Бертэн: ««Много шума из ничего» в ЦДКЖ раскроет гениальность Шекспира в новом свете»
Второй премьерный показ спектакля «Много шума из ничего» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира, события которой перенесли в современность, состоится на сцене ЦДКЖ 7 ноября 2025 года. Одним из режиссеров столь уникальной постановки стала Полина Бертэн, за плечами которой много громких проектов - фестиваль «Дорога на Ялту» и спектакли «Царская невеста» (Камерная сцена Большого театра, Зарядье, Исторический музей, Тульский Кремль), «Евгений Онегин» (Калуга, Тула), «Паяцы», «Сельская честь» (Дом музыки), «Перепутанные чемоданы» ( Италия, Театр Вивальди), «Новогодний переполох» (ЦДКЖ) и др. В интервью с ней мы узнали некоторые секреты постановки.
- К наследию Уильяма Шекспира обращается, так или иначе, большинство театральных режиссеров. А что подвигло это сделать вас?
- Популярность Шекспира объясняется не только величиной его таланта, но и уникальной способностью затрагивать вечные темы, актуальные во все времена. Его пьесы показывают, что человечество неизменно сталкивается с одними и теми же проблемами: любовью, ненавистью, властью, страхом смерти. Особенность Шекспира заключается в том, что он сумел описать внутренний мир человека с такой точностью, что это вызывает отклик у зрителей любых эпох и народов. Кроме того, сама фигура Шекспира окутана тайнами и загадками, начиная с сомнительных сведений о его происхождении и заканчивая спорами о подлинности авторства его произведений. Все это создает интригующее облако мифов, привлекающее внимание публики и профессионалов театра.
- Ну а почему именно «Много шума из ничего» - не самая востребованная его пьеса?
- История получилась случайной. Однажды мне поступил неожиданный звонок от продюсера, который предложил осуществить постановку по произведению Шекспира. Никогда не думала даже , что смогу за это взяться… Но это было невероятно интересно.
- Постановка «Много шума из ничего» выглядела особенно органичной именно на сцене ЦДКЖ. А чем вы руководствовались, выбирая эту площадку?
- Впервые я очутилась в Центральном доме работников железнодорожного транспорта (ЦДКЖ) более двадцати лет назад, участвуя в организации телешоу. Позднее судьба привела меня сюда снова, я стала посещать спектакли знакомых актеров, познакомилась с руководством. и пошло-поехало. Здесь царит уникальная атмосфера дружбы и взаимопонимания. Замечательный директор, харизматичный главный режиссёр. Здесь творческая атмосфера и большое желание делать интересные проекты. Кстати, стоит упомянуть отличную кухню, которая добавляет особую прелесть пребыванию в стенах этого учреждения (смеется)
- Как вам работалось с сорежиссерами спектакля «Много шума из ничего»?
- Одним из близких коллег является Дмитрий Маркин, с которым мы уже много лет успешно сотрудничаем. Совместно поставили большое количество спектаклей, наработали крепкую команду. Нас нередко называют современным аналогом легендарного дуэта Станиславского и Немировича-Данченко, и я вполне согласна с этим мнением (смеется). Кто есть кто, уточнять не буду. Дмитрий обладает ярким талантом, особым режиссерским чутьем. Мы представляем разные поколения. И нам очень интересно вдвоем и всегда есть что обсудить в работе над проектом. Отдельно отмечу главного режиссера ЦДКЖ — Максима Аксенова, обладающего редким даром поднимать настроение, виртуозно и мгновенно придумывая шутки. Так что в этом проекте у нас не дуэт, а треугольник (смеется).
- Насколько извилистым был ваш путь в театр?
- Моя жизнь всегда была разнообразной. Я начинала с телевидения, занималась кино, организовывала культурные мероприятия. В какой -то момент поняла, что мой путь — театр. Сегодня я совмещаю профессию режиссёра с организацией знаковых культурных мероприятий (являюсь главным режиссёром одного из самых крупных международных музыкальных фестивалей «Дорога на Ялту»), управляю благотворительным фондом русской культуры и искусства. Моя жизнь похожа на постоянную гонку, но эта гонка полна интересных встреч и событий.
- А как вы пришли именно к режиссуре?
- Ну как? Всегда любила покомандовать, и это неплохо получалось (смеется). А серьезно - возможность создавать миры, выражать собственные взгляды и чувства через театральную форму кажется мне привлекательной. И к психологу ходить не надо (улыбается).
- Но ведь ваша профессиональная деятельность не ограничивается одним театром?
- Я профессиональный режиссёр. Занимаюсь операми, мюзиклами и драматическими спектаклями. Ставила на Камерной сцене Большого театра, Дома музыки, КЗ «Зарядье», в Историческом музее, на Соборной площади Тульского Кремля, в Италии. Сотрудничала с великим Франко Дзефирелли, множеством известных дирижеров и вокалистов. На сегодняшний день я выступаю в роли главного режиссера одного из самых престижных музыкальных фестивалей «Дорога на Ялту». Возглавляю крупные проекты, приуроченные к празднованию Дня Победы. А на телевидении и в кино моя карьера началась давным-давно. Мне достаточно лет, я родилась в прошлом тысячелетии (смеется).
- За это время наверняка появилась самая монументальная работа в вашей жизни?
- Эта работа у меня ещё впереди. Я уже приступила к разработке. Но она будет реализована через 2-3 года.
- Ну а есть в вашем портфолио провальные вещи, за которые стыдно?
- В творчестве, пожалуй, мне нечего стыдиться. Любой творческий путь сопровождается взлетами и падениями, удачными и неудачными проектами. Лишь тот, кто останавливается на достигнутом, не совершает ошибок. Для меня важно постоянное движение вперёд.
- Что помогает расслабиться в жизни?
- Лучшая форма релаксации — избегать ненужных стрессов. Правда, это удаётся далеко не всегда. Поэтому важно научиться отпускать лишние переживания, воспринимать происходящее спокойно и с достоинством. Помнить, что любая ситуация преодолима, а жизнь продолжается. Самое главное — ценить людей, с которыми работаешь, поддерживать доброжелательные отношения и избегать самолюбования.
- Чем занимаются ваши дети?
- Моя дочь активно развивается, сочетает учёбу в школе с занятиями спортом, творчеством. Приятно видеть, как у маленького человека формируется творческое мышление и развиваются организаторские способности. Растет новый режиссер — однозначно.
- Какие качества вы стараетесь прививать дочери?
- Я стремлюсь воспитать ребёнка, обладающего высокими моральными качествами и гуманизмом. Хочется, чтобы ребенок вырос порядочным, благородным и отзывчивым человеком. Современные технологии создают немало препятствий, но, на мой взгляд, принципиально важно сохранить традиционные ценности и научить детей правильно ориентироваться в стремительно меняющемся мире.
- Где вы хотели бы умереть?
- Наверное, лучше сказать не где, а как. Надо уходить легко, в ясном сознании, дожив лет так до 119, чтобы сказали: «Ушла преждевременно».
- Ваше идеальное место на Земле?
- Я люблю Россию, здесь моё настоящее и будущее. Люблю путешествовать, узнавать новые места, но возвращение домой всегда доставляет огромную радость.
- Раз мы заговорили о будущем, то каковы ваши планы?
- У меня много замыслов, рассчитанных на ближайшие десять лет. Готовлю запуск нескольких крупных фестивалей, собираюсь поставить драматический музыкальный спектакль "Кармен", разрабатываю концепцию новой оперы. Восстанавливаю старый спектакль, которой состоялся к прошлому юбилею композитора Александра Журбина. У него ведь уже следующий юбилей (улыбается). Времени на скуку не остается!
- А на хобби время есть?
- У меня нет хобби — я очень много работаю. Почти всё свободное время уходит на подготовку проектов, разработку новых постановок и организацию мероприятий. Жизнь в ритме творчества — лучшее, что я могла пожелать себе.
- Что хотели бы сказать будущим зрителям «Много шума из ничего»?
- Уважаемые зрители! Мы рады представить вам второй премьерный показ нашего эксперимента-спектакля, в создании которого участвовали сразу несколько режиссёров. Этот опыт позволил нам взглянуть на творчество Шекспира совершенно иначе, сохранив интригу, напряжение и ожидание развязки. Наша главная цель заключалась в том, чтобы язык великого писателя не утомлял вас, а наоборот, доставлял удовольствие своим звучанием. Именно поэтому мы постарались создать особую атмосферу и форму самого действия так, чтобы каждый звук и слово приобрели знакомый смысл и яркую эмоциональную окраску.
Приходите и почувствуйте, как гениальность Шекспира раскрывается перед вами в новом свете. Спасибо за ваш интерес и поддержку наших творческих экспериментов!
Беседовал Григорий Погосян
Юлия Пересильд представит «Вафельное сердце» в Театре Ермоловой
Благотворительный премьерный показ спектакля «Вафельное сердце» состоится 20 ноября 2025 года на сцене Театра им. Ермоловой. Проект реализуется совместно с Благотворительным фондом «Галчонок», а его соучредитель Юлия Пересильд выступила режиссером-постановщиком спектакля.
Спектакль создан по мотивам бестселлера норвежской писательницы Марии Парр, книга которой уже много лет покоряет читателей всего мира своей искренностью, теплым юмором и мудростью. Это история о двух девятилетних соседях – застенчивом мечтателе Тимофее Петровиче (Трилле) и его отчаянной, неутомимой подруге Елене Сергеевне (Лене). Они живут в бухте с уютным названием Щепки-Матильды, где их ждут самые невероятные приключения: от строительства собственного корабля и попыток приручить ягненка до спасения Рождества.
Но сценическое прочтение этой истории обладает особой магией. Зрители увидят ее глазами самих главных героев, только спустя много лет. Два пожилых человека – Трилле и Лена – возвращаются в свое детство, перелистывая страницы памяти. И прямо на глазах у публики седые старики снова превращаются в тех самых озорных детей, их голоса молодеют, а в движениях появляется давно забытая легкость. Этот режиссерский ход превращает спектакль не просто в рассказ о детских шалостях, а в глубокое высказывание о вечной дружбе, о том, как наше детство продолжает жить внутри нас, и о том, что самые важные истины мы часто познаем в девять лет.
- Для меня «Вафельное сердце» – это история о спасительной силе дружбы и фантазии, – отмечает соучредитель фонда, актриса Юлия Пересильд. – Когда мир взрослых становится слишком сложным и непонятным, только друг может стать той самой надежной гаванью. Мне хотелось создать на сцене именно такое пространство – безопасное, теплое, искреннее, где можно и посмеяться от души, и тихо радоваться чужой удаче, и возможно даже всплакнуть. И особенно символично, что эта история о поддержке и принятии теперь будет связана с фондом «Галчонок», который каждый день совершает маленькие и большие чудеса для детей и молодых взрослым с ДЦП. Искусство, как и доброе дело, – это всегда про эмпатию, про способность чувствовать другого.
Роли исполняют Юлия Пересильд и Павел Акимкин. Продолжительность: 50 минут без антракта.
Средства от показа будут направлены на программы фонда «Галчонок» по поддержке детей с органическими поражениями центральной нервной системы.
Денис Родькин представит «Новогоднюю магию звёзд балета»
Концерт «Денис Родькин. Новогодняя магия звёзд балета» состоится 13 декабря 2025 года в Государственном Кремлёвском дворце. В предновогодней программе примут участие Михаил Лобухин, Семён Чудин, Мария Александрова, Элеонора Севенард, Нина Капцова, Кристина Захарова, Иван Михалев и др. На сцене соединятся шедевры классической хореографии и смелые современные постановки.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
«Зону отчуждения» по произведениям Стругацких покажут в «Эльдаре»
Премьера фантастической мелодрамы «Зона отчуждения» по произведениям братьев Стругацких состоится 19 и 20 ноября 2025 года на сцене киноконцертного зала «Эльдар». Главный режиссер Москонцерта Мария Тихонова перенесла действие в XXII век, где драматические перипетии оживут на фоне рок-песен и оригинальной музыки Сергея Пантыкина. Здесь, в мире будущего, «Зона» — не просто аномалия пространства, способная искажать реальность, это сила, проникающая в самые глубокие уголки сознания.
В центре сюжета – история сотрудника министерства по внеземным аномалиям. После потери возлюбленной в «Зоне Посещения» он становится свидетелем и участником дерзкого эксперимента по созданию вакцины счастья. Зрители совершат путешествие в будущее сквозь границы разума и чувств, чтобы раскрыть тайну «Зоны» – что на самом деле происходит с теми, чьи желания она исполняет? Возможно, ответ кроется не в её аномальных пределах… а в нас самих?
- Одна из немногих театральных постановок, основанных на русской фантастике, «Зона отчуждения», на первый взгляд, похожа на философскую притчу, но мы не отказываемся от сценических эффектов полностью, хотя и сводим их к минимуму. В этом спектакле мы стремимся ответить на главный вопрос: что происходит с человечеством во время погони за прогрессом? Попытки запереть счастье в медицинскую колбу оборачиваются потерей самого главного – любви и человечности. Как далеко готов пойти человек ради своего личного счастья? И готов ли он отказаться от личного счастья в угоду всеобщему? Эти и другие вопросы поставлены в «Зоне отчуждения» остро, – прокомментировала предстоящую премьеру режиссёр Мария Тихонова.
Следующие показы спектакля состоятся на сцене киноконцертного зала «Эльдар» 11-12 февраля 2026 года.
Начало в 19.00.
Продолжительность – 2 часа 10 минут, не считая антракта.
.jpg)