Егор Крид получил травму в ДубаеУмер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от рака

Сергей Старостин: Вся суть уложится в одно слово – любовь».

09.09.2025 11:41 Музыка Рубрика: Интервью
из личного архива Сергея Старостина

Российский музыкальный союз второй раз проводит Всероссийский конкурс этнической музыки «Вся страна» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Суть музыкального проекта в том, чтобы найти, показать и поддержать настоящую, аутентичную традиционную музыку народов России, сохраняемую не в архивах, а в живом исполнении самими носителями культуры. Название «Вся страна» говорит само за себя. Организаторы создают большую площадку для диалога. Зрители и участники из разных уголков России могут увидеть, услышать и оценить многообразие традиций своих соседей.

В этом году правила не меняются. Как уже сообщало ИнтерМедиа, девять финалистов из всех федеральных округов и новых территорий России представят на гала-концерте в Москве по два номера: первый — из собственного репертуара, второй — подготовленный по заданию жюри. С помощью жеребьевки музыкантам выпадет другой федеральный округ, и они должны будут выбрать песню, символизирующую одну из его культур. Стать участником проекта можно до 1 сентября 2025 года, заполнив форму на сайте конкурса.

В состав жюри II Всероссийского конкурса этнической музыки «Вся страна» вошел Сергей Старостин — музыкант, собиратель и исполнитель русского фольклора, председатель правления Российского фольклорного союза, председатель жюри Международного фестиваля музыки и ремесел «МИР Сибири».

— Сергей Николаевич, ваше имя знакомо поклонникам этно-стиля и фольклора во всем мире. Вы много выступаете, как солист и с различными группами, пишите песни и музыку к фильмам, мультфильмам и спектаклям, участвуете в этнографических экспедициях, сами мастерите инструменты, ведете передачи на радио и телевидении, а еще оцениваете других исполнителей в составе жюри. Когда все успеваете? Где черпаете силы?

- Все мои действия и творчество вполне естественны и оправданы, потому что из этого состоит жизнь любого музыканта, иначе она просто не имеет смысла. Все это я делаю с большим удовольствием. Где я подпитываюсь? В семье, у природы, у народной мудрости, какой набрал за последние полвека достаточно.

— На первом курсе Московской консерватории вы попали на свою первую этнографическую экспедицию, после которой увлеклись народной музыкой на всю жизнь. Что смогло так вдохновить городского молодого человека, что перевернуло его сознание?

- Кардинальный переворот в моем сознании произошел после поездки в первую фольклорную экспедицию в консерватории. Это было неожиданно и стало для меня открытием. Это был музыкальный и мировоззренческий переворот, и, конечно, это во многом изменило мою судьбу. Я не оставил академическую музыку, но я стал заниматься корневой народной музыкой, потому что увидел и почувствовал в ней что-то такое, чего я не нашел в других жанрах и в других музыкальных направлениях. Это и неудивительно, потому что народ веками создавал эту мудрость, воплощая ее в художественных формах.Это меня и поразило, этим я увлекся и этим я и продолжаю заниматься.

— Это было в конце 1970-х, а поют ли сегодня в деревнях и селах народные песни? Вы застали последних великих носителей. Что безвозвратно ушло вместе с ними, а что, на ваш взгляд, продолжает жить?

- Действительно, традиционная культура, которая хранилась людьми в деревнях, постепенно исходит из этих пространств, потому что и «деревня», по большому счету, заканчивается. Сейчас такое количество разрушенных и вообще исчезнувших с карты России деревень, что даже страшно себе представить, сколько там жило людей и каким богатством это было наполнено. Сейчас ничего этого нет, разрушается уклад и с этим укладом уходит народная мудрость, знание, творчество…Но есть одно большое «но» в этой истории, которое связано с нынешним молодым поколением. Я сейчас беру в расчет последние три поколения, некоторые из которых уже стали людьми зрелыми людьми вроде меня. Эти несколько поколений людей, живущих в России, повернулись лицом к традиционной культуре, к этому знанию и возложили на себя крест этого наследия. Нужно поклониться им низко за то, что они не бросают свою культуру, не прерывают эту ниточку наследия. Во что это выльется дальше - покажет время. Пока я смотрю на эту историю оптимистично, и вижу, что есть достойные наследники.

— Для вас фольклор — это в первую очередь искусство, история, этнографический материал или что-то иное, более глубокое? Как бы вы сформулировали его суть для современного человека?

- Вся суть уложится в одно слово – любовь. Прежде всего это любовь к нам, к грядущему поколению, к настоящему…Иначе как подарком судьбы я не могу это назвать. Ведь человек, который столкнулся или соприкоснулся с этим наследием, он уже счастливый человек, потому что он понесёт эту любовь и огонь этой любви дальше, своим детям, своим внукам. Всё остальное по сравнению с этой любовью просто меркнет! Вот за что надо держаться, вот что надо понимать и с чем идти дальше.

— Как вы относитесь к спорам об аутентичности? Где грань между бережным сохранением традиции и использованием этнических мотивов в современной музыке?

- Честно говоря, я мало учувствую в этих спорах. Не вижу в них никакого смысла, потому что считаю, что традиция не может быть никоим образом опозорена. То, что оставили нам наши предки, оно в таком виде и останется. А наши эксперименты и попытки каким-то образом переделать, поэкспериментировать— это исключительно наши проблемы. Это не проблемы традиций. Есть выражение: «Бог не бывает поругаем». То же самое могу отнести и к традиции.

— На конкурс «Вся страна» принимаются заявки от исполнителей любого музыкального направления, исполняющих этническую музыку одной из национальных культур своего региона. Вы много работаете с музыкантами в самых разных стилей — джаз, электроника, рок. Что вы ищете в этом диалоге? Вы пытаетесь приобщить к фольклору современного слушателя или, может быть, показать коллегам глубину традиционного материала?

- Жизнь музыканта — это прежде всего музыка, процесс творения. Мне любопытно вступать в контакты с представителями других национальных культур и других жанров, взаимодействовать с ними. Что я им даю или что они от меня получают? Получают то, что могут и на что способны. Соответственно, и я у них многому учусь. Этот процесс взаимного обогащения и творчества очень продуктивный и очень важный в жизни каждого музыканта.

— Сейчас наблюдается большой всплеск интереса к фольклору, особенно среди молодежи. Как вы оцениваете этот новый виток? Это мода или действительно запрос на что-то исконное?

- Действительно, процессы, которые сегодня происходят в нашем обществе и интерес к фольклору возникли не сегодня и даже не вчера. Уже три поколения воспитываются в этой среде. Почувствовав вкус традиционной музыки и ее глубину, люди решили посвятить себя подобному творчеству. К сожалению, пока в основном на каких-то городских пространствах. Но эта музыка может жить и на селе и вернуться в село, если туда потянутся городские жители. Я думаю, мы к этой истории еще вернемся. Конечно же, сейчас есть желание опереться на что-то исконное, фундаментальное. Таковой является мудрость, которая складывалась на протяжении веков. Достаточно даже поверхностного знакомства, чтобы понять глубинные, основополагающие вещи человеческого бытия.

— Какую сверхзадачу вы ставите для себя в работе в жюри конкурса «Вся страна»?

Я хочу для себя увидеть то, что сегодня происходит; увидеть творческий срез, который сегодня есть в Российском пространстве. Он не всегда бывает на глазах, не всегда попадает в уши, и этот конкурс дает возможность познакомиться с музыкальной жизнью страны.Это очень важно. Я уверен, что конкурс откроет нам очень интересных артистов.

— Что для вас является главным в творчестве?

- Главное в творчестве — это не обманывать себя, быть честным в том, что ты делаешь и искренне любить то, чем занимаешься.

Интервью подготовлено пресс-службой Российского музыкального союза

Фото: из личного архива Сергея Старостина
Теги: интервью, Сергей Старостин, новости партнеров, Вся страна

"Мою Мишель" залило дождем в клипе "Иногда"

08.10.2025 23:12 Музыка Рубрика: Хроника
кадр из клипа

Премьера клипа "Иногда" группы "Моя Мишель" состоялась 8 октября 2025 года. В ролике музыканты выступают под проливным дождем. В финале они устраивают дестрой, ломая инструменты. Все это происходит во дворе отеля Angels & Co, название которого отсылает к альбому "Ангелы и не очень", куда вошла песня "Иногда".

Как "ИнтерМедиа" сообщало ранее, релиз этого альбома состоялся 28 марта 2025 года.

Фото: кадр из клипа
Теги: клип, Моя Мишель
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Фэнтези-мюзикл «Романтика двенадцати ветров» покажут в «Москве»

предоставлено пресс-службой проекта

Премьера фэнтези-мюзикла «Романтика двенадцати ветров» состоится 20 и 21 ноября 2025 года в КЗ «Москва». 5 декабря постановку покажут в Казани (концертный зал «Казань-экспо» им. Ильдара Шакирова). Это философская сага о силе любви, верности и вечности. Как рассказали агентству ИнтерМедиа в пресс-службе проекта, в мюзикле на стихи поэтессы Ирины Березы-Подлунной используется музыка пяти композиторов разных поколений. Четыре композиции создал специально для «Романтики двенадцати ветров» Эдуард Артемьев.

- В этом проекте я чувствую масштаб, который меня увлекает, - говорил Эдуард Николаевич.

Режиссер Вера Зудина пригласила в проект лучших артистов музыкального театра: Дарью Январину, Кирилла Гордеева, Евгения Егорова, Ростислава Колпакова, Романа Графова, Ярослава Баярунаса, Петра Таренкова, Екатерину Бусыгину. Художник Анна Тиханушкина создает для персонажей сценические костюмы с элементами бутафории, а хореограф Иван Межевикин применяет танцы смешанных стилей: классика, неоклассика, модерн, джаз. В проекте принимают участие двадцать молодых артистов балета. В сценографии художник Александр Кривошапкин использует креативный визуальный язык, смешивая анимацию и проекцию, в результате чего образуется уникальное волшебное многослойное художественное 3D-полотно, рождается стилизованная вселенная перехода между пространствами разных миров.

Проект реализуется в рамках при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Организатор: Ассоциация «Творческое Объединение «МузОтдел».

Подробности на сайте:
www.12vetrov.ru.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта
Теги: мюзикл, анонс, Романтика двенадцати ветров

Ваня Дмитриенко покажет себя в новом свете на московских концертах

08.10.2025 17:45 Музыка Рубрика: Анонсы
Илья Золкин

Концерты Вани Дмитриенко состоятся в московском ДС "Мегаспорт" 6 и 7 ноября 2025 года. Певец готовится исполнить свои старик хиты, а также недавние песни с более тяжёлым звуком - "Вишневый" и "Цветаева".

- Новый имидж, живой звук и все хиты, - прокомментировали организаторы грядущий концерт Вани Дмитриенко. - но теперь все по-взрослому. Приготовьтесь стать частью незабываемого шоу, увидеть Ваню в новом свете и насладиться его творчеством в живом исполнении.

Как ИнтерМедиа сообщало ранее, Ваня Дмитриенко признался, что рыдал над сценой изнасилования героини Анны Пересильд в сериале "Слово пацана".

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

β 16+