Музыкальный отбор ПФКИ: первые песни уже вышли. Впереди — сотни премьер
Музыкальный отбор Президентского фонда культурных инициатив дал старт новой волне отечественной музыки: уже вышли первые 18 песен, а этой осенью ожидается появление сотен новых премьер. Сегодня слушателям доступны композиции самых разных жанров — от поп-музыки и рока до хип-хопа и этники. Их объединяет главное: все они созданы в рамках отбора, который впервые так масштабно поддерживает отечественных музыкантов в создании ценностного контента.
Среди первых релизов выделяются проекты, которые привлекли широкое внимание аудитории. Chebanov и Даша Эпова первыми выпустили песню в рамках программы. Их дуэтная работа «Летний вечер» мгновенно завоевала любовь слушателей: как уже сообщало ИнтерМедиа, количество прослушиваний за месяц превысило 1 000 000, а атмосферное видео песни посмотрели около 500 000 пользователей. Релиз состоялся 18 июля и стал символическим стартом музыкального отбора. Через пару недель была выпущена песня «Катя» — первая из нового альбома Chebanov «Свидание, танцы, любовь».
- Мой проект направлен на то, чтобы вдохновить людей создавать крепкие, хорошие и счастливые отношения, завести семью и рожать детей, потому что лично я считаю, что без этого сложно быть по-настоящему счастливым человеком, — прокомментировал Иван Чебанов.
Свой вклад внесли и Idris & Leos — дуэт из Грозного, заслуженные артисты Чеченской Республики Идрис Мажиев и Осман Сусаев, исполняющие композиции на стыке хип-хопа и поп-музыки, и собирающие многомиллионные охваты. Текст песни «Стихи пламени» транслирует высокие нравственные идеалы, а клип на нее будет создан с уважением к национальным традициям российского Кавказа.
Ивушка привлекла внимание оригинальным сочетанием русского фольклора и современной музыкального звучания. Главная цель проекта — вернуть в моду естественность и показать, что современная девушка может быть обаятельной и талантливой, оставаясь близкой к народным традициям. Песня «Я люблю пельмени» стала символом для тех, кто ценит «своё» — национальные традиции, простые радости и родную культуру.
В рамках программы появился и первый в России цифровой артист — Мишка Топ. Его дебютный трек «Дай лапу, дай» адресован детям и родителям и сопровождается танцевальной акцией в соцсетях при участии телеведущего Никиты Мусатова. Над созданием песни работали лауреаты конкурса ArtMasters, а продюсером выступила Наталья Локтева. Мишка Топ демонстрирует, как новые технологии и цифровые персонажи могут органично входить в музыкальную индустрию и доносить до малышей такие важные ценности, как бескорыстная дружба, честность, справедливость.
Помимо крупных федеральных инициатив, музыкальный отбор ПФКИ поддерживает и региональные проекты, которые дают голос талантам из разных уголков страны и помогают сохранять культурное наследие народов России. Песня «Метиска» заслуженной артистки Республики Бурятия Валентины Юндуновой (Udonma) (Республика Бурятия) уже доступна на всех музыкальных площадках и станет частью одноимённого альбома. Композиция соединяет бурятскую, русскую и эвенкийскую культуры, рассказывает о любви, гармонии и силе природы, транслируя ценность единства народов России.
Впереди еще много интересных и неожиданных релизов от известных артистов. Например, проект «Подсказки» от ST переосмысливает русские народные сказки через фолк, рок и рэп. Шесть композиций альбома основаны на сюжетах и образах сказок, раскрывая темы любви к Родине, гуманизма и милосердия.
Музыкальный отбор ПФКИ — федеральная программа, благодаря которой в России появляются сотни новых песен и клипов для детей и молодёжи. Главные критерии — творческая новизна, ориентация на традиционные ценности, высокоохватный потенциал. В 2025 году Фонд провёл два отбора и поддержал 147 проектов. До конца года на цифровых площадках России будет опубликовано 776 новых песен, 599 музыкальных видео. Общий объём финансирования составил 1,1 млрд рублей.
Рецензия на клип Люси Чеботиной «Каблук»: В стране лилипутов
2025, Люся Чеботина.
Оценка: 7 из 10.
Неудачные ноги, Людмила Прокофьевна, надо прятать. А удачные ноги, Людмила Андреевна, надо показывать. Возможно, этими соображениями руководствовалась певица Чеботина и сценарист клипа «Каблук», придумывая видеоряд с гигантской Люсей в мини-юбке, перешагивающей московские небоскрёбы. Но не исключено, что авторы ролика (Заур Засеев/«Худяков Production») шли от текста песни. ИнтерМедиа недоумевало над припевом ещё в рецензии на сингл «Каблук»: «Останусь среди своих подруг, ты думал, буду бегать за тобой, а у меня большой каблук». То ли на высоких каблуках сложно бегать за мужчиной, то ли этого вообще не надо делать, если он не тянет твой бытовой райдер (цитата из куплета). И зачем тут подруги, кроме того что для рифмы? Но сценаристов этот пассаж, видимо, вдохновил на иной ход мысли: у меня большой каблук – и ноги, наверно, большие, в смысле, длинные – и вся я большая – как Гулливерша или Гигантика.
Идея с огромной Люсей, аккуратно танцующей, чтобы не порушить Москву, но всё же мешающей дорожному движению, показалась создателей видео настолько богатой, что сам сюжет они развивать не стали – достаточно спецэффектов. Но бюджет у клипа вряд ли был голливудским, так что компьютерная графика не везде выглядит органичной. Может быть, поэтому Люсю Чеботину не снабдили какими-то актёрскими задачами, кроме как осторожно ходить, держась за крыши. Но когда зрителя не увлекает экшн, он начинает присматриваться к огрехам графики… К тому же уличных сцен на все три минуты не хватило, и Люсю по ходу ролика несколько раз запихивают в тесное (для её персонажа) помещение, в котором она даже не может выпрямиться в полный рост. И вот эта «комнатная» Люся не такая великанша, как «уличная» - она раз в десять ниже. Интересно, ожидали ли авторы клипа, что зрители будут заниматься этими расчётами вместо того, чтобы просто любоваться красивыми ногами? Зато финал ролика довольно остроумен – как эффектный конец нерассказанной истории.
Алексей Мажаев, ИнтерМедиа
Вьетнам победил на «Интервидении», но в следующем году конкурс пройдет в Саудовской Аравии
Финал международного конкурса песни «Интервидение» состоялся 20 сентября 2025 года на Live Arena в Москве. В последний момент от участия в нем отказалась представительница из США – певица Vassy, а российский конкурсант Shaman после своего выступления снялся с голосования.
Победителем по итогам голосования жюри стал исполнитель из Вьетнама Дык Фук с песней «Фудом тхиен выонг». Второе место занял представитель Киргизии, третье - Катара. Во время трансляции по Первому каналу было объявлено, что в 2026 году конкурс «Интервидение» пройдет в Саудовской Аравии.
В Чите прошёл гала-концерт Фестиваля Олега Лундстрема
Гала-концерт IV Фестиваля Олега Лундстрема прошел в Чите 19 сентября 2025 года. На сцене Забайкальской краевой филармонии выступили звёзды мирового уровня: Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана и оперный певец, заслуженный артист России Ильдар Абдразаков. Прозвучали всеми любимые песни — советская классика «А я иду, шагаю по Москве», «Подмосковные вечера», «Луч солнца золотого» и «Синяя вечность», популярные эстрадные произведения, премьерная сюита «Русь», а также мировые хиты: джазовая «Fly Me to the Moon», болеро «Bésame mucho» и многие другие мелодии, не имеющие временных рамок.
Фестиваль за четыре года превратился в культурный бренд Забайкалья, собирающий лучших музыкантов страны и тысячи зрителей. Музыка Олега Лундстрема на протяжении многих лет соединяла сердца миллионов людей по всему миру, ведь язык музыки универсален и доступен для понимания каждому. Важной частью фестиваля станет развёрнутая образовательная программа, в рамках которой пройдут концерты мастеров искусств и профессиональные мастер-классы.
Алена Ячменёва, министр культуры Забайкальского края: «Олег Леонидович Лундстрем — родоначальник российского джаза, и Чита по праву может считаться его родиной. Фестиваль его имени, инициатором которого стал Петр Леонидович Лундстрем, с 2022 года стал ярким культурным брендом Забайкалья. Он неизменно вызывает огромный интерес: жители края ждут афишу задолго до сентября, а концерты проходят с большим успехом даже в самых отдалённых районах. Это свидетельствует о том, насколько востребован и значим этот проект для региона. Особую ценность фестивалю придаёт образовательная программа. Фестиваль открывает для молодых музыкантов уникальные возможности — учиться у признанных мастеров мирового уровня. Это не просто уроки музыки, а настоящий культурный и профессиональный обмен, обогащающий и педагогов, и учеников. Более того, в Читу приезжают дети не только из Забайкалья, но и из других регионов страны. Впереди нас ждёт юбилейный, пятый фестиваль, который мы готовим в ещё более масштабном формате, чтобы как можно больше жителей Забайкалья смогли прикоснуться к живой энергии музыки».
Пётр Лундстрем, художественный руководитель фестиваля: «Наш фестиваль — это, прежде всего, история о любви к Родине. Очень важно возрождать культуру посещения филармонии, театра, концертов классической музыки, ведь именно такие традиции формируют поколение, которое ценит искусство и живое общение. Пандемия нанесла серьёзный удар этим социальным связям, но в Чите нам удалось заново их укрепить и вернуть интерес к высоким жанрам. Сегодня фестиваль Олега Лундстрема стал подлинной визитной карточкой Забайкальского края. Это событие не только сохраняет память о великом музыканте, чья жизнь начиналась в Чите, но и формирует культурное пространство региона, открытое для будущего».
Игорь Бутман, народный артист России, саксофонист: «Каждый приезд на фестиваль Олега Лундстрема — это не просто концерт, а возвращение к источнику вдохновения. Забайкальский край обладает особой энергетикой — удивительная природа, искренность и душевная теплота людей всегда наполняют нас силой и вдохновением. В этом году фестиваль стал ещё масштабнее: концерты проходят не только в Чите, но и в районах края. Особая радость для нас — выступать вместе с выдающимся мастером Ильдаром Абдразаковым. Его участие стало настоящим украшением фестиваля и подарком для всех любителей музыки».
Ильдар Абдразаков, заслуженный артист России, оперный певец: «Чита — прекрасный город, солнечный, где живут очень солнечные люди. Я счастлив быть в Забайкальском крае, именно здесь в Чите и выступать на четвертом фестивале Олега Лундстрема вместе с моим дорогим другом Игорем Бутманом и его прекрасным оркестром».
Фестиваль проходит при поддержке Губернатора и Министерства культуры Забайкальского края, а также при участии Фонда развития Забайкалья. В этом году концерты охватят не только Читу, но и районы Забайкалья, где зрители из самых отдалённых сёл смогут услышать мировые шедевры. А уже в следующем году фестиваль отметит юбилей — 110-летие со дня рождения Олега Лундстрема, обещая ещё более масштабную программу.
.jpg)