Мария Лемешева, главный редактор журнала «КиноРепортер»: «Олег Табаков даже роль второго плана мог превратить в бенефис»
Исполнилось 90 лет со дня рождения великого российского актера Олега Табакова — народного артиста СССР, художественного руководителя МХТ им. А.П.Чехова, основателя театра «Табакерка», выдающегося педагога и просто всенародного любимца. Почему Табаков навсегда остался в народной памяти? Что изменилось в советском кино вместе с его приходом? И есть ли роли, которые хотел сыграть Олег Павлович, но не смог? С этими вопросами мы обратились к известному киноэксперту, главному редактору журнала «КиноРепортер» Марии Лемешевой.
— Олег Табаков — каким вы его запомнили?
— Он был, конечно, совершенно невероятным: его энергии и целеустремленности хватило бы на несколько десятков человек. Он будто бы никогда не останавливался, всегда был в движении, всегда был увлечен какой-то новой идеей — и зажигал других. Ученики (которых, кстати, великое множество, ведь он преподавал 45 лет) смотрели на него как на живое божество и заряжались от него на всю жизнь — энергией, эмоциями, любовью к театру, к людям, к этому миру… Достаточно назвать имена Евгения Миронова, Владимира Машкова, Сергея Безрукова, Андрея Смолякова, Алексея Серебрякова, чтобы понять, какой он был педагог. И посмотрите, как бережно они хранят память о своем учителе! Как раз сейчас в «Зарядье» проходит юбилейная выставка «Судьба увлеченного человека», девизом которой стала цитата Олега Павловича: «Смысл жизни в том, что жизнь на тебе не заканчивается». Так и получилось, он продолжает жить не только в своих детях, но и в своих учениках.
— И все же большинство знает его и любит по ролям в кино…
— Профессией он владел на каком-то космическом уровне. Перевоплощался в своих персонажей за пару секунд, буквально срастался с ними, дарил им какие-то уникальные черты — и даже второстепенные его герои запоминались на всю жизнь. Плюс совершенно уникальное сочетание органики и гротеска: те приемы и краски, которые у любого другого актера выглядели бы карикатурно (манерность, преувеличенный жест, высокий жеманный голос), у Олега Павловича получались абсолютно естественными. Более того: даже его самые сатирические персонажи всегда были безмерно обаятельными. Вспомним хотя бы застенчивого «голубого воришку» из «12 стульев» Марка Захарова: персонаж отрицательный, но благодаря харизме Олега Табакова влюбляемся мы в него с первого взгляда!
— Как и в заносчивую гувернантку мисс Эндрю из любимейшего советского мюзикла Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания».
— Актеры с ярко выраженным комедийным дарованием — а именно такое было у Олега Павловича — играют женские роли или мужчин, изображающих женщин, не так уж редко. «Первопроходцем» стал Чарли Чаплин (фильм «Женщина» 1915 года), эстафетную палочку подхватили Джек Леммон и Тони Кертис — «В джазе только девушки». Также можно вспомнить Дастина Хоффмана («Тутси»), Робина Уильямса («Миссис Даутфайр»), Джона Траволту («Лак для волос») и т. д. Самые яркие российские примеры — невероятные Георгий Милляр («Морозко»), Андрей Миронов («Трое в лодке, не считая собаки») и Александр Калягин («Здравствуйте, я ваша тетя!»). В этой прекрасной компании Олег Павлович не потерялся. Его мисс Эндрю не просто высокопарная злюка. Это выразительный, многогранный образ, не лишенный притягательности и элегантности. В нем, с одной стороны, читается пародия на псевдоаристократичность, а с другой — добродушная ирония над напыщенной гувернанткой. Потому что, кого бы ни играл Олег Табаков, пусть даже откровенных злодеев, он никогда не осуждал своих персонажей. Он над ними посмеивался. И всегда их любил.
― Мария, а есть ли какие-то роли, которые Олег Павлович хотел сыграть, но по каким-то причинам не сумел этого сделать?
— Такие роли есть у любого актера. У него не было тяги играть главных героев в трагедиях, поэтому в нескольких интервью он говорил о том, что никогда не мечтал получить Гамлета. А вот от Полония, Розенкранца или Гильденстерна, по его словам, он бы не отказался. И это, кстати, ему было свойственно: даже роль второго плана он мог превратить в бенефис. При этом ему всегда было важно понять психологию персонажа, даже если речь шла о легком и развлекательном кино. Например, когда Георгий Юнгвальд-Хилькевич предложил ему стать королем Франции Людовиком XIII в телефильме «Д’Артаньян и три мушкетера», Табаков согласился не из любви к роману Дюма, а потому что ему хотелось разобраться во внутреннем мире ничем не примечательного человека, наделенного абсолютной властью. Если же вернуться к разговору о несыгранных ролях Табакова, то это, например, Сергей Есенин. В 1967 году, когда Карел Рейш собирался снимать байопик об Айседоре Дункан, он позвал на роль ее мужа Олега Павловича. Тот согласился, однако в последний момент был вынужден отказаться от поездки в Лондон, и в «Любовниках Айседоры», за которые Ванесса Редгрейв была номинирована на «Оскар», великого русского поэта сыграл югослав Звонимир Црнко.
— А почему отказался? Неужели не выпустили?
— Не выпускали не его, а спектакль «Большевики» в театре «Современник»: цензура нашла в нем «идеологические изъяны». И Табаков, который играл в постановке крестьянина, «пошел по инстанциям» — дошел до министра культуры Фурцевой, пригласил ее на прогон и в итоге постановку отстоял. Кстати, такого рода «заступничество» для Олега Павловича было естественным. К актерам театров, которыми он руководил, и к своим ученикам он всегда относился как к родным детям. И это искреннее расположение к людям невольно считывалось во всех его ролях. Думаю, это одна из причин, за что его любили, любят и любить будут.
Кейт Бекинсейл пытается вернуть себе дочь в трейлере «Похищенной»
Трейлер фильма «Похищенная» (Stolen Girl) представили 16 сентября 2025 года кинокомпании Vertical и Voltage Pictures. Главные роли в остросюжетном драматическом триллере режиссера Джеймса Кента («Воспоминания о будущем», «Последствия») исполнили Кейт Бекинсейл и Скотт Иствуд, а также снялись Мэтт Крэйвен, Ана Голджа, Арвин Кананян, Алехандра Ховард, Патен Хьюз и другие.
Главная героиня – американская мать-одиночка Марин (Бекинсейл), чей бывший муж Карим (Кананян) приезжает повидаться с их дочкой Аминой, а в результате незаконно вывозит ее из США к себе на родину – на Ближний Восток. Безутешная мать обращается в полицию, но те не могут ничего сделать по закону. После многолетних поисков и безуспешных попыток привлечь общественное внимание к проблеме Марин знакомится с мужчиной по имени Робсон (Иствуд), который предлагает ей помочь вернуть дочку, если женщина, в свою очередь, примет участие в поиске и возвращении матерям других детей. Так, Марин отправляется вместе с Робсоном, понимая постепенно, что работа их организации хоть и важна, но не слишком законна и довольно опасна. Но ради возвращения ребёнка мать готова пойти на всё.
В мировой прокат «Похищенная» выйдет 26 сентября.
Вышел первый российский комедийный сериал, созданный с помощью ИИ
Премьера комедийного сериала «Феофан» — первого в России проекта, где все герои созданы при помощи искусственного интеллекта, – состоялась 17 сентября 2025 года в онлайн-кинотеатре Start. Видеосервис представил трейлер и выложил для бесплатного просмотра на YouTube первую серию. Презентация проекта состоялась в тот же день в деловой программе фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон».
По сюжету энтузиаст из Санкт-Петербурга по имени Феофан по примеру Бати из сериала «Хутор» решил построить свое поселение и жить по старинке, без современных городских атрибутов: вместо медицины — травы и заговоры, вместо супермаркета — огород и охота, а вместо интернета — вечерний киносказ у костра, где Феофан рассказывает о сериальных киноновинках. В первой серии Феофан знакомит зрителей с поселением и местным укладом в формате 10-минутного сатирического скетча. Под раздачу попадают как городской образ жизни, так и поп-культура, в частности, недавно вышедшие сериалы российских онлайн-кинотеатров.
Кот Матвей — второй важный герой нейросериала, тоже сгенерированный ИИ, главный голос разума в поселении. Он недолюбливает Феофана, но вынужден мириться с его причудами ради сохранения своего бизнеса.
Для промо нейрокомедии Start запустила телеграм-канал «Феофан», где главный герой шутит в формате коротких видео. Феофан выезжает за пределы своей деревни и отправляется в Сочи на фестиваль «Новый сезон», где ведет репортаж с места событий и коротко рецензирует фильмы и сериалы.
- В нашем сериале нет актеров, все персонажи созданы и нарисованы при помощи нейросети, - рассказывает режиссер Илья Плотников. - Мы стремились создать героев, максимально приближенных к реальным людям, но, чтобы сохранить развлекательный формат, добавили кота Матвея, который выполняет в сериале роль антагониста Феофана. Но и он создан не как анимационный персонаж, а максимально похожим на реального кота. Мы намеренно выбрали жанр скетча, поскольку пока это большой эксперимент, и наилучшим образом для него подходит именно малая форма. «Феофан» выделяется среди прошлых попыток индустрии сгенерировать контент с помощью искусственного интеллекта за счет своего подхода как к полноценному сериалу — это многосерийный проект, с официальным постером, тизером и трейлером, которые также созданы при помощи нейросети.
Нейросетевая комедия «Феофан» будет состоять из скетчей продолжительностью 10 минут. Каждая серия — отдельная ситуативная история, отражающая острые, злободневные темы. Над сценариями работали Вячеслав Зуб, Анатолий Молчанов, Вадим Хлебкович, Михаил Ткаченко, Константин Гарбузов, Сергей Зуб.
О Дмитрии Менделееве расскажут в фильме и сериале
Два художественных проекта – фильм и сериал, посвященные Дмитрию Менделееву, готовит компания «Марс Медиа». Об этом они рассказали на семинаре «Наука на экране: как превратить российскую науку в большое кино», организованном Министерством культуры РФ совместно с Министерством образования РФ.
- Наша цель — создать не просто кино, а целую вселенную, посвящённую Дмитрию Менделееву, одной из самых выдающихся личностей в мировой науке, - говорит продюсер Рубен Дишдишян. - Именно поэтому в работе сразу два формата: и сериал, и полный метр. Недавний научный семинар лишь подтвердил: интерес к фигуре Дмитрия Менделеева огромен и никогда не угаснет. Популяризировать науку — необходимо, и кино для этого идеальный вариант.
Сценарий пишет Мария Сапрыкина («Угрюм-река», «Русалки»), продюсером выступает также и Арам Мовсесян. Сейчас проекты находятся в финальной стадии разработки. Съемки планируются в 2026 году.
Дмитрий Иванович Менделеев — русский ученый-энциклопедист, выдающийся химик, физик, экономист, геолог, педагог, гений, далеко опередивший своё время. Создатель периодической таблицы, названной в его честь. Илон Маск XIX века. Сюжет расскажет о самых ярких событиях из жизни учёного, включая величайшее открытие — периодической системы химических элементов, так называемую «таблицу Менделеева».
.jpg)