Умер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от ракаУмер актер Геннадий Назаров

Стас Иванов: "Я — режиссёр, который ищет парадоксы в узнаваемых сюжетах"

предоставлено пресс-службой фестиваля

Автор фильма открытия 33-го фестиваля российского кино "Окно в Европу" в Выборге рассказал gazetametro.ru о картине и своих планах на будущее.

Вы тот редкий режиссёр, который переехал из Москвы в Петербург, а не наоборот. Почему это случилось в вашей жизни и как она изменилась, в том числе профессионально?

— Мне кажется, что основная причина — моя странная и, как мне кажется, взаимная любовь к этому городу, которая длится уже два десятилетия. Я тот редкий коренной москвич, у которого бабушка с дедушкой родились в пределах Бульварного кольца (хотя я и не родился с "золотой ложкой во рту"). Я не знаю, как объяснить эту любовь к Петербургу. Это не тусовки, не компании, не женщины — это просто какое-то тяготение к этому городу: хожу — и мне всё нравится. Москва стала очень тусовочным местом, это бесконечная тусовка — особенно в нашей профессии. И ты, хочешь того или нет, бессознательно в это включаешься: с этим должен встретиться, с этим потусить и так далее.

В Питере этого нет вообще. Ну, есть условно два человека, которые могут мне что-то написать: не потому, что я ни с кем не общаюсь, а потому что там нет тусовки — точнее, она есть, но про другое. В Питере мне вообще очень нравятся люди. Если человек "про бабки", то в Питере он жить не будет, потому что их там нет. А если ты хочешь как-то ощутить себя в этом месте, то здесь останешься. Это, в моём представлении, какая-то общая энергия места. Мне в Питере лучше пишется и дышится, творчески я там гораздо более продуктивен, чем в Москве — и по самоощущению, и по времени, которое я трачу на работу. Поэтому я сделал этот выбор и окончательно переехал сюда из Москвы два года назад.

В Питере я до этого снимал много сериалов: когда я попытался суммировать всё проведённое здесь время, то понял, что в общей сложности прожил здесь уже около семи лет своей жизни. И не планирую уже никуда отсюда уезжать. Я считаю себя именно питерским кинематографистом. Я арендую площади на Ленфильме, мне выделили кабинет покойного Игоря Фёдоровича Масленникова, снявшего легендарный советский сериал "Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона", где в своё время Василий Ливанов набил ему морду за то, что он зажал Госпремию...

А как же знаменитый питерский снобизм по отношению к москвичам — они уже готовы принимать вас за своего?

— Ничего не знаю о снобизме. Мне кажется, что в силу того, чем я занимаюсь, никакого разделения нет: мы все живём в "Сапсане" туда или обратно. И в бытовых вопросах я вижу больше хорошего, именно того, что мне нравится: например, здесь больше чинят старые вещи, чем стараются поменять их на новые, мне это очень близко.

Ваш фильм "Геля" стал фильмом открытия нынешнего фестиваля "Окно в Европу" в Выборге. Вы специально подгадали его снять в городе проведения форума или это так совпало?

— Я приехал на "Окно в Европу" в 2010 или 2011 году — точно не помню. Посмотрел на фестиваль со стороны и почувствовал, что мне хочется именно туда. Покрутился и уехал, но помню, что это желание там оказаться у меня осталось. В позапрошлом году я был здесь с фильмом "Одним днём" и мне было хорошо. В тот момент мы как раз думали, где снимать "Гелю" — сценарий был написан в 2014 году и изначально там была история об угоне машины из Москвы в Ярославль. А поскольку на момент реализации этого сценария я уже переехал в Питер, то задумался о смене места действия. Куда гнать машину из Питера? Очевидно, что в Выборг со всей его фактурой, которая очень хорошо сочетается со всеми сказочными и странными персонажами этой истории. На мой взгляд, вся цыганщина картины очень органично вплетается в фактуру этого староевропейского города.

Честно скажу, что я не аудитория такого чисто мальчишеского кино, но этот фильм снят в таком темпе и ритме, в том числе музыкальном, что ты сразу в него включаешься и уже не можешь ни на минуту оторваться от экрана, будто тебя пристегнули в пассажирском сиденье и ты несёшься вместе с героями по всей этой истории. Поэтому есть впечатление, что фильм появился, в том числе, из вашей любви погонять на высокой скорости. Любите в реальной жизни дать по газам?

— Раньше я очень любил погонять, но сейчас стал делать это гораздо реже — наверное, в силу возраста. К скорости сейчас отношусь, скорее, с опаской, чем как к чему-то необходимому в своей жизни. Никаких, слава богу, прецедентов не было, но, например, буквально накануне нашего разговора я пережил опасную ситуацию на греческом острове, где был с сыном на отдыхе. Там отменили из-за штормового предупреждения паром, который отвозил к самолётам. Я хватаю сына, прибегаю в порт, вижу лодку-такси и начинаю уговаривать капитана отвезти нас к самолёту. Тут же ко мне присоединились какие-то британцы, которым тоже надо на самолёт. Капитан упирается — ни в какую не хочет везти. Вся наша настойчивость объяснялась тем, что никаким штормом даже не пахло: солнце, ни одной тучки. В итоге мы его уломали и сильно об этом пожалели: когда начался шторм, я уже был абсолютно уверен, что, в лучшем случае, мы скоро будем болтаться в воде в спасательных жилетах и ждать помощи — вот так папа хотел попасть в Выборг. В итоге мы все были мокрые — но не от воды, а от страха. И это тоже было про скорость. Словом, я не экстремал, больше таких кейсов в своей жизни я бы не хотел.

В картине очень много цитат и пародий на образцы криминальной комедии — это было сделано сознательно или так получилось?

— Делать криминальный фильм вчистую мне вообще неинтересно — я уже наснимал пацанов с пистолетами столько, что не хочу делать этого категорически ни в каком виде. Я уже отпустил этот жанр и не хочу в него возвращаться. Делать его всерьёз для меня уже странно. Продюсеры хотели что-то зрительское, в первую очередь, а я — режиссёр, который старается найти какие-то парадоксы в узнаваемых сюжетах. Мы одну и ту же песню поём уже много лет, и мне хотелось, чтобы в этой песне вдруг появилось что-то новое, какой-то способ существования актёров, что-то ещё. Для меня вся история про "Гелю" — это два персонажа, герои Ильи Малакова и Антона Васильева. Всё там держится на их способе существования. На пробы пришёл Илья и именно с такими интонациями, как в фильме, начал со мной разговаривать — такой Александр Михайлов вперемешку с Бивисом и Баттхедом. В фильме очень много природы Ильи. Думаю, если бы Илья в реальной жизни попал в такую историю, он тоже попытался бы налегке, "на добреньком" разбираться с этой ситуацией через юмор, потому что он такой по своей природе. Он идеально "влетел" в этот сюжет — я не знаю, кто другой смог бы так сыграть.

А вот это его "на добре" — это сценарное или появилось по ходу съёмок?

— У меня сценарий всегда — это эскиз, всё "прилетает" в процессе работы. "На добре" принёс Илья, это он начал что-то от себя молоть. Мы ухахатывались в процессе: когда я смотрел монтаж, всех этих находок было настолько много, что половину мне пришлось убрать. Правда, когда я вчера смотрел премьеру, думал, что ещё надо было убрать: когда слишком хорошо — это тоже плохо...

Вы хотите расстаться с криминальным жанром, а продюсеры, получается, считают, что зритель всё ещё хочет на него ходить?

— Мне кажется, что индустриальная усталость, интересы режиссёров, продюсеров, критиков ничтожны по сравнению с запросами широкой аудитории — многие телеканалы до сих пор собирают огромные просмотры на криминальном кино, зритель готов бесконечно смотреть всё это пиф-паф. Это мы устали обслуживать этот запрос, но он никуда не денется, это в ДНК. И поэтому условные девяностые с бандитами из кино никуда не денутся. Плюс на этот запрос накладывается то обстоятельство, что поколение кинематографистов, чья молодость пришлась на эти годы, сейчас правит кинопроцессом и находится в хорошем творческом возрасте, поэтому они обслуживают этот запрос и как свою рефлексию на это время, в том числе. Потом будет другое поколение кинематографистов со своей рефлексией и так далее.

Саня с самого начала был написан как такой Иванушка-дурачок, который попадает в не очень добрую сказку, в которой всё в итоге получается "на добре". Этот персонаж был с самого начала так задуман?

— Да, всё так. Была затея сделать русскую сказку для взрослых в жанре криминальной комедии. Мы хотели, чтобы каждый персонаж составлял какую-то рифму со сказочным героем, но всех уместить не получилось. Вот они едут, Иванушка-дурачок и Илья Муромец, и встречают Бабу Ягу, Соловья Разбойника, Кощея. Антон Кузнецов, конечно, играл Кощея: хвостик на его лысине он придумал. А идею его удивительных ботинок я подсмотрел у одного бывшего зэка в Ростове-на-Дону. У него были старые, потрескавшиеся, изрядно пожившие ботинки, мой пристальный взгляд на которые стоил мне эмоционального нецензурного выговора от его "коллеги": "Он всего два дня на свободе, он не может позволить себе новые ботинки, а ты своим взглядом на них его опускаешь — иди теперь извиняйся". Это было настолько серьёзно и страшно, что я действительно пошёл извиняться. И это тема засела у меня в голове: что у человека может быть настолько смертельно серьёзное отношение к своей обуви. Ботинки для Антона Кузнецова в этой роли нашли в Италии и утверждали их дольше, чем машину — никто не мог понять, в чём их такая особенная ценность.

А где нашли машину "цвета чешуи пескаря"?

— Это инициатива художника картины, который подкинул идею, что Геля — это же девочка, поэтому странно, если она будет чёрная, давайте сделаем какую-то дурацкую машину. И наклеили на обычную чёрную машину такую перламутровую плёнку.

У зрителей есть ощущение, что сериалы у нас сейчас качественнее и интереснее, чем полнометражные картины. Что вы думаете об этом как человек, который снимает и то, и другое?

— Думаю, что в целом это иллюзия. Культура смотрения сериалов доступнее и удобнее, они есть на каждом смартфоне, а поход в кино — это целая история: пойти в кинотеатр, купить билет, ожидать просмотра и так далее. Всё это волей-неволей формирует чуть более завышенное ожидание от того, что ты собираешься увидеть в кинозале. А когда ты берешь телефон в руки и открываешь сериал, ты как будто от него ничего особенно не ждёшь, потому что параллельно занимаешься чем угодно — от разогревания котлет до общения с ребёнком. То есть ожидание, наоборот, заниженное. Критическое мышление относительно сериалов и фильмов работает по-разному.

С другой стороны, зритель сейчас очень сильно изменился. Раньше ему было комфортно существовать в позиции человека, который уважает что-то только потому, что это искусство, хотя и не разбирается, в чём достоинства этой вещи. Это как в Третьяковской галерее: кто-то смотрит на картину и восхищается, хотя не понимает, как "работают" те или иные составляющие изображения. А сейчас по-другому: зрителю важно понимать и разбираться. Зрители знают, кто как играет, им важно высказывать своё мнение в соцсетях — им интересно разбираться, потому что они широко насмотрены. То же, кстати, происходит и с современными критиками: они широко насмотренные люди и поэтому думают, что могут апеллировать к своей насмотренности, подгоняя под своё восприятие объект своей оценки. Всё это молодым критикам заменяет какую-то базу. Почему мне нравится читать "старую гвардию", потому что там другая основа для оценки, там есть база. В режиссуре и в актёрской игре, кстати, есть та же проблема замены базы насмотренностью и личным опытом. И, таким образом, зритель через свою насмотренность начинает препарировать кино: ему важно видеть нечто, что попадает в его сформированную насмотренностью систему узнаваемости.

У нас очень много лет говорили и продолжают говорить, что "у нас нет индустрии кино". Это по-прежнему так?

— Индустрия подразумевает какой-то внятный и понятный процесс, выгодный для всех его участников, когда стабильно работают какие-то инструменты. У нас это, скорее, контролируемый хаос. Мне кажется, это ментальная особенность, это не только кино касается: некий беспорядок есть везде. Тут дело не только в киношниках.

Но вообще, у нас есть и другая ментальная особенность: даже порядок критиковать за бардак...

— Это тоже правда. И кино мы смотрим так же, русский зритель очень критичен, как никакой другой. Но индустрия у нас всё-таки есть, в ней большие деньги, и качество стало гораздо выше.

Вы говорили, что хотите расстаться с криминальным жанром: вы сейчас на том этапе, когда можете снимать то, что хотите или всё-таки нет?

— Пятьдесят на пятьдесят. Я не могу совсем отойти в сторону от индустриальных, не авторских, вещей. Если ты делаешь что-то сильно тебя волнующее, то рассчитывать на дивиденды, как правило, не приходится — ни в плане бюджета, ни в плане заработка. Так, например, было с моей картиной "Одним днём", которая так и не получила проката. Я стараюсь быть и там, и там. Я сценарист, поэтому для себя я часто прихожу к мысли, что я, скорее, как сценарист останусь везде, а как режиссёр буду заниматься только тем, что меня сильно волнует. Пока в меня верят и дают мне возможность реализовывать какие-то мои идеи.

У меня очень много тем для исследования, которые меня беспокоят. Например, мне очень интересна тема возраста. Человечество с эволюцией медицины всё больше продлевает жизнь, а что с этой жизнью делать, не придумали. Меня беспокоит тема одиноких людей: моя мама жила одиноко, это был её осознанный выбор, таких людей много и мне интересно об этом поговорить. Да и вообще, режиссёр, сценарист — это очень одинокие люди, несмотря на то, что их окружает толпа...

У вас сейчас есть такой проект, сделанный именно из личного желания что-то исследовать и который будет реализован?

— Да, это спортивная драма My giant ("Мой великан") о баскетболе, это мой любимый вид спорта, я в него до сих пор играю, с детства. Я давно хотел сделать такую историю, она будет международная, мы будем снимать её не в России и не на русском языке, потому что она шире, чем для одной страны, плюс в России нет особой баскетбольной аудитории. А в мире есть огромная аудитория именно любителей баскетбола. Мы уже собрали на эту историю бюджет. Смешно, что когда-то профессионально я играл в футбол, а моей страстью всегда был баскетбол, в который я играл в любительской команде. В Москве и Петербурге есть сообщество баскетболистов-киношников, и мы периодически играем друг с другом. Мне нравится, что в баскетболе есть контакт, там больше мужского: есть драка, борьба, ты должен продавить, добиться, обхитрить, придумать...

Кобе Брайант или Майкл Джордан?

— Леброн Джеймс.

(Наталья Бабахина,gazetametro.ru, 12.08.25).

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля
Теги: интервью, Геля, Стас Иванов

Фильм о театре «Донбасс Опера» покажут в День города

кадр из фильма

Бесплатный показ документального фильма «Театр на линии фронта» состоится 13 сентября 2025 года в библиотеке-читальне имени И.С.Тургенева.

Режиссер-документалист, сценарист, оператор и актриса, лауреат национальных и международных наград Марина Миронова лично представит свою работу публике и примет участие в ее обсуждении.

«Театр на линии фронта» – фильм о театре «Донбасс Опера», который девять лет продолжал жить и творить в условиях войны. Это история о людях, сумевших сохранить верность искусству, научившихся ценить каждый день, поддерживать и любить друг друга.

Событие организовано Евразийским клубом документального кино и является частью фестивального Киномарафона Международного кинофестиваля имени Владимира Меньшова «Победили вместе».

Начало в 19:00.
Вход свободный по предварительной регистрации.
Адрес: Бобров переулок, 6 (Библиотека-читальня имени И.С.Тургенева).

Событие организовано Ассамблеей народов мира и Евразийской Академией телевидения и радио при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и при содействии Союза кинематографистов РФ.

Международный кинофестиваль имени Владимира Меньшова «Победили вместе» – один из крупнейших международных смотров документального кино в России, привлекающий ежегодно несколько сот участников из более чем 45 стран мира.

Заявки на участие в кинофестивале и дополнительная информация – на официальном сайте.

Официальное пресс-агентство – «ИнтерМедиа».
Информация для СМИ: pr@intermedia.ru.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Сегодня родились Сидни Суини и Алексей Гоман

соцсети

ИнтерМедиа представляет календарь актуальных дат и важных событий на сегодня, завтра и послезавтра.

12 сентября 2025 года, пятница.

Балет «Отражения. Королевы вариаций» покажут в МАМТ.

Меджикул, Rozalia и Blizkey попадут на «Планету для музыкантов».

Седьмой сезон «Ну-ка, все вместе!» стартует на «России».

15 лет назад умер режиссёр Клод Шаброль (1930-2010).

28 лет актрисе Сидни Суини.

38 лет актёру Игорю Чехову.

39 лет актёру Алфи Аллену.

39 лет певица и актрисе Эми Россум.

42 года певцу Алексею Гоману.

43 года скрипачу группы «КняZz» Дмитрию Ришко.

48 лет музыканту Джеймсу Маккартни.

55 лет актёру Григорию Багрову.

55 лет актрисе Наталье Щукиной.

58 лет стендап-комику Луи Си Кею.

64 года певице Милен Фармер.

64 года актрисе Розе Хайруллиной.

66 лет актёру Сергею Дорогову.

68 лет композитору Хансу Циммеру.

81 год дирижёру Владимиру Спивакову.

92 года актрисе Татьяне Дорониной.

13 сентября 2025 года, суббота.

Евгения Медведева устроит дискотеку на льду.

Уилли Уильям выступит в Москве.

Концерт «Посвящение Москве» состоится в «Зарядье» в День города.

Балет «Отражения. Королевы вариаций» покажут в МАМТ.

Юбилейный концерт Ларисы Долиной покажет Первый канал.

Четвертый сезон «Битвы поколений» стартует на «Муз-ТВ».

Мелодраму «Похищенная» с Алёной Коломиной и Дарьей Михайловой покажет «Россия».

29 лет актрисе Лили Рейнхарт.

30 лет рэперу Playboi Carti.

32 года певцу Найлу Хорану.

35 лет стендап-комику Евгению Чебаткову.

48 лет певцу Ираклию Пирцхалаве.

49 лет композитору Ивану Бурляеву.

52 года солисту группы Zdob Si Zdub Роману Ягупову.

56 лет актёру и режиссёру Тайлеру Перри.

56 лет режиссёру Андрею Прошкину.

57 лет модели Эмме Виклунд.

60 лет барабанщику Заку Старки.

61 год певцу Феликсу Царикати.

64 года лидеру группы Megadeth Дэйву Мастейну.

65 лет назад родился журналист Артём Боровик (1960-2000).

67 лет композитору Олегу Кваше.

74 года певцу Александру Розенбауму.

74 года актрисе Джин Смарт.

81 год актрисе Жаклин Биссет.

14 сентября 2025 года, воскресенье.

«Две звезды» переходят на «Семейный подряд» на Первом канале.

Фильм-сказку «Царевна-лягушка» с Валентиной Ляпиной и Никитой Кологривым покажет «viju TV1000 русское».

29 лет актёру Лео Вудаллу.

35 лет актрисе Лолли Адефоп.

36 лет актрисе Джессике Браун-Финдли.

37 лет биатлонисту Мартену Фуркаду.

40 лет солистке группы «Мураками» Диляре Вагаповой.

42 года певице Алёне Романовой.

52 года актёру Эндрю Линкольну.

56 лет режиссёру Пон Джун-хо.

56 лет актёру Константину Юшкевичу.

66 лет вокалисту группы A-Ha Мортену Харкету.

73 года певцу Николаю Гнатюку.

75 лет киноведу Андрею Плахову.

79 лет басисту группы Nazareth Питу Эгню.

265 лет назад родился композитор Луиджи Керубини (1760-1842).

Фото: соцсети На фото: Сидни Суини
Теги: события дня, Сидни Суини

Началась работа над третьим сезоном сериала «Большая маленькая ложь»

постер к сериалу

Долгожданный третий сезон сериала «Большая маленькая ложь» официально запущен в производство на HBO. Как сообщает Deadline, сценарий пилотного эпизода напишет Франческа Слоун («Мистер и миссис Смит», «Атланта», «Фарго»), которая только что подписала двухлетний контракт с HBO и уходит с Amazon Prime Video. Она же будет исполнительным продюсером вместе с создателем сериала Дэвидом Э. Келли и звездами Риз Уизерспун и Николь Кидман. Сюжет третьего сезон будет основан на новом романе писательницы Лианы Мориарти, выход которого ожидается в 2026 году. Известно, что в новой истории будет скачок во времени, а женщины, находящиеся в центре внимания, теперь будут жить своей жизнью матерей подростков.

«ИнтерМедиа» напоминает, что первый сезон сериала «Большая маленькая ложь» вышел в 2017 году, второй – в 2019-м. Помимо Кидман и Уизерспун главные роли в нем сыграли Зои Кравиц, Лора Дерн, Шейлин Вудли, Мерил Стрип и другие. Оба сезона получили множество номинаций и наград (в том числе, четыре «Золотых глобуса»), а актеры неоднократно говорили о том, что хотели бы сняться в продолжении, так что можно ожидать, что основной каст вернется в третьем сезоне.

β 16+