Умер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от ракаУмер актер Геннадий Назаров

Режиссёр, который опередил Джеймса Кэмерона: ушёл из жизни Александр Митта

Илья Золкин

Кинорежиссёр Александр Митта, как уже сообщало ИнтерМедиа, скончался 14 июля 2025 года в возрасте 92 лет. Новаторские идеи мастера опередили его время и до сих пор в большей мере освоены зарубежным, чем отечественным кинематографом

Александр Митта с детства собирался стать художником (хотя, как он рассказывал, его выгнали из Центральной художественной школы за то, что он слишком нахваливал Пикассо). В довольно юном возрасте он уже работал в журнале "Крокодил" под руководством легендарного графика и карикатуриста Константина Ротова. Историю о том, как Ротов покрасил красным зелёные помидоры на своём дачном участке, чтобы удивить своего соседа, художника Михаила Храпковского, Митта позднее включил в свою картину "Гори, гори, моя звезда" – там герой Олега Ефремова раскрашивает яблоки на мёртвом дереве.

- Через несколько лет я встречаю на Мосфильме Александра Птушко, – рассказывал Митта, – который мне говорит: "Как ты узнал мою историю, это же ты про меня снял кино?" Я говорю: "Нет". А он: "Я так же в деревне яблоки раскрашивал, и меня вся деревня дурнем звала".

Птушко был художественным руководителем Митты на картине "Друг мой, Колька" и всегда ему говорил: "Снимай сказки, это твоё дело!" Но к сказкам Митта пришёл не сразу: как все молодые режиссёры, он хотел снимать остросоциальное кино. "А потом, когда он умер, а я созрел, я свернул в эту сторону, и по существу все мои картины – это сказки", – резюмировал Митта.

О том, что он снимал сказки, Александр Наумович всегда рассказывал на полном серьёзе.

– Про "Экипаж" он всегда говорил, что это сказка про ковёр-самолёт, который несёт трёх богатырей. И так он везде делал сказку, – рассказал gazetametro.ru его ученик, режиссёр и продюсер Киношколы Александра Митты Геннадий Иванов.

Школа не просто так названа именем мастера – в основе преподавания в ней авторский метод Митты.

– Он внёс огромный вклад именно в кинообразование, – рассказал Геннадий Иванов Metro. – Наше кино сформировано педагогами, режиссёрами, которые передавали знания в мастерских, от мастера к мастеру. Все учили по наитию, по принципу – есть у тебя талант или нет, и если нет – ничего не поделаешь. А Митта всё время думал, есть ли тут какой-то рецепт: как писать интересные сценарии, как снимать интересное кино. Митта понял, что нужно учить всех, не только режиссёров – редакторов телекомпаний, продюсеров – что кино должно быть зрительским, и не важно, артхаус это или жанровое кино. Зритель должен прожить с героями два часа с удовольствием и интересом.

Хороший фильм, по Митте, обязан иметь сильное драматургическое начало и внятную идею, и интуитивно во всех своих картинах он стремился именно к этому. Это почувствовали легендарные сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид: Митта был единственным режиссёром, с которым они сняли целых четыре фильма – со всеми остальными только по одному. Рассказывая об этом, Митта в своей обычной манере отшучивался: "Я думал, что этим фактом мне поставлен знак качества, и самодовольно их как-то спросил, почему они так много со мной работают. А они мне: "Саш, ты такое же барахло, как все режиссёры, но у тебя хорошие идеи".

Режиссёр Николай Лебедев, который вырос на фильмах Митты и много с ним общался, хорошо знал его скромность в оценке себя – и его реальную цену как художника.

– Митта единственный режиссёр в нашем кино, который так азартно осваивал разные жанры, и не просто осваивал, а создавал новые: соединял несоединимое, получал новое качество этих жанров, новые жанровые гибриды, новую эмоцию, – рассказал Metro Николай Лебедев.

Режиссёр уверен, что Митта новатор не просто в отечественном – но и в мировом кинематографе.

– Много лет спустя в американском кино стали появляться те наработки, которые задолго до этого использовал Митта, – поясняет Лебедев. – Скажем, фильм "Экипаж", где он сначала рассказал человеческую историю – очень подробно, всерьёз, – а затем втолкнул своих персонажей в ситуацию катастрофы. До этого никто подобного не делал, не говоря о том, что жанр фильма-катастрофы у нас вовсе не существовал. Прошло довольно много времени, и режиссёр Джеймс Кэмерон фактически повторил жанровую форму Митты: полкартины он рассказывал об отношениях двух молодых людей, а потом втолкнул их в ситуацию катастрофы – это схема фильма "Экипаж", изобретённая Миттой задолго до Кэмерона.

Митта – это целая галактика в огромной вселенной нашего кино. Его творчество ещё нуждается в серьёзном осмыслении и исследовании, потому что опыт Митты больше используется мировым кинематографом, нежели российским. Я думаю, что время Александра Митты ещё не пришло – он очень серьёзно опередил своими поисками собственное время. И в этом его сила, в этом драма его режиссёрского дарования и в этом его абсолютная уникальность.

Митта подтверждал, что, когда собирался делать "Экипаж", считалось, что фильм должен быть в одном жанре – а ему хотелось картину многожанровую: "Чтобы была и комедия, и драма, и сказка – про героев, дракона и ковёр-самолёт".

Фильм в самый последний момент поставили в план проката – чтобы заткнуть в нём дырку.

- Я даже не знал об этом, – рассказывал режиссёр. – Еду в трамвае мимо Пушкинской площади и вдруг вижу – на кинотеатре плакатик с буквами "Экипаж". Думал, может, кто-то тоже снял картину с таким названием. Побежал в кинотеатр, а там всего 5–6 человек сидит – рекламы-то никакой не было у фильма. Я пошёл через два дня ругаться в кинопрокат: "Вы что, с ума сошли, где реклама, столько труда вложено, а там 5 человек сидит! Поехали посмотрим, если не верите". Мы поехали, а там очередь опоясывает кинотеатр в три круга и народа становится всё больше. За два дня сарафанное радио сработало.

Эту историю Митта рассказывал много раз, и современники подтверждают: в часы показа "Экипажа" в кинотеатрах жизнь в городах замирала.

Виталий Хаев, Александра Бортич и Филипп Ершов станут «Попутчиками»

предоставлено пресс-службой кинокомпании

Съемки полнометражного фильма «Попутчики» стартовали в начале августа 2025 года в Краснодарском крае. Главные роли в комедийном роуд-муви исполнят Виталий Хаев, Александра Бортич, Филипп Ершов, Ян Цапник, Сергей Рубеко, Данила Якушев, Евгений Михеев, Юрий Кузнецов. Режиссером проекта стал Иван Глубоков ("Сальса", "Любовь сквозь время"). Производством занимается кинокомпания «Фреш-Фильм».

В центре истории — молодой программист Кирилл (Ершов), мечтающий презентовать свой стартап влиятельному бизнесмену Олегу Потапову (Хаев). Но вместо деловой встречи он оказывается втянут в опасную и комичную погоню. Потапов вместе с девушкой Катей (Александра Бортич) убегают от преследователей, и внезапно бизнесмен принимает Кирилла за своего старого друга Сизого. Под градом пуль Потапов буквально сам втаскивает Кирилла в машину, и они вместе уезжают от преследователей.

В процессе погони выясняется, что Потапов после травмы головы стал обладателем редкой формы амнезии: самого себя и мир вокруг он воспринимает так, как будто сейчас расцвет девяностых. Заместитель Потапова, Жаринов (Цапник), нанял профессора Ельданцева (Рубеко) и организатора ивентов Свидунова (Якушев). Вместе они проводят для бизнесмена лечебный квест по методике Ельданцева, в рамках которого они полностью восстанавливают для Потапова события его приключений 90-х годов, когда у Потапова и его подельника Сизого хотели отжать бизнес бандиты. Теперь им предстоит окунуться в череду приключений и пройти невероятный, смешной квест, который изменит жизнь героев.

В российский прокат «Попутчиков» выпустит 6 ноября кинокомпания «Наше кино».

Фото: предоставлено пресс-службой кинокомпании "Наше кино"
Теги: начало съемок, Александра Бортич, кинопроект, Виталий Хаев, Попутчики
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Олеся Иванченко воспитывает детей Виктора Хориняка в трейлере сериала «Няна Оксана»

предоставлено пресс-службой телеканала Пятница

Первый трейлер сериала «Няня Оксана» представили 13 августа 2025 года телеканал «Пятница!» и онлайн-кинотеатр Premier. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в многосерийной комедии исполнили Виктор Хориняк, Олеся Иванченко, Александр Мартынов, Дарья Пицык, Мария Кошина, Елисей Гончаров, Дарина Козлова и другие.

По сюжету, девушка Оксана (Иванченко) прилетает из Краснодарского края в Москву к своему жениху, а когда он ее неожиданно бросает, в поисках работы устраивается курьером, но вскоре неожиданно оказывается няней в семье вдовца-ресторатора (Хориняк) с тремя детьми.

Премьера сериала «Няна Оксана» состоится на «Пятнице!» и Premier в сентябре. Дата будет объявлена позже.

Фото: предоставлено пресс-службой телеканала Пятница
Теги: трейлер, Виктор Хориняк, сериалы, Няня Оксана, Олеся Иванченко

Фестиваль «Новый сезон» объявил конкурсную программу

предоставлено пресс-службой фестиваля

Четвертый фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон» объявил 14 августа 2025 года свою конкурсную программу. Фильмом открытия станет документальная картина «Брат навсегда» режиссеров Анны и Григория Сельяновых.

В программе фестиваля 2025 года – 18 проектов (фильмы и сериалы), среди которых: исторические проекты, комедии, драмы, детективы, фантастика, инклюзивная драма и анимация. Конкурсные проекты и платформы будут соревноваться в шести номинациях – «Самый ожидаемый сериал», «Лучший фильм», «Герой Нового сезона», «Героиня Нового сезона», «Открытие Нового сезона» и «Лучший трейлер сезона».

В сериальной программе примут участие следующие проекты:

  • «Царь ночи», реж. Дмитрий Месхиев (Premier);
  • «Няня Оксана», реж. Евгения Абдель-Фаттах (Premier);
  • «Берлинская жара», реж. Евгений Лаврентьев (Wink);
  • «Тысяча “нет” и одно “да”», реж. Андрей Силкин (Wink);
  • «Отпечатки», реж. Сергей Филатов (Kion);
  • «Тоннель», реж. Флюза Фархшатова (Kion);
  • «Жар», реж. Артём Аксёненко (IVI);
  • «Интересное положение», реж. Гога Мамаджанян (IVI);
  • «Полураспад», реж. Максим Свешников (Okko);
  • «Встать на ноги», реж. Павел Тимофеев (Okko);
  • «Искусство падения», реж. Мигель (Okko);
  • «Вампиры средней полосы», 3-й сезон, реж. Алексей Акимов (Start);
  • «Кибердеревня», 2-й сезон, реж. Сергей Васильев (Кинопоиск).

В номинации «Самый ожидаемый сериал» в 2025 году дополнительно учрежден специальный приз от студии «Трехмер» — грант на создание 5 минут высококачественных визуальных эффектов (VFX) для своего следующего проекта. Генеральный продюсер самого ожидаемого сериала 2025 года получит сертификат на создание компьютерной графики силами «Трехмера». Это позволит значительно усилить визуальную составляющую фильма или сериала за счёт современных CG технологий.

На фестивале также будут показаны премьеры трех полнометражных фильмов: «Будь моим парнем» (реж. Сергей Наумов (Kion)), «Лысый нянь» (реж. Алиса Шитикова (IVI) и «Семьянин» (реж. Дмитрий Власкин (Start)). Вне конкурса, кроме фильма «Брат навсегда», будет показан анимационный «Киберслав» (реж. Стас Дмитриев, Дмитрий Яковенко (Кинопоиск)).

Традиционно в рамках «Нового сезона» запланирована обширная деловая программа, на которой поднимаются самые актуальные и острые вопросы, стоящие перед индустрией сегодня. Расписание деловой программы будет объявлено дополнительно.

Четвертый фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон» пройдет с 15 по 20 сентября на горном курорте "Роза Хутор".

β 16+