Алексей Рыбников стал лауреатом гранд-премии «Музыкальное сердце театра»
Лауреатом гранд-премии «Музыкальное сердце театра» стал Алексей Рыбников. 17 июля 2025 года композитор отметит свое 80-летие. Именно Рыбников стоял у истоков фестиваля «Музыкальное сердце театра» и был его президентом с 2006 года.
- Он внёс в музыкальный театр неоценимый вклад, - цитирует ТАСС президента фестиваля Максима Дунаевского. - Его произведения звучат и продолжают звучать... У него свой музыкальный театр, и он является ярым пропагандистом музыкального театра, что тоже очень значимо.
Также стало известно, что в шорт-лист премии «Музыкальное сердце театра 2025» вошли 14 постановок. Среди них «Александр Невский» Музыкального театра Кузбасса имени А.К.Боброва, «Антигона» Иркутского областного музыкального театра имени Н.М.Загурского, «Бой с тенью» Красноярского музыкального театра, «Вымыслы. Сказки Пушкина» Музыкального театра имени Ф.И.Шаляпина Санкт-Петербурга, «Солнечный удар» Новосибирского музыкального театра и др.
«ИнтерМедиа» напоминает, что всего на фестиваль было подано 111 заявок из 37 субъектов федерации.
Погиб режиссер Юрий Бутусов
Театральный режиссер Юрий Бутусов трагически погиб 10 августа 2025 года в возрасте 63 лет. Как сообщил телеграм-канал Shot, он утонул в Чёрном море во время отдыха в болгарском городе Созополе. Факт смерти подтвердил и Театр имени Евгения Вахтангова, с которым Бутусов ранее сотрудничал в качестве главного режиссера.
- Трагическая новость потрясла всех, кто знал и любил Юрия Бутусова, кто восхищался его спектаклями, его масштабным, метафоричным мышлением и фантастичным театральным воплощением режиссёрской мысли, - говорится в некрологе на сайте театра. - Сегодня скоропостижно оборвалась его жизнь. Режиссёр с опалённым сердцем. Мастер. Свобода и Честность были его творческим кредо. «Говорить о том, о чём люди молчат» – в этом он видел предназначение режиссёра.
Юрий Бутусов родился 24 сентября 1961 года в Гатчине, Ленинградская область. После школы окончил Кораблестроительный институт (ЛКИ), некоторое время проработав по специальности, пробовал себя в разных профессиях, серьёзно занимался конным спортом.
В 1996 году Бутусов окончил режиссёрский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и по приглашению Владислава Пази работал режиссёром в Театре имени Ленсовета. Бутусов обратил на себя внимание уже студенческими работами — «Женитьба» Н. Гоголя (1995) и «Парадоксалист» по «Запискам из подполья» Ф. Достоевского (1996). Дипломная работа «В ожидании Годо» Сэмюэла Беккета, выпущенная в Театре на Крюковом канале (1996), сделала Бутусова знаменитым: получила сразу две премии на фестивале «Золотая маска» и была отмечена высшим призом за режиссуру на петербургском фестивале «Рождественский парад». В спектакле играли Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Михаил Трухин (заменил Олег Фёдоров) и Андрей Зибров, с которыми Юрий Бутусов впоследствии сделал ещё несколько спектаклей («Войцек», «Калигула», «Клоп», «Смерть Тарелкина», «Гамлет»).
Вторым своим «домом» Бутусов считал театр «Сатирикон», куда в 2002 году он был приглашён туда Константином Райкиным. Первой его постановкой стала пьеса Эжена Ионеско «Макбетт». В 2011 году режиссер вновсь стал лауреатом премии «Золотая маска» за спектакль «Чайка».
В 2011-м Бутусов вернулся в Театр им. Ленсовета в качестве главного режиссёра театра. В числе его работы этого периода спектакли «Макбет. Кино», «Все мы прекрасные люди» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне», «Три сестры» и другие. С 20 ноября 2017 года Бутусов занимал должность художественного руководителя театра имени Ленсовета, но 6 марта 2018-го уволился по собственному желанию, указав в открытом письме, что административно-менеджерская структура, действующая в Театре им. Ленсовета и поддерживаемая Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, блокирует его работу в этой должности.
В сентябре 2018 года Юрий Бутусов был приглашён на должность главного режиссёра Театра имени Евгения Вахтангова.
- Он подарил Театру Вахтангова четыре спектакля: «Мера за меру» Шекспира (2010), который на Фестивале шекспировских постановок в Лондоне «Globe to Glob», по мнению одного из самых авторитетных критиков Британии Майкла Биллингтона, был признан фаворитом театрального сезона Англии 2012 года; «Бег» Булгакова (2015) в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес»; «Пер Гюнт» Ибсена — лауреат премии «Золотая маска» и театральной премии «МК»; «Лир» У. Шекспира (2021.), отмеченный премией «Звезда Театрала», - напоминает пресс-служба театра.
В сентябре 2020 года Бутусов набрал свой первый режиссёрский курс в ГИТИСе. Преподавателями его мастерской стали Олег Долин, Александр Хухлин, Александра Урсуляк, Агриппина Стеклова, Надя Кубайлат.
В ноябре 2022 года режиссер уволился из театра Вахтангова в связи с тем, что уже несколько месяцев - находился в Париже и не планировал возвращаться. В 2023 году он работал над спектаклем «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в Вильнюсе, а в 2024-м поставил спектакли «Борьба за престол» в Тронхейме и «Гоголь. Портрет» в Риге.
Вышел единственный совместный альбом Антона Батагова и Алексея Айги
Релиз альбома «Strings, Piano (May 1994)» Антона Батагова, Алексея Айги и Ансамбля 4'33" состоялся 8 августа 2025 года на французском лейбле Evidence Classics. Это единственная совместная работа двух композиторов и музыкантов и самая первая студийная вышеназванного коллектива, причем с интересной историей, которую Батагов рассказал в соцсетях накануне релиза.
- В мае 1994 года Алексей Айги находился в процессе создания своего ансамбля, - написал он. - На тот момент это был просто струнный квартет, а вовсе не то, что впоследствии стало Ансамблем 4'33". Леша планировал включать в репертуар не только свои сочинения, но и музыку других авторов. И он попросил меня написать что-то для струнного квартета и рояля, чтобы можно было сыграть вместе.
За несколько месяцев до этого началось сотрудничество Антона Батагова с Иваном Дыховичным:
- В мае 1994-го Иван говорит мне: «А не мог бы ты написать еще одну музыку для нашего фильма, которая в чём-то перекликалась бы с твоей «Музыкой для декабря», но была бы с совсем другим настроением? «Музыка для декабря» – светлая, солнечная, торжествующая, а эта – пусть будет про печаль, про невозможность счастья». И я сказал: «Знаешь, в Москве только что появился новый ансамбль. Замечательные молодые музыканты. Я как раз собираюсь что-то для них написать. Ты не против, если я воспользуюсь случаем: напишу эту вещь для этого ансамбля – и мы запишем её для фильма?». Иван согласился.
В результате Батагов написал музыку, которая длится 45 минут.
- Ее настроение и медленное движение отчасти резонировали с тем, о чём говорил Иван, но было ясно, что в фильм могут войти только маленькие фрагменты, - вспоминает композитор. - Тем не менее, мы пришли в студию «Мосфильма» и записали её целиком – а продюсеры фильма всё это оплатили. Вот такие чудеса иногда случались в России в искусстве 90-х годов. А теперь снова внимание. Вся эта запись сыграна с одного дубля. От первой до последней ноты, 45 минут. Вообще нет склеек, нет монтажа. Как правило, студийная запись – это возможность сделать то, что невозможно на сцене. В студии можно записывать каждый фрагмент много раз, а потом выбрать всё лучшее – и смонтировать. На концерте у тебя есть только один дубль. А эта запись – фактически «концертная», но записанная в студии. И исполнение получилось просто поразительное.
В фильм в результате вошёл один совсем короткий фрагмент – примерно одна минута.
- Ни одного концертного исполнения не было – ни до записи, ни после, - рассказывает Батагов. - И у меня, и у Айги происходило много других событий в жизни и работе, и казалось, что уже нет смысла возвращаться к «старому». А полная запись с тех пор лежала у меня дома где-то на полке. Прошло 30 лет, и я обнаружил её, когда искал что-то совсем другое. Послушал. И был очень сильно впечатлён тем, КАК это сыграно, как это звучит. За 30 лет я всё это забыл и не ожидал, что это настолько великолепно. Честно говоря, в сегодняшней исполнительской практике такая игра – даже не то что редкость, а нечто почти невозможное.
Посоветовавшись с Алексеем Айги, Антон принял решение выпустить альбом спустя 30 с лишним лет после его записи.
Рецензия на сингл Басты «Ночной дозор»: Философская кавер-версия
2025, Velvet Music.
Оценка: 7 из 10.
«Жил-был на свете Антон Городецкий. Бросила жена, он грустил не по-детски…» - все помнят эти строчки из песни группы «Уматурман» «Ночной дозор», в которой Владимир Кристовский бодро проречитативил содержание одноимённого фильма. Можно даже картину не смотреть: весь сюжет подробно изложен за четыре минуты, а также прорекламирован сиквел «Дневной дозор»: «И как с этим справится наш герой? Все на просмотр картины второй!» В принципе, «Ночной дозор» можно было бы назвать чисто рекламной песней, однако самостоятельным музыкальным произведением её сделал запоминающийся припев «и треснул мир напополам, дымит разлом, и льётся кровь, идёт война добра со злом». Этот фрагмент вошёл в историю даже безотносительно фильма «Ночной дозор».
Итак, мы имеем рэп-хит от группы «Уматурман», но для трибьют-сборника «Звёзды считают нас» свою версию «Ночного дозора» решил записать настоящий рэпер – Баста. Задумка звучала интригующе: что сделает рэпер с чужим рэпом? Увеличит скорость читки? Предложит апгрейд текста на ту же тему? Нет, Василий сделал всё совершенно иначе. Он, конечно, рэпер поющий, но вы, наверно, и не представляли, до какой степени. Рэпа в его версии вообще не оказалось.
Баста полностью убрал куплеты о приключениях Антона Городецкого и написал свои – причём не то чтобы речитативные. Это мистически-философские рассуждения о дне и ночи, свете и тьме: «Мой город вновь надел чёрный костюм — это траур по ушедшему дню»; «И только ночь, как бы темна она ни была, её в конце поджигает рассвет» и т.п. Оригинально, но песню узнать невозможно: она тоже называется «Ночной дозор», но с версией «Уматурман» не имеет почти ничего общего. «Почти» - потому что припев Баста всё же использовал, полностью изменив его аранжировку. У него она выполнена в духе этакого манерного лаунжа, и только на второй минуте, уловив пресловутый «дымит разлом», можно наконец-то понять, откуда растут ноги у этого произведения.
Вообще трибьют группе «Уматурман» ещё не вышел, но некоторые каверы уже обнародованы. Судя по всему, самыми интересными версиями станут те, где исполнители не подражали оригиналу, а делали ремейк в собственном стиле. Или, как в случае Басты, в абсолютно непредсказуемом.
Алексей Мажаев, ИнтерМедиа
.jpg)