Алексей Фурсин и Кирилл Крок не сошлись во мнениях о пилотном проекте по продаже билетов

Руководитель департамента культуры города Москвы Алексей Фурсин положительно оценил первый месяц работы пилотного проекта по внедрению новых правил продажи билетов на культурные площадки Москвы. Своими соображениями по этому поводу он поделился в интервью РИА «Новости».
По мнению Фурсина, введение новых правил, вопреки опасениям, не вызвало никакого коллапса, конфликтов, неразберихи и снижения продаж.
- Многие этого опасались, и мы, конечно, когда готовились, прорабатывали самые разные сценарии, - говорит он. - Но сейчас мы можем уже уверенно говорить о том, что все работает в штатном режиме. Залы не опустели, популярные постановки все так же распродаются полностью еще за несколько месяцев до даты мероприятия, огромных очередей нет – они примерно такие же, как и были всегда. Большинство зрителей приходят за 15-20 минут до начала, и именно в это время образуется скопление людей на входе. Но все, кто регулярно посещает театры или концертные залы, знают, что это никак не связано с новыми правилами. Время начала мероприятий тоже никак не поменялось: в рабочие дни это стандартная задержка на семь-десять минут, чтобы дать возможность всем спокойно занять места в зале и не мешать артистам. И я тут хочу сказать огромное спасибо нашим учреждениям, которые проделали большую работу, чтобы подготовиться к внедрению новых правил и сделать этот переход практически незаметным для зрителей. Это действительно большая заслуга наших театров, культурных центров, концертных залов.
Руководитель департамента культуры также заявил, что о проблемах с проектом говорят те, кто не участвуют в эксперименте.
– За этим мы тоже следим. Но есть значимый нюанс: самые ярые противники пилотного проекта не являются его участниками и не знакомы с ним изнутри. Более того, некоторые наши оппоненты не всегда последовательны в своих заявлениях. Год назад они кричали о том, что наши залы пустуют, а теперь говорят про девяностопроцентную заполняемость, которая была в наших театрах до старта пилотного проекта и о том, что залы опустели именно сейчас, из-за введения новых правил. Как эти два прямо противоположных тезиса могут существовать одновременно? Не совсем понятно.
Главной целью пилотного проекта Фурсин назвал безопасность зрителей, и последние, по его словам, довольны нововведением:
- Скажу больше: недавно мы вместе с нашими коллегами из НАФИ проводили исследование аудитории наших учреждений, в том числе анализировали стоп-факторы, из-за которых культурные площадки не посещают те, кому это в целом было бы интересно. Так вот опасения по поводу безопасности массовых мероприятий вошли в топ самых частых стоп-факторов, которые называли участники этого опроса. В том числе это связывали с произошедшей год назад трагедией в «Крокусе». Этот фактор упоминали так же часто, как и боязнь столкнуться со слишком смелым осовремениванием классики в театре или нехватку парковочных мест в центре города, где находится большое количество наших культурных учреждений. С этой точки зрения, пилотный проект, возможно, попал как раз в один из актуальных запросов наших потенциальных посетителей.
При этом он признался, что оценить, повысилась ли безопасность на самом деле, пока довольно затруднительно. Что касается информации о снижении продаж билетов, Фурсин заявил, что пострадали не популярные театры и постановки, а те культурные учреждения, где и так были проблемы с посещаемостью:
- Я в ежедневном режиме анализирую данные продаж наших учреждений. Мы смотрим не на отдельные спектакли или даты, а на весь репертуар. Ни для кого не секрет, что и в ведущих театрах есть постановки, которые не пользуются большим спросом, и в небольших малоизвестных театрах есть спектакли, на которые билеты разлетаются иногда за минуты. Когда мы наблюдаем скрины с нераспроданными залами, которыми делятся противники проекта, мы тоже разбираемся в каждом отдельном случае. И в том же театре, где сделан скрин, на соседние даты находим спектакли, куда билеты распроданы… Получается, что новые правила не мешают зрителям покупать билеты на те спектакли, которые всегда пользовались спросом. Но почему-то становятся причиной плохих продаж в других случаях. Тогда тут возникает вопрос: дело в новых правилах или в популярности спектакля или концерта?
Он также отметил, что эти данные могу стать поводом для театров критически оценить свой репертуар. Но отверг предположение, что пилотный проект запущен с целью оценить эффективность работы столичных учреждений культуры.
С Алексеем Фурсиным категорически не согласился директор Театра Вахтангова Кирилл Крок, который также с цифрами и фактами оценил ситуацию в своем телеграм-канале.
- Опять всколыхнула театральную общественность Москвы тема именных билетов, - написал он. - Упали ли продажи в театрах столицы с введением новых правил? Мы живем в такое время, что спорить совершенно бесполезно. Когда считается белое называть черным, а черное белым. Это сейчас норма публичного поведения. Позволю себе привести данные одного билетного оператора, по разным московским театрам и представить эту аналитику вам.
Для примера Крок взял данные по продажам билетов с 1 января по 12 апреля 2024 года и аналогичный период в 2025 году. Цифры показывают, что продажи снизились практически у всех площадок как минимум на 10%, у кого-то и на четверть, а в некоторых учреждениях ситуация и вовсе критическая:
- Театр «Русская песня» - всегда было плохо с продажами билетов и зрительским интересом. В новых условиях театр столкнулся с огромными трудностями, если раньше они могли продавать свои билеты по льготным ценам «Московскому долголетию» по 100-200 рублей и хотя бы как-то заполнять зал, то теперь лишились и этой возможности. В зале на 1000 мест - зрителей 150-180 человек. Что уж говорить о театрах, которые находятся за третьим транспортным кольцом? Там падение до 60%. Эти театры вынуждены даже некоторые спектакли отменять, так как продажи 10-15% от зала.
По мнению Крока, ситуация близка к катастрофе, которая отразится на работниках культуры:
- За этими процентами стоят огромные потери миллионов рублей недополученные московскими театрами. На что обычно идут эти доходы? В первую очередь - на зарплату, на налоги с зарплаты, на выпуск новых спектаклей, на содержание зданий, на многие другие вещи, которые театру необходимы. В среднем по Москве в театрах, подведомственных Департаменту культуры, падение за этот период 15-18%, а в впереди летние месяцы… Поэтому, если это не считается падением дохода и все на билетном рынке хорошо... тогда действительно, все хорошо. Я спрошу у вас, мои читатели, моя целевая аудитория, кто занимается театром и культурой, ответьте мне, пожалуйста: действительно, все хорошо?
Никита Владимиров возглавит Театральный центр «На Страстном», прежняя команда объявила об уходе

В Театральном центре «На Страстном» сменилось руководство. 12 мая 2025 года команда театра опубликовала в соцсетях сообщение об окончании своей работы.
- Дорогие зрители и коллеги, сегодня мы — команда, с которой 23 года назад начался Театральный центр «На Страстном», — прощаемся с вами, - говорится в нем. - Мы рады, что за эти годы смогли создать большую историю на, казалось бы, небольшой площадке. Самым первым спектаклем на нашей сцене стал «Вишнёвый сад» Эймунтаса Някрошюса. За ним последовали многочисленные постановки студентов, независимых коллективов, гастроли и фестивали. И, конечно же, наши проекты… Мы создавали проекты для поддержки выпускников, актёров из регионов и негосударственных театров. Мы знакомили московскую публику с новейшим итальянским театром, проводили гастроли «Коляда-театра», Лабораторию русского языка, творческие вечера, концерты, выставки, лекции и многое другое.
Мы благодарны Театральному центру за то, что нам довелось поработать с такими талантливыми, поистине выдающимися людьми. Для нас было честью принимать спектакли как зарубежных звёзд (от Роберта Уилсона и Ромео Кастеллуччи до Теодороса Терзопулоса и Яна Фабра), так и российских (от Константина Райкина и Алексея Девотченко до Натальи Теняковой и Полины Агуреевой). Все имена не перечислить, но все они нам очень дороги. И ещё мы благодарны Театральному центру за то, что все эти годы вы были с нами. Сегодня мы с вами прощаемся... и в то же время не прощаемся. Уверены, что мы ещё встретимся. Поэтому до новых встреч!.
На протяжении всего существования Театрального центра СТД РФ «На Страстном» его бессменным директором и художественным руководителем был Михаил Пушкин. В распоряжении редакции журнала «Театръ» оказалось письмо Пушкина партнёрам Театрального центра, также датированное 12 мая. В нём говорится, что «в связи с изменившимися обстоятельствами» с 13 мая обсуждать условия текущих договоров и будущего сотрудничества следует с новым руководством — а именно с продюсером и режиссёром Никитой Владимировым.
32-летний Никита Владимиров, внук актрисы Алисы Фрейндлих, окончил Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (менеджмент), продюсерский факультет Школы-студии МХАТ, а также магистратуру по курсу «Маркетинг в индустрии развлечений» МГИМО. В 2017 году он начал карьеру кинопродюсера, а в 2021-м дебютировал в режиссуре фильмом «Бабки». В числе других его проектов «Карп отмороженный», «Конец фильма», «Я на перемотке!», «Родители строгого режима», «Операция «Холодно» и др. Никита Владимиров продюсировал мюзикл Егора Дружинина «Летучий Корабль», созданный по мотивам одноимённого советского мультфильма, как режиссёр поставил спектакль «Голубой щенок» в Московском театре Олега Табакова. Работал над постановкой «Иллюзии» Ивана Вырыпаева.
Новую версию «Нашествия» поставили в Театре Моссовета

Премьера спектакля «Нашествие» состоится 18 мая 2025 года на сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета. Автором постановки по одноименной пьесе Леонида Леонова стал Владимир Кузнецов, режиссер Владимирского академического театра драмы.
Пьеса «Нашествие» одного из классиков отечественной литературы Леонида Леонова вошла в золотой фонд советской драматургии, став одним из наиболее значительных произведений, написанных в годы Великой Отечественной войны. А легендарный спектакль, поставленный Юрием Завадским в 1943 году, по мнению критики, «выдвинул Театр имени Моссовета в число лучших театральных коллективов страны».
Новая жизнь пьесы Леонова на сцене Театра Моссовета началась в 2024 году, когда в театре была проведена режиссерская лаборатория по возвращению «Нашествия» в репертуар. Из шести отобранных экспертным советом эскизов была выбрана работа именно Владимира Кузнецова.
Спектакль Кузнецова – о человеке, а в глобальном смысле – о семье, ведь семья – это и есть родина каждого человека. В данном случае центром событий является семья Талановых. Великая Отечественная война здесь является не событийным рядом, а, скорее, предлагаемыми обстоятельствами. Основным же событием, сквозной линией всего спектакля становится возвращение сына Федора. Возвращения к себе, к своей душе, морали, а потом уже возвращение к своей семье и обретение ее. И, в конце концов, это объединение с семьей сопрягается с долгом перед Родиной. В этом истина и главное откровение для героя.
В спектакле заняты Лариса Кузнецова, Андрей Межулис, Александр Бобровский, а также Елена Бероева и молодые актеры Театра Моссовета.
Пресс-показ спектакля состоится 16 мая в 15.00.
Предпремьерный показ спектакля пройдет 17 мая в 19.00.
Премьера спектакля состоится 18 мая в 19.00.
Аккредитация, дополнительная информация, фотоматериалы: +7-915-350-1693, vasilkov@mossoveta.ru (Валентин Васильков).
Владимир Путин поручил сформировать список ста фильмов для школьников и создать патриотический театр

Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам мартовского заседания Совета по культуре и искусству. Согласно опубликованному на сайте Президента России документу, глава государства поручил Правительству Российской Федерации совместно с Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии усилить поддержку российской анимации. Это подразумевает направление 20 процентов средств, выделяемых в целях государственной поддержки кинематографии, на финансирование национальных анимационных фильмов и отчисление 10 процентов средств, полученных от проката зарубежных анимационных фильмов, в Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии для дальнейшего целевого финансирования российских анимационных фильмов. Первоначально данные инициативы были внесены на рассмотрение председателем совета директоров «Союзмультфильма» Юлианой Слащевой.
Также Министерство просвещения России совместно с Советом при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству поручено сформировать перечень, включающий в себя 100 лучших советских и российских художественных фильмов, для их демонстрации в общеобразовательных организациях, а также представить предложения по включению в основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования тем, направленных на знакомство учащихся с классическим кинематографом.
Среди поручений Владимира Путина — инициатива создания в Москве патриотического театра. В документе сказано, что это должна быть институция, направленная на «продвижение современной драматургии патриотической направленности». Поручение должно быть выполнено до 30 ноября этого года, а ответственными за это назначены Сергей Собянин, министр культуры Ольга Любимова и помощник президента Владимир Мединский.
Кроме того, по поручению Владимира Путина Совет при президенте РФ по культуре и искусству будет переименован в Совет по культуре, оформить это планируется через упразднение прежней структуры и создание новой.