«Мастер и Маргарита» и автобиография Николая Цискаридзе стали бестселлерами-2024
Российский книжный союз и операторы книжного рынка представили всероссийский книжный рейтинг — итоги продаж за 2024 год. На первом месте оказался лидер прошлых лет — нон-фикшн Ольги Примаченко «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя». За год он собрал 96,1 млн руб. Вторую строку занял первый том автобиографии «Мой театр» народного артиста России, бывшего солиста Большого театра и руководителя Академии русского балета имени Вагановой Николая Цискаридзе (62,3 млн руб.). Замыкает первую тройку «Восхитительная ведьма. Книга первая» Анны Джейн (53,9 млн руб.).
Россияне потратили на книги из топ-10 почти 547 млн руб. В него также вошли:
- «Дом, в котором…», Мариам Петросян;
- «Атомные привычки. Как приобрести хорошие привычки и избавиться от плохих», Джеймс Клир;
- «Твое сердце будет разбито», Анна Джейн;
- «Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков;
- «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере», Виктор Франкл;
- «Благословение небожителей. Том 6», Мосян Тунсю;
- «Железное пламя», Ребекка Яррос.
Рейтинг был составлен на основе потребительского спроса и учитывает данные продаж и востребованность книг по модели подписки. Данные продаж предоставили сеть «Читай-город — Буквоед», маркетплейс Ozon, сервисы «Литрес», «Литрес Подписка» и MyBook. Рейтинг не учитывает учебные пособия, школьные учебники и юридические справочники.
Доля художественной литературы в топ-50 бестселлеров выросла до 48% (по сравнению с 32% в 2023 году), доля нон-фикшн составила 46%, а детской литературы — 6%. На российских авторов пришлось 44% произведений. Примерно треть работ из рейтинга — это книги, помогающие в осмыслении себя и окружающего мира.
Лидерами среди каналов продаж стали маркетплейсы с долей 48% (в 2023 году — 55%), на федеральную розницу пришлось 42% (против 37% годом ранее). На маркетплейсах читатели чаще всего покупали книги известных авторов (например, продажи «Восхитительной ведьмы» составили 81,4%, а «Дома, в котором...» — 62,7%). В книжных магазинах по продажам лидировали книги Цискаридзе (53,9%), Клира (52,2%) и Булгакова (44,7%). В цифровом канале интерес к художественной литературе и нон-фикшен примерно одинаков.
Доля электронных книг в топ-50 выросла на 2% за год и составила 10%.
В пятерку самых популярных аудиокниг вошли «Роман с самим собой» Татьяны Мужицкой, «Трансерфинг реальности. Ступень I: пространство вариантов» Вадима Зеланда, «Граф Аверин. Колдун Российской империи» и «Демон из Пустоши. Колдун Российской империи» Виктора Дашкевича, «Думай медленно… Решай быстро» Даниэля Канемана.
Впервые рейтинг возглавила работа психолога Татьяны Мужицкой «Роман с самим собой». На художественную литературу в аудиоформате пришлось 60% топ-20 книг, как и в 2023-м.
«Наваждение» от Ирины Винер и Зарины Мухитдиновой покажут в День России
Премьера пластического спектакля «Наваждение» состоится 12 июня 2025 года в концертном зале «Москва». Художественным руководителем и продюсером шоу выступает тренер по художественной гимнастике Ирина Винер. В команде создателей такие звезды, как чемпионка Европы по художественной гимнастике, актриса театра и кино - режиссёр спектакля Зарина Мухитдинова и исполнительный директор, чемпион мира по танцам Денис Тагинцев. В шоу, представляющем сплав художественной гимнастики, танцев и музыки, участвуют артисты танцевального шоу «Гранд».
Спектакль переносит в начало XX века — эпоху зарождения искусства: на стыке балета, поэзии, музыки, моды и танца. Это не реконструкция прошлого, а заново созданная реальность, в которой чувства обретают форму, а искусство становится осязаемым.
- Я очень рада, что спектакль, который мы показали по случаю 90-летнего юбилея художественной гимнастики, найдет широкого зрителя. Это блестящий спектакль, рассказывающий о великих людях – таких как Чарли Чаплин, и их любви с Анной Павловой; о любви и совместном творчестве Щедрина и Плисецкой, Айседоры Дункан и Есенина и других гениев. Великолепная постановка вызывает бурю эмоций, содержит много интересных моментов, которые до этого времени мало кто знал, - приглашает посетить «Наваждение» Ирина Винер.
В спектакле семь новелл, каждая из которых посвящена встрече двух гениев, двух эпох и одного чувства, которое всё меняет. Зрители станут свидетелями, как танцует Айседора под стихи Есенина, как под музыку Стравинского рождались духи Chanel №5, как любовь Галы вдохновляла Дали на создание шедевров, как встретились Ахматова и Модильяни, а Чарли Чаплин поцеловал руку Анне Павловой, как Вертинский написал песенку «Марлен» и как Майя Плисецкая через всю жизнь пронесла любовь к Родиону Щедрину.
- «Наваждение» - это слово вмещает в себя все чувства, которые один человек может испытывать к другому. Это как лавина, накрывающая и окутывающая собой. Больше чем любовь. Хочется показать зрителю это, и, конечно, историю великих людей: всегда интересна личность, путь и выбор. Вот о чем мне хочется рассказать не только словами, а выразить мысль через движения тела, - делится Зарина Мухитдинова.
- Мы - за качественные эксперименты в искусстве, новые форматы, сочетающие разные жанры и концепции. «Наваждение» уникально тем, что объединяет художественную гимнастику с танцами, причем лучших с лучшими. Это, своего рода, спортивно-танцевально-музыкальная поэзия на сцене с глубокой драматургией и важным посылом зрителю - истинная любовь рождает шедевры. Для «Гранда» честь – сотрудничество с Ириной Александровной Винер и ее командой. «Наваждение» больше чем спорт или танцы в исполнении чемпионов мира и Европы. Это, скорее, театр художественной гимнастики и танцевального мюзикла с колоссальным потенциалом и успешным началом, - считает Денис Тагинцев.
Алла Сигалова назвала себя рабом своих чувств и желаний
Хореограф и актриса Алла Сигалова предостерегла родителей от спонтанных решений отдавать своих детей в балет. Она напомнила об исключительной сложности этой профессии.
- Если артист драматического театра может себе позволить в 10.00 утра проснуться, то артист балета в это время уже стоит в репетиционном зале. Мало того, он должен преодолевать мышечную и суставную боль, в иногда и нежелание сопротивляться этой боли. Да, драматические артисты преодолевают боль, но эмоциональную. А ведь физическая боль более эмоциональна, мучительна, - сказала в беседе с ТАСС Алла Сигалова. - Подумайте, куда вы ведете своего ребенка. Это травмы, перегрузки - профессия сложная.
Алла Сигалова вспомнила, что ее саму в детстве не хотели брать в балет из-за избыточного роста, но она проявила настойчивость:
- Мой организм обладает какой-то уникальной способностью загадывать бесконечные желания - и я всегда вынуждена их исполнять. Моему организму все время чего-то хочется - на уровне сознаний, эмоций. И я чувствую, что все эти задумки обязана осуществить. Так что в каком-то смысле я раб своих чувств и желаний.
В искусстве Алла Сигалова назвала себя сторонницей всего нового, поэтому она стремится расширить сферу использования ИИ в хореографии:
- В некоторых постановках мы использовали подобные программы, но на довольно примитивном уровне. Мне бы хотелось найти человека или целую команду, которая помогла бы внедрить эти технологии в спектакли в более серьезных масштабах. Это может открыть перед нами невероятные возможности.
В ближайшее время Алла Сигалова появится на экране в сериалах "Жар" и "Чужие деньги", премьера которого, как "ИнтерМедиа" сообщало ранее, состоится 15 мая 2025 года.
Константин Богомолов перепишет историю «Трёх сестёр» в спектакле «Смерть Тузенбаха» в Театре на Бронной
Премьера спектакля «Смерть Тузенбаха, или Подлинная история Ольги, Ирины и Маши» состоится в Театре на Бронной 5, 6 и 7 мая 2025 года. Персонажи чеховских «Трех сестер» меняют время и обстоятельства, становясь героями новой пьесы, сочиняемой режиссером Константином Богомоловым, как всегда, специально для этого спектакля.
Действие разворачивается в 1944 году в Эстонии. В маленьком городке Кaks Kivi (в переводе с эстонского - Два Камня) живут три женщины - Ольга Прозорова-Фрост, когда-то эмигрировавшая из новой России, и ее дочери Ирина и Мария. События спектакля происходтя на протяжении трех дней - от момента, когда советские войска войдут в город до той секунды, когда они двинутся дальше, на Берлин. Глава семейства, Карл Эдгар Фрост, эстонец, родившийся в Империи и учившийся в Москве, год как мертв. Жившие под нацистской оккупацией женщины отчаянно пытаются встроиться в новую советскую реальность, но из всех шкафов вылезают скелеты, и все тайное становится явным, создавая безумную картину взаимоотношений, поступков и биографий героев, сплетенных воедино полувековой историей Европы.
- Смерть Тузенбаха, нациста и потомка вампиров, станет предвестием и знаком смерти старого мира, - сообщается в пресс-релизе. - Того мира, в который как освободители и вершители справедливого возмездия приходят русские военные. Среди них - контрразведчик Соленый. Он видит насквозь всех героев этой истории, и каждый получит по заслугам. Это высший суд, олицетворенный в человеке, знающим цену боли. Он, Соленый - «соль земли» - несет горькую правду, а его миссия - выжечь инфекцию беспощадно и навсегда. Это детектив и мелодрама. Это Тарантино и Чехов. Это убийства и любовь, предательство и разоблачение, яростные споры полурусских интеллигентов вокруг эмигрантского самовара и советские хиты под не сгоревшее под обстрелами фортепьяно.
В спектакле три антракта и четыре акта. Один из них играется полностью на трех языках (русском, немецком и эстонском) с синхронным переводом. Не вошедшие в основное повествование сцены зрители могут посмотреть и послушать отсканировав телефоном QR-код, который появится после спектакля на занавесе.
В спектакле заняты Лера Горин, Екатерина Куханевич, Дарья Жовнер, Елена Степанян, Сергей Городничий, Варвара Комарова, Иван Тарасов, Никита Худяков, Светлана Божатова, Денис Бондаренко, Анастасия Морозюк, Александр Шумский, Евгений Перевалов, Марк Кондратьев, Никита Лукин, Варвара Сурсанова, Андрей Фомин, Григорий Науменко, Богдан Жилин, Рустам Ахмадеев, Алдар Когаев, Артем Шаромов, Константин Богомолов.
.jpg)