Перспективы развития креативности обсудили на форуме «Креативные индустрии 2024» в Торгово-промышленной палате РФ
Деловой форум «Креативные индустрии 2024: импульс для технологического и инновационного развития» состоялся в Торгово-промышленной палате РФ 16 февраля 2024 года. Теоретики и практики креативной индустрии представили свои доклады в рамках деловой сессии, а также стали участниками церемонии награждения Национальной бизнес-премии “Креативные технологии 2024”.
Форум открыли главный редактор интеллектуального глянцевого журнала MelonRich и бизнес-журнала FinanceTimes Светлана Листопадова и председатель Комиссии по развитию креативных индустрий в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Егор Иванков. Затем с приветственным словом выступил член экспертного совета, председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Владимир Гамза. Он отметил, что в последнее время в креативную среду все более активно проникают цифровые технологи.
- И это не случайно. Развитие ИТ становится одним из фокусов внимания политиков по всему миру. У России как наследницы индустриальных достижений СССР есть все возможности для технологического рывка вперед. Что касается креативных индустрий, то они наверняка проявят недюжинные способности и благодаря все тем же технологиям поднимутся на новый уровень.
Егор Иванков стал одним из модераторов встречи. Он выразил уверенность в том, что русский народ «выдержит любые испытания и справится со всеми трудностями», поскольку это заложено в культурном коде России. Он особо подчеркнул, что в развитии креативных индустрий, как и любых других, не последнюю роль играет образование.
Выступление генерального директора Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамина Каганова было посвящено ключевым составляющим креативных индустрий. Спикер отметил, что важны не только технологии, но и эмоции, чувства.
- При этом нельзя забывать и о финансовой стороне творчества, поскольку так или иначе предприятия культуры, дизайна, медиа и развлечений нацелены на получение прибыли. Именно на стыке стихии технологий, эмоций и финансов рождаются креативные индустрии.
Большое значение креативным индустриям с точки зрения интеллектуального направления отметила председатель Союза пиарщиков России Мария Тарханова.
- Креативные индустрии – это интеллектуальное направление. Они нуждаются в особой поддержке и внимании. Креативные индустрии в современном мире проявляются в образовании, науке, творчестве и искусстве, что очень важно для развития общества. Национальная бизнес-премия – отличная возможность заявить о своих достижениях. Это большой импульс для развития и роста в своей профессии.

Директор Центра креативной экономики НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина рассказала о законодательном регулировании креативных индустрий. Она отметила, что уже 3 года в разработке находится Концепция развития творческих (креативных) индустрий.
- Креативные индустрии − это и экономический, и гуманитарный сектор, производство смыслов и ценностей, способ консолидации России. Именно креативные индустрии могут выступить мягкой силой, которая позволит выстраивать отношения со всем миром и внутри страны на принципах взаимного уважения и признания.
Положительную динамику увеличения числа работников креативной индустрии подчеркнул руководитель Управления в Центре диверсификации оборонно-промышленного комплекса ФГУП «ВНИИ «ЦЕНТР» Минпромторг России Дмитрий Лопухин.
- Ежегодно участниками креативных индустрий становятся миллионы людей. Еще в 2014 году пытались заложить в понятийный аппарат определения креативных индустрий, которые изначально выступали в связке с интеллектуальной собственностью. Летом прошлого года президент РФ дал поручение разработать проект федерального закона и, в перспективе, подзаконных актов, которые выстроят систему и структуру для развития этих индустрий. Стоит обратить внимание не только на процесс, но и на динамику увеличения интереса со стороны регулирующих органов.
Генеральный директор Ассоциации деятелей культуры и бизнеса «Я Лидер» Илья Листопадов отметил, что на пути к потребителю многие креативные компании сталкиваются с препятствиями, и его ассоциация ставит перед собой цель поддержки такого бизнеса.
Вице-президент Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) Евгений Абов рассказал о 25-ти летии организации. Охват и членство Союза расширились, и теперь это объединение не только тех, в чьем бизнесе есть издательская составляющая, но и партнеров и поставщиков индустрии, полиграфических предприятий, создателей технологий для медиа. Как и многие выступающие, эксперт подчеркнул важность использования последних достижений в области ИТ. ГИПП все активнее внедряет их в свою деятельность. Евгений Абов предложил не останавливаться на достигнутом, а укреплять связь СМИ и креативной экономики.

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов выступил с докладом о результатах исследований культурных и креативных индустрий, проводимых агентством с 1993 года.
- Сбор статистических показателей в этой сфере имеет ряд сложностей. Во-первых, определение понятия «креативные индустрии» и их состав в разных странах различается. Во-вторых, нужно понимать, что все процессы в обществе определяются уровнем культуры, который в развивающихся странах - в том числе в России - к сожалению, находится не на самом высоком уровне. Подробнее ситуация описана в исследовании агентства InterMedia «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ 2019-2021», а также в отчете «Экономика культуры в РФ 2018-2023».
В ходе выступления было обозначено несколько важных проблемных вопросов, с которыми сталкиваются те, кто занимается регулированием креативных индустрий. Главная среди них - несостыковки с действующими законами в сфере культуры. Решить этот вопрос можно только через совершенствование законодательства, что крайне сложно.
«Входит ли в состав креативных индустрий деятельность по выполнению госзаданий бюджетными организациями, коммерческая деятельность бюджетных организаций, деятельность некоммерческих организаций? А специализированная креативная инфраструктура, в т.ч. торговля, продажа билетов и абонементов? Можно ли причислять к отечественной креативной индустрии использование зарубежных объектов, в том числе из недружественных стран?» Эти и другие вопросы поставил спикер в ходе своего выступления.

Далее состоялась церемония награждения национальной бизнес-премией “Креативные технологии 2024» финалистов медиа-блока. Владимир Гамза вручил приз ГИПП за весомый (25-летний) вклад в объединение и поддержку участников печатной индустрии; в номинации «Голос города» победила Газета «Вечерняя Москва». «Мурзилка» была отмечена грамотой за сохранение вековых традиций детского литературно-художественного журнала.
Последующие части деловой программы были посвящены всем возможным областям креативных индустрий: от моды до народных художественных промыслов. Директор Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере Ирина Ильина рассказала о создании креативных кластеров в регионах, в том числе в Костроме, и привлечении молодежи к созданию креатива. Председатель кластера «Модная индустрия» АДКБ «Я Лидер» Евгения Роос и генеральный директор ESG-компании "Прогрессив фэшн груп" Татьяна Андрианова затронули темы отечественной моды, которая в условиях санкций переживает новое рождение и нуждается в поддержке. Интерес аудитории к российским дизайнерам неизменно растет. Художник и предприниматель Герман Шамаев рассказал о способах повышения доступности искусства для детей, собственном опыте размещения художественных полотен в школах.
В завершение форума состоялась церемония награждения Национальной бизнес-премией «Креативные технологии 2024» финалистов бизнес-блока.

Дополнительная информация - на официальном сайте MelonRich.
.jpg)