Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь суток

Леонид Величковский: «Успех того или иного трека сегодня — это как игра в казино»

16.08.2023 15:54 Музыка Рубрика: Дайджест 16+
Анна Сорокина

ПРО АВАРИЮ, В КОТОРУЮ ПОПАЛА ЛАДА ДЭНС

— Если говорить по поводу аварии, то мы все каждый день рискуем, передвигаясь на машинах, самолетах и т. д. Зимой и сосулька может упасть на голову. Таких случаев было немало. Желаю Ладе скорейшего выздоровления. Я написал ей в день, когда случилась авария: «Как ты себя чувствуешь?» В ответ получил эмодзи в виде двух сложенных ладошек.

О ТОМ, КОГДА ПОСЛЕДНИЙ РАЗ ОБЩАЛСЯ С ЛАДОЙ ДЭНС

— Три месяца назад. Я ей делал новую песню. И она просила подписать со мной договор и на нее, и на старые хиты. Я ей ответил: «Лада, пожалуйста, в любое время». Она мне написала: «Давай завтра». И пропала. Это в стиле Лады. Если она говорит «завтра», это может быть спустя годы.

О ТОМ, КАК БИЗНЕСМЕН ПАВЕЛ СВИРСКИЙ УВЕЛ У НЕГО ЛАДУ ДЭНС

— Немного не так. Мы с Ладой не были женаты. Хотя существует легенда, что мы были мужем и женой. В тот период мы фактически уже не жили вместе. Мы прожили вместе и проработали 4 года, два из которых вроде как нормально. А два последних уже и не жили, по сути. Слава, звездность — тяжелое бремя. Когда на артиста сваливается популярность, меняется его сознание, психология, даже черты характера. Лада — яркий пример. Когда она стала звездой, то сильно поменялась. У нее были претензии ко мне, что я вроде как ничего не делаю, хотя сделал, как известно, практически все. При расставании в середине 90-х она взяла меня за грудки и спросила: «Ты вообще кто? Ты никто». Спустя годы, пройдя большой путь и сделав много проектов, я воспринимаю это философски, с пониманием.

О СУДЬБЕ «СТРЕЛОК»

— Все группы, которые я создал, работают — «Вирус», и «Комиссар», и «Стрелки». В 2003-м или в 2004-м первый состав «Стрелок» распался. Каждая из солисток стала работать сольно. Но ни у кого из них не получилось стать большими и значимыми артистами. Что меня очень сильно расстраивает. Потому что девчонки небесталанные. Но самое интересное, в 2014-м году я их снова собрал вместе по собственной инициативе. Они снова стали выступать. Мы начали работать над новыми песнями. Они отработали год, а потом кинули меня. Просто заявили, что хотят работать самостоятельно, без меня. Но как оказалось впоследствии, они стали работать с Черкасовым — он их запутал, и они меня кинули.

О ДОГОВОРЕ С ГРУППОЙ «СТРЕЛКИ»

— Мы его не успели подписать. Я его со своей стороны подписал, отправил им. После чего они пропали — просто его не подписали. И все это произошло тоже не без участия Андрея Черкасова. Они теперь с ним работают. Я не понимаю, что я не так сделал в жизни. Все артисты, к которым я имел отношение, — «Технология», Лада Дэнс, «Вирус», «Комиссар», «Стрелки» — все работают. Но мне никто ничего не платит.

О СОЗДАНИИ «ТЕХНОЛОГИИ»

— Я начинал в одной из первых электронных групп в СССР «Биоконструктор». Ее создал Александр Яковлев в 1986 году. Чуть позже в группу влился я, а потом и Рома Рябцев. Нам (мне и Роме) очень нравилась группа Depeche Mode и вообще этот стиль музыки — техно-поп. По сути, мы были промоутерами этой группы в СССР. Многие почему-то уверены, что мы копировали Depeche Mode. Это легенда, миф. Ведь если взять стиль хэви-металл, то все группы, играющие такую музыку, похожи. Приемы, гармонии, звуки, манера пения, стиль одежды, прически — все похоже. У кого-то волосы короче, у кого-то длиннее, кто-то использует клавишные, кто-то нет. Но суть от этого не меняется. Группа «Технология» просто удачно вписалась в стиль техно-поп. Но для того, чтобы играть такую музыку, нужно было иметь определенные инструменты. В «Биоконструкторе» таких не было. Мы были нищими тогда.

Как-то во время гастролей я познакомился с Натальей Гулькиной, которая тогда уже была одной из солисток «Миража». Наташа хотела делать сольную карьеру. И я предложил ей написать альбом и попросил небольшую долю с концертов. На инструментах, которыми пользовался «Биоконструктор», я написал ей первый альбом — «Дискотека». И она стала ездить на гастроли и отчислять мне процент. Я уже не помню, сколько я тогда получал. Но это были приличные деньги, на которые мне удалось купить нужные инструменты, самые современные на тот момент (в 1989 г. — Ред.). Что позволяло мне делать современный техно-поп с современными звуками и использовать сэмплеры, в то время очень дорогие инструменты.

Лидеру «Биоконструктора» Александру Яковлеву это не понравилось. На этой почве мы и разошлись с ним. Я, Роман Рябцев и Андрей Кохаев хотели делать одно, а он другое. В группу «Технология» нужен был солист с низким голосом, который бы «басил» как солист Depeche Mode Дэвид Гэхен. Так получилось, что мой одноклассник Владимир Нечитайло пел таким голосом. И мы его взяли в качестве вокалиста. Песни тогда писали я и Рома Рябцев — 50 на 50.

В те времена были только две музыкальные телепрограммы, куда можно было попасть с такой музыкой, — «Утренняя почта» и «50 на 50». Никаких других вариантов, чтобы продвинуть музыку в эфире, не было. И я поехал к Юрию Айзеншпису на разговор. Поставил ему несколько наших песен («Все, что ты хочешь», «Нажми на кнопку», «Странные танцы») и пытался убедить его, что это модная современная музыка. Юра не понимал ее, поскольку в то время были популярны группы из Московской рок-лаборатории — «Бригада С», «Вежливый отказ» и другие, а электронную музыку, техно-поп никто не воспринимал, и относились к ней не очень хорошо. «У вас все вроде бы ничего, но надо добавить пару трубачей в группу — одного высокого, другого небольшого роста», — сказал Айзеншпис.

О ПРОДВИЖЕНИИ «ТЕХНОЛОГИИ»

— Задача была проще — чтобы Юра впихнул нас в «Утреннюю почту» и в программу «50 на 50». От него больше ничего и не требовалось. Других людей, которые могли бы сделать это, я не знал. Тогда не было YouTube, интернета не было и в помине. Чтобы музыку начали распространять, нужно было отнести ее аудиопиратам. Что и делали многие музыканты. Я знал две пиратские студии, которые этим занимались, — студия Андрея Лукинова «Звук» и «Мастер». Я отнес туда записи «Технологии», и «пираты» стали их тиражировать, так наши песни «ушли в народ». Постепенно мы стали ездить на гастроли. В 1990-м году мы выступили в цирке города Чернигова, где у нас случился дикий аншлаг — люди стояли в проходах. После этого концерта я вернулся домой, включил автоответчик, на котором было около 10 сообщений от Айзеншписа: «Леня, куда ты пропал, приезжай ко мне срочно». В итоге мы с ним заключили договор, согласно которому 30% с концерта оставляли себе, а 70% отдавали ему. Такие были условия (из-за чего мы впоследствии и разошлись с Айзеншписом). Но мы согласились потому, что нам нужно было попасть в верхний артистический эшелон.

О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С НАТАЛЬЕЙ ГУЛЬКИНОЙ

— Я написал ей два альбома, и на этом наше сотрудничество закончилось. Так как ее супруг (на тот момент) Константин Терентьев стал меня и даже Наташу обманывать — не показывал стоимость концерта или занижал ее. Костя все бабки забирал себе. Я это понял. В итоге и я, и Гулькина с Терентьевым разругались. Он был (умер в 2006-м году — Ред.) очень ушлым парнем. А дальше у меня начались другие проекты — группа «Комиссар», Лада Дэнс, «Стрелки», «Вирус».

О ПОПЫТКАХ ВСТРОИТЬСЯ В СОВРЕМЕННЫЙ ШОУ-БИЗНЕС

— Пытаюсь и делаю так, чтобы трек стал популярным. Но сегодня все кардинально поменялось. Раньше нужно было иметь инструменты (клавишные, гитары, барабаны), уметь играть на них, знать нотную грамоту, обладать голосом — то есть быть музыкантом, чтобы знать, какой аккорд взять, на какую клавишу нажать. Чтобы сделать песню «под ключ», нужно было выложить от 1 000 до 5 000 долларов и даже больше — за запись песни, аранжировку и т. д. Тогда все записывалось на магнитную ленту, а не на компьютер. Финансово это было доступно не всем. Поэтому шоу-бизнес был делом профессионалов. Музыку делали музыканты. Если ты записывал плохой трек, рекорд-компании просто не выпускали это на носителях, и на радио это не крутили. То есть рекорд-компании и продюсеры были неким фильтром — они не пропускали некачественный продукт. Сегодня все упростилось. Достаточно купить недорогой компьютер, загрузить туда контрафактные программы, плагины и выложить самому все это в интернет. Использование плагинов и программ рассчитано не на музыкантов, а на массы, которые ничего не знают и не умеют. Реклама плагинов гласит: вам не нужно ничего уметь и знать, программа все за вас сделает — «оттюнит» голос и сделает правильную гармонию. Производство музыки превратилось в компьютерное конструирование, оно сегодня ничего не стоит. Скоро уже загрузка в интернет будет автоматическая. Раньше был в моде кварто-квинтовый круг... Кварто-квинтовый круг не позволяет петь на одной ноте. Если проанализировать все современные хиты, то они основаны на параллельной гармонии, которая позволяет мычать на одной ноте всю песню. Можно петь даже мимо нот, программа «Аутотюн» сама автоматически определит тональность и автоматически удалит всю фальш и неточности в пении. Сегодня существуют миллионы «сонграйтеров». Среди моих знакомых таких людей масса. Все вдруг начали писать песни. Пара-тройка уроков на YouTube — и ты сонграйтер, артист и продюсер одновременно.

ОБ УСПЕХЕ

— Успех того или иного трека сегодня — это как игра в казино. Некоторые люди ставят на ноль и выигрывают миллионы. С Иманбеком тот самый случай. Парень, работавший «стрелочником» на железнодорожной станции, просто взял готовый трек, «пичнул» (повысил. — Ред.) тональность, подложил другой бит. И по каким-то причинам, никто не знает, по каким, трек выстрелил. За три года его только на YouTube посмотрели 280 млн пользователей. А вообще, это миллиарды прослушиваний по всему миру. Даже я, который давно в этой индустрии, не могу понять, почему люди начинают массово слушать тот или иной трек. Лет 30 назад достаточно было попасть с приличной песней на «Муз-ТВ», MTV и «Русское радио», которые слушала и смотрела вся страна, и она априори становилась хитом.

За 70 лет, что существует мировой музыкальный шоу-бизнес, все гармоничные последовательности, по которым создаются хиты, по моему глубокому убеждению, исчерпали себя. Ничего нового мы уже не придумаем. Придумать сегодня такую песню, как «Отель Калифорния», уже невозможно. Может появиться аналог, и все будут говорить: «Это похоже на то, что уже было». Но ничего существенного нового в популярной музыке придумать нельзя.

(Владимир Полупанов, «Аргументы и факты», 16.08.23)

https://aif.ru/culture/person/napisala_do_zavtra_i_propala_velichkovskiy_o_dens_viruse_i_strelkah

Фото: Анна Сорокина
Теги: цитаты, Леонид Величковский

Рецензия на книгу «Сектор Газа»: черновики и рукописи легенды»

обложка книги

2024, «Бомбора».

Оценка: 8 из 10.

Очередная книга про Юрия Хоя и «Сектор Газа» - это так называемый артбук: минимум текста и множество фотографий, а львиную долю контента составляют сканы рукописей текстов песен группы. Дочь Юрия Ирина Клинских и другие энтузиасты сохранения наследия артиста нашли почти все тексты со всех альбомов – исключение составили лишь те две пластинки, песни для которых Хой писал в Москве. Эти документы интересны не только для фанатов «Сектора Газа», которые знают большинство произведений Юрия Клинских наизусть, но и для тех, кто, скажем так, наблюдал за феноменом группы со стороны. Последних, возможно, изумят аккуратные страницы «беловиков» Юры, где все тексты написаны аккуратным почерком, продатированы, куплеты пронумерованы и т.д. В чём в чём, а в этом Хой был очень организованным человеком. В книге есть и раздел черновиков, в том числе неизданных песен, - и они выглядят вовсе не такими аккуратными, зато творческая кухня поэта раскрывается в них во всей красе.

Перечитывая рукописи с текстами Юрия Клинских, я будто перенёсся в своё подмосковное лето 1995 года, наполненное музыкой «Сектора Газа», которую интенсивно слушали в тогдашней компании. Мне эти песни казались слишком грубыми, примитивными, пошлыми, «колхозными», хотя сложно было не оценить лихость, с которой Хой нарушал писаные и неписаные табу, азартно распевая про понос, сифон, трипак и вонючие носки. Опубликованные рукописи напомнили… про счастливую ночь (зачёркнуто)… про это своеобразное новаторство Клинских. Его орфографические ошибки выглядят не как ошибки, а как «авторская орфография», он с лёгкостью видоизменяет язык, используя жаргонизмы, диалектизмы и просторечные выражения, причём даже мат у него порой выглядит менее стрёмно, чем всякие «своё плево», «кайфец», «попец» и прочее. Своеобразное чувство юмора музыканта порой рождало настоящие шедевры, но хватало у него и произведений в жанре «грёбаный стыд». С этой точки зрения весьма трогательно смотрятся в книге комментарии к текстам альбомов с подробнейшим анализом правок автора. Любопытно, что бы сказал Юрий Клинских, прочитав одну из многочисленных подробностей типа «В третьем куплете строчка «и вразнос тебя несёт» выглядела сначала «но в разгон тебя несёт». Думал ли он, что в XXI веке его тексты будут разложены исследователями на атомы?

Очень интересно в книге выглядят собственноручно написанные Хоем биография «Сектора Газа» и выходные данные его альбомов, а также подборка публикаций прессы про группу. Правда, здесь энтузиастам немного не хватило энтузиазма, чтобы указать даты выхода этих статей. Юрий Клинских поставить дату написания текста никогда не забывал.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка книги
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, книги, Сектор Газа
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Коррозия металла» приостанавливает концертную деятельность

соцсети

Концерты группы «Коррозия металла» после инцидента в Нижнем Новгороде находятся под угрозой срыва. Как рассказал лидер коллектива Сергей «Паук» Троицкий телеграм-каналу Shot, он сам и два гитариста провели ночь в отделении без еды и воды и находятся «в дичайшем состоянии», а барабанщик группы Марк Бейгун лежит в коме в нижегородской больнице «после атаки трех бугаев».

Все трое были оштрафованы на общую сумму в 200 тысяч рублей (132 из них должен заплатить лично Сергей). В соцсетях группы «Коррозия металла» сообщается, что они планируют обжаловать это решение и уже написали заявление в Следственный комитет РФ.

По словам Троицкого, из-за сорванного концерта он потерял много денег, а также часть оборудования: две запасные гитары, одна из них акустическая Takamine, другая — бас-гитара Clevan. Из-за этого предстоящий концерт «Вальпургиева ночь в Пауковке», который должен состояться в подмосковных Мытищах, в ДК «Бородино», 30 апреля 2024 года, оказался под угрозой срыва.

Видео с сорванного концерта в клубе «Ненависть» 27 апреля выложено в аккаунт группы «ВКонтакте». Его длительность составляет 22,5 минуты, в финале слышно и видно, что в зал ворвалась полиция.

Обзор: «Cranberries — Больше чем «Zombie». Галопом по Ирландии

обложка альбома

2024, «Войс».

Оценка: 7 из 10.

Канал «Войс» не так часто балует зрителей новыми выпусками. За полгода существования канала вышло всего три видео. Я надеюсь, это потому, что Владимир Завьялов и Николай Овчинников хотят делать хорошо, поэтому не включают скорости в ущерб качеству. Выпуск про Cranberries озадачивает прежде всего своим хронометражем – 15 минут. За это время «Войс» берётся рассказать про ирландцев, ирландскую музыку, её место в англоязычном шоу-бизнесе, группу Cranberries, её историю и её роль повышении статуса ирландской музыки. Перечитав последнее предложение, я сразу представил себе знакомых музыкальных обозревателей, которые на основании этих данных могли бы написать книгу страниц на 800 с невероятным количество фактуры и аналитики. Но, оказывается, всё то же самое можно в доступной форме изложить за 15 минут.

Но, разумеется, без особых подробностей. Рассказ об ирландцах и их музыкальных традициях не выходит за рамки расхожих штампов об этом острове и его обитателях, как и короткое упоминание о сложных отношениях Ирландии и Великобритании. Но дальше авторы выпуска делают беспроигрышный ход, доказывая, что мирового музыкального успеха добиться смогли только те ирландцы, которые этим штампам подчиняться не стали. Группа U2 играла космополитичную музыку, а Боно скрывал ирландский акцент, зато Cranberries сумели вплести в свои песни элементы ирландского фольклора и звукоизвлечения – и тоже победили. Для этого им понадобилась, конечно, вокалистка Долорес О'Риордан. До её появления группа играла среднестатистический пост-панк, а её голос всё преобразил. «Смесь меццо-сопрано и йодля» и красивые чувственные песни выделили Cranberries на фоне других ирландских музыкантов, и группе не пришлось даже отказываться от своих корней.

Далее ведущие «Войса» горячо доказывают, что «Zombie» - не самая типичная песня Cranberries, хотя и самая известная. В выпуске есть рекомендации послушать несколько других композиций, и вот тут авторы канала явно ломятся в открытую дверь. Все процитированные песни и без того известны, «Зомби» многие из них не уступают, а может, и превосходят, так что непонятно, почему вдруг столько внимания уделено этому произведению. Cranberries отнюдь не были группой одной песни, но «Войсу» не до подробностей и не до разбора альтернативных мнений, надо же в 15 минут уложиться. Хотя кто ставил эти рамки? Что помешало расшириться до получаса и подробнее рассказать о других шедеврах группы или хотя бы не так сбивчиво поведать о трагической судьбе её вокалистки?

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка альбома
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, Cranberries, Войс
β 16+