Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь суток

В России появятся первые плейлисты элитарной музыки для публичных пространств

10.07.2023 19:10 Музыка Рубрика: Хроника 16+
предоставлено пресс-службой Российской креативной недели

Панельная дискуссия «Новые возможности для российского джазового сообщества» состоялась 4 июля 2023 года в рамках деловой программы Российской креативной недели, проходящей на территории кластера «Ломоносов» Московского государственного университета.

В последние годы в России активно развивается джазовое сообщество. В этой сфере стали появляться новые яркие имена, события, образовательные программы и студии звукозаписи. Например, Московский джазовый фестиваль собрал 250 тыс. зрителей в прошлом и 270 тыс. зрителей в этом году, что сравнимо со средней посещаемостью «Нашествия». Эстрадно-джазовые отделения российских вузов и колледжей ежегодно выпускают сотни студентов. Джазовые исполнители могут заявить о себе, выступая на крупнейших городских площадках. Кроме того, эта музыка особенно привлекательна для аудиооформления бизнеса. Возможностей все больше, но они не всегда очевидны самим участникам сообщества. Именно поэтому представители ведущих культурных институций встретились, чтобы обсудить их на «Российской креативной неделе».

– Если индустрия академической музыки более институционализирована – существуют различные оркестры, филармонии, образовательные учреждения, то джазовая находится на том этапе развития, когда ее продвигают сами деятели: музыканты, композиторы, эксперты и продюсеры. Они уже делают это весьма успешно, но им нужно помогать, – отметил модератор встречи, исполнительный директор Фонда поддержки и развития музыкального искусства им. Игоря Бутмана Роман Христюк.

Коллегу поддержал программный директор «Радио Jazz» Дмитрий Кротков, рассказав об актуальных тенденциях, а также реальных мерах поддержки талантливых композиторов и исполнителей со стороны медиа:

– Еще в прошлом году я был приятно удивлен количеством джазовых фестивалей не только в Москве, но и по всей стране, – сказал он. – Проблема в том, что их участники и создатели часто не знают, как заявить о себе, и мы, являясь единственной в России джазовой радиостанцией, даем им такую возможность. У нас есть рубрика «Реальный джаз», которая выходит ежедневно по пять раз в день и рассказывает об интересных новинках, не только зарубежных, но и отечественных. Нам всегда можно прислать свой альбом, и, если это качественная профессиональная музыка, мы поставим ее в эфире – такие композиции ротируются примерно в течение месяца. С 2021 года на радиостанции идет также программа «Вечерний джайв», которую ведет Мариам Мерабова. Мы приглашаем туда не только звезд, но и директоров джазовых фестивалей, продюсеров, арт-директоров клубов и неизвестных талантливых музыкантов, чтобы они могли рассказать о себе, представить свое творчество. Кроме того, мы уже девятый год проводим премию «Все цвета джаза» в семи номинациях. Только в одной – «За вклад в развитие джазовой индустрии в России» – мы выбираем победителя самостоятельно, в остальных проводится народное голосование, по итогам которого в финал выходят десять номинантов.

Несколько официальных городских программ поддержки предлагает артистам, в том числе джазовым, Московский продюсерский центр «Моспродюсер» - о них рассказал замдиректора центра Никита Беляков.

– Среди участников наших проектов – около 300 представителей джазового направления, 8% от общего числа, что довольно много, учитывая, что поп-артисты составляют примерно 45%, – рассказал он. – Говоря о конкретных возможностях, у нас есть круглогодичный проект без конкурсного отбора - «Уличный артист», в рамках которого любой житель или гость столицы может выбрать на сайте Mos.ru подходящую ему по вместимости и звуковому режиму площадку города и выступить на ней. Всего мы предлагаем 40 городских площадок, на которых за все время существования проекта прошло уже 76 879 выступлений, а за прошлый год – 20 169 выступлений. Еще более профессиональная история, как раз подходящая джазовым музыкантам, у которых более высокий уровень подготовки, – «Уличный артист в парках». Это конкурс, который проходит в два этапа и позволяет победителям сыграть концерт в городских садах и парках. Всего речь идет о 50 площадках Москвы, на которых уже состоялось более 600 выступлений. Наконец, перед крупными мероприятиями, такими как День города или выпускной, мы запускаем проект «Лайн-ап», победители которого получают возможность выступить на большой сцене с авторским материалом в рамках праздничного концерта. Более чем из 650 заявок, поданных на участие в различных мероприятиях, мы отобрали 21 финалиста, пятерых победителей и двух обладателей спецноминаций. Помимо этого, мы формируем сезонные плейлисты в парках, куда на конкурсной основе могут попасть треки молодых талантливых исполнителей, а зимой они могут выступить на московских катках в специальной рубке, также пройдя предварительный отбор.

Познакомиться с коллегами, экспертами, поджемить и заявить о себе можно, став участником арт-кластера «Таврида.АРТ». Он был организован в 2015 году в Крыму как молодежно-просветительский курорт для молодых деятелей искусств от 18 до 35 лет. Изначально мероприятие проводилось в формате форума для начинающих представителей различных творческих специальностей, которые общались с профессиональными спикерами и наставниками, но сейчас разрослось до крупного проекта, включающего в себя образовательные заезды для музыкантов различных жанров, дизайнеров, архитекторов и режиссеров, академию творческих индустрий «Меганом» и музыкальный лейбл «Таврида.АРТ».

– С 2020 года мы сотрудничаем с Фондом Игоря Бутмана и организуем джазовые заезды, участники которых повышают уровень своего профессионализма, знакомятся, делают совместные межрегиональные проекты – по итогам предыдущих заездов некоторые ребята создали очень успешные коллаборации, с которыми гастролируют по городам России. Представители Фонда Бутмана отбирают некоторых музыкантов для участия в Московском джазовом фестивале. Кроме того, мы уже собрали Всероссийский молодежный джазовый оркестр, а в 2024 году запускаем новую программу подготовки для джазовых музыкантов и режиссеров. В качестве бонуса они получат возможность записаться на лейбле «Таврида.АРТ», – рассказала основатель лейбла, музыкальный продюсер Анна Храмова.

В свою очередь, такая музыка очень востребована у бизнеса для оформления кафе и ресторанов, салонов, торговых центров, мастерских и шоурумов. Для получения дополнительного дохода молодые исполнители могут передавать свою музыку в каталог сервиса аудиобрендинга Fonmix - так их музыка зазвучит в общественных пространствах. Музыкальный продюсер проекта Антон Панкратов рассказал, как организована система аудиовещания в публичных пространствах и чем владельцев бизнеса и посетителей привлекает именно джазовая музыка:

– Еще в конце 90-х – начале нулевых наша команда занималась созданием специализированных онлайн-радиостанций для фестивалей, мероприятий, конкретных локаций, а потом мы задумались о создании большого музыкального маркета, предлагающего аудиооформление для самых разных видов бизнеса, – рассказала она. – Специалисты Fonmix опираются в своей работе не только на актуальные тренды, но и на исследования нейрофизиологов о влиянии звука на поведение клиентов, их покупательную активность, отношение к бренду и время, которое они проводят в том или ином публичном пространстве. Исследования показали, что человеческая психика по-разному воспринимает различные стили и жанры. Кроме того, отдельные элементы музыки непосредственно влияют на различные системы человеческого организма. Например, правильно подобранный музыкальный ритм нормализует биологические ритмы, гармонизирует эмоциональное состояние. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса, мелодия оказывает релаксационный эффект, мягкие ритмы успокаивают, так же, как и консонансы – гармоничное сочетание звуков. Именно такими характеристиками обладают джазовые композиции, потому что это очень тонко организованная музыка. Мы подбираем плейлисты индивидуально для каждого клиента, учитывая время, когда будет звучать та или иная композиция, тип бизнеса и другие факторы – например, сезон. Наш опыт показывает, что весной, особенно утром, у клиентов особенно востребован латинский джаз, диксиленд. Днем, если это торговый развлекательный центр или ресторан, посетителям заходит джаз-хаус, фьюжн, вечером – джазовые стандарты. Говоря о последних, молодые композиторы могут задуматься о создании собственных вариаций по их мотивам. Например, среди наших клиентов есть владельцы стейк-хауса, которые любят музыку 50-х–60-х. Если современные джазовые авторы предложат композиции, стилизованные под свинг, джаз-фанк, они могут стать востребованными в таком месте.

Роман Христюк отметил, что именно благодаря сервису Fonmix идея продвижения джазовой музыки для бизнеса в России будет реализована в самое ближайшее время:

– Совместно мы планируем создать для различных общественных пространств несколько плейлистов, состоящих именно из российской джазовой музыки, - сказал он. - Это также отличная возможность для представителей направления выйти на новый уровень, сделать так, чтобы их услышали. Многие не верят в свой успех, и это огромная сдерживающая сила. Джазовая индустрия, как и любая другая, живет благодаря притоку свежих талантов, потому что публику всегда нужно удивлять. Уверен, что только силами всех участников сообщества мы сможем продолжить открывать новые горизонты.

Фото: предоставлено пресс-службой Российской креативной недели
Теги: репортаж, цитаты, джаз, Fonmix, Российская креативная неделя, новости партнеров

Рецензия на книгу «Сектор Газа»: черновики и рукописи легенды»

обложка книги

2024, «Бомбора».

Оценка: 8 из 10.

Очередная книга про Юрия Хоя и «Сектор Газа» - это так называемый артбук: минимум текста и множество фотографий, а львиную долю контента составляют сканы рукописей текстов песен группы. Дочь Юрия Ирина Клинских и другие энтузиасты сохранения наследия артиста нашли почти все тексты со всех альбомов – исключение составили лишь те две пластинки, песни для которых Хой писал в Москве. Эти документы интересны не только для фанатов «Сектора Газа», которые знают большинство произведений Юрия Клинских наизусть, но и для тех, кто, скажем так, наблюдал за феноменом группы со стороны. Последних, возможно, изумят аккуратные страницы «беловиков» Юры, где все тексты написаны аккуратным почерком, продатированы, куплеты пронумерованы и т.д. В чём в чём, а в этом Хой был очень организованным человеком. В книге есть и раздел черновиков, в том числе неизданных песен, - и они выглядят вовсе не такими аккуратными, зато творческая кухня поэта раскрывается в них во всей красе.

Перечитывая рукописи с текстами Юрия Клинских, я будто перенёсся в своё подмосковное лето 1995 года, наполненное музыкой «Сектора Газа», которую интенсивно слушали в тогдашней компании. Мне эти песни казались слишком грубыми, примитивными, пошлыми, «колхозными», хотя сложно было не оценить лихость, с которой Хой нарушал писаные и неписаные табу, азартно распевая про понос, сифон, трипак и вонючие носки. Опубликованные рукописи напомнили… про счастливую ночь (зачёркнуто)… про это своеобразное новаторство Клинских. Его орфографические ошибки выглядят не как ошибки, а как «авторская орфография», он с лёгкостью видоизменяет язык, используя жаргонизмы, диалектизмы и просторечные выражения, причём даже мат у него порой выглядит менее стрёмно, чем всякие «своё плево», «кайфец», «попец» и прочее. Своеобразное чувство юмора музыканта порой рождало настоящие шедевры, но хватало у него и произведений в жанре «грёбаный стыд». С этой точки зрения весьма трогательно смотрятся в книге комментарии к текстам альбомов с подробнейшим анализом правок автора. Любопытно, что бы сказал Юрий Клинских, прочитав одну из многочисленных подробностей типа «В третьем куплете строчка «и вразнос тебя несёт» выглядела сначала «но в разгон тебя несёт». Думал ли он, что в XXI веке его тексты будут разложены исследователями на атомы?

Очень интересно в книге выглядят собственноручно написанные Хоем биография «Сектора Газа» и выходные данные его альбомов, а также подборка публикаций прессы про группу. Правда, здесь энтузиастам немного не хватило энтузиазма, чтобы указать даты выхода этих статей. Юрий Клинских поставить дату написания текста никогда не забывал.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка книги
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, книги, Сектор Газа
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Коррозия металла» приостанавливает концертную деятельность

соцсети

Концерты группы «Коррозия металла» после инцидента в Нижнем Новгороде находятся под угрозой срыва. Как рассказал лидер коллектива Сергей «Паук» Троицкий телеграм-каналу Shot, он сам и два гитариста провели ночь в отделении без еды и воды и находятся «в дичайшем состоянии», а барабанщик группы Марк Бейгун лежит в коме в нижегородской больнице «после атаки трех бугаев».

Все трое были оштрафованы на общую сумму в 200 тысяч рублей (132 из них должен заплатить лично Сергей). В соцсетях группы «Коррозия металла» сообщается, что они планируют обжаловать это решение и уже написали заявление в Следственный комитет РФ.

По словам Троицкого, из-за сорванного концерта он потерял много денег, а также часть оборудования: две запасные гитары, одна из них акустическая Takamine, другая — бас-гитара Clevan. Из-за этого предстоящий концерт «Вальпургиева ночь в Пауковке», который должен состояться в подмосковных Мытищах, в ДК «Бородино», 30 апреля 2024 года, оказался под угрозой срыва.

Видео с сорванного концерта в клубе «Ненависть» 27 апреля выложено в аккаунт группы «ВКонтакте». Его длительность составляет 22,5 минуты, в финале слышно и видно, что в зал ворвалась полиция.

Обзор: «Cranberries — Больше чем «Zombie». Галопом по Ирландии

обложка альбома

2024, «Войс».

Оценка: 7 из 10.

Канал «Войс» не так часто балует зрителей новыми выпусками. За полгода существования канала вышло всего три видео. Я надеюсь, это потому, что Владимир Завьялов и Николай Овчинников хотят делать хорошо, поэтому не включают скорости в ущерб качеству. Выпуск про Cranberries озадачивает прежде всего своим хронометражем – 15 минут. За это время «Войс» берётся рассказать про ирландцев, ирландскую музыку, её место в англоязычном шоу-бизнесе, группу Cranberries, её историю и её роль повышении статуса ирландской музыки. Перечитав последнее предложение, я сразу представил себе знакомых музыкальных обозревателей, которые на основании этих данных могли бы написать книгу страниц на 800 с невероятным количество фактуры и аналитики. Но, оказывается, всё то же самое можно в доступной форме изложить за 15 минут.

Но, разумеется, без особых подробностей. Рассказ об ирландцах и их музыкальных традициях не выходит за рамки расхожих штампов об этом острове и его обитателях, как и короткое упоминание о сложных отношениях Ирландии и Великобритании. Но дальше авторы выпуска делают беспроигрышный ход, доказывая, что мирового музыкального успеха добиться смогли только те ирландцы, которые этим штампам подчиняться не стали. Группа U2 играла космополитичную музыку, а Боно скрывал ирландский акцент, зато Cranberries сумели вплести в свои песни элементы ирландского фольклора и звукоизвлечения – и тоже победили. Для этого им понадобилась, конечно, вокалистка Долорес О'Риордан. До её появления группа играла среднестатистический пост-панк, а её голос всё преобразил. «Смесь меццо-сопрано и йодля» и красивые чувственные песни выделили Cranberries на фоне других ирландских музыкантов, и группе не пришлось даже отказываться от своих корней.

Далее ведущие «Войса» горячо доказывают, что «Zombie» - не самая типичная песня Cranberries, хотя и самая известная. В выпуске есть рекомендации послушать несколько других композиций, и вот тут авторы канала явно ломятся в открытую дверь. Все процитированные песни и без того известны, «Зомби» многие из них не уступают, а может, и превосходят, так что непонятно, почему вдруг столько внимания уделено этому произведению. Cranberries отнюдь не были группой одной песни, но «Войсу» не до подробностей и не до разбора альтернативных мнений, надо же в 15 минут уложиться. Хотя кто ставил эти рамки? Что помешало расшириться до получаса и подробнее рассказать о других шедеврах группы или хотя бы не так сбивчиво поведать о трагической судьбе её вокалистки?

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка альбома
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, Cranberries, Войс
β 16+