Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь суток

На Российской креативной неделе обсудили, как и зачем измерять креативный сектор экономики

05.07.2023 18:23 Звезды Рубрика: Хроника 16+
Алина Кузнецова, Наталия Галиулова

Панельная дискуссия «За гранью ОКВЭДов: альтернативные способы оценки креативного сектора» состоялась 3 июля 2023 года в рамках деловой программы Российской креативной недели, проходящей на территории кластера «Ломоносов» Московского государственного университета.

Модератор дискуссии, директор «Центра научно-технической, инновационной и информационной политики» НИУ ВШЭ, доцент департамента образовательных программ Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Михаил Гершман начал выступление с цитаты.

– Известно высказывание ирландского физика Уильяма Томпсона: то, что нельзя измерить, нельзя и улучшить. Сегодняшняя сессия будет посвящена вопросам измерения такого сложного и комплексного явления как креативные индустрии, – сказал он.

Михаил Гершман и Татьяна Абанкина

Научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, директор Центра креативной экономики факультета городского и регионального развития Татьяна Абанкина отметила, что важно понимать, для каких целей осуществляется измерение. Так, есть задачи, связанные с государственным управлением и поддержкой.

– Есть научные методы, позволяющие оценить этот сектор, изменения, которые в нем происходят, темп этих изменений, а также понять конфигурацию этого сектора с учетом радикальных перемен, которые мы сейчас наблюдаем. Непредсказуемо влияние, например, искусственного интеллекта. Научные исследования – это второй стержень, вокруг которого оценки должны выстраиваться, – подчеркнула она.

По мнению Татьяны Абанкиной, в будущем должны появиться инструменты, которые позволят сопоставлять Россию с другими странами, регионы с регионами, индустрии с индустриями. При этом, если исходить из задач управления, а не научных, то ориентироваться надо на классификатор видов экономической деятельности.

Ведущий эксперт Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Виктория Боос рассказала про рейтинг самых креативных мировых городов. В выборке учитывались города, в которых живет хотя бы один «некий лидер креативных индустрий».

– Креативная экономика – это не только креативный класс. Большая часть креативной экономики формируется «звездами». Чтобы стать такими, надо пройти через некую воронку от простого человека, который интересуется креативными индустриями и имеет соответствующее образование, до того, кто добивается успеха. Эта концепция была разработана экономистом Шервином Розеном. – рассказала она.

Чтобы определить звезду, достаточно выделить три критерия: доходы, влияние и слава. Полученные в ходе исследования результаты, как оказалось, коррелируют с результатами официальной статистики.

Виктория Боос также отметила, что все чаще появляются такие креативные проекты, которые ни к одному коду ОКВЭД отнести нельзя – VR-кино, иммерсивные театры, метавселенные.

Исполнительный директор Федерации креативных индустрий Анна Шутова рассказала про проект «100 креативных лидеров».

– Кто такой лидер? Это представитель своей индустрии, который имеет новаторские предложения в виде новых форм производства или дистрибьюции, представления своих услуг. У лидера должно быть понимание, что он должен выходить за рамки своего региона, – прокомментировала она.

При этом она отметила, что только локальная экспертиза внутри каждого отдельного региона России способна выявить, кто на самом деле является лидером.

Проект позволил проследить, какие креативные индустрии представлены в том или ином регионе больше, а также показать самим креативным лидерам, на что они способны.

Директор по взаимодействию с креативными индустриями и талантами аудиосервиса «Звук» Александр Гагиев рассказал, что сталкивался с проблемой кодов ОКВЭД, когда работал директором по развитию группы компаний Black Star.

– Как измерить креативность бургерной Black Star? Мы пришли к выводу, если ты не креативный – тебе на рынке делать нечего. В плоскости «цена-качество» уже невозможно конкурировать. Нужна эмоциональная составляющая, которая делает продукт востребованным, – заявил он.

По его словам, для креативного продукта важны три вещи – востребованность, стоимость прав, а также то, как он продвигает отрасль целиком. Александр Гагиев отметил, что музыкальный лейбл Black Star «драйвил все остальные бизнесы».

Советник по креативной экономике Фонда «Центр стратегических разработок» Лариса Богданова отметила, что изучение проблем ОКВЭД в конечном счете должно помочь выходу креативного бизнеса из тени.

– Надо понять, кто именно занимается креативными индустриями. На примере нашего исследования Сибирского федерального округа мы поняли, что большинство – это ИП, малый бизнес, самозанятые и те, кто находится в тени. Что нам сделать, чтобы их посчитать? – задала она вопрос.

Задача осложняется тем, что и у крупных компаний выбор ОКВЭД не всегда очевиден. Так, самой известной компанией в сфере архитектуры в рамках исследования оказался золотопромышленный прииск.

Лариса Богданова отметила, что есть большая проблема, связанная с определением того, где локализована компания, а также с верификацией кодов ОКВЭД. Так, зачастую компании меняют коды в ходе своего развития, и иногда – из-за требований налоговой. При этом решение о присвоении тех или иных кодов должно приниматься предпринимателем с четким пониманием того, к какой индустрии он себя относит. Это и должно помочь креативному сектору выйти из тени.

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов напомнил присутствующим, что сфера культуры – это не отрасль, а группа отраслей, действующих по разным правилам, и разделить их практически нельзя. При этом в разных странах эти индустрии называются по-разному (Cultural Industries, Creative Industries и др.), и их состав не совпадает, хотя подразумевается одно и то же явление. В России законодательство в сфере культуры создавалось в 1930-е годы и с тех пор серьёзно устарело, а фактическое регулирование сейчас распределено между шестью ведомствами, практически не координирующими деятельность между собой.

– Министерство цифрового развития с Министерством культуры ничего координировать не будет, как и другие ведомства - до указания сверху, и это можно понять. Деятельность ведомства ведут по своим регламентам - а ведь в законодательстве сейчас творческие и креативные индустрии вообще не упоминаются. В Распоряжении Правительства РФ не указаны объективные признаки креативности, а перечни индустрий являются открытыми – соответственно, в них можно добавлять все, что угодно. Особенно радует упоминание гастрономии. Чем же отличается высококреативная гастрономическая структура от палатки с шаурмой? Распоряжение ответа не даёт – заметил докладчик.

Евгений Сафронов обратил внимание на много лет разрабатываемый в InterMedia Классификатор видов творческой (креативной) деятельности, прошедший «полевые испытания» в ходе разработки методики изучения творческих (креативных) индустрий по заказу Московской областной Думы. В Классификаторе определено 167 видов деятельности, разделенных на основные и инфраструктурные. Из них можно составить 15 основных индустрий, а также 7 базисных (работающих на все индустрии). Евгений Сафронов также перечислил ряд видов деятельности, до сих пор никак не отраженных в ОКВЭД, из-за чего их отнесение к креативным индустриям будет просто незаконным. Важнейшими проблемами, мешающими применению ОКВЭД, является также произвольное присвоение кодов ОКВЭД компаниями, смешение в одном коде творческих и технических видов деятельности, работа многих субъектов индустрий вчерную и т.д. В этой связи методика InterMedia предполагает использование ОКВЭД лишь на первом этапе исследования. Провести достоверный анализ можно только серией специальных экспертиз.

Презентация Е.Сафронова – ссылка

Старший научный сотрудник Центра экономической теории социального сектора Ольга Славинская отметила, что главный фактор креативных индустрий – трудовые ресурсы. Этот труд – авторский, ненормированный и требующий особых знаний. При этом она отметила, что ряд зарубежных источников разделяет креативные индустрии и исполнительские искусства.

– Люди, которые заняты в креативных индустриях и заняты творческим трудом, зачастую имеют сразу несколько профессий, потому что одним творчеством не заработаешь. Имеет место платформенная занятость. Это все – специфика творческого труда, – отметила она.

Ольга Славинская также обратила внимание на то, что затруднительно найти какие-либо данные по рынку труда в сфере культуры, в т.ч. из-за перехода от ОКВЭД к ОКВЭД 2: до 2016 года статистика представлена по старым кодам. В результате культура чаще всего относится к «другим видам деятельности», без расшифровки, и это очень показательно для понимания сегодняшнего отношения к творческим (креативным) индустриям.

Павел Соломатин, InterMedia

Фото: Алина Кузнецова, Наталия Галиулова
Теги: Павел Соломатин, Евгений Сафронов, репортаж, Российская креативная неделя

Жерара Депардье допросили по делу о домогательствах

Sipa/Fotodom

Актер Жерар Депардье был 29 апреля 2024 года вызван для допроса и временно задержан в Париже по делу об обвинениях его в домогательствах к нескольким женщинам. После довольно продолжительного допроса в офисе 3-го округа судебной полиции Парижа, актер был отпущен без предъявления обвинений. Об этом рассказал Associated Press его адвокат Кристиан Сен-Пале.

Две женщины обвинили артиста в непристойном поведении и домогательствах во время съемок. Первый случай с его ассистенткой произошел в 2014 году на площадке фильма Жан-Пьера Моки «Le magicien et les siamois». Девушка рассказала, что актер трогал ее, дела непристойные замечания и предлагал заняться сексом. В январе этого года она подала жалобу на актера по статье о «сексуализированном нападении со стороны лица, злоупотребляющего своим служебным положением».

Вторая ситуация возникла во время работы над фильмом Жана Беккера «Зеленые ставни» в 2021 году. По словам 53-летней женщины-декоратора, актер схватил ее в коридоре, приставал и говорил непристойности. Она рассказала об этом коллегам в съемочной группе и те потребовали от Депардье извинений, которые он тут же принес. По ее обращению было запущено расследование.

«ИнтерМедиа» напоминает, что к 2023 году уже более десятка женщин обвинили Депардье в насилии и сексуализированных домогательствах, которые якобы произошли с 2004 по 2022 год на съемках 11 фильмов. Его даже лишили почетного ордена канадской провинции Квебек и предлагали аналогично поступить с его французскими наградами, но президент страны идею не поддержал, а также за Жерара (пока не признанного официально виновным ни по одному эпизоду) вступились деятели французской культуры.

UPD. Суд над актером состоится в октябре 2024 года.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

100-летие Булата Окуджавы отметит Первый канал

соцсети

Премьера документального фильм «Давайте понимать друг друга с полуслова…» состоится на Первом канале 10 мая 2024 года к 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы.

Окуджава был закрытым человеком. Его песни, на первый взгляд очень простые, полны глубоких смыслов и тайных шифров, а личная жизнь скрыта от посторонних глаз. И сегодня лишь немногие люди могут сказать, что по-настоящему знали его и любили. Ольга Окуджава, вдова Булата, бережно оберегает все, что связано с его памятью и редко дает интервью. Съемочной группе фильма удалось взять интервью у Ольги Владимировны. Его снимали в Переделкино, в музее Булата Окуджавы, на их прежней даче. Разговор получился не совсем обычным: Ольга Окуджава, объясняла, что герой фильма только Булат, а не она, и категорически не хотела быть в кадре. Поэтому в фильме зрители услышат только ее голос, а где-то она в порыве воспоминаний сама неожиданно войдет в кадр. Так или иначе, зритель услышит редкий по своей откровенности рассказ близкого человека о жизни Булата Окуджавы.

В каждой из своих женщин Булат Окуджава искал образ своей матери. Первой его избранницей стала однокурсница по Тбилисскому университету Галина Смольянинова. То, что Булат запел, - ее заслуга. Она полностью посвятила себя мужу, и Булат, рано лишенный семейного тепла, впервые почувствовал себя счастливым. В этом браке родился первый сын Игорь. Галина всегда была рядом, но на одном из творческих вечеров Окуджава встретил Ольгу Арцимович, влюбился в нее и ушел из семьи. После смерти Галины ее родственники не отдали сына Булату Окуджаве. Эта тема всегда была очень болезненной для него, но мало кто об этом знал. В фильме Ольга Окуджава впервые откровенно расскажет о Галине и о старшем сыне Игоре - как переживал Булат и о его попытках сблизиться с сыном.

Окуджаву называют певцом Арбата. Здесь он родился, провел годы детства и пронес образ Арбата через все свое творчество. А сегодня возле дома, где жил поэт, стоит памятник Булату Окуджаве. Это место притяжения, куда приходят молодые, читают стихи, поют песни, назначают свидания. Авторы фильма пообщались с создателем памятника и большим поклонником поэта, народным художник России Георгием Франгуляном. Скульптор запечатлел Окуджаву таким, каким сам его запомнил: в московской школе, где в 60-е годы учился Франгулян, Булат Шалвович не раз проводил творческие вечера.

Война была для Окуджавы всегда особой темой. Он попал на нее добровольцем со школьной скамьи. Военком не хотел выписывать повестку 17-летнему парнишке, и юный Булат сделал это сам. Там, под огнем, Окуджава прошёл свои главные университеты. И потом, понимая, что выжил, ощущал себя посланцем тех, кто сложил голову. Наверное, поэтому военная лирика Окуджавы и сегодня так близка и понятна каждому. В 1971 году Окуджава написал песню к фильму «Белорусский вокзал», без которой сейчас трудно представить День Победы . Сохранились уникальные кадры, где сам автор рассказывает об этой песне. Ольга Окуджава поделилась интересными подробностями этой истории: она расскажет, как Булат пел ее тихим голосом режиссеру фильма «Белорусский вокзал» Андрею Смирнову и одним пальцем наигрывал мелодию на рояле. Смирнов чуть не забраковал песню, а спас – Альфред Шнитке, который сделал для марша гениальную оркестровку.

В начале 60-х годов Окуджаву уже знала вся страна. Это было звездное время Булата. В те годы он пишет очень много песен, которые звучат не только на земле, но и в космосе. Говорят, без гения Окуджавы не обошелся даже старт первого в мире пилотируемого космического корабля. И вот уже больше полувека у космонавтов существует традиция: перед каждым полетом смотреть фильм «Белое солнце пустыни», где звучит любимая песня миллионов «Ваше благородие, госпожа Удача».

В 1995 году Булат Окуджава вышел на сцену в последний раз. Выступление состоялось в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО. В фильме будут показаны уникальные кадры последнего концерта Окуджавы в Париже.

В фильме также принимают участие Юрий Рост, Зоя Богуславская, Юлий Ким, Елена Камбурова, Олег Митяев, Ольга Будина, Евгений Ямбург и др.

Эфир в 10.15.

«Супер Лайк Шоу» канала СТС Kids вернется осенью

27.04.2024 21:01 Звезды Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой премии

Церемония вручения музыкальной премии телеканала СТС Kids «Супер Лайк Шоу» состоится 19 октября 2024 года в концертном зале «Москва» в парке «Остров мечты». В прошлом году телеканал СТС Kids получил столько лайков от юных гостей первой церемонии и их родителей, что решил сделать премию вновь, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе канала.

Гостей ждет несколько часов в компании с блогерами-миллионниками под их топовые треки. Участниками второй церемонии станут Милана Хаметова, Марьяна Локель, Камиль и Амина Kikido, Вики Шоу, Бэтси, Настя Князева, Вова Левченко, Мирослава и Злата Быковы, Таисия Скоморохова и др. Артисты обещают много сюрпризов, гости шоу первыми услышат новые песни. Зрители увидят эксклюзивные номера с уникальной сценографией и спецэффектами.

На сайте премии зрители смогут выбрать победителя в номинациях «Лучшая песня», «Любимка года», «Коллаб года», «Лучший клип», «Любимый блогер», «Звездная семья». Всего премию СТС Kids получат 12 номинантов. Голосование будет запущено 1 июня на сайте  superlikeshow.ru. Позже шоу покажут в эфире телеканала СТС Kids.

«ИнтерМедиа» напоминает, что церемония вручения первой музыкальной премии телеканала СТС Kids «Супер Лайк Шоу» состоялась 14 октября 2023 года в КЗ «Москва». Звёздные блогеры страны и юные исполнители боролись в этот день за звание лучшего артиста в разных номинациях. Церемония собрала более 4 000 зрителей.

Фото: предоставлено пресс-службой премии
Теги: анонс церемонии, СТС Kids, Супер Лайк Шоу
β 16+