Богдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь суток

«Короля» Умберто Джордано покажет Большой театр

27.06.2023 10:00 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
соцсети

Премьера оперы «Король» Умберто Джордано состоится 6-9 июля 2023 года на Камерной сцене Большого театра. Этот спектакль продолжает традицию постановок в Большом театре малоизвестных и редко исполняемых сочинений. По словам режиссёра-постановщика Юрия Муравицкого (на фото), дебютирующего на оперной сцене, даже знатоки музыкального искусства нередко удивляются, узнав о существовании этого произведения, которое — и о котором — ранее им никогда не приходилось слышать.

Мировая премьера «Короля» - последней оперы итальянского композитора-вериста Умберто Джордано - состоялась в миланском театре La Scala 12 января 1929 года. Написана она была специально для Тоти даль Монте — итальянской певицы так называемой «старой школы», колоратурного сопрано. Она несколько раз и с большим успехом исполнила ведущую партию Розалины, однако после ухода со сцены этой прославленной певицы публика быстро потеряла интерес и к этой опере.

Джордано — практически новое имя для Большого театра. (Лишь в 1897 году самая знаменитая опера композитора «Андре Шенье» была представлена на подмостках Большого силами итальянской труппы Дирекции Императорских театров.)

- На первый взгляд, он может показаться незатейливым: действие разворачивается вокруг Розалины, невесты Коломбелло, охладевшей к своему жениху и перенёсшей симпатии на короля в надежде в дальнейшем «зажить королевской жизнью», - рассказывает режиссер Юрий Муравицкий. - Здесь мы сталкиваемся с тем, что происходит, когда человек поддаётся напрасной иллюзии, насколько опасной для него может стать одержимость этой иллюзией. Мотив жизненно важный и не зависящий от временного контекста. Героиня вообразила нечто, во что поверила сама, и, борясь за достижение иллюзорной цели, разрушила и свою жизнь, и жизни окружающих. Сюжет, как видим, достаточно популярный и в мировом искусстве, и в жизни. Однако опера называется не «Розалина». Она называется «Король». И при ближайшем рассмотрении становится ясно, что Король в этой истории — фигура гораздо более важная и даже ключевая. Говорят, что авторы всегда пишут про себя (в том смысле, что зачастую один из персонажей произведения олицетворяет альтер эго своего создателя). Думаю, что в данном случае автор ассоциировал себя именно с Королём, не сумевшим сохранить власть над чувствами молодой девушки. Опера пронизана иронией и, я бы сказал, самоиронией — это, по большому счёту, шутка, сказка, притча. Но, как и любая притча, она несёт глубокий смысл. Джордано неспроста решил закончить свой «оперный» путь именно этим произведением. Он ведь прожил ещё около двадцати лет, но опер больше не писал. В этом определённо что-то есть.

«Король» — стилистически необычное, оригинальное сочинение. С одной стороны, оно было написано композитором-веристом, представителем позднеромантической традиции. С другой стороны, в первой половине ХХ века в Италии уже были популярны композиторы-авангардисты «Поколения 1880-х». Музыкальная культура того времени включала в себя и веризм, и неоклассицизм, и авангард. В этой опере в определённых процентах есть и то, и другое, и третье. Возможно, подобная смешанная стилистика — ещё одна причина, по которой её так редко ставят.

- Я же отталкивался от отсылок к эпохе барокко, которые наличествуют в этой опере: партия Розалины написана для колоратурного сопрано, что уже говорит само за себя, а либретто начинается с указания: «Действие происходит в XVIII веке в стране, где правил Король». Это — игра со стилем, и даже не с одним, - говорит Муравицкий. - Я очень люблю барочный театр за его яркость и нарочитую условность. Наша версия — вполне классическая. Мы не стали переносить действие в современность или, например, в будущее. Я ничего не менял в либретто, хотя небольшой сюрприз в финале всё-таки будет. Дирижёр-постановщик Антон Гришанин не вносил значительных изменений в партитуру.

Артисты, занятые в спектакле, очень увлечены новым материалом. Помимо певцов оперной труппы Камерной сцены, в премьерных показах примет участие приглашённый солист Артём Попов, дебютировавший в Большом в мае 2023 года в партии Тамино в опере «Волшебная флейта» Моцарта.

Умерла патриарх Театра Сатиры Зоя Зелинская

Илья Золкин

Актриса Зоя Зелинская скончалась 29 апреля 2024 года в возрасте 94 лет. О ее смерти сообщатся на сайте Театра Сатиры, где она служила без малого 70 лет.

Зоя Зелинская (девичья фамилии Ющук) родилась в Москве 8 декабря 1929 года. В 1954-м окончила ГИТИС, факультет актёров музыкальных театров (курс Андрея Гончарова), и была принята в труппу Театра Сатиры. Более всего известна по роли пани Терезы в телевизионной передаче «Кабачок 13 стульев», режиссёром которой был её первый муж Георгий Васильевич Зелинский.

В Театре Сатиры играла в спектаклях «Грустно, но смешно», «Как пришить старушку», «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф», «Дамоклов меч», «А был ли Иван Иванович?», «Трехгрошовая опера», «Дом, где разбиваются сердца», «Самоубийца», «Идеальный муж», «Будем знакомы», «Где мы?!..» и других.

Зелинская много снималась и в кино, дебютировав как эпизодическая актриса в фильме «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова в 1956 году. В числе других ее работ – «Мужчины и женщины», «Предсказание», «Пчёлка», «На углу, у Патриарших», «Тесты для настоящих мужчин», «Досье детектива Дубровского» и др.

По данным СМИ, прощание с актрисой пройдет 1 мая в Театре Сатиры, похороны состоятся на Троекуровском кладбище.

Фото: Илья Золкин
Теги: смерть
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Театр сатиры отметит День Победы с «Синим платочком»

28.04.2024 14:40 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой театра

Спектакль-концерт «Синий платочек», посвященный Дню Победы и Театру Сатиры во время Великой Отечественной войны, будет поставлен на Основной сцене Театра Сатиры 9 мая 2024 года. В основу спектакля легла пьеса Григория Горина «Прощай, конферансье!» в постановке Андрея Миронова, которой в этом году исполняется 40 лет, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе театра. Режиссером стал артист Театра Сатиры Антон Буглак.

- Каждый год наш театр выпускает спектакли к 9 мая, - говорит режиссер. - «Синий платочек» создан несколько лет назад на основе пьесы Григория Горина «Прощай, конферансье!» в постановке Андрея Миронова. Но мы развиваем сюжетную линию. Мы скрупулезно собирали сведения из дневников, книг и личных воспоминаний наших артистов. И в результате появился спектакль-концерт, спектакль-исследование «Синий платочек».

В постановке переплетены три линии: тех, кто родился и жил во время войны, тех, кто родился после и рассказывает от первого лица об артистах старшего поколения, с которыми посчастливилось работать на сцене, а также линия молодых артистов, которые из современности смотрят на трагические события прошлого.

- Мне кажется, в самом названии таится светлая печаль, - говорил о постановке «Прощай, конферансье!» Андрей Миронов. - В силу законов жизни уходят безвозвратно поколения людей. Приходят другие. Принято считать, что они лучше нас. Наверное, так. Но они – другие. Поэтому ушедшим мы говорим «Прощай!» А все хорошее, доброе, светлое, что они оставили нам, хочется сохранить и передать идущим на смену…

Вместе с мемуарами и воспоминаниями, концертные номера будут также документальными – именно с ними под песни Руслановой, Шульженко, Утесова, Бернеса выступали артисты Театра Сатиры на передовых. Зрители увидят декорации заслуженного художника РФ Валентина Шихарева, танцы в постановке главного балетмейстера Театра Сатиры Сергея Землянского, живой оркестр Театра Сатиры и 40 человек артистов на сцене.

- Большая страница истории страны – это также большая история Театра Сатиры, который в прямом смысле сражался за победу: с оружием в руках на передовой, на линии фронта с песнями, в эвакуации с премьерами военных спектаклей-обозрений, - говорит художественный руководитель театра Сергей Газаров. - «Синий платочек» - это не просто оммаж артистам нашего театра, это документальная повесть о времени и о мужестве людей. О том, что искусство дает надежду и веру в победу, побеждая смерть.

В спектакле «Синий платочек» примут участие Наталия Защипина, Вероника Агапова, Моряна Анттонен-Шестакова, Юрий Васильев, Александр Воеводин, Алина Воскресенская, Майя Горбань, Юрий Горин, Максим Демченко, Мария Железнова, Наталья Защипина, Андрей Зенин, Марина Ильина, Наталья Карпунина, Роман Керн, Денис Кириллов, Арина Кирсанова, Любовь Козий, Нина Корниенко, Анастасия Кузнецова, Ольга Кузнецова, Игорь Лагутин, Инна Лясковец, Илья Малаков, Никита Манилов, Марина Маняхина, Артём Минин, Карина Муса, Влад Окропиридзе, Мария Протасова, Виктор Рухманов, Светлана Рябова, Артемий Соколов-Савостьянов, Наталья Селезнёва, Ольга Суркова, Татьяна Титова, Тимур Тихомиров, Григорий Трапезников, Надежда Филиппова, Сергей Чурбаков, Алена Яковлева и др.

Ранее Театр Сатиры прокомментировал слухи о том, что якобы был отменен вечер памяти Александра Ширвиндта. В театре разъяснили, что нам самом деле был отменен назначенный на 3 апреля 2024 года спектакль «Где мы?», в котором был задействован актер. Что касается вечера памяти Александра Ширвиндта, то он будет приурочен к его дню рождения, отмечаемому 19 июля.

Фото: предоставлено пресс-службой театра
Теги: День Победы, Театр Сатиры, анонс спектакля, Синий платочек

Наталия Касаткина, Тамара Синявская и Людмила Максакова получили почётные «Золотые маски»

28.04.2024 12:08 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Илья Золкин

30-я торжественная церемония вручения специальных премий «Золотая маска» в номинации «За вклад в развитие театрального искусства» состоялась 27 апреля 2024 года в Бетховеновском зале Большого театра.

Лауреатами этого года стали 11 человек, в их числе певица и педагог Тамара Синявская, актриса Театра Вахтангова Людмила Максакова, артист балета, хореограф и педагог Вячеслав Гордеев, а также балерина, хореограф и руководитель Государственного академического театра классического балета Н.Касаткиной и В.Василёва Наталия Касаткина, скончавшаяся 14 марта в возрасте 89 лет. Награду получил ее сын Иван, временно исполняющий обязанности художественного руководителя театра, созданного его родителями.

β 16+