Умер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от ракаУмер актер Геннадий Назаров

Перерождение российской киноиндустрии обсудили на Московском предпринимательском форуме

предоставлено организаторами мероприятия

Дискуссия, посвященная будущему кино и медиа, состоялась в рамках Московского предпринимательского форума в концертном зале «Москва» 23 мая 2023 года. Модератором выступил руководитель проекта «ТопБлог», автор программы «Digital–продюсер» НИУ ВШЭ, основатель и СЕО диджитал-агентства bQ Group Дмитрий Бескромный.

Начиная дискуссию, заместитель генерального продюсера онлайн-кинотеатра Okko Светлана Сонина напомнила присутствующим о наблюдаемом в последнее время буме российских сериалов.

– Сейчас все онлайн-кинотеатры вкладывают большие силы именно в сериалы собственного производства. Это сильно изменило индустрию – есть потребность в молодых специалистах, потому что не хватает современного взгляда. Поэтому все онлайн-платформы поддерживают различные киношколы и работают с молодыми командами, с которыми еще лет пять назад работать не были готовы, – заявила она.

По словам спикера, с индустрией за последнее время не случилось никаких катастроф, а производство и смотрение оригинального контента за последний год выросли на 125%.

Кроме того, Светлана Сонина отметила, что куда эффективнее не пытаться напрямую делать социально значимый контент, а интегрировать серьезные смыслы в популярные по форме произведения. При этом нельзя недооценивать и умение делать просто популярный контент, поскольку люди имеют право и на развлечения в чистом виде, не отягощенные дополнительными смыслами.

Исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова заявила, что анимационное производство за последние годы вышло на индустриальный уровень и стало одной из самых быстроразвивающихся сфер креативных индустрий.

– Наши студии сейчас в состоянии производить по несколько мультфильмов одновременно, причем это как сериальная, так и полнометражная продукция. В прошлом году ушли голливудские мэйджоры, и наши анимационные компании смогли оперативно выпустить 12 полнометражных релизов, не говоря уже о сериалах, – рассказала она.

По словам эксперта, контент сейчас требуется постоянно, и индустрию, способную обслуживать этот запрос, невозможно было бы построить без поддержки государства. В первую очередь, Ирина Мастусова отметила налоговые льготы, в том числе – льготы по страховым взносам. По ее мнению, они позволили анимационным компаниям направлять больше средств в расширение производства.

Эксперт в области культуры и развлечений, главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов напомнил присутствующим, что многие вопросы решаются в стране без всякой аналитики, поэтому часто «получается то, что получается», а законодательство в сфере креативных индустрий крайне устарело.

Эксперт напомнил, что в последние годы изменилось большинство форматов доставки произведений аудитории. В частности, в структуре интернет-трафика, по данным Cisco, видео (в том числе и кино) уже давно доминирует и продолжает активно расти. По этой причине будет сохраняться высокий спрос на любые форматы: «Короткие, длинные, вертикальные, горизонтальные – все будет востребовано. Другой вопрос – удастся ли это монетизировать».

Объемы и доли потребления глобального интернет-трафика по сегментам, 2017–2022 гг., %

Примечание:

Эб – Эксабайт (единица информации, равная 10 в 18 степени байт)

Источник: Cisco

– Если есть инфраструктура, которая дает возможность монетизировать разнообразный продукт, то любой предприниматель, который делает что-то интересное, может рассчитывать на вознаграждение. А вот сейчас это практически невозможно: инфраструктура рассыпалась, со стороны властей поддержка наблюдается только фрагментарная, несистемная. Далеко не во всех креативных индустриях есть отраслевые ассоциации, которые выполняли бы важнейшую функцию донесения до власти критических проблем и способов их решения, – заявил эксперт.

По мнению Евгения Сафронова, отлаженная инфраструктура позволила бы создавать в несколько раз больше востребованного контента, чем сейчас, и за него «должна была бы идти борьба», его создатели должны были быть “на вес золота”.

Спикер указал на ряд принципиальных проблем законодательства в сфере культуры – в частности, в законе не определено многое из того, что сейчас называют “креативными индустриями”. В условиях неотлаженной инфраструктуры это приводит к тому, что господдержка далеко не всегда направляется действительно полезным обществу творцам и организациям.

Генеральный директор компании Black Box Production Павел Сарычев рассказал о новых инструментах, используемых в киноиндустрии. Он заявил, что сейчас слишком много внимания уделяется технологиям, которые далеко не всегда способствуют главному – раскрытию истории и творческого замысла.

– Сейчас мы много говорим про нейросети, а пять лет назад мы точно так же рассуждали про VR, шли дискуссии, что все кино будет в виртуальной реальности. Еще чуть раньше, десять лет назад мы все стояли в очереди на 3D, и рассуждения были о том, что все кино теперь будет в 3D… – напомнил спикер. – Нейросети – это лишь новый инструмент. Они могут нарисовать картинку, но не могут написать сценарий лучше, чем 95% сценаристов.

По мнению эксперта, нейросеть можно использовать для виртуального продакшена, но иногда быстрее и дешевле все же снимать на реальной локации, чем рисовать и генерировать декорации на экранах.

Павел Сарычев также напомнил, что появление цифровых камер произвело революцию в киноиндустрии, но практически не ускорило рабочие процессы. Когда исчезла необходимость перезаряжать пленку, на перестановку камер при съемке стало уходить всего 10–15 минут. Но «режиссеры, оператор и актеры за это время не успевают подготовиться к кадру, то есть при технической возможности производить часы контента, истории не стали создаваться быстрее», – завершил он свою мысль.

Директор кинокомиссии Filming Azerbaijan Илькин Махаммадли поднял вопрос международных связей в киноиндустрии. Он напомнил, что многие российские зрители любят индийское кино и оно вызывает у них ностальгические чувства. При этом современное кино Индии активно развивается как качественно, так и количественно - сейчас в стране производится около трех тысяч игровых фильмов в год.

– В индустрии важны зрители. С азиатскими странами можно развивать копродукцию, потому что таким образом количество зрителей практически удваивается, появляются новые возможности для выхода на международные рынки, – рассказал спикер.

Он также напомнил, что международные съемки развивают и другие индустрии. Так, когда приезжают иностранные кинокомпании, во время производства кино зарабатывают также отели, кейтеринг и другие отрасли.

В заключении сессии спикеры сошлись во мнении, что российская киноиндустрия сейчас переживает интереснейший период, и это скорее перерождение, нежели кризис.

Павел Соломатин, InterMedia

β 16+