Рецензия: Борис Гребенщиков - «Песни бардов». Музыка, на которой вырос БГ
2022, Б.Г.
Оценка: 7 из 10.
Борис Гребенщиков снабдил свой альбом «Песни бардов» пылким дисклеймером, который одновременно и объясняет задумку, и приглашает к внимательному прослушиванию:
- Случилось неминуемое: я наконец закончил писавшийся много лет альбом с песнями бардов. Записывался он без всякой мысли его выпустить, просто хотелось записать все эти песни так, как я их пел всю жизнь, а пел я их практически с детства. Дело в том, что в жизни моего поколения случилось так, что песни со словами под гитару появились в жизни практически одновременно с музыкой, которую тогда было принято называть рок-н-ролл.
Ситуация напоминает довлатовскую: «Как они смогут жить без Достоевского?! На что художник Бахчанян заметил: — Пушкин жил, и ничего». Мы-то росли на «Машине времени», «Аквариуме» и «Наутилусе Помпилиусе» с текстами Ильи Кормильцева - а юный Боря Гребенщиков был такой возможности лишён, поэтому слушал Клячкина и Окуджаву. И не только слушал, но и пел их песни, и подспудно учился у них. Всё это нужно учитывать при знакомстве с «Песнями бардов».
И тем не менее для абсолютного большинства слушателей пластинки она останется именно пластинкой БГ. Скорее всего, многие впервые услышат эти песни именно в исполнении Гребенщикова, потому что он не пытался выбирать для трек-листа какую-то знакомую массам «бардовскую классику», а перепел под гитару композиции, которые сам давно знал и любил. Естественно, в песнях бардов при желании легко найти много пересечений с сегодняшней повесткой, но ключевое понятие здесь - «при желании». Впрочем, от себя на эти темы БГ высказался в альбоме «Аквариума» «Дом всех святых», а теперь просто показал публике какие-то важные для себя песни.
Альбом - двойной, в нём 24 песни, и его основные авторы - Евгений Клячкин и Булат Окуджава. Визбор, Галич, Высоцкий и Кукин представлены буквально одним-двумя произведениями. Клячкина БГ считает «самым музыкальным» из всех бардов и говорит, что вынужден был упрощать его песни, иначе не смог бы их сыграть. В результате песни Евгения Клячкина сильнее всех «авторизованы» Борисом Борисовичем - и звучат так, будто он сам сочинил эти вальсы. Кто-то после этого альбома захочет перейти на следующий уровень и познакомиться с клячкинскими оригиналами. Но если нет, то можно ограничиться песней «По ночной Москве идет девчонка» - так про любовь не умели петь даже рокеры.
Алексей Мажаев, InterMedia
Симфонический концерт группы «Слот» тоже отменен
Концерты группы «Слот» продолжают отменяться. После отмены выступлений коллектива в Калуге (24 марта), Петрозаводске (29 марта), Мурманске (31 марта), Калининграде (26 апреля), Архангельске (12 мая), Ярославле (1 июня) и Иванове (2 июня), стало известно об отмене концерта «Слот» с симфоническим оркестром. Его планировалось провести 25 мая на сцене Crocus City Hall.
Отмены начались после того, как коллектив попал в неофициальный список запрещенных музыкантов. Ранее участники группы заявляли, что их концерты отменяются «по обстоятельствам, находящимся за пределами разумного, возможностей площадок, группы, организатора».
Ранее были отменены три концерта «Слота» в феврале. «ИнтерМедиа» напоминает, что в настоящее время «Слот» работает над альбомом мэшапов с другими группами. Уже увидели свет в виде отдельных синглов коллаборации с «Северным флотом», 7000$ и Нейромонахом Феофаном.
Валерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия
Народный артист России Валерий Леонтьев заявил о прекращении музыкальной карьеры. По словам артиста, он уходит со сцены в связи с возрастом – 19 марта 2024 года ему исполнилось 75 лет.
- Жанр, на который я положил полвека, не терпит дряхлости, - приводит слова Леонтьева «Московский комсомолец». - Я сделал в 2019 году, на свое 70-летие, шоу в Москве в Кремле, в Питере в «Октябрьском» и ушел без выколачивания денег из публики на прощальных турах. Без соплей и слез.
По словам директора певца, никакого прощального тура Валерий Леонтьев планирует.
Не так давно Валерий Леонтьев выступил на частном мероприятии в Дубае. Он провёл на сцене меньше часа, гонорар за концерт составил около 10 млн рублей.
Рецензия на альбом «Live 2000» группы «Король и шут»: Пьяный концерт
2000, 2024 (цифровой релиз) Moon Records.
Оценка: 7 из 10.
Запись этого культового концерта хорошо знакома верным поклонникам «Короля и шута», а теперь благодаря изданию в цифре его могут услышать все желающие. Особенно рекомендуется тем, кто проникся творчеством Горшка и Ко после выхода сериала «Король и Шут». В сериале на удивление здорово сняты концертные сцены, а «живой» звук просто безупречен – ибо для саундтрека «кишовскую» «классику» чуть подчистили. В результате многие не без удивления узнали, что в репертуаре «Короля и шута» было не менее десятка суперхитов на все времена: в лучших песнях группы совмещались мелодика, драйв, харизма, да ещё и сыграно всё было отменно.
Но для полноты картины стоит теперь услышать «Live 2000». Концерт состоялся 25 марта 2000 года в Киеве в ДК КИИГА, причём «Король и шут» играл второе отделение – а первое было отдано акустическому выступлению Егора Летова (его на диске нет). Среди фанатов запись носит название «пьяный концерт» - и это ещё мягко сказано. Качество записи – ну просто бедовое, что заметно усугубляется состоянием музыкантов. При этом у группы в репертуаре уже есть большинство их главных песен – «Ели мясо мужики», «Охотник», «Кукла колдуна», «Дурак и молния», «Прыгну со скалы» и др. Но сыграны они в, скажем так, весьма непривычных версиях. Хорошо, что мы давно выучили слова этих композиций, а то бы не разобрали половину в той звуковой каше, которую воспроизводили артисты на сцене.
Есть в этом нечто подлинное: парни рубятся «по чесноку», и Горшок требует от зрителей кидать в него не пустые, а полные банки с пивом. Запись звучит примерно как на кассете после пятого переписывания, и только партии скрипки Маши Нефёдовой довольно точно воспроизводят альбомные версии: остальные музыканты, чувствуется, в основном импровизируют. На этом фоне выделяется первый куплет «Куклы колдуна», спетый и сыгранный вполне чисто – правда, потом к Горшку присоединяются товарищи, изображающие пьяный хор. А песня «Прыгну со скалы» полностью лишилась своей трагической составляющей: в припевах все подпевают так старательно и так нестройно, что сложно удержаться от смеха, несмотря на серьёзность темы.
Тем не менее запись просто сочится молодецкой энергией, и после прослушивания никто не сможет сказать, что «Король и шут» слишком хитовые и попсовые, чтобы считаться панк-роком. В 2000 году это было вовсе не очевидно.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»