Егор Крид получил травму в ДубаеУмер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от рака

Рецензия на фильм «Дурной глаз»: Будь проклят ваш капитализм

постер к фильму

Оценка: 5 из 10

Ирландский триллер «Дурной глаз» выходит в российский прокат 17 ноября 2022 года. Режиссёр: Лоркан Финнеган. В ролях: Ева Грин, Марк Стронг, Чай Фонасье и другие.

В этом году на кинофестивале «Сандэнс» победила «Няня» Никиату Джусу (с 16 декабря ищите на сервисе Amazon), этно-хоррор о том, как сенегальская беженка устраивается няней у богатых белых людей с Манхэттена, но духи родных краёв настигают её и там. Новое кино ирландца Лоркана Финнегана, снятое в совместном ритуале с Филиппинами, ровно из той же категории и даже умудряется повторять некоторые сюжетные ходы. Но «Дурной глаз» и без навязчивых ассоциаций выглядит фильмом, который сглазили ещё до выхода в прокат.

В этот раз пугающий любого человека европеоидной расы мистицизм далёких стран третьего мира врывается в быт семейной четы из Лондона. Кристин (Ева Грин) – успешный дизайнер, страдающая от непонятного нервного расстройства, из-за которого, например, к ней на работу захаживает жуткий инфернальный пёс, словно бы вырвавшийся с кладбища домашних животных. Её муж Феликс (Марк Стронг) – человек деловой и мало бывает дома, поэтому Кристин нужна помощница и няня для их дочери. Внезапно на пороге появляется филиппинка по имени Диана (Чай Фонасье), уверяющая, что хозяйка сама её вызвала. Кристин, иногда теряющаяся во времени и пространстве, думает, что, наверное, и это вылетело у неё из головы, поэтому смело пускает незнакомку в свою жизнь.

Поначалу всё здорово: гостья успешно справляется со своими обязанностями, балует хозяев экзотическими блюдами своей родной кухни и вылечивает боли в теле Кристин таинственными восточными методиками. Но потом, конечно же, начинают происходить странные дела, когда все вокруг понимают, что Диана – та ещё колдунья, и оказалась она здесь совсем не случайно.

Тем не менее подаётся вся эта мистика под аромат гипнотического благовония: что творится на экране примерно в первые полчаса, понять трудно. Домработница ведётся себя то как няня из «Дома с прислугой», крипово прогуливаясь по роскошному поместью, то что-то шаманит у себя в комнате после захода солнца, как гаитянский дед из «Малышки зомби» Бертрана Бонелло. При этом супруги тоже ведут себя как куклы вуду – изображают общий быт так же искусственно, как все картонные дома из предыдущего фильма Финнегана «Вивариум». И Грин, и Стронгу не привыкать сниматься в странных триллерах, но здесь между ними как будто совсем ничего общего.

Загадочное начало (и карточка с названием фильма) по атмосфере неспроста напоминает «Отвращение» и «А теперь не смотри», как бы подготавливая зрителя к параноидальному зрелищу, в котором совы, псы и жуки – не те, чем кажутся на первый взгляд. Честно говоря, хоть человеческие отношения в первой половине и прописаны плохо, связь с филиппинским фольклором всё же увлекает зрителя за собой в туннель из спиритического дурмана. Когда и это надоедает, кино Финнегана входит в критическую для себя фазу объяснения происходящего, чему в «Дурном глазе» уделяется последние минут двадцать.

Из малопонятной пляски с бубнами под шаманские песнопения кино Лоркана Финнегана выливается в жёсткую и прямолинейную критику капитализма. Проблема в том, что сценарий настолько беспомощен, что концовка фильма напоминает скорее утомительную лекцию о проблемах рабского труда в странах юго-восточной Азии, нежели удовлетворительную развязку экзотичного фолк-хоррора. Грехи колониализма однажды доберутся до всех виновных. Однако «Дурному глазу» ничего нового на этот счёт сказать не получается.

Вадим Богданов, InterMedia

β 16+