Умер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от ракаУмер актер Геннадий Назаров

Рецензия: сборник «Все песни Владимира Высоцкого (1964)». Наступила зрелость

обложка сборника

2022, Navigator Records

Оценка: 9 из 10.

Идея выпустить «всего Высоцкого», разбив песни по годам, была поистине гениальной. В этом лишний раз убеждает второй том антологии, в котором собраны композиции 1964 года. Если первый том (1960-1963) был яркой иллюстрацией понятия «пробы пера», хотя и с весомыми признаками огромного таланта, то в 1964 году 26-летний (!) Владимир Высоцкий предстал вполне зрелым и универсальным автором-исполнителем. Сборник подчёркивает, что у барда не было «блатного» или «военного» периода – разные жанры и направления творчества он осваивал параллельно. И к 1964-му освоил настолько, чтобы записать «Штрафные батальоны», «Про Серёжку Фомина», «Братские могилы», ставшие классикой военной песни. Это почерк очень зрелого мастера, который будто торопился всё успеть, словно догадываясь, что его жизненный путь не будет длинным.

Одновременно Высоцкий записывает кучу тюремно-хулиганских песен – от «Говорят, арестован…» до «Наводчицы». Тут могла бы последовать фраза о том, что за последнюю композицию его могли запретить навсегда – да только Владимир Семёнович до конца жизни и не был полностью разрешён. В театре играл, в фильмах появлялся, концерты давал полуподпольно, но официально было издано лишь несколько песен и ни одной книги. Впрочем, Высоцкий сочинял явно не в расчёте на публикации – возможно, поэтому его не терзал внутренний цензор, и поэт мог говорить на любые запретные темы.

Шуточные песни («Песня студентов-археологов», «Бал-маскарад» и др.) – ещё один важный пласт в творчестве Высоцкого. В 1964 году он любил скрещивать юмористические сюжеты с политическими – так появились «Письмо рабочих тамбовского завода китайским руководителям» или «Антисемиты». Кто бы мог подумать, что эти песни спустя 50 с лишним лет будут отчасти заменять нам учебники истории.

Алексей Мажаев, InterMedia

Фото: обложка сборника
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, Владимир Высоцкий
β 16+