Рецензия на фильм «Ника»: Свойство памяти забывать плохое

Оценка: 8 из 10
Биографический фильм «Ника» выходит в российский прокат 19 мая 2022 года. Режиссёр: Василиса Кузьмина. В ролях: Лиза Янковская, Анна Михалкова, Виталия Корниенко, Иван Фоминов, Евгений Сангаджиев и другие.
«Что важно вчера – забыто давно». Эти строки принадлежат юной поэтессе Нике Турбиной, которая в последнее десятилетие Советского Союза была общенациональной знаменитостью и мировой сенсацией: к 10 годам девочка-вундеркинд победила на Венецианском биеннале, к 13 – исколесила Америку и повстречалась с Бродским. Её стихи были не по годам серьёзными, чем и поражали, про неё снимали передачи, писали в газетах, Нику знали все, кто рос в перестроечную эпоху. Сейчас же её имя окончательно забыто. Во многом за счёт того, что Ника, как и многие дети-суперзвёзды, быстро выгорела: после 14 лет она перестала писать, её обуревали нервные срывы, попытки суицида, лишённая былой популярности жизнь начала заполняться алкоголем, случайными связями, психологическими отклонениями, пагубными зависимостями, что в итоге вылилось в раннюю и до боли трагичную смерть в возрасте 27 лет.
Биографический фильм про такую персону попросту не мог получиться рядовым байопиком, чьё забвение сопряжено с финальными титрами. Дебютантка Василиса Кузьмина вместе со сценаристкой Юлией Гулян (молодые, новые, полные сил и вдохновения имена в нашем кинематографе) оригинально подходят к изображению своей титульной героини, начиная отсчёт истории с хроники последнего года жизни Ники Турбиной. Прицел в фильме не на былую славу советской эпохи, а на судьбу сломленной девушки, так и не нашедшей себе места в новой стране, в новом времени, в новой для себя роли человека, заслужившего крупицу счастья.
В открывающей сцене фильма Ника (её играет наконец оправдывающая свою фамилию Лиза Янковская) сидит на окне, выпивает и выражает пассивную агрессию ко всем, кто собрался на квартирнике и требует от неё по старой привычке почитать стихи – в частности достаётся бармену Ване (Иван Фоминов), который Нику видит впервые и не умеет скрывать своей романтической натуры. Через несколько месяцев Ника точно из такого же окна, но на несколько этажей выше, случайно выпадет и разобьется насмерть, но в промежутке этих событий, как в единственном окошке маленькой квартирки, промелькнёт целая насыщенная жизнь. Ника влюбится в Ваню, будет отбиваться от назойливого «нового русского» Игоря (колоритный Евгений Сангаджиев), попробует поступить на актёрский факультет в Москве, по-другому взглянет на отношения с матерью (Анна Михалкова), все эти годы выстраиваемые на подмене понятий «любовь» и «гиперопека», и в конец концов поймёт, что одиночество не только в толпе, но и в её душе.
С первых же мгновений «Ника» цепко захватывает своей фактурой, выражающейся не только в исключительно удачно подобранных актёрах, но и в продолжающей традиции «Довлатова» и «Лета» детальной проработкой антуража времени. Начало нулевых, советская мода ещё напоминает о себе в ящиках с антресоли, однако приход западных тенденций постепенно становится неотъемлемой частью жизни русского человека. Во-первых, конечно, музыка. Ника с кассетным плеером на поясе и в наушниках танцует под хит 2001 года, электронный кавер «Daydream» от I Monster, а потом в баре мы слышим уже ставшее классикой «Дыхание» от Nautilus Pompilius, от которого не одно десятилетие сердце замирает у целых поколений. И это лишь пример нескольких удачных музыкальных решений, в самом фильме их значительно больше.
Во-вторых, внешний вид героев, обустройство интерьеров, наполнение квартир артефактами времени не вызывает ничего, кроме восхищения. У Ники в спальне на постере красуется Лёва из «Би-2», а мама в той же комнате рисует афиши к только добравшимся до нашего проката голливудским фильмам – к «Истории игрушек 2» и «Бойцовскому клубу», упоминание которого в ретроспективе сюжета фильма не кажется случайным. Игорь с восторгом дарит героине только-только появившуюся на отечественных прилавках первую книгу о Гарри Поттере, а Ваня с юношеским задором пересказывает любимые эпизоды популярной нынче «Матрицы», а затем, уже в Москве, ведёт в первый Макдональдс. Последний эпизод, нужно отметить, сейчас особо хорошо резонирует у аудитории любых возрастов.
Решение Василисы Кузьмины снимать свой дебютный полный метр на плёнку позволило фильму стать более аутентичным не только в плане достижения ретро-картинки, но и в создании поистине интимного портрета Ники Турбиной, скроенного исключительно нежными кинематографическими тканями (плавная операторская работа, незаметный монтаж, приятная глазу цветокоррекция). Её кино можно запросто охарактеризовать мрачным, трагичным и местами провокационным зрелищем, но в то же время оно насыщенно печальной поэтичностью происходящего, как, например, у Гаса Ван Сента в «Последних днях», ещё одном неконвенциональном байопике о члене печально известного «Клуба 27». Нашлось место в «Нике» и личной драме творческого человека, рассматривающей мотивы цены таланта, ранней славы, каждодневной борьбы с самим собой, психических расстройств, как у Антона Корбейна в «Контроле».
«Ника» — это не просто убедительный и яркий режиссёрский дебют, это своеобразный манифест трёх талантливых девушек. Уверенная, изобретательная режиссура подпитывается крепкой сценарной работой, успевающей за полтора часа представить множество живых персонажей, поднять ряд непростых вопросов и с исчерпывающей информативностью рассказать о своей титульной героине, которая вряд ли бы получилось столь притягательной без Лизы Янковской. После её большого дебюта в прошлогодней «Пропавшей» вкрались сомнения в наследственности актёрского таланта династии Янковских. Однако здесь Елизавета отдаёт героине всю себя без остатка, буквально раздеваясь догола, чтобы раствориться в образе ментально нестабильной поэтессы. За свою игру она уже получила награду с престижного фестиваля SXSW, и совершенно за дело, ведь даже после завершения картины в голове ещё долго эхом будет отражаться катарсическое пение Янковской на украинском языке из одной из самых пронзительных сцен фильма.
Вадим Богданов, InterMedia
Любовь Аксенова и Алена Михайлова снялись с Иваном Яновским в «Преступлении и наказании»

Полный каст сериала «Преступление и наказание» объявил 1 декабря 2023 года онлайн-кинотеатр «Кинопоиск». InterMedia напоминает, что роль Родиона Раскольникова исполнил Иван Янковский, а его друга Дмитрия Разумихина – Тихон Жизневский, о чем было объявлено в сентябре. Режиссером проекта стал Владимир Мирзоев, а действие романа Фёдора Достоевского перенесено в Санкт-Петербург XXI века.
Соню Мармеладову сыграла Алёна Михайлова, Дуню Раскольникову — Любовь Аксенова (на фото), Свидригайлова — Владислав Абашин, а старуху-процентщицу — Ёла Санько.
Юлия Снигирь появится в сериале в роли Марфы Петровны, жены Свидригайлова; Виктория Толстоганова — Катерины Ивановны, мачехи Сони; Олег Дуленин — Семена Мармеладова, отца Сони. Юлия Марченко сыграла мать Раскольникова, Мария Смольникова — хозяйку квартиры Раскольникова, Никита Тарасов — ухажера сестры Раскольникова, Борис Хвошнянский — Тень.
Съемки сериала «Плюс Студии» завершились в конце ноября. У «Преступления и наказания» будет семь серий, они выйдут в 2024 году на «Кинопоиске».
Что смотреть в кино и дома на этих выходных: Белый список, Немая ярость, Нина и Голубь сидел…

Детектив про подростковые суициды, возвращение в Голливуд Джона Ву, драма с Юлией Пересильд и перевыпуск шведской классики абсурда.
Задаётесь вопросом: «Что же посмотреть на выходных?». Наша еженедельная рубрика поможет вам найти самый подходящий вариант. Хотите в кино? Мы подскажем, на что лучше сходить. Думаете, какой бы сериал начать? Это тоже к нам. Интересуетесь, может, что-то новое выходит на Netflix в этот уикенд – мы с радостью расскажем!
Что смотреть в кинотеатрах с 30 ноября 2023 года:
От балерины, ставшей режиссёром, можно ожидать чего угодно. И действительно: Алиса Хазанова удивляет уже вторым фильмом подряд. В своём дебюте «Осколки» она довольно смело взаимодействовала с тонкими материями работ Алене Рене, перенеся его Мариенбад в пространство современного ресторана. Получилось неоднозначно, но по-своему притягательно. Её вторая картина называется «Белый список», и она совершенно не похожа на дебют. Это – фильм-расследование про «группы смерти» в соцсетях, холодный детектив и одновременно острое социальное высказывание на тему, которую в российском кинематографе принято избегать. Продолжение рецензии.
В «Нине» Оксаны Бычковой завязка следующая: счастливая жена, у которой муж (Кирилл Кяро) хорошо зарабатывает и сдувает с неё пылинки, и любящая мать (Юлия Пересильд) внезапно срывается в Тбилиси к умирающему забулдыге-бывшему (Евгений Цыганов)... (чтобы что? чем она ему поможет?). Тот в свою очередь весь фильм демонстрирует свою идиотскую сущность, тем самым в конец усложняя для понимания резоны Нины. Но она всё терпит, ещё попутно успевает флиртовать с молодым грузином, после чего бежит в гостиницу созваниваться с мужем и сыном. Дальнейшие события вызывают ещё больше вопросов. Сценарий к фильму написала Любовь Мульменко, который больше похож на полотно из не пригодившихся наработок к её же дебютному «Дунаю».
Новый релиз компании «Иноекино» - абсурдистская трагикомедия «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» Роя Андерссона, которую в Венеции наградили «Золотым львом». Это заключительная часть экзистенциальной трилогии Роя Андерссона о том, что значит быть человеком, вдохновленная картиной «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего. Этот во всех отношениях самобытный, одновременно гомерически смешной и опустошительно печальный фильм состоит из нескольких десятков скетчей без традиционной сюжетной структуры, но с кочующими персонажами и сквозными мотивами. Жизнь и смерть, любовь и дружба, травмы страны и повседневные горести — эти темы, волнующие Андерссона на протяжении всей карьеры, достигают своего пика в «Голубе…».
«Немая ярость» — возвращение мастера гонконгских боевиков Джона Ву на территорию голливудского экшена. В фильме без диалогов и с минимум произнесённых слов, где за героев говорят свистящие пули и сбитые в кровь кулаки, Ву рассказывает историю отца, лишившегося сына в перестрелке банд. Убитый горем, он сначала находит утешение на дне бутылки, но затем решает посвятить всего себя отмщению. Герой Юэля Киннамана начинает жёстко тренироваться и вынашивать план безжалостно расплаты. «Немая ярость» местами чрезмерно мелодраматична и не реалистична, однако как формалистский мастер-класс режиссуры боевиков, кино Джона Ву сгодится на вечерок-другой, особенно для тех, кому было мало «Джона Уика».
Вадим Богданов,InterMedia
Шэрон Стоун рассказала о дискриминации женщин в Голливуде

Шэрон Стоун призналась, что в голливудских студиях по-прежнему остро стоит проблема эйджизма и сексизма. В интервью изданию Deadline 65-летняя актриса рассказала, что гендерный разрыв в оплате труда остается огромной проблемой в Голливуде сегодня, и недавно она снова испытала ее на себе, когда ей предложили главную роль в высокобюджетном фильме.
- Тридцать лет назад, когда я снималась в «Основном инстинкте», Майкл Дуглас заработал 14 миллионов долларов, а я — 500 000 долларов, — напомнила Шэрон. - В прошлом году некая студия планировала съемки фильма с бюджетом примерно в 100 миллионов долларов, и актеру, который был новичком, собирались заплатить что-то около 8 или 9 миллионов долларов за главную мужскую роль, а мне студия снова предложила 500 000 долларов за главную женскую. И я подумала: тридцать лет спустя это все еще происходит! Так что я не уверена, что ситуация сильно изменилась в лучшую сторону. Итак, я отказалась, и руководитель студии сказал: «Ну, удачи тебе, Шэрон». И я сказала: «Ну, и вам удачи». А через две недели его уволили.
Возможно, речь идет о фильм вселенной DC «Синий жук». В 2022 году сообщалось, что Стоун может сыграть в нем злодейку Викторию Корд, но в результате эту роль исполнила Бруна Маркезини. Главную мужскую роль сыграл 22-летний Шоло Маридуэнья. Фильм с бюджетом в 120 миллионов долларов, вышедший в 2023 году, смог собрать в мировом прокате всего около 130 миллионов.